Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Диссипативная сила, возникающая в демпфире сухо го трения, вследствие закона Амонтона—Кулона имеет характеристику
|
WR(w, w) —Н sign ib, |
|
|
где Н — сила |
сухого |
трения, пропорциональная |
силе |
нормального |
давления |
касающихся поверхностей. |
Из |
вестно, что коэффициент трения зависит от скорости скольжения, материала и качества обработки соприка сающихся поверхностей, окружающей температуры и т. п. Трение покоя обычно больше трения движения. В первом приближении считают, что при юф'О сила трения постоянная.
В работе [41] показана зависимость величины силы трения покоя от интервала времени, в течение которого сохраняется покой. Если движение происходит непре рывно (гармонические колебания), можно считать силу трения постоянной. Дальнейшие исследования колеба тельных систем с сухим трением будут строиться на этом допущении.
Поскольку сила сухого трения может регулироваться посредством изменения силы нормального давления, в амортизаторах с регулируемыми параметрами нахо дит применение данный способ формирования дисси пативной силы. Показано [78], что амплитуда колебаний при наличии сухого трения во все время движения убы вает на одну и ту же величину, т. е. уменьшается по за кону арифметической прогрессии. При малых силах со противления, пропорциональных скорости, убывание амплитуды • происходит по закону геометрической про грессии.
При наличии силы сухого трения, действующей на всей длине хода амортизатора, возникает так называе мая мертвая зона, представляющая собой совокупность положений тела по обе стороны от положения статиче ского равновесия, в которых после остановки тело не движется, так как упругая реакция амортизатора в этих положениях по величине меньше или равна максималь ной силе сухого трения. Происходит так называемое «запирание» амортизаторов.
Это обстоятельство является существенным недостат ком амортизаторов с сухим трением. Интересно отме тить, что уменьшение величины силы сухого трения может уменьшить зону сухого трения, но не может при-
2* |
19 |
dec™ к ее полному устранению. В связи с этим пнев матические амортизаторы с сухим трением должны иметь комбинированную схему формирования диссипа тивной силы: в зоне статического равновесия диссипа тивная сила должна изменяться пропорционально ско рости движения, а на начальном и конечном участках хода диссипативная сила может образовываться за счет сухого трения.
Впоследующих разделах книги будут приведены обоснования диапазона изменения демпфирующей силы, оптимальных значений величин коэффициента демпфи рования и влияния характера демпфирования на пове дение амортизационных систем при вибрационных н ударных нагрузках.
Взаключение приведем некоторые параметры демп фирования, полученные па основании теоретических и экспериментальных исследований амортизаторов с регу лируемыми жесткостью п демпфированием.
1. Пневматические амортизаторы с дросселировани
ем сжатого газа могут иметь коэффициент демпфирова ния .0 = 0,05 ... 0,1.
2.Сила сухого трения должна включаться в работу при амплитудах колебаний не менее 2 ... 3 мм.
3.Сила сухого трения по величине не должна пре вышать значения Vs динамической составляющей на
грузки амортизатора.
4.Гидропневматическне амортизаторы с дросселиро ванием жидкости могут иметь коэффициент демпфиро вания 0 = 0,1 ... 1.
5.При любом характере демпфирующей силы диа пазон ее изменения должен соответствовать диапазону изменения статических нагрузок на амортизатор.
2. Свободные колебания объекта на пневматических амортизаторах
2.1. Уравнение движения системы с одной степенью свободы
Рассмотрим свободные колебания объекта с одной степенью свободы на пневматических упругих элемен тах, которые далее будут называться пневматическими амортизаторами.
20
На рис. 2.1 изображена схема |
|
|
||||||||
пневматического |
амортизатора |
|
|
|||||||
с одной |
степенью |
свободы (по |
|
|
||||||
вертикальной осп w). Если точ |
|
|
||||||||
ке механической системы, нахо |
|
|
||||||||
дящейся в состоянии устойчиво |
|
|
||||||||
го равновесия, сообщить малые |
|
|
||||||||
отклонения |
и |
малые |
начальные |
|
|
|||||
скорости, то система будет со |
|
|
||||||||
вершать |
свободные |
колебания |
|
|
||||||
около |
|
положения |
|
устойчивого |
Рис. 2.1. Схема пневма |
|||||
равновесия. В положении равно |
||||||||||
тического |
амортизатора |
|||||||||
весия |
обобщенные |
|
координаты |
с одной |
степенью сво |
|||||
равны |
нулю |
(cjj = 0 ) . |
В |
случае |
|
боды. |
||||
свободных |
колебаний |
на |
систему |
|
|
действуют восстанавливающие силы Pi и силы сопро тивления
Уравнение Лагранжа второго рода для системы с п степенями свободы в этом случае принимает вид [78]
d |
/ дТ |
\ |
дТ |
=Q/p + Q/r, / = 1 ,2 ,...,/ / , |
(2.1) |
|
di |
V dq, |
) |
||||
dq. |
|
|
где Т — кинетическая энергия системы; QjP— обобщен ная сила, соответствующая восстанавливающим силам Ри Qjr — обобщенная сила, соответствующая силам со противления Яг, cjj — обобщенная скорость;
= |
/ = 1 »2» |
(2-2) |
|
где П — потенциальная |
энергия |
системы. |
|
Для качественной |
оценки |
поведения |
системы на |
пневматических амортизаторах целесообразно рассмо треть движение объекта с одной степенью свободы под воздействием лишь восстанавливающих сил Я,-. При на личии этих сил возникают свободные колебания систе мы. Кинетическая энергия
|
Т = |
- \ - щ й, |
(2.3) |
где tn—PCT/g — масса |
амортизированного |
объекта; g — |
|
ускорение свободного |
падения. |
|
|
Потенциальная энергия |
|
|
|
|
П = |
4 с<7=. |
(2.4) |
21
Подставляя (2.3) и (2.4) в (2.1), получаем
mq + cq = 0. |
(2.5) |
Полагая с/m = со2, запишем |
|
с/ + со2с/= 0. |
(2.6) |
Здесь со — круговая частота. |
по вертикальной |
Ранее мы обозначили перемещение |
|
оси через w. |
|
Таким образом, можно записать |
|
w+ со2®= 0. |
(2.7) |
Из-за нелинейности системы уравнение (2.7) может быть использовано лишь для малых колебаний. Движе ние подрессоренного объекта при наличии лишь упру гих сил описывается уравнением [45, 73]
miv + f(w) =0, |
(2.8) |
где f(w) — сила, приложенная к амортизатору. В нашем случае
f ( w ) = P - P „ . |
(2.9) |
Учитывая, что |
|
Pct= PmS = (pao—Pb)S, |
(2.10) |
где /?,ю — избыточное давление газа в |
амортизаторе, |
подставляя в выражение (2.9) значение Р из (1.13), по лучаем
|
|
|
(2.11) |
Масса |
|
|
|
|
m= Рст/g' = PnoS/g. |
(2.12) |
|
Отсюда |
|
|
|
ш + |
ГЛ 6 У |
- 1 1 = 0 . |
(2.13) |
1 |
Рио 1 \b —w j |
J |
|
Полученное нелинейное дифференциальное уравнение 2-го порядка может быть решено лишь приближенными численными методами, что не позволяет хотя бы каче ственно оценить поведение колебательной системы в об щем виде.
22
В результате достаточно простых математических преобразовании уравнение (2.13) может быть приведе но к. виду, удобному для решения приближенными спо собами [14].
Разложим выражение |
в ряд Макло- |
ренц:
(Т + ')(•! +2) |
W3 -|—... . |
(2.14) |
13 |
|
|
Численные расчеты показывают, что для амплитуд прогибов w^P,3b с достаточной для практики точно стью можно принять
Y - M |
T- i |
1 |
« л _ |
w - г(т:+ ' g Y+ 2) И|Л. |
(2.15) |
\b — w j |
|
J |
b |
|
|
Обозначая |
| i = ( Y + l ) ( Y + 2 )M |
(2.16) |
|||
|
|||||
можно записать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(2.17) |
Подставляя (2.17) в (2.13), будем иметь |
|
||||
|
w + |
-££ f { w |
+ V-tf) = 0- |
(2-18) |
|
|
|
|
Уиои |
|
|
Обозначим |
|
|
|
|
|
|
|
|
= Pw'iglPmb, |
(2.19) |
|
где юо — круговая частота малых колебаний. |
|
||||
Таким образом, |
|
|
|
|
|
|
w -[- Шц (w-j- щи3) = 0. |
(2.20) |
Полученное уравнение может быть использовано для определения элементов движения системы и при значи тельных амплитудах перемещений.
Коэффициент р может быть определен, например, из условия совпадения в двух точках значений упругих ха-
23