Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/к — расстояние между осями нитей корда на экваторе гибко­ го элемента, см;

рк — угол наклона нитей корда к меридиану, град, определяе­ мый из соотношения:

tK

_ _ R K COS Pi;

/бр

iбр cos |3бр

Здесь /бр — расстояние между осями нитей корда в браслете (при

сборке), см; Рбр — угол между образующей браслета и кордной нитью, °.

Величины RKи Rcр определяются из следующих выражений:

_ R + г + d3

R + r

Як — ---------- -

, Яср — - •

Объем оболочки определяется из выражения

У = иэ[я2/?ср(б) 0,4/?ср) -|- 2л/'а /?ср] ■

(15)

Определить максимум функций [Ар, Т, V= f (a, Q, d0, н;1)] в приведенных уравнениях трудно. В связи с этим предлагается рас­ считать значения этих функций сначала аналитическим путем для угло-в наклона платформы а = 0, 10, 20, 30, 40, 45°, а затем графиче­ ски определить максимальные значения функций. Принятый гра­ фо-аналитический метод расчета является простым и в то же время дает возможность определить не только максимальные значения функций, но и характер их изменения в пределах заданных углов наклона платформы. В дальнейшем таким способом будет исследо­ ван ряд типоразмеров гибких оболочек. Для пояснения приведем пример, как пользоваться приведенными выше формулами.

Пример расчета. Для расчета принято подъемное устройство из гибких обо­ лочек, установленное на автомобиле ЗИЛ-130. Исходные данные для расчета следующие:

Q = 5000 кг;

G = 500 кг;

1с =

193 см;

/г1ш =

15 см;

Л2ш = 20 см;

с = 4 1 ,5

см;

Ао=ПОсм;-

Ц0б =

44см;

 

“ max =

45

Ас =

40с.м.

 

 

Потребное количество гибких элементов в оболочке определяем по форму­ лам (3) и (10):

/Зс = 41,5-

15

20

= 82,7 см;

 

sin 45°

+ — —

 

 

tp 45°

 

3.14-45-0,01745-319 + У 610 000 +

210 000

1686

 

528

 

 

= 3,2.

 

 

 

528

Для дальнейших расчетов принимаем количество гибких элементов в обо­ лочке пэ= 3.

20


Эффективную площадь оболочки S0 it расстояние от центра эффективной площади до шарнира Ьс находим по формулам (8) л (9). Результаты расчетов

тля углов наклона платформы а от 0 до 45° приведены в табл. 3.

Для угла наклона платформы а = 0 эффективная площадь определена но

формуле:

 

 

Я («1ш т «2Щ

 

 

 

 

 

 

 

*0-

 

 

 

 

 

 

 

 

2лэ

 

 

 

 

 

где Л|Ш+//2 ш — высота оболочки в сложенном состоянии, см.

Табл ица

3

 

 

 

 

 

 

 

 

а

а

 

аф

аф

_аф_

S 3 , СМ

Ьс, см

а

2«э

2/1э

В с, с si

~+ "«Э

0

0

0

241,5

0,0582

3,14

3,14

6600

96,5

 

10

1,666

0,0291

3,198

3,082

5416

94,3

 

20

3,333

0,0582

140,5

0,1164 •

3,256

3,024

4389

92,4

30

5,000

0,0875

105,2

0,1745

3,3145

2,970

3503

90,7

40

6,666

0,1169

88,8

0,2338

3,3730

2,910

2745

89,2

 

45

7,500

0,1317

82,7

0,2620

3,4020

2,878

2409

88,5

 

При определении потребного давления газов Др следует учитывать прогиб

рессор. В этом случае при боковой разгрузке углы наклона платформы относи­ тельно, горизонта ср п относительно рамы а для автомобиля ЗИЛ-130 будет на­ ходиться в следующей зависимости (по данным опытных замеров):

а” 0 10 20 30 40 45

:

0

10

22

34

46

52

Остальной расчет потребного давления газов в оболочках ведется по фор­ муле (1.3). Тогда, например, для угла наклона платформы а = 0 и при одной оболочке N = I будем иметь:

(5000 + 500)193

= 0,834 кгс/с.м2,

2-1-6600-96.5

а для а =45°

Ар =

(5000 + 500)(193-0,615 — 80-0,788)

= 0,719. кгс/см2

 

2-1-2409-88,5

Прн двух гибких оболочках (Af=2) давление газов соответственно составит

0,417 н 0,360 кгс/см2.

При задней разгрузке прогиб рессор можно не учитывать. В этом случае принимаем а = ф.

Подъемную силу оболочки рассчитываем при заранее известном -максималь­ ном давлении газов, развиваемом -источником -питания. В качестве примера возь­

мем давление источника питания, равное

1

кгс/см2.

Тогда подставляя значения

в формулу (12), получим:'

 

 

 

 

при а = 0 и N = 1.

2 -1-1-6600-96,5

 

 

 

<? =

 

— 500 =

6100 кгс

193

 

 

 

 

 

 

при а = 45°

и

N = 1.

 

 

2-1-1-2409-88,5

 

500 =

7100 кгс.

Q = 193-0,615 — 80-0,788

 

 

21


При установке «а автомобиле двух оболочек ( N = 2) подъемная сила их

увеличится в 2 раза и составит для принятых углов наклона платформы соот­ ветственно 12 200 и 14200 кгс.

Для определения величины натяжения кордной нити в каркасе гибкой обо­

лочки приняты следующие исходные данные:

 

 

в браслете — равным

корд

«ШВ» с расстоянием

между

осями нитей

/ор=0,1136 см; радиус браслета

ГбР=30

см;

количество

слоев корда

як=2;

рбр = 36°,

углы наклона нитей корда со стороны, противоположной шарниру,

опре­

делены экспериментальным путем п имеют следующие значения:

 

 

а 0

0

10

20

30

40

45

 

 

 

Р°

54

53

51

49

47

46

 

 

Величины in, R K, и R cp составят

 

 

 

 

 

 

 

для ы = 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-0,8090

 

=

7,04 ни теп/см;

 

 

0,1136-51,68-0,5878

 

 

 

 

 

 

 

91,7

 

11,66

=

ol ,68 см;

 

 

 

RK=

— -— +

— -—

 

 

 

 

5 ,8 3 + 5 ,8 3

 

 

 

 

 

ЛсР —'

 

 

= 5,83 см;

 

 

и для а0 = 45°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-0,8090

= 6,85 нитей/см;

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1136- 44,75-0,6947

 

 

 

 

 

 

55,4

17,05 = 44,75 см;

 

 

 

R K— — -— +

 

 

 

Лср =

2 0 ,7 +

13,4

17,Оо см.

 

 

 

---------- ----------- =

 

 

Представляя полученные значения в формулу

(14), будем иметь

 

для а —0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,834 (51,682 — 45,852)5,83

= 0,965

кге/ннть;

 

 

Т ==

 

 

 

 

 

 

 

2-51,68-2-7,04-0,345-5,83

 

 

 

 

для а = 4о°.

0,719(44,752-0,9914 — 27,732) 20,7

2-44,75-0,9914-0,48-2-6,85-17,05

Объем оболочки определяется по формуле (15). Подставляя в нее значения ранее полученных величин, будем иметь:

для а=0°.

V = 3 [3,142-5,832 (45,85 + 0,4-5,83) + 2-3,14-45,852-5,83]10~6 = 0,289 м»;

для а =45’.

V = 3 [3 ,1+2- 13,35э'(27,7 + 0,4-17,05) + 2-3,14-27,72-17,05]10-6 = 0,540 у.з.

22


Выбор рациональных параметров гибких оболочек

Основными параметрами гибких оболочек являются: внешний диаметр оболочки в сложном состоянии d0, внутренний диаметр dш, или диаметр обода d06, количество слоев корда в каркасе обо­ лочки пк.

Указанные параметры гибких оболочек могут быть однозначно определены по приведенным выше формулам. Однако представляет большой интерес, как влияют изменения каждого параметра на дру­ гие, а также на величину потребного давления газов, время напол­ нения оболочки, расход топлива и др. В связи с этим для исследова­ ния было принято 18 градаций размеров цилиндрических оболочек и 6 различных марок бортовых автомобилей, прицепов и полупри­ цепов, которые предполагалось оборудовать в самосвальные. Ис­ ходные данные для расчета приведены в табл. 4. При этом предпо­ лагалось, что каждый гибкий элемент имеет переменный размер диаметра обода, всегда равный эффективному диаметру оболочки

о о б = dr).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица -I

 

Исходные данные для

 

 

Марки

автомобилей,

прицепов и полуприцепов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расчета основных параметров

 

глз-

ГАЗ-

зил-

зил-

МАЗ-

Прицеп Полуприцеп

 

и показателен гибких

 

 

оболочек

 

51А БС

53Ф БС 164А БС 130 БС

500 БС

ИАПЗ-754В МАЗ-5245

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БС

БС

Q , кг

 

2500

3500

4000

5000

7000

4000

12000

G ,

кг

 

400

500

500

500

600

650

2000

L с,

см (для боковой раз-

 

173

173

193

193

200

153

200

грузки)

 

7 С,

см (для задней раз-

,

260

300

300

300

350

350

 

грузки)

 

 

 

120

120

120

120

120

120

120

 

 

 

110

110

110

110

110

110

110

.

 

 

100

100

100

100

100

100

100

 

 

 

90

90

90

 

90

90

90

90

 

 

 

80

80

80

 

80

80

80

80

Л с, см

 

70

70

70

 

70

70

70

70

 

40

40

40

 

40

40

40

40

fin

 

 

3;4;5

3;4;5

3;4;5

3;4;5

3;4;5

1

1

N

 

 

1

1

1

 

1

1

п К

 

 

2

2

2

 

2

2

2

2

 

Значения параметров и

показателей

гибких

оболочек

опре­

делялись на ЭВМ «Урал-2». В результате получен ряд зависимо­ стей, на анализе которых следует остановиться.

На' рис. 6 приведены зависимости давления газов в оболочке Ар и натяжения кордной нити Т от угла наклона платформы а при бо­ ковой разгрузке, а на рис. 7 — при задней разгрузке. Наклон кузо­ ва изменялся от 0 до 45°, при Qa =0 (при закрытых бортах). Такие условия соответствуют «аиболее неблагоприятному случаю разгруз-

23


Рис. 6. Зависимость избыточного дав­ ления в оболочке (Др) и натяжения кордной нити (Т) от угла наклона

платформы (а), начального диаметра оболочки (d0) и количества гибких элементов (пэ) при боковой разгруз­

ке автомобиля ЗИЛ-130 БС

кп. В расчете принято, что на каждом транспортном средстве име­ ется по одной оболочке.

Из приведенных графиков видно, что давление в оболочках Ар зависит от грузоподъемности транспортного средства Q, диаметра оболочки cl0и количества гибких элементов в оболочке пэ.

С увеличением диаметра оболочки’ d0 или количества в ней гиб­ ких элементов па для подъема кузова требуется меньшее давление, 'п характер зависимости Ap = f{a) при боковой разгрузке приближа­ ется к линейному со слабовыраженным макаиму-мом функции. Дав­ ление резко снижается при увеличении диаметра d0, особенно при переходе от оболочек малого размера к оболочкам большого разме­ ра. Такой характер изменения давления в основном объясняется из­ менением эффективной площади оболочек (рис. 8). С каждым последующим переходом с меньшего диаметра на больший падение давления уменьшается, а увеличение эффективной площади возра­ стает. При увеличении количества гибких элементов с трех до четы­

24

рех давление падает больше, чем при переходе с четырех элементов на пять. Следовательно, наибольший эффект снижения давления достигается при оболочках с меньшими размерами.

В большинстве случаев один и тот же эффект можно получить за счет увеличения диаметра оболочки или количества гибких эле­ ментов с трех до четырех. При наличии четырех элементов наиболь­ шее снижение-давления происходит за счет увеличения диаметра оболочки, а не количества гибких элементов.

Кривые зависимости Ap = f(a)

(см. рис. 7) при задней разгруз­

ке, в отличие от аналогичных отрм

боковой, не имеют ярко выражен­

ных максимумов. Кроме того, максимальное давление при задней разгрузке и малых значениях d0 намного (до 5 раз) выше соответ­ ствующего давления для тех же оболочек при боковой разгрузке.

В табл. 5 приведены максимальные давления газов (кгс/см2) в оболочке при разгрузке автомобилей, прицепов и полуприцепов (направление разгрузки на боковые стороны).

На выбор параметров гибких оболочек большое влияние оказы­ вают прочностные показатели — натяжение кордной нити Т и коэф-

Рис. 7. Зависимость Ар от a, da и п0 при задней разгрузке автомобилей

ГАЗ-51А БС

Рис. 8. Зависимость-эффективной площади (SD) и объема оболочки (V) от угла наклона платформы (а), начального диаметра (do) и количества гибких элемен­ тов в оболочке (пэ) при баковой разгрузке автомобилей ГАЗ-51 А БС

и ГАЗ-53Ф БС

25