Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
АВТОМОБИЛЕОПРОКИДЫВАТЕЛИ НА ГИБКИХ ОБОЛОЧКАХ
Для выгрузки сыпучих грузов с бортовых автомобилей могут применяться автомобилеопрокндывателн с подъемными устройст вами из гибких оболочек. На рис. 65 приведены схемы опрокидыва телей, состоящих из одного или двух щитов 1 и гибкого элемента 2. По схеме (рис. 65, а) гибкий элемент (прорезиненная ткань) гер метично прикрепляется к внешним граням щитов, вместе с которы ми и образует оболочку с двумя жесткими гранями, соединенными шарнирно. Шарнир по всей длине герметизируется прорезиненной тканью. По схеме (рис. 65, б) между двумя щитами, соединенными шарнирно, размещается гибкая оболочка подушечной формы и за крепляется со стороны шарнира. По схеме (рис. 65, е) гибкий эле мент закрепляется снизу щита и образует вместе с ним гибкую обо лочку с одной жесткой гранью. Ось колен на щите смещается от линии симметрии вправо или влево, что и обеспечивает опрокиды вание автомобиля в ту пли другую сторону.
В качестве прорезиненной ткани используются корд (2—4 слоя^ пли прорезиненный капрон.
Ткань к щитам может крепиться при помощи металлических по лос и болтов: Щиты могут быть выполнены из стальных или пласт массовых листов, причем верхние щиты должны несколько усили ваться ребрами жесткости.
Автомобили разгружаются следующим образом. Автомобиль наезжает на .верхний щит опрокидывателя, в оболочку подается сжатый воздух. Верхний щит наклоняется — и автомобиль разгру жается. После разгрузки воздух пли газ стравливается из оболоч-
li
Рис. 65. Схемы автомобилеопрокидывателен им гибких оболочках, размещенных относительно подъемных и опорных платформ:
а — снаружи; б —внутри; в — снизу
Рис. 66. Бесколейный автомобплеопрокпдыватель
ки, .верхний щит возвращается в исходное положение, и. автомобиль съезжает с опрокидывателя.
При разгрузке автомобилей на токах или на поле при буртова нии картофеля, свеклы и других грузов могут попользоваться бесколейные автомобилеопрокидыватели (рис. 6 6 ). У таких автомобнлеопрокидывателей нижний щит оболочки 1 снабжен роликами, а верхний — упорами 6 и подкладками 5. При разгрузке автомобиля опрокидыватель подводится под продольные балки рамы между пе редними и задними колесами. Шланг муфтой 7 присоединяют к выпускной трубе автомобиля или к стационарному источнику сжа того воздуха. Открывают кран 4, газы поступают в оболочку и оп рокидывают автомобиль. После разгрузки открывают кран 3, и газы стравливаются в атмосферу.
Затем подается газ, который, проходя через эжектор 2, создает вакуум в оболочке, последняя сжимается, упоры 6 опускаются ниже продольных балок, и опрокидыватель выводится из-под автомо биля.
На рис. 67 приведен опрокидыватель с гибкими оболочками ци- л.11идрической формы.
Оболочки устанавливаются между нижией и верхней рамами, соединенными шарнирно. Автомобили можно разгружать на обе боковые стороны. На таких опрокидывателях можно разгружатьавтопоезда, состоящие из автомобилей и прицепов, без их расцепки
ижелезнодорожные платформы (рис. 6 8 ).
Сцелью механизации разгрузки бортовых автомобилей, загру жаемых в попутном направлении песком и щебнем, на автокомби нате № 17 Мосавтодортранса был изготовлен автомобилеопрокиды ватель (рис. 69). Подъемный -механизм его состоит из двух оболо чек, изготовленных из авиационных покрышек 900x300 мм. Каж дая оболочка состоит из четырех покрышек. Щиты оболочек выпол
нены из стальных листов толщиной 6 мм. Размер щитов 1000Х X I000 мм. Покрышки соединены между собой и со щитами болта-
Рис. 67. Автомобилеопрокидыватель с разгрузкой иа боковые стороны
Рис. 68. Опрокидыватель для разгрузки железнодорожных платформ
Piirc. 69. Общин вид автомобилеопрокидывателя
ми с/=Ю мм, размещенных по окружности диаметром 440 мм. Под головки болтов и 'под гайки подложены шайбы. Герметизация сое динений получена при помощи колец из сырой резины, из которой также с внешних сторон щитов под шайбы подложены прокладки. При сборке оболочки две покрышки сначала стягивают шестью болтами (шпильками) /=180 мм, а затем вставляют остальные 10 болтов (шпилек) /=130 мм и полностью затягивают гайки. Концы болтов обламывают или срезают сваркой. Для присоединения верх него щита в нем делают отверстие d = 1 2 0 мм, которое после поста новки щита заваривают.
Подъемная и опорная рамы состоят из продольных и попереч ных швеллеров № 14. Оболочки размещены по продольной оси на расстоянии 4000 мм. Длина подъемной платформы — 6000 мм, ши рина— 2500 мм. Опорная рама имеет длину 10 000 мм и ширину 3000 мм.
Воздух в оболочки подается и стравливается из них по четырем независимым шлангам и кранам от компрессора. В системе подачи воздуха установлены краны и клапаны, которые при достижении близкого к максимальному углу наклона отсекают подачу воздуха и соединяют полости оболочек с воздухом.
Работает опрокидыватель следующим образом.
Для выгрузки автомобиль заезжает на опрокидыватель перед ним ходом и устанавливается так, чтобы задние колеса были на против запирающих штырей, а топливный бак или его горловина размещалась с противоположной стороны выгрузки. После оста новки автомобиля включают ручной тормоз, запирающие чеки вставляют в обода задних колес и двумя цепями закрепляют ав томобиль за раму со стороны, противоположной опрокидыванию. Водитель останавливает двигатель, выходит из кабины, проверяет
ИЗ
плотность закрытия горловины топливного бака и крепление авто мобиля, открывает борт и дает воздух в оболочки. По мере на клона подъемной рамы необходимо следить за равномерностью ее подъема, что достигается регулировкой кранами подачи воздуха в переднюю или заднюю оболочки. При достижении угла наклона опрокидывателя, близкого к максимальному, краны подачи возду ха перекрывают.
После выгрузки открывают спускные краны и опрокидыватель приходит в исходное положение.
Угол наклона автомобиля составляет 50°, время выгрузки — 3—5 мин. На автомобилеопрокидывателе могут разгружаться все основные марки бортовых автомобилей.
При увеличении длины подъемной платформы опрокидыватель может обслуживать также и все марки автопоездов, состоящих из
тягачей и полуприцепов.
Опрокидыватель может также найти применение на овощныхбазах и токах для выгрузки овощей, зерна и других грузов.
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК
Использование гибких оболочек в качестве амортиза торов
Все известные подъемные устройства, например гидравлические на автомобилях-самосвалах и пневматические на думпкарах, ис пользуются по времени -весьма незначительно. За время оборота автомобиля или вагона только 20—30с работают эти устройства при опрокидывании кузова. Остальное время они являются лишь дополнительным грузом. Оборудование транспортных средств подъемными устройствами из гибких оболочек позволяет создать дополнительную .амортизацию кузова как в пути следования, так
ипри погрузке.
Вэтом случае кузов транспортного средства прикрепляется к раме кронштейнами, позволяющими ему некоторое вертикальное перемещение.
Впути следования оболочки наполняются газами или возду хом, несколько расширяются и поддерживают кузов на воздухе, который воспринимает толчки.-
При погрузке оболочки также воспринимают удары падающего груза и поглощают значительную энергию. Примером такой кон струкции является оборудование думпкаров подъемно-амортиза ционными устройствами (см. рис. 58).
При Использовании на контейнеровозах гибких оболочек в ка честве амортизаторов их размещают по четырем углам рамы, и контейнер к ней закрепляют выдвижными штырями, свободно пе ремещающимися в вертикальной плоскости. Для этого задние шты ри выполняют несколько удлиненными, а передние размещают в скользунах, перемещающихся в вертикальной плоскости в направ ляющих, установленных напротив фитингов спереди контейнера.
114
Применение гибких оболочек в качестве цистерн
Кроме уже описанного применения, предлагается использовать складные гибкие оболочки в качестве балластных цистерн. Такие цистерны размещаются в трюмах судов, и при следовании их в порожнем направлении оболочки заполняются водой. Более эф фективным является оборудование трюмов судов вкладными гиб кими оболочками, как это показано на рис. 64. Такие оболочки используются для зачистки груза в трюмах судов, а в порожнем направлении они служат в качестве балластных цистерн. Кроме того, при наличии гибких оболочек в трюме можно перевозить два вида груза, например сыпучие и наливные. При появлении про боин в корпусе судна гибкие оболочки могут также служить в ка честве защитного средства против потопляемости.
Применение гибких оболочек в качестве контейнеров
Изложенные выше конструкции гибких оболочек при незначи тельном их изменении могут применяться в качестве контейнеров. Так, на рис. 70 приведены цилиндрические гибкие оболочки, изго товленные из изношенных покрышек, которые снабжены патруб ком и крышками, что позволяет использовать их соответственно для хранения и перевозки наливных и сыпучих грузов. При запол нении оболочки агрессивной средой в каждый гибкий элемент вкладывается прокладка или же он покрывается изнутри слоем, обладающим соответствующими свойствами.
При использовании покрышек больших размеров каждая такая покрышка, снабженная • люками, представляет собой отдельный контейнер.
Эти контейнеры можно перевозить на бортовых автомобилях, оборудованных самосвальными устройствами из гибких оболочек, а разгружать — путем наклона кузова и сбрасывания их на землю.
Большой интерес представляет решение вопроса перевозки боль ших масс наливных грузов по бездорожью при весьма низком дав лении иа грунт. Технически решается эта задача путем создания катучих контейнеров (рис. 71). Катки 1 контейнеров соединены с двух сторон между собой тягами 2, шарнирно закрепленными на цапфах 3. Тяги заканчиваются дышлом 7. Каждый каток состоит из ряда гибких элементов 4 с протектором наружу. Катки могут изготовляться цельнолитыми и из изношенных покрышек. Наибо лее целесообразно использовать покрышки больших размеров. В последнем случае покрышки герметично соединяются между со бой болтами, а ободные отверстия с двух сторон катка закрывают ся дисками 5 из стального листа. Внутри диски соединяются осью 6, а снаружи привариваются цапфы 3. В дисках делают штуцеры, к которым подключаются шланги для слива и налива и шланги для подачи жидкости к штуцерам из впадин гофр. Такие шланги прокладываются по внутренней поверхности катков, и иа середине каждой покрышки в шланге делается отверстие. Грузоподъемность
115
Рис. 70. Контейнеры из материала изношенных покрышек
катучего контейнера зависит от количества катков и их емкости. Так, при использовании для изготовления катков авиационных по крышек размером 1200X450 мм емкость его составит 1,5 м3 при соединении четырех покрышек и 1,8 8 м3 при соединении пяти по
крышек. |
из |
10—20 |
Таким образом, катучий контейнер, состоящий |
||
таких катков, будет иметь емкость 15—37 м3. Давление |
иа |
грунт |
такого контейнера составит всего лишь 0,4—0,5 кгс/см2.
При изготовлении катучих контейнеров могут широко исполь зоваться авиационные и автомобильные покрышки следующих раз меров: 1450X450, 1325X480, 1200x450, 1120X450, 930X305 мм, 17,00-32, 18,00-25 и др.
Катучие контейнеры могут найти применение для перевозки воды в засушливых районах на отгонные пастбища, нефти по суше и воде и других грузов.
Н 6
Пневмодомкраты из гибких оболочек
Пневмодомкраты из гибких оболочек могут применяться для подъема автомобилей и вагонов при их ремонте, смене колес, при сходе с рельсов и застревании автомобиля на плохих дорогах. Они являются незаменимыми при подъеме автомобиля на слабых грун тах и в стесненных условиях.
Пневмодомкраты из гибких оболочек могут также найти при менение в строительстве в качестве опор переменной высоты'.
В зависимости от высоты подъема и формы опорной части под нимаемого предмета пневмодомкраты могут быть с одним, двумя и более гибкими элементами, с насадками и без них. Пневмодом крат, приведенный на рис. 72, подводится под ось 2, открывается кран 4, в оболочку 1 поступает газ; она расширяется и поднимает ось 2. После завершения работы, например смены колеса, газ из оболочки стравливается в атмосферу, и пневмодомкрат выводится из-под оси. В качестве пневмодомкратов, состоящих из ряда гиб ких элементов, могут служить оболочки, приведенные на рис. 6 6 .
Для подъема груза с плоской опорой используются оболочки без насадок 3.
На рис. 73 приведен пневмодомкрат без жестких щитов. По средине цилиндра пневмодомкрата наложено упругое резиновое кольцо 3, обеспечивающее складываемость оболочки. В сложен ном состоянии пневмодомкрат подводится под груз 4, в оболочку 2 подается газ, подъемная часть 1 упирается в нижнюю плоскость груза и поднимает его. При стравливании газа оболочка проходит в исходное положение и груз опускается. Такой пневмодомкрат для подъема, например .легковых автомобилей, может иметь сле дующие размеры: диаметр 60 см, высота 60 см. При изготовлении
117