ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Э к с п л у а т а ц и о н н ы е н а г р у з к и от в е т р о в о г о на
в а л а |
и у д а р а судов, а также |
швартовные |
нагрузки обычно |
учитываются при проектировании |
причальных |
сооружений типа |
|
пирсов, |
безраспорных эстакад, отдельно стоящих бычков и пал, |
атакже отбойных и швартовных устройств.
1.Нагрузка от ветрового навала судов, стоящих у причала, ределяется по формуле
Р |
т/пог. м, |
с10С0-/,
где |
F— боковая парусность судна, м2\ |
|
||||
|
4 —длина |
прямолинейной части |
бортового обноса |
|||
|
судна, |
иг, |
|
|
|
|
|
1,2 |
|
„ |
|
, 9 |
|
|
</= — — скоростной напор ветра, кг/м2-, |
|
||||
|
v — скорость |
ветра, м/сек |
(и = 22 |
м/сек)\ |
||
|
кэ— коэффициент, |
учитывающий |
эксцентричность |
|||
|
ветрового |
давления |
по отношению к середине |
|||
|
прямолинейной |
части |
судна, |
= 1,1. |
Нагрузка от ветрового навала судна учитывается при расчете причальных сооружений в виде равномерно распределенной на грузки для стенок или в виде сосредоточенных сил для отдельных пал.
При длине причального сооружения меньше длины прямоли нейной части бортового обноса судна нагрузка от ветрового нава ла на сооружение определяется по формуле
где Lnp — длина причального сооружения, м.
2. Нагрузка от натяжения швартовов учитывается в виде лы, приложенной к швартовным устройствам — тумбам и рымам,
вызываемой помимо ветрового воздействия на судно, также рыв ками при качке, торможением судна в момент подхода, подтяги ванием судна вдоль причала и другими факторами.
Эта нагрузка принимается в зависимости от типа и водоизме щения судна в грузу (табл. 11).
При определении полного (расчетного) усилия от швартовов, передаваемого на тумбу, необходимо учитывать угол а, между на правлением горизонтальной проекции швартовного усилия и лини ей кордона, и угол р, между направлением швартовного усилия и горизонтальной плоскостью.
72
|
|
|
|
|
|
|
Таблица II |
|
|
|
Нагрузка |
на |
причал от натяжения швартовов |
||
№ |
|
Водоизмещение в |
грузу, |
т |
Расчетное усилие Ршв |
||
|
|
о т н а т я ж е н и я ш в а р т о в о в , |
|||||
П ;М |
|
|
|
|
|
|
Т |
I |
|
|
а) пассажирских |
|
|
||
| |
|
и |
судов |
|
|||
|
|
грузопассажирских |
|
||||
|
от |
100 до 500 вкл. |
|
|
10 |
||
i |
от |
501 до 1000 вкл. |
|
|
15 |
||
! |
от |
1001 до 1500 |
вкл. |
|
|
2 |
|
j |
|
б) |
грузовых |
судов |
|
|
|
|
до |
500 |
вкл. |
|
|
|
5 |
i |
от |
501 до 1800 вкл. |
|
|
10 |
||
|
от |
1801 до 3000 вкл. |
|
|
15 |
||
| |
от |
3001 до 5000 вкл. |
|
20 |
|||
|
более |
5000 |
|
|
|
25 |
Значения усилий от натяжения швартовов определяются по фор мулам:
а) составляющая, перпендикулярная лилии кордона
|
|
Див гор |
ДивООБ|3 sin®. |
|
|
|
б) составляющая, |
параллельная линии кордона |
|
||||
|
|
Р т е пар |
^ ш в ' |
C O S 3 •COSOt; |
|
|
в) |
вертикальная составляющая |
|
|
|
||
|
|
Див вер ~ ^ ш в -Sinp. |
|
|
||
Направление действия расчетного швартовного усилия прини |
||||||
мается под углом а = 0-г30°—для |
грузовых |
судов и |
а = 0 — 45° |
|||
для |
пассажирских |
судов. |
Угол (5 принимается от |
—30° (на |
||
правление швартовного троса вниз) до +30° (направление |
||||||
швартовного троса вверх). |
|
|
|
|
||
3. |
Нагрузка от удара судна при подходе его к сооружению оп |
|||||
ределяется в зависимости от массы судна, скорости подхода, угла |
||||||
подхода, упругой податливости сооружения, |
отбойных |
приспособ- |
73
лений и корпуса судна. Величина ударной нагрузки Рс уд на сооружение определяется по формуле
|
|
7• ип • sina • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
7— коэффициент, учитывающий поглощение кинети |
||||||||||||||
|
ческой |
энергии |
подходящего |
судна, |
принимае |
||||||||||
|
мый |
равным: |
|
|
|
|
|
|
|
|
пал; |
||||
|
0,5 — для |
пирсов и отдельно стоящих |
|||||||||||||
|
0,4 — для |
сооружений |
с |
вертикальной |
стенкой. |
||||||||||
|
уп — скорость |
подхода |
судна к |
сооружению, м/сек |
|||||||||||
|
(Уп=0,5 м/сек)-, |
сооружению |
(а=20°); |
|
|
||||||||||
|
а — угол |
подхода к |
|
|
|||||||||||
|
I , |
|
|
|
равная |
|
W |
; |
|
|
|
|
|
||
|
М — масса судна, |
|
------- |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
т; |
|
|
|
|
|
|
W — водоизмещение судна в грузу, |
|
|
|
|
||||||||||
|
g —ускорение силы |
тяжести- |
|
|
податливости со |
||||||||||
|
С1— сумма |
коэффициентов |
упругой |
||||||||||||
|
оружения и отбойных |
устройств |
|
|
|
|
|||||||||
|
С, |
_ |
/,с |
|
/ о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1) |
|
|
г + тг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
/ с — величина |
смещения |
точки приложения |
ударной |
|||||||||||
|
нагрузки в направлении, перпендикулярном ли |
||||||||||||||
|
нии кордона, под действием силы равной |
1 т на |
|||||||||||||
, |
1 пог. |
м сооружения, м/т\ |
|
|
устройств на |
||||||||||
fo — величина |
деформации |
отбойных |
|||||||||||||
|
1 т силы, |
приложенной |
к |
одному |
отбойному |
||||||||||
|
устройству (кранцу |
или |
амортизатору), |
|
м/т; |
||||||||||
|
I — длина |
участка |
сооружения, |
на |
которую |
пере |
|||||||||
|
дается усилие от удара, м; |
|
|
|
|
корпуса |
|||||||||
|
С2— коэффициент |
упругой |
|
податливости |
|||||||||||
|
судна |
|
(для речных |
судов |
С2 — 0). |
|
|
|
|
||||||
Для отдельно стоящих бычков и пал коэффициент упругой по |
|||||||||||||||
датливости |
сооружения |
и отбойных |
приспособлений |
С! |
опреде |
||||||||||
ляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
где h — величина смещения центра приложения удар ной нагрузки на бычке или пале в направлении, перпендикулярном лицевой поверхности соору жения иод действием силы равной 1 г, м/т;
п— количество отбойных устройств, на которые од новременно передается сила удара судна.
Пр и м е ч а н и е . * Направление действия ударной нагрузки Яс уд принимается
нормальным к лицевой грани сооружения.
/
9.3. Определение величины давления грунта на стенку
Основателем теории давления грунтов на подпорные стенки является французский ученый Кулон, живший в XVIII веке.
Кулон рассматривал призму обрушения как твердое тело, ис ходя из условия предельного равновесия (рис. 27).
Рис. 27. Определение наибольшей величины рас пора грунта
При значительной длине подпорной стенки расчеты удобнее вести на 1 пог. м стенки в продольном направлении.
Если подпорная стенка удерживает засыпку с горизонтальной поверхностью и на призме обрушения никаких нагрузок не имеет ся, то на призму обрушения abc действуют силы:
а) сила тяжести—вес призмы обрушения
Q = Т— --- tga ,
где Н — высота стенки, м\ а — угол наклона плоскости обрушения к вертикали;
Т— объемный вес грунта, т/м3\ ,
б) реакция со стороны стенки Ел, равная величине распора грунта и направленная в противоположном по отношению к рас пору направлении;
в) реакция R со стороны массива грунта, расположенного ни же плоскости обрушения. При сползании клина abc по плоскости ас, в силу наличия в грунте трения, реакция R будет отклонена от нормали к плоскости скольжения ас на угол, равный углу внут реннего трения грунта засыпки ф.
Поскольку рассматривается случай предельного равновесия, перечисленные силы должны пересекаться в одной точке и соста вить замкнутый треугольник сил.
75
Из треугольника сил определяем значение распора грунта
Et — Q ctg ( а 4 - ©) = ~ j Н8 tga ■c t g (а н- <р).
Все величины, за исключением угла а, в этой формуле заданы. Каждому значению угла а соответствует своя величина распора, Так как в расчетах нас интересует наибольшая величина распора, необходимо определить значение угла а, при котором распор грун та Еа будет максимальным. Для этого следует взять первую про изводную от Да по а и приравнять ее нулю.
йЕг |
'ctg (a -f- <р) |
|
|
= |
0. |
|
|
|
da |
|
sin2(a 4 |
®) |
|
||
|
|
|
|
|
|||
или |
ctg (а + ©) • sin2 (а + <р) == tga cos2a; |
|
|
|
|||
2 |
cos (a + (f) |
• sin2 • (*+?) = |
sina •cos2a; |
|
|
||
|
sin (a -1- cp) |
2 cosa |
|
|
|
|
|
или |
sin 2 (a 4 <p) = sin 2a. |
|
|
|
|
|
|
Это равенство'удовлетворяется при |
a = 45° |
|
¥_ |
’ |
|
||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
т. е. при |
a = 45°— —-мы имеем наибольшее |
значение |
рас- |
||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
пора грунта |
на стенку |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 45°— I") ‘ ctg ( 45° - у |
+ |
? ) = |
|
||
= y T ^ t g |
( 45° - у ) |
ctg(450+ ^ - j = y T r t 2tg2(450- ^ - j |
т. |
Следовательно, активное давление грунта засыпки для плоско сти обрушения, дающее максимальное значение распора выра жается формулой
£ a= i - T/ / 2tg2 (45‘- - | |
т. |
76
Формула для определения величины отпора грунта или пас сивного давления Еп будет иметь такой же вид, с изменением лишь знака в функции угла
^ = Y ^ t g ’ (45°4-^-) г .
Пассивное давление грунта Еп возникает в нижней части стен ки, когда грунт ниже уровня дна со стороны реки препятствует смещению стенки.
9.4. Построение эпюр распора и отпора грунта
Для неподтопленной стенки (рис. 28), за которой засыпан од нородный грунт с горизонтальной поверхностью, не несущей вре менной нагрузки на призме обрушения, интенсивность распора в
i£ |
4 |
с м |
точке, лежащей на глубине у от верха стенки, определяется по формуле
|
ау = |
т>’ tg* 45 |
г / л Е , |
|
Или |
ay = |
Tf.y.Xa , |
|
|
где |
? \ — коэффициент |
активного давления грунта |
||
|
||||
|
45° |
) |
или коэффициент распора; |
|
|
2 |
?---- угол, составленный плоскостью обрушения
45°— ^
с вертикалью;
77
Интенсивность давления однородного грунта на стенку меняет ся по закону прямой и в данном случае эпюра распора грунта бу дет треугольной (кмп) . Полное давление грунта на погонный метр сооружения высотой Н, выраженное в тоннах, будет численно рав но площади Дкмп
£ а = у ТЯМ8а( 45°-~ !-) ’
При наличии на призме обрушения равномерно распределен ной нагрузки интенсивностью qQ, а также при засыпке за стенку грунта, состоящего из нескольких слоев различного по объемному весу и углу внутреннего трения, интенсивность давления на стенку в любой точке по ее высоте можно определить но формуле
|
|
ayi — (Qo ■+'2ту)'/) tg2 ^45°— |
, |
|
|
|||
где |
q0+2Т / Уi— величина |
вертикальной нагрузки, |
приходящейся |
|||||
|
|
на уровне данной точки |
на 1 м2 от веса |
выше |
||||
|
|
лежащего |
грунта и временной нагрузки на |
приз |
||||
|
|
ме обрушения. |
|
|
|
|
||
|
При сплошной равномерно-распределенной нагрузки на призме |
|||||||
обрушения |
интенсивность |
давления в основании стенки высотою |
||||||
H-\-hо (рис. |
29). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ан==7(/У + W |
( 4 5 0- |
- |
, |
|
|
|
где |
h0 = —— приведенная |
высота |
равномерно |
распределен- |
||||
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
ной нагрузки.
Рис. 29. Распор грунта при горизонтальной за сыпке и эксплуатационных нагрузок на призму обрушения
78