Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
производства на наиболее оборудованных предприятиях. Вовторых, объединялись, хотя и не всегда однородные пред приятия, но расположенные на близлежащей территории.Глав ная цель такого объединения - лучше обеспечить их сырьем, топливом и т .д . В-третьих, объединялись предприятия, про дукция которых представляла исключительную важность для народного хозяйства (нефть, каменный уголь, металл и
т .д .) 3 ) .
Формирование объединений было основным этапом в ходе совершенствования системы и методов управления промышлен ностью в связи с переходом к нэпу. В отчете ВСНХ УШ Все российскому съезду советов отмечалось, что эти объединвгния "должны впитать в себя всю деятельность подчиненных им предприятий... и что этой форме управления промышленны ми предприятиями принадлежит будущее, и эта форма будет стоять на первом месте в организационном плане экономиче ского строительства"
Вновь создаваемые производственные объединения пере водились со сметного финансирования и нормированного снаб жения на принцип самоокупаемости и самообеспечения. В По становлении IX Всероссийского съезда Советов отмечалось, что "все предприятия, снятые с государственного снабже ния, получают необходимые им средства путем реализации свободной продукции на рынке" 5) , т .ѳ . такие производст венные объединения переводились на хозяйственный расчет.
После перегруппировки, пересмотра состава и укрупне ния трестов, которое проводилось в процессе их организа
^"Русская промышленность в 1921 г . и ее перспекти
вы" (отчет |
IX съезду Советов). і,К , б / г , |
с т р .12. |
|
^) «Отчет Высшего Совета |
народного хозяйства УП! Все |
||
российскому |
съезду Советов". |
М ., 1921, |
ст р .2 2 ,2 5 . |
^"Решения партии и правительства по хозяйственным
вопросам (I9 I7 -I9 6 7 г г .) " ', т . І , с т р .284.
9
ционного строительства 10 апреля 1923 г . был принят дек рет ВЦИК и СНК РСФСР "О государственных промышленных пред
приятиях, |
действовавших на началах коммерческого расчета |
|
(трестах)" |
который практически определил |
роль и место |
трестов в системе управления промышленностью |
в восстано |
|
вительный |
период. |
|
К концу восстановительного и в начале реконструктив ного периодов в нашей экономике произошли существенные изменения. В области управления и в первую очередь в орга низации планирования были достигнуты определенные успехи. Они выражались в переходе к составлению объединенного пла на промышленности, включающего техническую, экономическую и финансовую программу. Однако в плановой работе имелись определенные недостатки: планы составлялись с большим опозданием, их составление сопровождалось излишней пере пиской и разбухшей отчетностью. Хотя к концу восстанови
тельного периода |
проблема |
товарного голода пока еще не бы |
ла решена, но уже |
нельзя |
было удовлетворить потребности |
рынка только увеличением количества товаров. Требовались товары соответствующего качества, ассортимента и по дос тупной цене.
Поэтому для удовлетворения требований рынка необходи мо было создать такие условия, при которых предприятия име ли бы больше прав самостоятельно маневрировать наличными фондами.
Возникало противоречие между вставшими перед промыш ленностью задачами и методами их претворения в жизнь.
Сложившаяся в 1923-1925 г г . под влиянием многих фак торов централизация оперативных функций становилась излиш ней. Ее следствием явилось то , что руководители трестов и отдельных предприятий были лишены возможности проявлять какую-либо хозяйственную инициативу, т .к . их обязанности были строго определены. Они ограничивались только исправ-
^"Управление народным хозяйством СССР в 1917-19^0
г г . " . Сб.документов. |
"Экономика", 1968, с т р .80-90. |
10
леннем мелких недостатков в работе своего административнохозяйственного аппарата. ХУ партійная конференція (ок тябрь-ноябрь 1926 г .) в своей резолюция подчеркнула, что необходимо "поставить вопрос о пересмотре всей системы построенія управленческого аппарата хозяйством, в целях его улучшения я максимального удешевленія"
Одним из центральных вопросов организации управления промышленностью рассматриваемого периода являлась пробле ма оптимального сочетания директивных и рыночных методов регулирования промышленностью. Задача состояла в том,что бы построить такую систему управления промышлѳнностью,которая обеспечивала бы реализацию планов в условиях рыноч ных отношений. В начале нэпа эта проблема решалась за счет преобладающего использования рыночных факторов. С перехо дом к реконструкции стала проявляться обратная тенденция и задача состояла в тон, чтобы организационная схема уп равления промышленностью строилась на оптимальном соотно шении этих начал. Реализация выдвигаемых требований, в свою очередь, ставила на повестку дня решение таких воп росов, как заинтересованность коллектива треста или пред приятия в результатах своей работы, предосташение опре деленной самостоятельности отдельным предприятиям, уста новление форм и характера связи промышленности с ее тор говым аппаратом и т .д .
В начале реконструктивного периода производственные объединения трестовского типа являлись основной хозяйст венной единицей в системе управления промышленностью. Поэтому от правильной организации их работы во многом зави село решение основных задач по реконструкции и индустриа лизации народного хозяйства. На это было направлено из данное 29 июня 1927 г . "Положение о государственных про мышленных тр естах ", по которому тресты освобождались от существовавшей мелочной опеки со стороны главков ВСНХ. Од новременно была проделана большая работа по дальнейшему
"КПСС в резолюциях и решениях съездов и конферен ц и й ",частьІІ, и э д .7 . І І ., Гоеполитиздат,І954, с т р .178.
II
укрупнению трестов. Для улучшения организации управления трестированные предприятия переводились на хозрасчет. Это означало, что их директора получали право самостоя тельно назначать и увольнять административно-управленче
ский |
персонал |
и строить |
свою работу на основе наряда-за |
к а з а . |
Порядок |
снабжения |
денежными я материальными ресур |
сами, |
сроки сдачи продукции, форма расчета - все это раз |
рабатывалось заводоуправлениями и утверждалось правлением треста после совместного рассмотрения этих вопросов с ди ректором завода. Для организации хозрасчетной деятельнос ти предприятиям предоставлялось право вести самостоятель ное счетоводство, составлять свой баланс. Часть экономии в виде разницы между себестоимостью, утвержденной в нарядзак азе, и фактической себестоимостью оставалась в распо ряжении директора предприятия. Бе размер и порядок расхо дования определялись правлением треста совместно с дирек тором предприятия и утверждалось СТО. Круг оперативных полномочий директора, его права и обязанности по распоря
жению вверенным ему имуществом определялись доверенностью. На ее основе он мог совершать от имени треста все опера ции в пределах прав, установленных правлением треста (открывать по данному прѳдприятияю текущие сч е т а , выда вать векселя, получать ссуды под продукцию, производить операции по сбыту, снабжению, заключать договора аренды и т . д . ) .
Совершенствование методов управления промышленностью самым тесным образом было связано с мерами по улучшению организационно-хозяйственной деятельности синдикатов. Син дикаты как организационная форма управления промышленно стью возникли несколько позже трестов и в первую очередь в тех отраслях, которые стояли ближе к широкому рынку (на пример, в текстильной промышленности).
В условиях первых лет нэпа, когда существовал неор ганизованный рынок и имела место открытая конкуренция между трестами, одной из главных задач синдикатов было подчинение этого рынка государственному регулированию и планомерная организация снабжения и сбыта государственных
12
предприятий. В начале нэпа при наличии конкуренции между трестами и частным капиталом, функционирующим б сфере об ращения, существовали большие трудности в организации сбы та и снабжения государственной промышленности.
При реализации своей продукции и обеспечении себя сырьем и необходимыми материалами производственные объе динения (тресты) пользовались услугами частного капитала.
В этих условиях значительная часть государственных средств попадала в руки частника, а это могло привести к определенным социально-экономическим последствиям.
Поэтому возникшие в каждой отрасли синдикаты брали на себя роль крупного оптовика. Они осуществляли: регулиро вание цен, условий продали, концентрировали у себя заказы по предварительно установленным ценам и распределяли их между своими членами. Следовательно, вся производственно хозяйственная деятельность синдикатов в первые годы их су ществования была направлена на подрыв экономических пози ций частного капитала в сфере обращения и на упорядочение товаропроводящей сети.
В конце восстановительного и в начале реконструктив ного периодов синдикаты, возникшие почти во всех отраслях промышленности, стали занимать ведущее положение в сфере реализации продукции государственной промышленности.
Они сконцентрировали в своих руках подавляющую часть сбыта, осуществляли регулирование кредитных и финансовых средств, оказывали влияние на составление и регулирование производственных планов трестов и предприятий. В своих взаимоотношениях с другими хозяйственными органами они использовали целый ряд экономических рычагов (систему двух прейскурантов, выдачу аван са, оплату наличными, взаимные расчеты и т . д . ) .
Свою производственно-хозяйственную деятельность син дикаты строили на основе генеральных договоров и системы предварительных заказов.
Хозяйственные договора, применяемые синдикатами, бы ли эффективной формой организации экономических связей в промышленности. Их реализация велась с осуществлением си с-
13
темы санкций и поощрений в зависимости от полученных резу льтатов.
В своей практике синдикаты сочетали различные методы
иформы реализации полученной продукции (выполнение обя зательных заказов государственных органов и организация оптовой торговли, использование транзитной системы для доставки товаров потребителю и организация торговли через широкую сеть магазинов на местах потребления продукции
ит . д . ) . Все свои отношения они строили на хозрасчетных основах. Их деятельность направлялась государственными органами посредством составления единого торгово-финансо вого плана всей синдикатной системы.
Сосредоточение в синдикатах значительной части функ ций по снабжению, сбыту, финансированию и кредитованию, а также в области планирования и регулирования капитальных вложений в масштабе целой отрасли промышленности подгото
вило условия для сосредоточения в одном органе регулирующих и оперативных функций по урпавлению промышленностью. Пер вым шагом в этом направлении было объединение Главтексти ля с ВТС. Эта практика была использована при создании от раслевых промышленных объединений 1929-1932 г г . Несмотря на ряд отрицательных моментов, имевших место в деятельно сти синдикатов, особенно в последние годы их существова ния, опыт их работы заслуживает внимания. Сам факт объе динения снабженческо-сбытовых функций в одном органе и выделение этих функций в самостоятельную отрасль приводил
кбольшой экономии на общественных издержках производства
иобращения. Кроме того, синдикаты вели большую работу по изучению рынка своей отрасли, что способствовало более точному определению потребностей в той или иной продукции
ипредупреждению возможных затруднений в организации сбы та и снабжения.
Следует учесть,-что это был период, когда мы присту пили к выполнению задач первой пятилетки по индустриали зации народного хозяйства. Страна превратилась в гранди озную стройку.
Расширение масштабов строительства, появление новых
предприятий и отраслей в свою очередь ставили проблему улучшения организации производства и дальнейшего совершен ствования системы и методов управления промышленностью, т .е . "переоценки всего аппарата государственного управле
ния и приведение его в соответствие с системой нашего хо зяйства, с задачами социалистического строительства"
Это свидетельствовало о том, что созрели необходимые условия для проведения коренной перестройки существовав шей системы управления промышленностью.
Поэтому Президиум ВСНХ СССР разработал тезисы, в которых подчеркивалось, что в связи с реконструкцией на родного хозяйства важнейшим является вопрос об организа ции промышленности, о характере и методах управления, о построении промышленного аппарата и о стиле его работы.
Существовавшая организационная форма управления промышлен ностью уже не удовлетворяла решению технико-экономических задач первой пятилетки. Ее главный недостаток состоял в отсутствии технического штаба управления промышленностью. Следствием этого была постоянная неувязка при решении тех нических и экономических вопросов по всем звеньям системы управления промышленностью. Кроме этого, многозвенность аппарата, недостаточная самостоятельность отдельных про изводственных единиц, отсутствие необходимых прав и мело чная опека, запаздывание с общими директивами и плановыми заданиями - все это затрудняло и сдерживало развитие про мышленности, мешало сочетанию централизованного планирова ния о развитием активности и инициативы на м естах. В рабо те по планированию на первое место выдвигался вопрос об усилении технических элементов плана, так как проблемы капитального строительства были одновременно и проблема ми технической реконструкции. В вопросах технической ре конструкции первостепенное значение имело рациональное сочетание технического и экономического подхода, т .е .
"КПСС в резолю циях..." часть П, ст р .477.
"Реорганизация управления промышленностью (тезисы ВСНХ СССР, ЦКК ВКП(б) и НК-РКИ)". М ., 1929, ст р .3 -2 0 .
15
обоснование технической стороны плана экономической целе сообразностью и наоборот. С расширением масштабов произ водства усиливалась специализация самого производственно го процесса. Все это обуславливало необходимость углубле ния и расширения отраслевой специализации предприятий и их объединений, а следовательно, и пересмотра сложившейся в восстановительный период группировки предприятий. Большое значение приобретала необходимость концентрации и рацио нализация управления финансовым хозяйством промышленности, ликвидация многозвенности контроля над предприятием, вы работка форм коллективной и личной материальной заинтере сованности, а также подготовка соответствующих кадров для народного хозяйства.
На базе существовавших синдикатов и отраслевых глав ных управлений необходимо было создать новый орган - про мышленное объединение и сосредоточить в нем все основные функции по управлениям целой отраслью промышленности.
Организация объединений существенно меняла положение треста в системе управления промышленностью. Хотя в поста новлении от 5 декабря 1929 г . К ) трест как организацион ная форма управления еще допускался, однако его функции значительно изменились. Он обязан был сосредоточить свою работу в области технического руководства, рационализации и реконструкции. Одновременно у трестов были изъяты функ ции сбыта и снабжения.
Такая эволюция трестов была тесным образом связана с изменением положения предприятия в системе управления про мышленностью. Постановление ЦК ВІСП(б) от 5 декабря 1929 г . выдвинуло предприятие в качестве основного звена в систе ме управления. Поэтому весь комплекс мероприятий, направ ленный на улучшение работы промышленности в первую очередь был направлен на улучшение работы предприятия. Основным методом решения этой задачи был перевод предприятий на хо зяйственный расчет, улучшение технического обслуживания,
К О "Директивы КПСС и Советского правительства по хо зяйственным вопросам", т .2 , с т р .ІЗ О -ІЗ І.
16