ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
л
l)
.Рис. 23. Отбойные устройства:
а) деревянные брусья; б) подвесные кранцы с амортиза
торами в виде резиновых ска
тов; в) кранцы из литой резины
5 п, л. |
65 |
Для откосов с бетонным покрытием
|
|
8-8 |
|
|
|
1 -4- 4т |
|
|
Для каменной наброски |
|
|
|
. |
1.45 /ЛТ77 |
|
|
*■ = — |
- |
|
|
|
У 5,5+ т 3 |
|
где |
Н— глубина перед сооружением, м\ |
||
|
т —ctgx— коэффициент |
заложения откоса (а—угол накло- |
на откоса к горизонту).
§9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
КРАСЧЕТАМ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ
9.1. Механические характеристики грунтов
Грунты бывают двух видов—сыпучие и связные. В сыпучих .грун тах (песок, щебень, гравий, каменная наброска и т. д.) между зер нами образуются только силы трения, а в связных грунтах (глина, суглинок, супеси и т. д.) кроме сил трения возникают силы сцепле ния между частицами (под действием капиллярных и др. сил). Сы пучие грунты не могут сопротивляться растяжению.
Грунты являются сложной средой и изучаются в специальном курсе—механике грунтов.
В причальных сооружениях в качестве засыпки, как правило, применяются сыпучие грунты. Они хорошо пропускают грунтовые воды, исключают возможность образования гидростатического давления воды.
Глинистые же грунты в течение длительного времени дают осад ки, набухают при увлажнении и т. д. Для расчета давления грун та на стенки существенное значение имеет важная механическая характеристика—угол внутреннего трения ср. Кроме того, грунт
характеризуется его объемным весом у. За счет пористости грунта объемный вес его меньше удельного веса твердого тела.
Угол внутреннего трения
Как известно из механики, сила трения
где |
N — нормальная |
сила, прижимающая |
тело к |
поверхно |
|
сти; |
трения, зависящий |
от вещества тру |
|
|
f —коэффициент |
|||
|
щихся поверхностей. |
|
массой Р. |
|
|
Рассмотрим условие равновесия части сыпучего тела |
|||
мысленно отсеченной плоскостью а—а (рис. 25). |
|
|
О
Рис. 25. Определение угла внутреннего трения
68
Если угол ф мал, то отсеченная часть остается в состоянии по коя. Увеличение угла ф приведет отсеченную часть в состояние пре
дельного равновесия. В этот момент |
сдвигающая сила 7" == Р • sin ф |
||||
будет равна удерживающей силе |
трения Ti = f-N = f-Pcosq>, т. е. |
||||
Psin® -- /Я -cos®, |
|
|
|||
откуда |
/ |
, |
= |
sin® |
|
|
------ — tg<p . |
|
cos®
Здесь трение происходит между частицами грунта, поэтому ко эффициент f представляет собой коэффициент внутреннего трения грунта, а угол ср, при котором имеет место состояние предельного равновесия, называется углом внутреннего трения, следовательно,
коэффициент внутреннего трения / = tgcp.
Этот угол характеризует сопротивление грунта сдвигу.
Угол внутреннего трения зависит от свойств грунта и практи чески приравнивается для несвязных грунтов (песок и гравий) к значению угла естественного откоса. Приближенные значения
угла |
внутреннего |
трения ф и объемного веса |
т |
Для |
различных |
|||||||
грунтов приводятся |
в табл. |
10. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|||
Приближенные |
значения углов |
внутреннего |
трения ф |
и объемного -у |
веса |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Объемный вес, |
т-1я 1 |
|||
|
|
|
|
|
|
Угол внут |
сухие и |
|
|
|
||
|
|
Род грунта |
|
реннего |
ПОД |
водой |
||||||
|
|
|
|
|
|
трения <р, |
естествен |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
град |
ной |
влаж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности |
|
|
|
|
Песок |
мелкий, |
разрыхленный |
|
|
25 |
1,7 |
0,9 -0,95 |
|||||
Песок |
мелкий, |
плотно |
слежавшийся |
33 |
1,8 |
1,0—1,05 |
||||||
Песок |
средней |
|
крупности, |
разрых |
35 |
1,7 |
1 ,0 -1 ,1 |
|||||
ленный |
|
|
|
|
|
|||||||
Песок |
средней |
|
крупности, |
плотно |
37 |
1,9 |
1 ,1 -1 ,2 |
|||||
слежавшийся |
|
|
|
|
|
|||||||
Песок крупный, плотно слежавшийся |
10 |
1,8 |
1 ,2 -1 ,3 |
|||||||||
Гравелистый грунт |
|
|
|
37 |
1,8 |
1,1—1,2 |
||||||
Галька |
средней |
крупности, |
плотно |
40 |
1,8 |
1,1-1, 2 |
||||||
слежавшаяся |
|
|
|
|
|
|||||||
Каменная наброска |
|
|
|
45 |
1,7 |
т |
СМ |
|||||
|
|
|
о |
|
69
9.2. Нагрузки, действующие на причальные сооружения
Нагрузки, учитываемые при расчете причальных сооружений, разделяются на следующие виды: эксплуатационные нагрузки; собственный вес сооружения и постоянных устройств, располо женных в пределах зоны, оказывающей воздействие на сооруже ние; давление грунта; давление льда или волны; нагрузки, возника ющие при взаимодействии причальных сооружений с судами.
Нагрузки можно классифицировать по направлению их дейст вия на вертикальные и горизонтальные, по времени воздействия— на постоянные и временные (рис. 26)
Ь
|
Рис. 26. Нагрузки на причальную набережную стенку |
|
|||
|
К вертикальным нагрузкам относятся: |
|
|||
а) |
постоянные Qb Q2—собственный вес сооружения; |
соору |
|||
|
Qz— вес грунта засыпки, |
расположенного |
на уступах |
||
|
жения; |
|
|
|
|
в) |
№ — взвешивающее действие воды; |
|
|
||
временные |
|
|
|
|
|
|
Рш— припай льда; |
|
|
|
|
|
Ршв в — вертикальная |
составляющая |
швартовного уси |
||
|
лия; |
|
|
|
|
|
q0— равномерно |
распределенная |
нагрузка |
(Эквива |
|
|
лентная |
нагрузкам от перегрузочных |
машин, |
||
|
транспортных средств, грузов). |
|
|||
|
К горизонтальным нагрузкам относятся: |
|
|||
а) |
постоянные |
|
|
|
|
|
Еа — активное давление |
грунта (распор); |
|
|
Ец— пассивное давление грунта (отпор);
70
б) временные
Ршвг — горизонтальная, составляющая швартовной на грузки;
Рс— навал судна; Ра—удар волны (2—8 т/м2)\
Рл с— статическая нагрузка |
льда; |
Рс уд—ударная нагрузка от |
судна. |
К эксплуатационным нагрузкам на причальные сооружения относятся:
— нагрузки от перегрузочных машин и транспортных средств;
-- нагрузки от складируемого груза;
-- нагрузки от судов.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я н а г р у з к а от п е р е г р у з о ч н ы х м а ши н и т р а н с п о р т н ы х с р е д с т в для всех типов при чальных сооружений, кроме сквозных, в расчетах заменяется эквивалентной равномерно распределенной нормативной нагруз кой:
<,'о=4 т/м2—при наличии одновременно крановых и железно дорожных путей;
Цо — 2 т/м2— при наличии только крановых или только желез нодорожных путей.
Ширина зоны действия равномерно распределенной норматив ной нагрузки до определяется по формуле
|
В , |
= |
1к "1” |
“Г" lm М , |
|
|
где |
/к — расстояние |
от |
кордона до |
первого |
подкранового |
|
|
рельса; |
|
|
путей; |
|
|
|
/р — колея подкрановых |
|
|
|||
|
/т —расстояние от тылового подкранового рельса до гра |
|||||
|
ницы складирования |
груза |
(/т ~2ф-3 |
м). |
||
|
Э к с п л у а т а ц и о н н а я н а г р у з к а от с к л а д и р о в а н и я |
гр у з о в (в т/м2) определяется:
—в пределах откосной части штабеля
|
„ |
^ШТ |
^0 |
|
q ~ ' |
5 |
|
и в пределах |
горизонтальной |
части |
штабеля |
где |
Я |
Чек ' ^шт > |
|
7— объемный вес складируемого груза, т/мг\ |
Лшт— высота штабеля складируемого груза, ж; Лс— высота подпорной стенки штабеля, м.
71