Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рактернстнк амортизатора, вычисленных по точной фор­ муле (1.13) н по приближенной:

 

 

 

/5пР=.Рст + со(оу +

р"иу3),

(2.21)

где

с0=

in=

с«у pll0S /g =

Pao(Slb

 

(2.22)

— динамическая

жесткость

в точке

статического равно­

весия

системы.

 

 

 

 

 

 

 

Находим коэффициент р из условия совпадения кри­

вых (1.13) и (2.21) в точках статического

равновесия и

максимальной нагрузки. Тогда

 

 

 

 

 

Р т а х — ^ [ A io (Р /iP

® m o i ) ) ^

/^ в ] —

 

 

Ро +

Со (wmax

!А®шал.)-

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц =

^

— [

 

-

1

(2.23)

 

 

 

wmax L

 

 

 

 

Пример. Пусть ш,„а* = 2- 10-2 м,

 

 

 

 

 

Ро = 2Ю/-/(/1„о = 0,16МПа);

Ь = 7- 10-=

м;

при этом но данным рис. 1.4

будем иметь

 

 

 

 

Ртах = 520

II, С0= 10,4 - 10я П/м.

 

По

формуле (2.23)

находим

р = 0,123-104 м~2. Для максималь­

ной нагрузки ш,„а*=1,5-

10-2 м

 

 

 

 

(.1= 0,14-1 • 104 м-=.

Приближенные значения Р отличаются от точных не более чем на 5 ... 8%. Учитывая, что главное влия­ ние на характер движения объекта оказывает энерго-

 

И

емкость, а отклонение энергоемкостей

JP{dw), вычи-

 

0

сленное для точных и приближенных значений упругой силы Р, отличается не более чем на 2 ... 3%, предло­ женный метод определения коэффициента р, можно считать также вполне удовлетворительным для выпол­ нения приближенных оценочных расчетов.

При выполнении более точных расчетов следует определять коэффициент р, на основе выбранного метода аппроксимации упругой характеристики амортизатора, например, по формуле (2.23).

24


2.2.С вободные незатухающ ие колебания

Уравнение (2.20) может быть решено методом гар­ монического баланса [39] и другими приближенными методами. Наиболее удобен для нашей системы метод Бубнова — Галеркнна. Решение уравнения (2.20) ищем в виде

w = W[ cos о)/ + да2 cos Зсо/,

(2.24)

где даi, Wo — амплитуды

1-й и 3-й гармоник;

со, Зсо —

круговые частоты 1-й и 3-й гармоник.

 

По методу Бубнова—Галеркнна требуется, чтобы

Г 2ТГ/СО

 

 

 

I” [да +

(да+

рда3)] cos шidi = 0,

 

о

 

 

(2.25)

2тс/со

 

 

[да-)-Шд (да-)- ^да1)] cosЗшШ = 0.

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

Подставим в (2.25) значение да пз

(2.24),

учитывая,

что

 

 

гй = —со2Ш1 cos со/—9со2да2 cos Зсо/,

 

 

после

интегрирования

уравнения

(2.25)

получим

си­

стему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| (% ~

ш~)!шо + 0,75р.да^ + 0,75рда,да2 +

1,5рда|; =

0,

 

|

(1®о — 9ш2)/шд ) ш2

 

0,25рда® -(- 1,5рда® а», -|-

 

 

I

 

+ 0 ,7 5 |х ^ = 0 .

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая

уравнения

относительно

со2,

находим

 

 

 

о2 =

<Од [ 1 -|- 0,25р. (3w2 -[- Зда,ш,-|- бда.^)],

 

 

 

 

 

j

Ш| -}—

 

,3

1

(2.26)

 

 

9 шо

 

3w.)

 

 

 

- Г Н ' ------------^

-------- 1

 

 

 

В

начальный момент

времени

/ = 0

начальное

(вы­

нуждающее) отклонение

w0=wi + wz, и

система

уравне­

ний (2.26) может быть численно решена, например, по методу Кардана [40]. Однако анализ численных реше­ ний показывает, что в силу малости амплитуды 3-й гар­ моники да? можно принять

25


11)2

% 0 + 0>7^ ® о )>

 

®а ~ Ч А [ 1 + 0,25 - £ - (ку30 + 6ш9" ша)

Отсюда

 

 

ш2 =

сВд(1 +0,75цШо),

 

w2 =

iaoUq/(32 -{-21 [авУд),

(2-27)

w , =

ш 0 — ш 2.

 

Учитывая,

что р = (у +

О(у + 2)/й2, получаем из (2.27)

(

1 +

з (Y+l)(Y + 2) „,2

 

ОТ :

 

 

----------------------------d0„

(Y + 1) (Y + 2)а’о

! ( 1 , =

326= + 21 (Y + 1) (Y + 2) ш'о

Скорость движения амортизированного объекта

ib= dwfdt —согщ sin at—3co^2sin Зсо^.

Следует заметить, что скорость может быть вычислена по точной формуле методом исключения времени непо­

средственно

из зависимости (2.20). Зависимость

w=

= iu(w)

называется

фазовой характеристикой

[45J

(см. §

2.4). При этом

 

 

 

w=

Y % Kwl +

) — (о*3 + 0,5що'')].

 

Период

собственных колебаний

 

 

 

Т = 2it/(u=

27t/m0 ]/" 1 -|-О,75р.г0д .

 

Из рассмотрения полученных формул следует, что, по­ скольку круговая частота небольших колебаний соо из (2.19) уменьшается с увеличением статической нагрузки на амортизатор, точно так же будет себя вести и зави­ сящая от амплитуды начального отклонения w0 круго­ вая частота со. Соответственно период свободных коле­ баний Т увеличивается с увеличением статической на­ грузки.

26


Частота небольших колебаний

£ , . 1

_ Ь)0

I

1 /

РаоУё .

Т 0

2?5

2к

У

р п0Ь

Частота колебании в зависимости от амплитуды от­ клонения

В табл. 2.1 приведены значения параметров, вычис­ ленные для разных статических нагрузок Р , диапазон изменения которых выбран из условия обеспечения пе-

Таблица 2.1

Зависимость частоты и периодов колебаний от нагрузки

 

р

Лю

Р*0

ш0

а>

1

 

т

 

 

То

МПа

кГ/см»

 

МПа

 

 

 

 

 

 

 

7

70

0,02

0,12

33,1

5,3

39

6,25

0,19

0,16

21

210

0,06

0,16

22 1

3,5

26

-in

0,285

0,244

35

350

0,1

0,2

19,1

3,0

22,5

3,5

0,33

0,286

52,5

525

0,15

0,25

17,1

2,8

20,5

3,3

0,355

0,203

70

700

0,2

0,3

16,5

2,6

19,5

3,05

0,3S5

0,328

105

1050

0,3

0,4

15,6

2,5

18,5

3,0

0,4

0,333

НО

N00

0,4

0,5

15,1

2,4

17,8

2,8

0,417

0,358

175

1750

0,5

0,6

14,7

2,3

17,3

2,7

0,435

0,37

рекрытия одним типоразмером амортизатора всей шка­ лы нагрузок обычных приборных амортизаторов. При этом значения параметров со, f и Т вычислены для на­ чального отклонения tcj0 = 2-10-2 м.

Для амплитуд 0<а>о<2-10“2 м период колебаний увеличивается, а частота колебаний уменьшается при­ мерно в 1,2 раза. При отношении максимальной стати­ ческой НаГруЗКИ К МИНИМаЛЬНОИ Р max! Р min == 175/7=25 частота колебаний уменьшается, а период колебаний увеличивается в 2,3 раза.

Во всех случаях частота малых собственных колеба­ ний (2 ... 5 Гц) значительно ниже частоты собствен­ ных колебаний современных приборных амортизаторов

(10 ... 35 Гц).

Зависимости частоты и периода малых колебаний от статической нагрузки графически представлены на рис. 2.2. Учитывая, что в зависимости от амплитуды ча­ стота и период колебаний могут быть получены умноже-

27


Рис. 2.2. Зависимость частоты и периода малых колебании от статической нагрузки.

мнем (изменением масшта­ ба) частоты п периода ма­ лых колебаний на соответст­ вующий коэффициент, они не покаазны на графике.

Для снижения частоты собственных колебаний си­ стемы целесообразно уста­ навливать на пневматиче­ ских амортизаторах не бло­ ки и устройства, а шкафы, стойки н контейнеры с ап­ паратурой. Однако следует иметь в виду, что с увели­ чением нагрузки уменьшает­ ся энергоемкость п, следова­ тельно, ударозащптные

свойства амортизаторов. Для обеспечения нпзкочастотностп амортизаторов в широком диапазоне изменения статических нагрузок необходимо предусматривать уве­ личение жесткости на конечных участках хода. Подроб­ нее об этом будет сказано в гл. 4.

2.3.Свободные затухающие колебания

Вобщем виде уравнение свободных затухающих ко­ лебаний может быть представлено так [45]

 

/ш'с + ф(гь') + /(ш) =0,

(2.28)

где cp(ii’) — сила

сопротивления, являющаяся

функцией

скорости движения;

f(w ) — восстанавливающая сила.

Уравнение (2.28)

не может быть решено в квадрату­

рах ib = w{w).

Решение уравнения (2.28)

достаточно

сложно и выполняется численными приближенными ме­ тодами, приведенными в § 2.2. Здесь мы ограничиваем­ ся лишь качественной оценкой влияния затухания на поведение колебательной системы.

Развитие транспортных средств сопровождается уве­ личением скорости движения их как по любого класса дорогам, так п по бездорожью [72]. А поскольку интен­ сивность вибраций и ударов возрастает с увеличением скорости движения, непрерывно повышаются требова­ ния к амортизационным системам.

28

Создание амортизаторов, способных защитить объ­ екты от вибраций и ударов одновременно и обладаю­ щих ограниченными размерами, — сложная техническая проблема, правильное решение которой возможно толь­ ко при всестороннем учете характера возмущений и конструктивных свойств самих амортизирующих систем, в частности демпфирования.

Если в зарезонансной области частот возмущения большоедемпфирование ухудшает эффективность виб­ розащиты, то оно совершенно необходимо в резонансной области для ограничения амплитуды колебаний. Столь же желательно иметь значительное демпфирование и для защиты объекта от ударных воздействий. М. 3. Коловский отмечает [39], что главная задача виброзащи­ ты— выбор оптимального демпфирования.

Следует заметить, что с ростом демпфирования уве­ личивается нелинейность амортизационной системы. Учитывая изложенное, целесообразно найти приближен­ ный инженерный метод анализа уравнения свободных затухающих колебаний

ш-f- 2hw -ф- Шд (до -]- (хоу3) = О,

где h — коэффициент затухания.

По методу Дюффинга ;[74] можно записать

 

w -)- 2hw -ф- ш2w orw — (Dq(w-j- [Ш3).

(2.29)

Принимая за первое приближение

решение левой ли­

нейной части уравнения (2.29), получаем

 

iOi= ayoe~/!'cos со/.

 

(2.30)

Подставляя (2.30) в правую часть

уравнения

(2.29),

имеем для 2-го приближения

 

 

шп -ф- 2hwn -ф- со2шп =

— [соц — СО2] WaQ ~ ht

 

- с о - ц ю 0

е- - 3/, t COS3со/.

(2.31)

Решение этого уравнения

 

 

w = ю0е " ht cos со/ -ф-"

Н-Ш10е-

COS Зсо/.

 

 

 

36 (1 -(- 0, Сбсси^е-2 '^)

29