Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диссипативная сила, возникающая в демпфире сухо­ го трения, вследствие закона Амонтона—Кулона имеет характеристику

 

WR(w, w) —Н sign ib,

 

где Н — сила

сухого

трения, пропорциональная

силе

нормального

давления

касающихся поверхностей.

Из­

вестно, что коэффициент трения зависит от скорости скольжения, материала и качества обработки соприка­ сающихся поверхностей, окружающей температуры и т. п. Трение покоя обычно больше трения движения. В первом приближении считают, что при юф'О сила трения постоянная.

В работе [41] показана зависимость величины силы трения покоя от интервала времени, в течение которого сохраняется покой. Если движение происходит непре­ рывно (гармонические колебания), можно считать силу трения постоянной. Дальнейшие исследования колеба­ тельных систем с сухим трением будут строиться на этом допущении.

Поскольку сила сухого трения может регулироваться посредством изменения силы нормального давления, в амортизаторах с регулируемыми параметрами нахо­ дит применение данный способ формирования дисси­ пативной силы. Показано [78], что амплитуда колебаний при наличии сухого трения во все время движения убы­ вает на одну и ту же величину, т. е. уменьшается по за­ кону арифметической прогрессии. При малых силах со­ противления, пропорциональных скорости, убывание амплитуды • происходит по закону геометрической про­ грессии.

При наличии силы сухого трения, действующей на всей длине хода амортизатора, возникает так называе­ мая мертвая зона, представляющая собой совокупность положений тела по обе стороны от положения статиче­ ского равновесия, в которых после остановки тело не движется, так как упругая реакция амортизатора в этих положениях по величине меньше или равна максималь­ ной силе сухого трения. Происходит так называемое «запирание» амортизаторов.

Это обстоятельство является существенным недостат­ ком амортизаторов с сухим трением. Интересно отме­ тить, что уменьшение величины силы сухого трения может уменьшить зону сухого трения, но не может при-

2*

19



dec™ к ее полному устранению. В связи с этим пнев­ матические амортизаторы с сухим трением должны иметь комбинированную схему формирования диссипа­ тивной силы: в зоне статического равновесия диссипа­ тивная сила должна изменяться пропорционально ско­ рости движения, а на начальном и конечном участках хода диссипативная сила может образовываться за счет сухого трения.

Впоследующих разделах книги будут приведены обоснования диапазона изменения демпфирующей силы, оптимальных значений величин коэффициента демпфи­ рования и влияния характера демпфирования на пове­ дение амортизационных систем при вибрационных н ударных нагрузках.

Взаключение приведем некоторые параметры демп­ фирования, полученные па основании теоретических и экспериментальных исследований амортизаторов с регу­ лируемыми жесткостью п демпфированием.

1. Пневматические амортизаторы с дросселировани­

ем сжатого газа могут иметь коэффициент демпфирова­ ния .0 = 0,05 ... 0,1.

2.Сила сухого трения должна включаться в работу при амплитудах колебаний не менее 2 ... 3 мм.

3.Сила сухого трения по величине не должна пре­ вышать значения Vs динамической составляющей на­

грузки амортизатора.

4.Гидропневматическне амортизаторы с дросселиро­ ванием жидкости могут иметь коэффициент демпфиро­ вания 0 = 0,1 ... 1.

5.При любом характере демпфирующей силы диа­ пазон ее изменения должен соответствовать диапазону изменения статических нагрузок на амортизатор.

2. Свободные колебания объекта на пневматических амортизаторах

2.1. Уравнение движения системы с одной степенью свободы

Рассмотрим свободные колебания объекта с одной степенью свободы на пневматических упругих элемен­ тах, которые далее будут называться пневматическими амортизаторами.

20

На рис. 2.1 изображена схема

 

 

пневматического

амортизатора

 

 

с одной

степенью

свободы (по

 

 

вертикальной осп w). Если точ­

 

 

ке механической системы, нахо­

 

 

дящейся в состоянии устойчиво­

 

 

го равновесия, сообщить малые

 

 

отклонения

и

малые

начальные

 

 

скорости, то система будет со­

 

 

вершать

свободные

колебания

 

 

около

 

положения

 

устойчивого

Рис. 2.1. Схема пневма­

равновесия. В положении равно­

тического

амортизатора

весия

обобщенные

 

координаты

с одной

степенью сво­

равны

нулю

(cjj = 0 ) .

В

случае

 

боды.

свободных

колебаний

на

систему

 

 

действуют восстанавливающие силы Pi и силы сопро­ тивления

Уравнение Лагранжа второго рода для системы с п степенями свободы в этом случае принимает вид [78]

d

/ дТ

\

дТ

=Q/p + Q/r, / = 1 ,2 ,...,/ / ,

(2.1)

di

V dq,

)

dq.

 

 

где Т — кинетическая энергия системы; QjP— обобщен­ ная сила, соответствующая восстанавливающим силам Ри Qjr — обобщенная сила, соответствующая силам со­ противления Яг, cjj — обобщенная скорость;

=

/ = 1 »2»

(2-2)

где П — потенциальная

энергия

системы.

 

Для качественной

оценки

поведения

системы на

пневматических амортизаторах целесообразно рассмо­ треть движение объекта с одной степенью свободы под воздействием лишь восстанавливающих сил Я,-. При на­ личии этих сил возникают свободные колебания систе­ мы. Кинетическая энергия

 

Т =

- \ - щ й,

(2.3)

где tn—PCT/g — масса

амортизированного

объекта; g

ускорение свободного

падения.

 

Потенциальная энергия

 

 

 

П =

4 с<7=.

(2.4)

21


Подставляя (2.3) и (2.4) в (2.1), получаем

mq + cq = 0.

(2.5)

Полагая с/m = со2, запишем

 

с/ + со2с/= 0.

(2.6)

Здесь со — круговая частота.

по вертикальной

Ранее мы обозначили перемещение

оси через w.

 

Таким образом, можно записать

 

w+ со2®= 0.

(2.7)

Из-за нелинейности системы уравнение (2.7) может быть использовано лишь для малых колебаний. Движе­ ние подрессоренного объекта при наличии лишь упру­ гих сил описывается уравнением [45, 73]

miv + f(w) =0,

(2.8)

где f(w) — сила, приложенная к амортизатору. В нашем случае

f ( w ) = P - P „ .

(2.9)

Учитывая, что

 

Pct= PmS = (pao—Pb)S,

(2.10)

где /?,ю — избыточное давление газа в

амортизаторе,

подставляя в выражение (2.9) значение Р из (1.13), по­ лучаем

 

 

 

(2.11)

Масса

 

 

 

 

m= Рст/g' = PnoS/g.

(2.12)

Отсюда

 

 

 

ш +

ГЛ 6 У

- 1 1 = 0 .

(2.13)

1

Рио 1 \b —w j

J

 

Полученное нелинейное дифференциальное уравнение 2-го порядка может быть решено лишь приближенными численными методами, что не позволяет хотя бы каче­ ственно оценить поведение колебательной системы в об­ щем виде.

22


В результате достаточно простых математических преобразовании уравнение (2.13) может быть приведе­ но к. виду, удобному для решения приближенными спо­ собами [14].

Разложим выражение

в ряд Макло-

ренц:

(Т + ')(•! +2)

W3 -|—... .

(2.14)

13

 

 

Численные расчеты показывают, что для амплитуд прогибов w^P,3b с достаточной для практики точно­ стью можно принять

Y - M

T- i

1

« л _

w - г(т:+ ' g Y+ 2) И|Л.

(2.15)

\b — w j

 

J

b

 

 

Обозначая

| i = ( Y + l ) ( Y + 2 )M

(2.16)

 

можно записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.17)

Подставляя (2.17) в (2.13), будем иметь

 

 

w +

-££ f { w

+ V-tf) = 0-

(2-18)

 

 

 

Уиои

 

 

Обозначим

 

 

 

 

 

 

 

 

= Pw'iglPmb,

(2.19)

где юо — круговая частота малых колебаний.

 

Таким образом,

 

 

 

 

 

w -[- Шц (w-j- щи3) = 0.

(2.20)

Полученное уравнение может быть использовано для определения элементов движения системы и при значи­ тельных амплитудах перемещений.

Коэффициент р может быть определен, например, из условия совпадения в двух точках значений упругих ха-

23