ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
По общим конструктивным признакам все причальные соору
жения можно подразделить на: |
сооружения,устойчивость |
— г р а в и т а ц и о н н ы е причальные |
|
которых обеспечивается собственным весом сооружения; |
|
— с п л о шн ые т о н к о с т е н н ые |
причальные сооружения |
(больверки), выполненные из шпунтовых свай и имеющие сплош ную лицевую грань. Устойчивость этих сооружений обеспечивает ся сопротивлением гр'унта, в которым забиты шпунтовые сваи, и на тяжением анкерных тяг;
— с к в о з н ы е сооружения, которые устраиваются на отдельных опорах (сваях, колоннах и т. п.). Эти сооружения безраспорные. Устойчивость их обеспечивается за счет сопротивления грунта, в котором защемлены опоры;
-— к о м б и н и р о в а н н ы е причальные сооружения, сочетаю щие в себе свойства гравитационных и сквозных конструкций.
В последние годы наибольшее распространение в СССР полу чили причальные сооружения из железобетона. Это прежде всего сборные конструкции набережных уголкового профиля из элемен
тов заводского изготовления с |
наклонными анкерами |
(рис. 18, а), |
из сборных железобетонных |
массивов-гигантов с |
надстройкой |
(рис. 18,6), из заанкерованного железобетонного шпунта тавро вого селения (рис. 18,в), из незаанкерованного железобетонного шпунта таврового сечения (рис. 18,6), из железобетонного шпун
та прямоугольного |
сечения, |
заанкерованного |
наклонными сваями |
||
(рис. |
18, е), |
пирсы-эстакады |
островного типа |
на призматических |
|
сваях |
(рис. |
18,ж), |
или сваях-оболочках. |
|
Изготовление элементов конструкций индустриальными мето дами на специальных заводах и полигонах позволило добиться высокого качества бетона, что особенно важно в гидротехниче ском строительстве.
При строительстве причальных сооружений откосного типа с бычками и палами рекомендуется применять следующие конструк ции бычков: для грунтов, допускающих погружение шпунта, в ви де шпунтовых стенок но контуру сооружения с заполнением их песчаным грунтом или камнем; для грунтов, не допускающих по гружения шпунта,— из массивовой кладки, железобетонных ко лодцев-оболочек большого диаметра или массивов-гигантов со сборно-монолитной надстройкой.
Конструкции пал следует применять аналогичные бычкам. Для условий строительства на мягких грунтах основания наиболее це лесообразной является конструкция в виде куста . вертикальных металлических свай или труб, шарнирно связанных между собойметаллическими диафрагмами.
Для обеспечения централизованного изготовления железобе тонных элементов причальных набережных основные размеры их унифицированы (рис. 19).
55
Рис. 18. Конструктивные типы со
временных набережных стенок
об
Рис. 18, г, д, е
57
Цяненыв/т/ра. e£y»aix хгш зв& .пат Ьх 9/tJW*&>eJ 3j# /у>и»
чЬ/У м а & /? р £ -н Ь )Х с/пемр//.
Л'-»
Ти-
not Н а ЮМ£'090Е а h’U $
э-з
Ша у р т т а £/?& -
/
£оро c pu pavu #
Ш/7у*/77 л у м я а у
г. J o j/J p a e a a P u p p u ff
З ё р т л и А а ^ б Р З /р
3.
^ррлгеу/т гР /
1/.
н /Ь /е е м л т б /
5
Л м А -е /г.^Л /е Н ? * /- Л 7& /
A /a m p p u a j?
&е/г70м г и д р у -
т рлни¥гсЗии иаа
>su ..J00"
Ре/т?М гидраг& г-
»u¥ecPut> м а р - Лги ..¥0 0 '.’
£р/770р p u ^ a a -
.■’TbPjfMU ¥f>cAuu
к а р А ц tH я # •
£р,-г?а* ?0 рж - /77PXH/Uурем ии
/ч а р А (/
S e r n a * 'гидра ; гл о х н и w<?a£uu
лгарАги гг 3 0 0 ".
Э е / е З
g ig se i^
Г-: Paрит н/*;Г ^азм е^Ф ' 3 Гм . |
ОЗем S s t |
|||||
|
Ш ирина. |
o rp j/va . |
fm - |
3se- |
||
Д .оина. |
|
Yf/V- |
||||
гfe a t |
ceSpa- |
?S^v |
пйРи |
/ГТД |
||
г |
В |
7T fa |
h |
'a//* |
M3 |
S m. |
rtso-nvo |
/60 |
JO |
60-73 /5 |
f.OV- /2.6- |
||
-7.16 •/7.9 |
||||||
6S0 -SS0 |
гео |
JC |
m s |
to |
/,$- |
3,6 ’ |
SJ |
■SJ |
|||||
|
|
|
|
|
/.&• |
¥J- |
ш - ш г |
SO |
- |
т з |
- |
■3.06 |
7.7 |
w s-t/a o |
160 |
|
6235 |
<5 |
3.3’ |
dafS |
JO |
OP |
|||||
ia e -sso |
jm |
з а |
m s |
10 |
2.2 - s p - |
|
3.0 |
io |
|||||
700-1350 |
|
|
m o |
|
3 J- |
s ,i- |
/5 3 |
JO |
13 |
6.3'- |
■17.3 |
||
ш - 6/ю |
5 /9 |
JO |
X-35 |
/3 |
2,3' |
s ,s - |
■0,9 |
-Z3 |
|||||
700-350 |
/5 0 |
3 0 |
l5-(0 0 /5 |
e j-tj |
^ 1 |
|
1— |
Рис. 19. Номенклатура сборных железобетонных элементен для причальных набережных стенок
58
Рис. 20. Новые конструкции набе
режных стенок
59
Тавровая форма железобетонных элементов набережных обес печивает их повышенную трещиностойкость, непосредственную ан керовку каждого элемента без устройства распределительных по ясов, уменьшение количества швов в вертикальной стенке и удоб ство их перекрытия.
Для перекрытия стыков между шпунтами таврового сечения широко применяются металлические замки различных конструк ций. В надводной части набережных для этой цели успешно ис пользуются рулонные материалы, наиболее перспективными из ко торых являются синтетические.
Наряду с широким применением унифицированных конструк ций в последние годы в практике строительства портов наметилась тенденция к разработке и внедрению конструкций набережных, Tie требующих устройства -каменной постели и выгодно отличаю щихся от существующих сооружений подобного типа. В частно сти, предлагается применять конструкции набережных из желе
зобетонных |
сборных колодцев-оболочек |
большого диаметра |
(рис. 20, а) |
и контрфорсного типа из сборных железобетонных эле |
ментов без фундаментной плиты (рис. 20,6), а также из железо бетонного шпунта таврового се.чения, заанкерованного наклонны ми сваями с уширением (рис. 20, в).
Две первые конструкции (гравитационного тина) отличаются универсальностью по условиям применения (Строительство в воде и насухо, на грунтах, не допускающих погружения шпунта и свай, и на мягких грунтах средней плотности) и не требуют тяжелого труда водолазов.
В развитии конструктивных форм подпорных стенок можно отметить стремление к созданию таких конструкций, у которых для обеспечения устойчивости сооружения вовлекается в работу грунт засынки и создаются условия для уменьшения бокового дав
ления |
грунта на стенку. |
|
8.5. |
Плавучие причалы, |
швартовные и отбойные устройства |
|
и |
приспособления |
При значительных колебаниях горизонта воды в случае небла гоприятных условий для постройки береговых причальных соору жений, а также при необходимости иметь временные причалы, ста вят плавучие причальные приспособления. К ним относятся дебар кадеры, понтоны, с установленными на них перегрузочными маши нами. Для обработки грузо-пассажирских судов используют балла стирующиеся понтоны. Их преимущества—возможность постановки их на любом уровне, недостатки—необходимость отводки их на зи мовку в затон и выводки после ледохода, что сокращает рабочий период использования причала. На рис. 21 приведены схемы ис пользования понтонов в качестве плавучих причалов с различными устройствами для связи их с берегом.
60
* )
|
|
Рис. 2!. Типы плавучих причалов: |
а| |
связь |
понтона с берегом посредством мостовой фермы; |
б) |
связь |
понтона с берегом посредством косяковых тележек |
Швартовные приспособления
Швартовные приспособления должны обеспечивать безопасную стоянку у причалов судов. К швартовным приспособлениям отно сятся тумбы и рымы, закрепляемые анкерными болтами непосред ственно на причальных сооружениях, и причальные бочки (буи), устанавливаемые на якорях (рйс. 22).
Рис. 22. Швартовные устройства
а) причальная туигба
Для набережных высотой до 7 м принимают 1 ярус тумб, для набережных высотой от 8 до 12 м—2 яруса и при большей высоте— 3 яруса тумб.
62
л
/ss
YSO
Рис. 22.
б) рым с крюком и кольцом
Рис. 22.
в) причальная бочка
63
О т б о й н ы е уст р о й с т ва
Отбойные устройства предназначены для восприятия усилий от навала судов. Они предохраняют судно и сооружение от непосред ственных механических повреждений, от ударов и истирания.
Отбойные устройства должны быть прочными и упругими, легко ремонтирующимися, не иметь выступающих металлических деталей во избежание повреждений корпуса судна.
В качестве отбойных устройств могут служить брусья и рамы, висячие кранцы, плавучие палы, кусты свай и др.
В конструкциях отбойных устройств (в морских портах) иногда используют пружинные, гидравлические или гидропневматические амортизаторы [6].
Выбор типа отбойных устройств, в первую очередь, зависит от водоизмещения швартующихся судов, конструкции причальных сооружений и гидрологических условий.
На рис. 23 показаны некоторые типы отбойных устройств, применяемых в речных портах.
8.6. Внешние оградительные сооружения
Для защиты от волнения акваторий применяют различные ти пы оградительных сооружений: откосные; с вертикальной стенкой; смешанного типа; сквозные; плавучие; пневматические.
В речных условиях широкое распространение получили огра дительные сооружения откосного типа. Такие сооружения, возво димые на глубинах до 10—12ж оказываются обычно экономичнее, чем сооружения с вертикальной стенкой, смешанного типа или сквозные.
Оградительные сооружения откосного типа (рис. 24) могут быть выполнены в виде грунтовых дамб, палов или волноломов с креп лением откосов мощением рваным камнем или бетонными плита ми на щебеночном подстилающем слое в виде обратного фильтра.
При высоте волны более одного метра применяют двойное мощение. Отметка верха гребня защитного сооружения прини мается^ обычно на 0,3—0,5 м выше высоты наката волны (/щ), оп ределяемой по формуле
з_
к— у л2х •-
где |
hn— высота волны, м\ |
|
X—длина волны, я\ |
|
kn— коэффициент, зависящий от типа сооружения, |
|
крутизны откоса и отношения высот расчетной |
|
волны к глубине перед сооружением. |
64