Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производства на наиболее оборудованных предприятиях. Вовторых, объединялись, хотя и не всегда однородные пред­ приятия, но расположенные на близлежащей территории.Глав­ ная цель такого объединения - лучше обеспечить их сырьем, топливом и т .д . В-третьих, объединялись предприятия, про­ дукция которых представляла исключительную важность для народного хозяйства (нефть, каменный уголь, металл и

т .д .) 3 ) .

Формирование объединений было основным этапом в ходе совершенствования системы и методов управления промышлен­ ностью в связи с переходом к нэпу. В отчете ВСНХ УШ Все­ российскому съезду советов отмечалось, что эти объединвгния "должны впитать в себя всю деятельность подчиненных им предприятий... и что этой форме управления промышленны­ ми предприятиями принадлежит будущее, и эта форма будет стоять на первом месте в организационном плане экономиче­ ского строительства"

Вновь создаваемые производственные объединения пере­ водились со сметного финансирования и нормированного снаб­ жения на принцип самоокупаемости и самообеспечения. В По­ становлении IX Всероссийского съезда Советов отмечалось, что "все предприятия, снятые с государственного снабже­ ния, получают необходимые им средства путем реализации свободной продукции на рынке" 5) , т .ѳ . такие производст­ венные объединения переводились на хозяйственный расчет.

После перегруппировки, пересмотра состава и укрупне­ ния трестов, которое проводилось в процессе их организа­

^"Русская промышленность в 1921 г . и ее перспекти­

вы" (отчет

IX съезду Советов). і,К , б / г ,

с т р .12.

^) «Отчет Высшего Совета

народного хозяйства УП! Все­

российскому

съезду Советов".

М ., 1921,

ст р .2 2 ,2 5 .

^"Решения партии и правительства по хозяйственным

вопросам (I9 I7 -I9 6 7 г г .) " ', т . І , с т р .284.

9

ционного строительства 10 апреля 1923 г . был принят дек­ рет ВЦИК и СНК РСФСР "О государственных промышленных пред­

приятиях,

действовавших на началах коммерческого расчета

(трестах)"

который практически определил

роль и место

трестов в системе управления промышленностью

в восстано­

вительный

период.

 

К концу восстановительного и в начале реконструктив­ ного периодов в нашей экономике произошли существенные изменения. В области управления и в первую очередь в орга­ низации планирования были достигнуты определенные успехи. Они выражались в переходе к составлению объединенного пла­ на промышленности, включающего техническую, экономическую и финансовую программу. Однако в плановой работе имелись определенные недостатки: планы составлялись с большим опозданием, их составление сопровождалось излишней пере­ пиской и разбухшей отчетностью. Хотя к концу восстанови­

тельного периода

проблема

товарного голода пока еще не бы­

ла решена, но уже

нельзя

было удовлетворить потребности

рынка только увеличением количества товаров. Требовались товары соответствующего качества, ассортимента и по дос­ тупной цене.

Поэтому для удовлетворения требований рынка необходи­ мо было создать такие условия, при которых предприятия име­ ли бы больше прав самостоятельно маневрировать наличными фондами.

Возникало противоречие между вставшими перед промыш­ ленностью задачами и методами их претворения в жизнь.

Сложившаяся в 1923-1925 г г . под влиянием многих фак­ торов централизация оперативных функций становилась излиш­ ней. Ее следствием явилось то , что руководители трестов и отдельных предприятий были лишены возможности проявлять какую-либо хозяйственную инициативу, т .к . их обязанности были строго определены. Они ограничивались только исправ-

^"Управление народным хозяйством СССР в 1917-19^0

г г . " . Сб.документов.

"Экономика", 1968, с т р .80-90.

10


леннем мелких недостатков в работе своего административнохозяйственного аппарата. ХУ партійная конференція (ок­ тябрь-ноябрь 1926 г .) в своей резолюция подчеркнула, что необходимо "поставить вопрос о пересмотре всей системы построенія управленческого аппарата хозяйством, в целях его улучшения я максимального удешевленія"

Одним из центральных вопросов организации управления промышленностью рассматриваемого периода являлась пробле­ ма оптимального сочетания директивных и рыночных методов регулирования промышленностью. Задача состояла в том,что­ бы построить такую систему управления промышлѳнностью,которая обеспечивала бы реализацию планов в условиях рыноч­ ных отношений. В начале нэпа эта проблема решалась за счет преобладающего использования рыночных факторов. С перехо­ дом к реконструкции стала проявляться обратная тенденция и задача состояла в тон, чтобы организационная схема уп­ равления промышленностью строилась на оптимальном соотно­ шении этих начал. Реализация выдвигаемых требований, в свою очередь, ставила на повестку дня решение таких воп­ росов, как заинтересованность коллектива треста или пред­ приятия в результатах своей работы, предосташение опре­ деленной самостоятельности отдельным предприятиям, уста­ новление форм и характера связи промышленности с ее тор­ говым аппаратом и т .д .

В начале реконструктивного периода производственные объединения трестовского типа являлись основной хозяйст­ венной единицей в системе управления промышленностью. Поэтому от правильной организации их работы во многом зави­ село решение основных задач по реконструкции и индустриа­ лизации народного хозяйства. На это было направлено из­ данное 29 июня 1927 г . "Положение о государственных про­ мышленных тр естах ", по которому тресты освобождались от существовавшей мелочной опеки со стороны главков ВСНХ. Од­ новременно была проделана большая работа по дальнейшему

"КПСС в резолюциях и решениях съездов и конферен­ ц и й ",частьІІ, и э д .7 . І І ., Гоеполитиздат,І954, с т р .178.

II

укрупнению трестов. Для улучшения организации управления трестированные предприятия переводились на хозрасчет. Это означало, что их директора получали право самостоя­ тельно назначать и увольнять административно-управленче­

ский

персонал

и строить

свою работу на основе наряда-за­

к а з а .

Порядок

снабжения

денежными я материальными ресур­

сами,

сроки сдачи продукции, форма расчета - все это раз­

рабатывалось заводоуправлениями и утверждалось правлением треста после совместного рассмотрения этих вопросов с ди­ ректором завода. Для организации хозрасчетной деятельнос­ ти предприятиям предоставлялось право вести самостоятель­ ное счетоводство, составлять свой баланс. Часть экономии в виде разницы между себестоимостью, утвержденной в нарядзак азе, и фактической себестоимостью оставалась в распо­ ряжении директора предприятия. Бе размер и порядок расхо­ дования определялись правлением треста совместно с дирек­ тором предприятия и утверждалось СТО. Круг оперативных полномочий директора, его права и обязанности по распоря­

жению вверенным ему имуществом определялись доверенностью. На ее основе он мог совершать от имени треста все опера­ ции в пределах прав, установленных правлением треста (открывать по данному прѳдприятияю текущие сч е т а , выда­ вать векселя, получать ссуды под продукцию, производить операции по сбыту, снабжению, заключать договора аренды и т . д . ) .

Совершенствование методов управления промышленностью самым тесным образом было связано с мерами по улучшению организационно-хозяйственной деятельности синдикатов. Син­ дикаты как организационная форма управления промышленно­ стью возникли несколько позже трестов и в первую очередь в тех отраслях, которые стояли ближе к широкому рынку (на­ пример, в текстильной промышленности).

В условиях первых лет нэпа, когда существовал неор­ ганизованный рынок и имела место открытая конкуренция между трестами, одной из главных задач синдикатов было подчинение этого рынка государственному регулированию и планомерная организация снабжения и сбыта государственных

12


предприятий. В начале нэпа при наличии конкуренции между трестами и частным капиталом, функционирующим б сфере об­ ращения, существовали большие трудности в организации сбы­ та и снабжения государственной промышленности.

При реализации своей продукции и обеспечении себя сырьем и необходимыми материалами производственные объе­ динения (тресты) пользовались услугами частного капитала.

В этих условиях значительная часть государственных средств попадала в руки частника, а это могло привести к определенным социально-экономическим последствиям.

Поэтому возникшие в каждой отрасли синдикаты брали на себя роль крупного оптовика. Они осуществляли: регулиро­ вание цен, условий продали, концентрировали у себя заказы по предварительно установленным ценам и распределяли их между своими членами. Следовательно, вся производственно­ хозяйственная деятельность синдикатов в первые годы их су­ ществования была направлена на подрыв экономических пози­ ций частного капитала в сфере обращения и на упорядочение товаропроводящей сети.

В конце восстановительного и в начале реконструктив­ ного периодов синдикаты, возникшие почти во всех отраслях промышленности, стали занимать ведущее положение в сфере реализации продукции государственной промышленности.

Они сконцентрировали в своих руках подавляющую часть сбыта, осуществляли регулирование кредитных и финансовых средств, оказывали влияние на составление и регулирование производственных планов трестов и предприятий. В своих взаимоотношениях с другими хозяйственными органами они использовали целый ряд экономических рычагов (систему двух прейскурантов, выдачу аван са, оплату наличными, взаимные расчеты и т . д . ) .

Свою производственно-хозяйственную деятельность син­ дикаты строили на основе генеральных договоров и системы предварительных заказов.

Хозяйственные договора, применяемые синдикатами, бы­ ли эффективной формой организации экономических связей в промышленности. Их реализация велась с осуществлением си с-

13

темы санкций и поощрений в зависимости от полученных резу­ льтатов.

В своей практике синдикаты сочетали различные методы

иформы реализации полученной продукции (выполнение обя­ зательных заказов государственных органов и организация оптовой торговли, использование транзитной системы для доставки товаров потребителю и организация торговли через широкую сеть магазинов на местах потребления продукции

ит . д . ) . Все свои отношения они строили на хозрасчетных основах. Их деятельность направлялась государственными органами посредством составления единого торгово-финансо­ вого плана всей синдикатной системы.

Сосредоточение в синдикатах значительной части функ­ ций по снабжению, сбыту, финансированию и кредитованию, а также в области планирования и регулирования капитальных вложений в масштабе целой отрасли промышленности подгото­

вило условия для сосредоточения в одном органе регулирующих и оперативных функций по урпавлению промышленностью. Пер­ вым шагом в этом направлении было объединение Главтексти­ ля с ВТС. Эта практика была использована при создании от­ раслевых промышленных объединений 1929-1932 г г . Несмотря на ряд отрицательных моментов, имевших место в деятельно­ сти синдикатов, особенно в последние годы их существова­ ния, опыт их работы заслуживает внимания. Сам факт объе­ динения снабженческо-сбытовых функций в одном органе и выделение этих функций в самостоятельную отрасль приводил

кбольшой экономии на общественных издержках производства

иобращения. Кроме того, синдикаты вели большую работу по изучению рынка своей отрасли, что способствовало более точному определению потребностей в той или иной продукции

ипредупреждению возможных затруднений в организации сбы­ та и снабжения.

Следует учесть,-что это был период, когда мы присту­ пили к выполнению задач первой пятилетки по индустриали­ зации народного хозяйства. Страна превратилась в гранди­ озную стройку.

Расширение масштабов строительства, появление новых


предприятий и отраслей в свою очередь ставили проблему улучшения организации производства и дальнейшего совершен­ ствования системы и методов управления промышленностью, т .е . "переоценки всего аппарата государственного управле­

ния и приведение его в соответствие с системой нашего хо­ зяйства, с задачами социалистического строительства"

Это свидетельствовало о том, что созрели необходимые условия для проведения коренной перестройки существовав­ шей системы управления промышленностью.

Поэтому Президиум ВСНХ СССР разработал тезисы, в которых подчеркивалось, что в связи с реконструкцией на­ родного хозяйства важнейшим является вопрос об организа­ ции промышленности, о характере и методах управления, о построении промышленного аппарата и о стиле его работы.

Существовавшая организационная форма управления промышлен­ ностью уже не удовлетворяла решению технико-экономических задач первой пятилетки. Ее главный недостаток состоял в отсутствии технического штаба управления промышленностью. Следствием этого была постоянная неувязка при решении тех­ нических и экономических вопросов по всем звеньям системы управления промышленностью. Кроме этого, многозвенность аппарата, недостаточная самостоятельность отдельных про­ изводственных единиц, отсутствие необходимых прав и мело­ чная опека, запаздывание с общими директивами и плановыми заданиями - все это затрудняло и сдерживало развитие про­ мышленности, мешало сочетанию централизованного планирова­ ния о развитием активности и инициативы на м естах. В рабо­ те по планированию на первое место выдвигался вопрос об усилении технических элементов плана, так как проблемы капитального строительства были одновременно и проблема­ ми технической реконструкции. В вопросах технической ре­ конструкции первостепенное значение имело рациональное сочетание технического и экономического подхода, т .е .

"КПСС в резолю циях..." часть П, ст р .477.

"Реорганизация управления промышленностью (тезисы ВСНХ СССР, ЦКК ВКП(б) и НК-РКИ)". М ., 1929, ст р .3 -2 0 .

15

обоснование технической стороны плана экономической целе­ сообразностью и наоборот. С расширением масштабов произ­ водства усиливалась специализация самого производственно­ го процесса. Все это обуславливало необходимость углубле­ ния и расширения отраслевой специализации предприятий и их объединений, а следовательно, и пересмотра сложившейся в восстановительный период группировки предприятий. Большое значение приобретала необходимость концентрации и рацио­ нализация управления финансовым хозяйством промышленности, ликвидация многозвенности контроля над предприятием, вы­ работка форм коллективной и личной материальной заинтере­ сованности, а также подготовка соответствующих кадров для народного хозяйства.

На базе существовавших синдикатов и отраслевых глав­ ных управлений необходимо было создать новый орган - про­ мышленное объединение и сосредоточить в нем все основные функции по управлениям целой отраслью промышленности.

Организация объединений существенно меняла положение треста в системе управления промышленностью. Хотя в поста­ новлении от 5 декабря 1929 г . К ) трест как организацион­ ная форма управления еще допускался, однако его функции значительно изменились. Он обязан был сосредоточить свою работу в области технического руководства, рационализации и реконструкции. Одновременно у трестов были изъяты функ­ ции сбыта и снабжения.

Такая эволюция трестов была тесным образом связана с изменением положения предприятия в системе управления про­ мышленностью. Постановление ЦК ВІСП(б) от 5 декабря 1929 г . выдвинуло предприятие в качестве основного звена в систе­ ме управления. Поэтому весь комплекс мероприятий, направ­ ленный на улучшение работы промышленности в первую очередь был направлен на улучшение работы предприятия. Основным методом решения этой задачи был перевод предприятий на хо­ зяйственный расчет, улучшение технического обслуживания,

К О "Директивы КПСС и Советского правительства по хо­ зяйственным вопросам", т .2 , с т р .ІЗ О -ІЗ І.

16