Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э к с п л у а т а ц и о н н ы е н а г р у з к и от в е т р о в о г о на­

в а л а

и у д а р а судов, а также

швартовные

нагрузки обычно

учитываются при проектировании

причальных

сооружений типа

пирсов,

безраспорных эстакад, отдельно стоящих бычков и пал,

атакже отбойных и швартовных устройств.

1.Нагрузка от ветрового навала судов, стоящих у причала, ределяется по формуле

Р

т/пог. м,

с10С0-/,

где

F— боковая парусность судна, м2\

 

 

4 —длина

прямолинейной части

бортового обноса

 

судна,

иг,

 

 

 

 

 

1,2

 

 

, 9

 

 

</= — — скоростной напор ветра, кг/м2-,

 

 

v — скорость

ветра, м/сек

(и = 22

м/сек)\

 

кэ— коэффициент,

учитывающий

эксцентричность

 

ветрового

давления

по отношению к середине

 

прямолинейной

части

судна,

= 1,1.

Нагрузка от ветрового навала судна учитывается при расчете причальных сооружений в виде равномерно распределенной на­ грузки для стенок или в виде сосредоточенных сил для отдельных пал.

При длине причального сооружения меньше длины прямоли­ нейной части бортового обноса судна нагрузка от ветрового нава­ ла на сооружение определяется по формуле

где Lnp — длина причального сооружения, м.

2. Нагрузка от натяжения швартовов учитывается в виде лы, приложенной к швартовным устройствам — тумбам и рымам,

вызываемой помимо ветрового воздействия на судно, также рыв­ ками при качке, торможением судна в момент подхода, подтяги­ ванием судна вдоль причала и другими факторами.

Эта нагрузка принимается в зависимости от типа и водоизме­ щения судна в грузу (табл. 11).

При определении полного (расчетного) усилия от швартовов, передаваемого на тумбу, необходимо учитывать угол а, между на­ правлением горизонтальной проекции швартовного усилия и лини­ ей кордона, и угол р, между направлением швартовного усилия и горизонтальной плоскостью.

72


 

 

 

 

 

 

 

Таблица II

 

 

 

Нагрузка

на

причал от натяжения швартовов

 

Водоизмещение в

грузу,

т

Расчетное усилие Ршв

 

 

о т н а т я ж е н и я ш в а р т о в о в ,

П ;М

 

 

 

 

 

 

Т

I

 

 

а) пассажирских

 

 

|

 

и

судов

 

 

 

грузопассажирских

 

 

от

100 до 500 вкл.

 

 

10

i

от

501 до 1000 вкл.

 

 

15

!

от

1001 до 1500

вкл.

 

 

2

j

 

б)

грузовых

судов

 

 

 

до

500

вкл.

 

 

 

5

i

от

501 до 1800 вкл.

 

 

10

 

от

1801 до 3000 вкл.

 

 

15

|

от

3001 до 5000 вкл.

 

20

 

более

5000

 

 

 

25

Значения усилий от натяжения швартовов определяются по фор­ мулам:

а) составляющая, перпендикулярная лилии кордона

 

 

Див гор

ДивООБ|3 sin®.

 

 

б) составляющая,

параллельная линии кордона

 

 

 

Р т е пар

^ ш в '

C O S 3 •COSOt;

 

 

в)

вертикальная составляющая

 

 

 

 

 

Див вер ~ ^ ш в -Sinp.

 

 

Направление действия расчетного швартовного усилия прини­

мается под углом а = 0-г30°—для

грузовых

судов и

а = 0 — 45°

для

пассажирских

судов.

Угол (5 принимается от

—30° (на­

правление швартовного троса вниз) до +30° (направление

швартовного троса вверх).

 

 

 

 

3.

Нагрузка от удара судна при подходе его к сооружению оп­

ределяется в зависимости от массы судна, скорости подхода, угла

подхода, упругой податливости сооружения,

отбойных

приспособ-

73


лений и корпуса судна. Величина ударной нагрузки Рс уд на сооружение определяется по формуле

 

 

7• ип • sina •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

7— коэффициент, учитывающий поглощение кинети­

 

ческой

энергии

подходящего

судна,

принимае­

 

мый

равным:

 

 

 

 

 

 

 

 

пал;

 

0,5 — для

пирсов и отдельно стоящих

 

0,4 — для

сооружений

с

вертикальной

стенкой.

 

уп — скорость

подхода

судна к

сооружению, м/сек

 

(Уп=0,5 м/сек)-,

сооружению

(а=20°);

 

 

 

а — угол

подхода к

 

 

 

I ,

 

 

 

равная

 

W

;

 

 

 

 

 

 

М — масса судна,

 

-------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

т;

 

 

 

 

 

W — водоизмещение судна в грузу,

 

 

 

 

 

g —ускорение силы

тяжести-

 

 

податливости со­

 

С1— сумма

коэффициентов

упругой

 

оружения и отбойных

устройств

 

 

 

 

 

С,

_

/,с

 

/ о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)

 

 

г + тг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ с — величина

смещения

точки приложения

ударной

 

нагрузки в направлении, перпендикулярном ли­

 

нии кордона, под действием силы равной

1 т на

,

1 пог.

м сооружения, м/т\

 

 

устройств на

fo — величина

деформации

отбойных

 

1 т силы,

приложенной

к

одному

отбойному

 

устройству (кранцу

или

амортизатору),

 

м/т;

 

I — длина

участка

сооружения,

на

которую

пере­

 

дается усилие от удара, м;

 

 

 

 

корпуса

 

С2— коэффициент

упругой

 

податливости

 

судна

 

(для речных

судов

С2 — 0).

 

 

 

 

Для отдельно стоящих бычков и пал коэффициент упругой по­

датливости

сооружения

и отбойных

приспособлений

С!

опреде­

ляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

где h — величина смещения центра приложения удар­ ной нагрузки на бычке или пале в направлении, перпендикулярном лицевой поверхности соору­ жения иод действием силы равной 1 г, м/т;

п— количество отбойных устройств, на которые од­ новременно передается сила удара судна.

Пр и м е ч а н и е . * Направление действия ударной нагрузки Яс уд принимается

нормальным к лицевой грани сооружения.

/


9.3. Определение величины давления грунта на стенку

Основателем теории давления грунтов на подпорные стенки является французский ученый Кулон, живший в XVIII веке.

Кулон рассматривал призму обрушения как твердое тело, ис­ ходя из условия предельного равновесия (рис. 27).

Рис. 27. Определение наибольшей величины рас­ пора грунта

При значительной длине подпорной стенки расчеты удобнее вести на 1 пог. м стенки в продольном направлении.

Если подпорная стенка удерживает засыпку с горизонтальной поверхностью и на призме обрушения никаких нагрузок не имеет­ ся, то на призму обрушения abc действуют силы:

а) сила тяжести—вес призмы обрушения

Q = Т— --- tga ,

где Н — высота стенки, м\ а — угол наклона плоскости обрушения к вертикали;

Т— объемный вес грунта, т/м3\ ,

б) реакция со стороны стенки Ел, равная величине распора грунта и направленная в противоположном по отношению к рас­ пору направлении;

в) реакция R со стороны массива грунта, расположенного ни­ же плоскости обрушения. При сползании клина abc по плоскости ас, в силу наличия в грунте трения, реакция R будет отклонена от нормали к плоскости скольжения ас на угол, равный углу внут­ реннего трения грунта засыпки ф.

Поскольку рассматривается случай предельного равновесия, перечисленные силы должны пересекаться в одной точке и соста­ вить замкнутый треугольник сил.

75

Из треугольника сил определяем значение распора грунта

Et — Q ctg ( а 4 - ©) = ~ j Н8 tga ■c t g (а н- <р).

Все величины, за исключением угла а, в этой формуле заданы. Каждому значению угла а соответствует своя величина распора, Так как в расчетах нас интересует наибольшая величина распора, необходимо определить значение угла а, при котором распор грун­ та Еа будет максимальным. Для этого следует взять первую про­ изводную от Да по а и приравнять ее нулю.

йЕг

'ctg (a -f- <р)

 

 

=

0.

 

 

da

 

sin2(a 4

®)

 

 

 

 

 

 

или

ctg (а + ©) • sin2 + <р) == tga cos2a;

 

 

 

2

cos (a + (f)

• sin2 • (*+?) =

sina •cos2a;

 

 

 

sin (a -1- cp)

2 cosa

 

 

 

 

или

sin 2 (a 4 <p) = sin 2a.

 

 

 

 

 

Это равенство'удовлетворяется при

a = 45°

 

¥_

 

 

 

 

 

 

2

 

т. е. при

a = 45°— —-мы имеем наибольшее

значение

рас-

 

2

 

 

 

 

 

пора грунта

на стенку

 

 

 

 

 

 

 

 

( 45°— I") ‘ ctg ( 45° - у

+

? ) =

 

= y T ^ t g

( 45° - у )

ctg(450+ ^ - j = y T r t 2tg2(450- ^ - j

т.

Следовательно, активное давление грунта засыпки для плоско­ сти обрушения, дающее максимальное значение распора выра­ жается формулой

£ a= i - T/ / 2tg2 (45‘- - |

т.

76


Формула для определения величины отпора грунта или пас­ сивного давления Еп будет иметь такой же вид, с изменением лишь знака в функции угла

^ = Y ^ t g ’ (45°4-^-) г .

Пассивное давление грунта Еп возникает в нижней части стен­ ки, когда грунт ниже уровня дна со стороны реки препятствует смещению стенки.

9.4. Построение эпюр распора и отпора грунта

Для неподтопленной стенки (рис. 28), за которой засыпан од­ нородный грунт с горизонтальной поверхностью, не несущей вре­ менной нагрузки на призме обрушения, интенсивность распора в

4

с м

точке, лежащей на глубине у от верха стенки, определяется по формуле

 

ау =

т>’ tg* 45

г / л Е ,

Или

ay =

Tf.y.Xa ,

 

где

? \ — коэффициент

активного давления грунта

 

 

45°

)

или коэффициент распора;

 

2

?---- угол, составленный плоскостью обрушения

45°— ^

с вертикалью;

77

Интенсивность давления однородного грунта на стенку меняет­ ся по закону прямой и в данном случае эпюра распора грунта бу­ дет треугольной (кмп) . Полное давление грунта на погонный метр сооружения высотой Н, выраженное в тоннах, будет численно рав­ но площади Дкмп

£ а = у ТЯМ8а( 45°-~ !-) ’

При наличии на призме обрушения равномерно распределен­ ной нагрузки интенсивностью qQ, а также при засыпке за стенку грунта, состоящего из нескольких слоев различного по объемному весу и углу внутреннего трения, интенсивность давления на стенку в любой точке по ее высоте можно определить но формуле

 

 

ayi — (Qo ■+'2ту)'/) tg2 ^45°—

,

 

 

где

q0+2Т / Уi— величина

вертикальной нагрузки,

приходящейся

 

 

на уровне данной точки

на 1 м2 от веса

выше­

 

 

лежащего

грунта и временной нагрузки на

приз­

 

 

ме обрушения.

 

 

 

 

 

При сплошной равномерно-распределенной нагрузки на призме

обрушения

интенсивность

давления в основании стенки высотою

H-\-hо (рис.

29).

 

 

 

 

 

 

 

 

ан==7(/У + W

( 4 5 0-

-

,

 

 

где

h0 = —— приведенная

высота

равномерно

распределен-

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

ной нагрузки.

Рис. 29. Распор грунта при горизонтальной за­ сыпке и эксплуатационных нагрузок на призму обрушения

78