Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(схема 1, группа в ) — и к верхним частям неоткрывающихся бортов.

В сложенном состоянии оболочка покрывает всю площадь пола кузова (схема 1, группа а) или всю площадь пола и внутреннюю часть неоткрывающихся бортов (схема 1, группы б и в). В таком положении оболочки кузов загружается грузом.

Для разгрузки в полость оболочки подается сжатый воздух пли отработавшие газы двигателя разгружаемого автомобиля. Вследст­ вие этого подъемная часть оболочки перемещается, поднимает п сбрасывает груз на две стороны или сдвигает груз на одну сторону.

При наличии посредине пола люков (схема 1, группа г) обо­ лочки размещаются в торцовых частях кузова, и при подаче воз­ духа или газа в пространство между стенками кузова и оболочкой груз отжимается с торцов и сбрасывается в люки.

Гибкие оболочки призматической формы по первой схеме укла­ дываются на пол подвижного состава и прикрепляются к боковым граням (схема 1, группа а) или к средней части пола (схема 1, группа г). В последнем случае в полу вдоль продольных стенок де­ лаются люки. В сложенном состоянии верхние грани оболочки покрывают всю площадь пола, и загрузка производится обычным порядком. В пункте разгрузки автомобиль или вагон устанавлива­ ется над приемной ямой. После этого сжатый воздух или газ пода­ ется в оболочку. Оболочка принимает форму трехграиной призмы. Вследствие этого (схема 1, группа г) в полу вдоль боковых про­ дольных стенок открываются люки, и груз под действием силы тяжести высыпается вниз, а по схеме 1, группы а — через боковые люки на стороны.

После разгрузки воздух или газы удаляются из оболочек и боко­ вые грани под действием собственного веса приходят в исходное горизонтальное положение. В тех случаях, когда груз необходимо сначала поднять, а затем выгрузить на одну из боковых сторон, обо­ лочку, с подъемным щитом укладывают по схеме 1, группы в (вверху). В этом случае оболочка работает как поршень. При закреплении подъемного щита е одной стороны на уровне бортов он наклоняется и сбрасывает груз. При шарнирном закреплении подъемного щита к боковой грани пола (схема 1, группа в) разгруз­ ка осуществляется на одну сторону. Оболочки, размещенные по схе­ ме 1, групп б и в , снабжаются внутренними стяжками, обеспечи­ вающими екладьиваемость эластичной поверхности оболочки па площади, ограниченной подъемным щитом.

Рассмотренные оболочки могут быть съемными. При необходи­ мости они вкладываются в кузова, и бортовые автомобили стано­ вятся самосвалами. Они могут использоваться на перевозке зерна, снега и других сыпучих грузов. После окончания периода массовых перевозок сыпучих грузов оболочки снимают и автомобили стано­ вятся бортовыми.

По схеме 2 гибкие оболочки размещаются менаду рамой автомо­ биля (шасси) и подъемной платформой. Подъемная платформа

Ю


отсоединяется от рамы, устанавливается на надрамншш и крепит­ ся к ним при помощи шарнирно-блокировочных устройств. Во вре­ мя разгрузки в оболочку подается сжатый воздух или газ, и плат­ форма опрокидывается на левую или правую сторону (схема 2, группа а) или назад (схема 2, группа б) в зависимости от того, с какой стороны разомкнуты шарниры. Для обеспечения предвари­ тельного' подъема кузова с последующей разгрузкой верхний щит оболочки дополняется кронштейнами (схема 2, группа в). В этом случае при подаче газов в оболочку кузов сначала поднимается вверх, а затем, при замыкании шарнира с одной стороны и размы­ кания с другой, опрокидывается. Эта схема может применяться для съема кузовов, оборудованных выдвижными опорами.

По третьей схеме гибкие оболочки размещаются между рамой и тележками. Особенность этой схемы состоит в том, что в конструк­ ции саморазгружающегося подвижного состава отсутствует специ­ альная опорная рама, а ее роль выполняют рамы тележек.

При оборудовании по такой схеме автопоезда, состоящего из тягача и полуприцепа, одна из оболочек размещается на раме тя­ гача, а другая — на задней подкатной тележке.

По схеме 4 оболочки размещаются под рамой. При разгрузке открывается борт, и в левую оболочку подается газ. Нижний щит оболочки опускается на землю, а верхний— подпирает раму и оп­ рокидывает автомобиль на правых скатах.

Приведенные случаи являются наиболее характерными. Они позволяют провести классификацию подъемных механизмов из гибких оболочек (табл. 2) в зависимости от:

•конструктивных форм гибких оболочек; состояния рабочего тела;

условий передачи усилия, развиваемого в оболочке; размещения на подвижном составе.

Классификация подъемных механизмов из гибких оболочек про­

ведена по наиболее существенным признакам.

Однако возможна

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

2

Конструктивная

Состояние

рабочего

 

Условие передачи

Размещение

 

 

тела в период работы

 

 

форма гибкой

подъемного

 

усилии,

развиваемого

на подвижном

 

 

оболочки

механизма

 

в оболочке

 

составе

 

 

Подушечная

Сжатая

среда

и

Через оболочку на

В кузове

 

 

 

 

вакуум

 

 

груз

 

 

 

 

 

 

Призматическая

Сжатая среда

 

То же

 

 

То же

 

 

 

Цилиндрическая

Сжатая

среда

и

На

подъемную

Между

-рамой

и

 

вакуум

 

 

платформу

или

кузовом

пли

 

 

 

 

раму

 

между

'рамой

и

 

 

 

 

 

 

 

тележкой,

под

 

 

 

 

 

 

 

рамой

 

 

 

И


дальнейшая их детализация. Так, оболочки цилиндрической формы могут быть одностороннего, когда воздух додается в одну полость гибкой оболочки, и двустороннего'действия—-при подаче воздуха попеременно в обе полости. По состоянию рабочего тела оболочки могут быть с низким давлением воздуха или газа (до 1—2 кгс/см2), с повышенным давлением (до 7—10 кгс/см2) и-с высоким давле­ нием— свыше 10 кгс/см2.

Сопоставление подъемных устройств из гибких оболочек с поршневыми гидравлическими и пневматическими

По сравнению с гидравлическими пневматические подъемные устройства -имеют некоторые преимущества. Основными из них яв­ ляются: простота 'Передач,и энергии 'без заметных потерь давления; сравнительная простота конструкций -самих пневматических устройств; отсутствие трущихся и -вращающихся частей; возмож­ ность установки на любом -подвижном составе; меньшая требова­ тельность к герметичности; малая чувствительность к изменению температуры окружающей среды; простота разборки узлов и тру­ бопроводов; сравнительная дешевизна используемой энергии.

Для питания пневматических подъемных устройств из гибких оболочек не требуется масляный насос, запас масла и отбор мощ­ ности. Гибкие оболочки не имеют шарнирных креплений и обеспе­ чивают передачу усилий от внутреннего давления на значительную площадь кузова и рамы, что способствует уменьшению их веса. На­ личие на каждом предприятии и транспортной единице источнико-в сжатого воздуха или газа и сравнительно небольшой вес самих гибких оболочек позволяет 'применять их в качестве съемных, под­ весных и на-в-есных устройств.

По сравнению с пневматическими поршневыми устройствами гибкие оболочки имеют меньшую высоту, не имеют трущихся дета­ лей, а в связи с этим не нуждаются в дополнительных средствах"’ герметизации и смазке.

Гибкие оболочки могут изготовляться С минимальным расхо­ дом металла или без него с использованием широкого ассортимен­ та синтетических материалов, отходов шинной промышленности и из изношенных покрышек.

Вместе с тем пневматическим устройствам из гибких оболочек присущи определенные недостатки. Так, давление воздуха или газа в них значительно меньше давления -масла в гидроподъемниках, что обусловливает большие конструктивные размеры гибких оболочек

^в плане. Уменьшение этих размеров вызывает необходимость в по­ вышении давления и потерю продольной устойчивости подъемного механизма.

t Вследствие сжимаемости воздуха или газа подъемное устрой­ ство может накапливать потенциальную энергию, способную при ее освобождении совершать нежелательную работу. В связи с этим пневматические устройства должны иметь более совершенные предохранительные кла-паны по--сравнению с гидравлическими.

12


ГИБКИЕ ОБОЛОЧКИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

Подъемное устройство из гибких оболочек и его расчет

Подъемные устройства из гибких оболочек, установленные на бортовых автомобилях с разгрузкой на боковые стороны и назад (рис. 3) могут иметь одну или две гибких оболочки 2, оборудован­ ные системой подачи и выпуска газов н источника питания сжатым газом или воздухом.

Каждая оболочка состоит из трех-четырех гибких элементов (гофр) и размещена по схеме 2, группы а (см. табл. 1) между рамой автомобиля и кузовом. Опорами кузова при его опрокиды­ вании’ являются консоли надрамииков 1. К системе подачи газов относятся трубопровод 6, кран 7, тяги 8, 9, 10 и клапан 11, обеспе­ чивающие подачу и выпуск газов и ограничение угла наклона плат­ формы. Сжатой средой для питания -гибких оболочек в данном слу­ чае являются отработавшие,газы двигателя автомобиля.

Для разгрузки автомобилей основных марок гибкие оболочки должны обеспечивать наклон груженого кузова на угол в 45—50°. Такой наклон кузова соответствует углу естественного откоса боль­ шинства сыпучих грузов. К ним относятся: зерно, торф, минераль­ ные удобрения и др.

При размещении оболочек между рамой и кузовом, тележкой и рамой размеры оболочек по высоте и диаметру в сложенном состоя­ нии должны быть соответственно не более 300—400 и 1100 мм. Эти размеры обусловлены габаритами между рамой и кузовом и разме­ щением поперечных брусьев под полом кузова.

Особенность работы гибких оболочек заключается .в том, что при наполнении их газами и повороте платформы они постепенно изменяют свои геометрические размеры и форму. При этом умень­ шается площадь контакта гибких элементов как между собой, так и между крайними гибкими элементами и опорными площадками (щитами). Контакт проходит по линии так называемой нулевой гауссовской кривизны, ограничивающей площадь передачи давле­ ния на кузов. Эту площадь можносчитать эффективной площадью оболочки. Она соответствует площади «условного» поршня, находя­ щегося под .воздействием сжатого воздуха или газа данного дав­ ления и развивающего при этом подъемную силу, равную подъем­ ной силе гибкой оболочки. Таким образом, эффективная площадь

ободочки и ее подъемная сила

в начале подъема являются наи­

большими.

 

 

При увеличении угла наклона платформы раскрытие оболочки

со стороны, противоположной

шарниру, оказывается

больше.

В результате эффективная площадь с увеличением угла

наклона

платформы постепенно уменьшается и смещается в сторону шар­ нира, отчего момент действия подъемной силы оболочки относи­ тельно шарнира, вокруг которого опрокидывается платформа,

13-


5

Рис. 3. Размещение гибких оболочек на бортовом автомо­ биле:

а — с разгрузкой назад; б

с разгрузкой на боковые сто­ роны:

1 — иадрамнпк; 2 — гибкая оболоч­

ка; 3 — шарнир;

■} — блокировочная

тяга; 5 — кузов;

6* —трубопровод;

7 — кран; 6', 9

и 10 — тяги; I I

клапан

уменьшается. Одновременно с этим и момент действия веса груза и кузова относительно шарнира также уменьшается. Однако умень­ шение обоих моментов, происходит неодинаково. В связи с этим для обеспечения равновесия системы давление газов в оболочке не является величиной постоянной и изменяется в зависимости от угла наклона платформы. Характер изменения величины давления газов зависит от размеров оболочки, ее размещения н объемного веса груза.

В работе подъемных устройств из гибких оболочек большое зна­ чение имеет также их быстродействие, долговечность и безопас­ ность. Быстродействие оболочек определяется производительностью источника питания, давлением воздуха и объемом оболочек.

14

Рпс. 4. Схема для (расчета подъемно­ го устройства из гибких оболочек

С увеличением объема оно сни­ жается. Поэтому весьма важно выбрать такие размеры оболочек, при которых время на разгрузку было бы минимальным, а потреб­ ное максимальное давление соот­ ветствовало бы параметрам имею­ щихся источников питания.

Долговечность работы оболо­ чек в большой степени зависит от работы кордных нитей каркаса и, в частности, от их деформации в местах соединения гибких эле­ ментов между собой и со щитами. При чрезмерном раскрытии обо­

лочек нити корда в местах соединения (особенно на кольцах) по­ лучают деформацию (излом) и в результате происходит разрыв оболочек. Чтобы избежать этого, раскрытие оболочки следует огра­ ничить таким положением кордной нити, при котором последняя подходила бы к кольцу по радиусу R (рис. 4), а касательная к дуге в данной точке была бы перпендикулярна радиусу R. Таким поло­ жением кордной нити при максимальном раскрытии оболочки опре­ деляются ее размеры: начальный диаметр, диаметр соединитель­ ного или ободного кольца и количество гибких элементов.

Степень безопасности работы гибких оболочек в основном опре­ деляется принятым запасом прочности каркаса. В связи с этим необходимо знать максимальные усилия, которые действуют в корд­ ных нитях.

Таким образом, при расчете гибких оболочек и выборе их пара­ метров для оборудования автомобилей, прицепов и полуприцепов различных марок необходимо предварительно определить следую­ щие данные:

потребное количество гибких элементов в оболочке пэ\ эффективную площадь оболочки 5Э; расстояние от центра эффективной площади до шарнира Ьс;

подъемную силу, которую может развивать оболочка Q; потребное давление воздуха или газов Ар; натяжение кордной нити каркаса гибкой оболочки Т; объем оболочки V.

Подъемное устройство из гибких оболочек рассчитано по при­ ближенному методу, основ'анному на изменении геометрических размеров оболочки в зависимости от угла наклона платформы.

В расчете приняты следующие допущения. Профиль гибкого эле­ мента в любом меридианном сечении, проведенном через верти­ кальную ось вращения, представляет собой часть окружности с радиусом, изменяющимся от г до R. Длина поверхности гибкого эле­ мента, измеренная по меридиану между ободными кольцами, при­ нята постоянной. Степки элемента предполагаются гибкими с нуле­