Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По общим конструктивным признакам все причальные соору­

жения можно подразделить на:

сооружения,устойчивость

— г р а в и т а ц и о н н ы е причальные

которых обеспечивается собственным весом сооружения;

— с п л о шн ые т о н к о с т е н н ые

причальные сооружения

(больверки), выполненные из шпунтовых свай и имеющие сплош­ ную лицевую грань. Устойчивость этих сооружений обеспечивает­ ся сопротивлением гр'унта, в которым забиты шпунтовые сваи, и на­ тяжением анкерных тяг;

— с к в о з н ы е сооружения, которые устраиваются на отдельных опорах (сваях, колоннах и т. п.). Эти сооружения безраспорные. Устойчивость их обеспечивается за счет сопротивления грунта, в котором защемлены опоры;

-— к о м б и н и р о в а н н ы е причальные сооружения, сочетаю­ щие в себе свойства гравитационных и сквозных конструкций.

В последние годы наибольшее распространение в СССР полу­ чили причальные сооружения из железобетона. Это прежде всего сборные конструкции набережных уголкового профиля из элемен­

тов заводского изготовления с

наклонными анкерами

(рис. 18, а),

из сборных железобетонных

массивов-гигантов с

надстройкой

(рис. 18,6), из заанкерованного железобетонного шпунта тавро­ вого селения (рис. 18,в), из незаанкерованного железобетонного шпунта таврового сечения (рис. 18,6), из железобетонного шпун­

та прямоугольного

сечения,

заанкерованного

наклонными сваями

(рис.

18, е),

пирсы-эстакады

островного типа

на призматических

сваях

(рис.

18,ж),

или сваях-оболочках.

 

Изготовление элементов конструкций индустриальными мето­ дами на специальных заводах и полигонах позволило добиться высокого качества бетона, что особенно важно в гидротехниче­ ском строительстве.

При строительстве причальных сооружений откосного типа с бычками и палами рекомендуется применять следующие конструк­ ции бычков: для грунтов, допускающих погружение шпунта, в ви­ де шпунтовых стенок но контуру сооружения с заполнением их песчаным грунтом или камнем; для грунтов, не допускающих по­ гружения шпунта,— из массивовой кладки, железобетонных ко­ лодцев-оболочек большого диаметра или массивов-гигантов со сборно-монолитной надстройкой.

Конструкции пал следует применять аналогичные бычкам. Для условий строительства на мягких грунтах основания наиболее це­ лесообразной является конструкция в виде куста . вертикальных металлических свай или труб, шарнирно связанных между собойметаллическими диафрагмами.

Для обеспечения централизованного изготовления железобе­ тонных элементов причальных набережных основные размеры их унифицированы (рис. 19).

55


Рис. 18. Конструктивные типы со­

временных набережных стенок

об

Рис. 18, г, д, е

57

Цяненыв/т/ра. e£y»aix хгш зв& .пат Ьх 9/tJW*&>eJ 3j# /у>и»

чЬ/У м а & /? р £ -н Ь )Х с/пемр//.

Л'-»

Ти-

not Н а ЮМ£'090Е а h’U $

э-з

Ша у р т т а £/?& -

/

£оро c pu pavu #

Ш/7у*/77 л у м я а у

г. J o j/J p a e a a P u p p u ff

З ё р т л и А а ^ б Р З /р

3.

^ррлгеу/т гР /

1/.

н /Ь /е е м л т б /

5

Л м А -е /г.^Л /е Н ? * /- Л 7& /

A /a m p p u a j?

&е/г70м г и д р у -

т рлни¥гсЗии иаа

>su ..J00"

Ре/т?М гидраг& г-

»u¥ecPut> м а р - Лги ..¥0 0 '.’

£р/770р p u ^ a a -

.■’TbPjfMU ¥f>cAuu

к а р А ц tH я # •

£р,-г?а* ?0 рж - /77PXH/Uурем ии

/ч а р А (/

S e r n a * 'гидра ; гл о х н и w<?a£uu

лгарАги гг 3 0 0 ".

Э е / е З

g ig se i^

Г-: Paрит н/*;Г ^азм е^Ф ' 3 Гм .

ОЗем S s t

 

Ш ирина.

o rp j/va .

fm -

3se-

Д .оина.

 

Yf/V-

гfe a t

ceSpa-

?S^v

пйРи

/ГТД

г

В

7T fa

h

'a//*

M3

S m.

rtso-nvo

/60

JO

60-73 /5

f.OV- /2.6-

-7.16 •/7.9

6S0 -SS0

гео

JC

m s

to

/,$-

3,6 ’

SJ

■SJ

 

 

 

 

 

/.&•

¥J-

ш - ш г

SO

-

т з

-

■3.06

7.7

w s-t/a o

160

 

6235

<5

3.3’

dafS

JO

OP

ia e -sso

jm

з а

m s

10

2.2 - s p -

3.0

io

700-1350

 

 

m o

 

3 J-

s ,i-

/5 3

JO

13

6.3'-

■17.3

ш - 6

5 /9

JO

X-35

/3

2,3'

s ,s -

■0,9

-Z3

700-350

/5 0

3 0

l5-(0 0 /5

e j-tj

^ 1

1—

Рис. 19. Номенклатура сборных железобетонных элементен для причальных набережных стенок

58


Рис. 20. Новые конструкции набе­

режных стенок

59


Тавровая форма железобетонных элементов набережных обес­ печивает их повышенную трещиностойкость, непосредственную ан­ керовку каждого элемента без устройства распределительных по­ ясов, уменьшение количества швов в вертикальной стенке и удоб­ ство их перекрытия.

Для перекрытия стыков между шпунтами таврового сечения широко применяются металлические замки различных конструк­ ций. В надводной части набережных для этой цели успешно ис­ пользуются рулонные материалы, наиболее перспективными из ко­ торых являются синтетические.

Наряду с широким применением унифицированных конструк­ ций в последние годы в практике строительства портов наметилась тенденция к разработке и внедрению конструкций набережных, Tie требующих устройства -каменной постели и выгодно отличаю­ щихся от существующих сооружений подобного типа. В частно­ сти, предлагается применять конструкции набережных из желе­

зобетонных

сборных колодцев-оболочек

большого диаметра

(рис. 20, а)

и контрфорсного типа из сборных железобетонных эле­

ментов без фундаментной плиты (рис. 20,6), а также из железо­ бетонного шпунта таврового се.чения, заанкерованного наклонны­ ми сваями с уширением (рис. 20, в).

Две первые конструкции (гравитационного тина) отличаются универсальностью по условиям применения (Строительство в воде и насухо, на грунтах, не допускающих погружения шпунта и свай, и на мягких грунтах средней плотности) и не требуют тяжелого труда водолазов.

В развитии конструктивных форм подпорных стенок можно отметить стремление к созданию таких конструкций, у которых для обеспечения устойчивости сооружения вовлекается в работу грунт засынки и создаются условия для уменьшения бокового дав­

ления

грунта на стенку.

 

8.5.

Плавучие причалы,

швартовные и отбойные устройства

 

и

приспособления

При значительных колебаниях горизонта воды в случае небла­ гоприятных условий для постройки береговых причальных соору­ жений, а также при необходимости иметь временные причалы, ста­ вят плавучие причальные приспособления. К ним относятся дебар­ кадеры, понтоны, с установленными на них перегрузочными маши­ нами. Для обработки грузо-пассажирских судов используют балла­ стирующиеся понтоны. Их преимущества—возможность постановки их на любом уровне, недостатки—необходимость отводки их на зи­ мовку в затон и выводки после ледохода, что сокращает рабочий период использования причала. На рис. 21 приведены схемы ис­ пользования понтонов в качестве плавучих причалов с различными устройствами для связи их с берегом.

60


* )

 

 

Рис. 2!. Типы плавучих причалов:

а|

связь

понтона с берегом посредством мостовой фермы;

б)

связь

понтона с берегом посредством косяковых тележек

Швартовные приспособления

Швартовные приспособления должны обеспечивать безопасную стоянку у причалов судов. К швартовным приспособлениям отно­ сятся тумбы и рымы, закрепляемые анкерными болтами непосред­ ственно на причальных сооружениях, и причальные бочки (буи), устанавливаемые на якорях (рйс. 22).

Рис. 22. Швартовные устройства

а) причальная туигба

Для набережных высотой до 7 м принимают 1 ярус тумб, для набережных высотой от 8 до 12 м—2 яруса и при большей высоте— 3 яруса тумб.

62

л

/ss

YSO

Рис. 22.

б) рым с крюком и кольцом

Рис. 22.

в) причальная бочка

63

О т б о й н ы е уст р о й с т ва

Отбойные устройства предназначены для восприятия усилий от навала судов. Они предохраняют судно и сооружение от непосред­ ственных механических повреждений, от ударов и истирания.

Отбойные устройства должны быть прочными и упругими, легко ремонтирующимися, не иметь выступающих металлических деталей во избежание повреждений корпуса судна.

В качестве отбойных устройств могут служить брусья и рамы, висячие кранцы, плавучие палы, кусты свай и др.

В конструкциях отбойных устройств (в морских портах) иногда используют пружинные, гидравлические или гидропневматические амортизаторы [6].

Выбор типа отбойных устройств, в первую очередь, зависит от водоизмещения швартующихся судов, конструкции причальных сооружений и гидрологических условий.

На рис. 23 показаны некоторые типы отбойных устройств, применяемых в речных портах.

8.6. Внешние оградительные сооружения

Для защиты от волнения акваторий применяют различные ти­ пы оградительных сооружений: откосные; с вертикальной стенкой; смешанного типа; сквозные; плавучие; пневматические.

В речных условиях широкое распространение получили огра­ дительные сооружения откосного типа. Такие сооружения, возво­ димые на глубинах до 10—12ж оказываются обычно экономичнее, чем сооружения с вертикальной стенкой, смешанного типа или сквозные.

Оградительные сооружения откосного типа (рис. 24) могут быть выполнены в виде грунтовых дамб, палов или волноломов с креп­ лением откосов мощением рваным камнем или бетонными плита­ ми на щебеночном подстилающем слое в виде обратного фильтра.

При высоте волны более одного метра применяют двойное мощение. Отметка верха гребня защитного сооружения прини­ мается^ обычно на 0,3—0,5 м выше высоты наката волны (/щ), оп­ ределяемой по формуле

з_

ку л2х •-

где

hn— высота волны, м\

 

X—длина волны, я\

 

kn— коэффициент, зависящий от типа сооружения,

 

крутизны откоса и отношения высот расчетной

 

волны к глубине перед сооружением.

64