Файл: Вопросы управления и эффективности строительного производства (сборник статей)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
В результате анализа табл. 1 и 2 можно сделать вывод, что указанные объемы земляных работ экскаватор с ковшом емкостью 0,65 м3 (Э-652) выполняет за 1,5 — 7,2 машиносмелы работы па объекте, „экскаватор с ковшом емкостью
0,4 м3 (Э-302, Э-304, Э-4010) — за 2,6— 12,4 машино-смены,
экскаватор с .ковшом емкостью 0,25 м3 (Э-2515) — за 3,0 — 14,3 машино-смены работы на объекте, но стоимость его пе
ребазирования на объект, примерно, в 3 раза меньше, чем Э-302, в 4 раза — Э-304 и более чем 7 раз — Э-652. Этс приводит к увеличению затрат на механизацию при раз
работке 1 м3 грунта на 0,02 — 0,09 руб. — в зависимости от мобильности и мощности машины.
С повышением мобильности машины значительно снижа ются затраты на ее перебазирование, в этом случае рассре доточенность объектов оказывает меньшее влияние на себе стоимость выполненных работ.
Планово-расчетная себестоимость работы машино-смены (табл. 2) экскаваторов в данных условиях превышает плано во-расчетные цены, принятые для взаиморасчетов между ПМК и управлением механизации в «Ростсельстрое», а это ведет к ухудшению показателен работы организаций. Поэто му при планировании программы работ па год для участков механизации необходимо дифференцировать планово-расчет
ные цены в зависимости от концентрации строительных объ ектов и объемов работ па них, которые выполняет данный участок механизированным способом. Это поставит участки механизации в примерно одинаковые условия работы и даст возможность но основным показателям их деятельности су дить о действительной работе коллектива участков.
Из табл. 2 также видно, что хотя общие затраты на пере базирование экскаватора Э-4010 невелики, однако затраты на механизацию при разработке им 1 м3 грунта превышают па 0,07 — 0,09 руб. стоимость разработки грунта экскавато рами с такой же емкостью ковша (0,4 м3). Это объясняется относительно высокой инвентарно-расчетной стоимостью ма шины (23110 руб.), более чем в 2 раза превышающей инвен
тарно-расчетную стоимость экскаваторов Э-302; (10700 руб.) и Э-304 (10915 руб.). В результате повышаются годовые амор тизационные отчисления, которые учитываются в себестоимо сти машино-смены, и стоимость основных фондов на единицу мощности оборудования и соответственно снижается фондо отдача.
Па наш взгляд, целесообразнее устанавливать землерой-
58
ное оборудование на более дешевых машинах-пневмоколесных тракторах (Т-150), которые имеют достаточную мощность двигателя, маневренность, высокую проходимость по бездо рожью и большую транспортную скорость.
Л. Б. Зеленцов
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под оперативным управлением понимается выработка и осуществление решений в ходе формирования и выполнения оперативных планов (месячных, недельно-суточных). Реали зация этих решений должна быть направлена на ликвида цию или минимизацию прогнозируемых или уже возникших в процессе производства отклонений от оперативнцх планов.
Специфичность цели решаемых задач и методов их осу ществления позволяет выделить оперативное управление в самостоятельную подсистему.
Создание такой автоматизированной подсистемы требует пересмотра существующего положения по реализации верх
функций управления, к крторым относятся: планирование, контроль, учет, регулирование и организация производства. Указанный пересмотр необходим в связи с тем, что, во-первых, планирование с использованием ЭВМ невозможно без систе
мы сетевого планирования и управления (СПУ), без особой системы формализации и кодирования данных; во-вторых, большим изменениям подвергается информационная система:
требуется выбор и использование новых высокоэффективных методов и средств сбора, передачи и обработки данных; в тре
тьих, необходима формализация задач регулирования, кото рая может обеспечить оптимальный режим при распределе нии с помощью ЭВМ материально-технических и трудовых ресурсов.
При разработке системы необходимо также решить воп росы о совместимости подсистем оперативного и текущего планирования и выбора рационального (экономического) «ша га» для съема информации. Совместимость подсистем должна обеспечиваться созданием единой нормативной базы; сете вых моделей, удовлетворяющих по степени детализации обе подсистемы; комплекса-алгоритмов и программ, обслужива
ющих обе подсистемы, и т. д.
5в
Необходимость выбора рационального «шага» съёма 'ин формации связана с гем, то анализ системы оперативного уп равления показал, что эффективность регулирования зависит преимущественно ог двух, показателей: оптимальности и ско рости принятия рещения. Чем меньше «шаг» съема информа ции, тем большая скорость принятия решения; поэтому сле дует стремиться приближать регулирование к режиму рабо ты строительного производства, конечно, в разумных грани цах, зависящих от технического обеспечения подсистемы.
Предлагается следующая постановка задачи формали зации процесса оперативного управления.
В качестве локального критерия подсистемы принимается ритмичность использования трудовых ресурсов, т. е. миними
зация отклонения от достигнутой |
проиэводтельности |
труда |
|||||
каждой е-бригады, |
выполняющей /с-вид работ |
в интервале |
|||||
планирования \Т°;Тп\ . |
|
|
имеет |
вид |
|||
Целевая |
функция рассматриваемой задачи |
||||||
L |
6 |
м |
( / / |
к( |
mm к 6 к, |
|
|
2 |
' ^ |
|
|||||
|
*- / z - |
1 |
|
|
|
|
где / — интенсивность ведения работы е-бригадой, выпол няющей /с-вид работ .(/(-число всех видов работ); rka-j) г —.потребная интенсивность ведения i — j рабо
ты /с-вида на z-объекте:
К е N‘е е
где N*e — среднесписочная численность е-бригады в рассмат
риваемый период времени; |
— коэффициент выполнения |
норм в тот же период времени; |
Зс — коэффициент сезонно |
сти, учитывающий сезонные колебания в произодстве работ. Решение приведенной задачи ведется в области, опреде
ляемой неравенствами (1) и (2) |
|
|
М; е |
|
||||||
О < (/*, - |
r |
0-j) Z1 |
< |
(Д-/"е) г; |
г |
f |
(1 |
|||
О < |
о |
м |
(Д •/%) < uK-qK к f |
К. |
(2) |
|||||
2 |
2 |
|||||||||
Имеются |
е — 1 z |
1 |
ограничения. |
|
|
|
||||
следующие |
|
|
|
|||||||
|
|
1° |
V\pz |
Z |
Pz 6 |
Z |
^ M |
|
||
2° |
1К«-]) z < max |
I*(i-j) z k £ K\ |
z £ M |
|
||||||
3' |
2 |
to) |
< |
A /0" |
|
|
|
|
||
<•- |
1 • |
|
|
|
|
|
||||
|
|
t£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т п |
М |
гп |
|
|
V |
\] |
V |
(I «/I z )t |
|
4О /- Г T n |
/И |
< Ъдоп |
|
|
|
V |
V |
(^г)/ |
|
I“f |
г—- / |
|
||
5 ° 7 (7> г — 7 (У г t ( i - i ) г -*■ 0 (7 — у ) г £ |
2 £ Л1 |
|||
Двухстороннее |
неравенство (1) отражает тот |
факт, что |
по каждой е-дригаде к-погожа допускается некоторая величи на отклонения по ее недогрузке, но перегрузка бригады при
этом не допускается. В неравенстве (1) |
А — допускаемая ве |
||||||||
личина недогрузки задается в процентах от /,* . |
недо |
||||||||
Неравенство |
(2) |
указывает на |
то, что |
суммарная |
|||||
грузка к-потока не должна превышать |
некоторой величины |
||||||||
8*' qK, где |
8К — недопускаемая величина недогрузки /с-пото |
||||||||
ка выражается |
в |
процентах |
0TqK= T n V |
/<ж— мощности |
|||||
гс-потока в плановом периоде. |
|
|
€ — 1 |
|
|||||
и |
(2) связано с тем, что при |
||||||||
Выделение неравенств (1) |
|||||||||
реализации |
любого |
алгоритма |
на |
ЭВМ |
необходимо |
зада |
|||
ваться верхним |
или нижним (в зависимости от того, как за |
||||||||
дана целевая функция) пределом |
изменения функции, |
чтобы |
|||||||
в случае перехода через этот предел прекратить счет. |
В на |
шем случае неравенства (1) и (2) являются верхним преде лом изменения целевой функции. Эти ограничения определя ют фактически допустимое качество решения задачи.
Ограничение 1°. Так как предполагется, что модель объ екта управления (строительства здания, сооружения) задана сетевым графиком, то сроки свершения узловых событий в данной модели не должны превышать заданных директивных сроков, при этом tptz — расчетные сроки свершения событий
на стадии формирования плана. |
интенсивность ведения |
Ограничение 2° показывает, что |
|
I — j работы не должна превышать |
некоторой максимальной |
величины, размер которой характеризует использование всего фронта работ.
Ог раничения 3° и 4° указывают на то, что отклонения от управляющих воздействий при ведении работ по сетевому графику не должны превышать некоторой допустимой величи
ны л /,0л по каждому 2-объекту и 8Й0‘ |
по всем объектам за |
некоторый интервал планирования Ц| Т°; |
Тп) . В ограничении |
3°]ai] —отклонение (в днях) от запланированного хода
61
строительства по сетевому графику; t pz — продолжительность строительства z-объекта, полученная «а основании расчета сетевого графика 'на стадии формирования и утверждения плана.
Ограничение 5°, где Т (,)г и T(j)z — расчетные даты свер
шения событий i; /', указывает на отношение непосредствен ного предшествования между работами календарного плана и отражает технологическую упорядоченность строительного процесса во времени. Это ограничение специфично для кален дарных задач в сетевой постановке.
Приведенная постановка задачи позволит получить не только оптимальные планы, но, руководствуясь ими, эффек тивно управлять строительным производством.
62
Н. В. Кондакова
УПРАВЛЕНИЕ СРОКАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Экономические методы управления строительством, в ос нове которых лежит ленинский принцип эффективности и оп тимальности, базируются н а ' хозяйственном расчете. Режим экономии или экономное ведение хозяйства всегда являются [лавнон задачей общества. По определению К. Маркса: «...Всякая экономия, в конечном счете сводится к экономии времени* (К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. Соч., т. 46, ч. 1, стр. 117). Экономию времени в строительном производстве сле дует рассматривать в широком плане. Это, прежде всего, со кращение времени производственного цикла — срока строи тельства; затрат живого труда па выполнение строительномонтажных работ — рабочего Бремени и затрат овеществлен ного труда в виде используемых в процессе производства ма териалов, конструкций, машин и механизмов.
В целом экономия времени обеспечивает экономию обще ственно-необходимого труда, а следовательно, определяет его производительность.
Академик В. А. Трапезников отмечал: «... время — это великая моральная, экономическая и политическая ценность. Время — это технический прогресс. Время — это уровень жиз ни населения нашей страны». («Правда», 241июля, 1969 г.).
Нами проанализированы данные продолжительности строительства по введенным в эксплуатацию с 1966 по 1972 г. 187 элеваторам, построенным трестом «Севкавэлеваторстрой»,
В результате выявлена |
тенденция уменьшения количества |
объектов, вводимых с превышением нормативного срока стро ительства, и увеличения числа, построенных и введенных в
эксплуатацию элеваторов досрочно.
83