ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
5) |
данные о размыве дли заносимое™ |
дна в районе порта и |
||
на подходах к нему;- |
намечаемой линии кордона и по |
|||
6) |
геологические^ профили по |
|||
поперечникам с характеристикой |
и показателями указанных |
на |
||
профилях отложений; |
грунтовых |
и поверхностных |
вод |
|
7) |
данные об агрессивности |
по отношению к бетону и металлу.
Вслучае необходимости производятся специальные изыскания карьеров местных строительных материалов и песчаного грунта.
11.4.Состав проекта порта
Всостав проекта порта входят:
it. Выбор площадки строительства.
Окончательный выбор площадки строительства порта произ водится с учетом назначения порта, эксплуатационных требований и условий строительства. К числу этих условий, в первую очередь, относятся: сложность образования территории, акватории и вод ных подходов; наличие транспортных путей и инженерных комму никаций; архитектурные, санитарные и другие требования.
Пассажирские и грузовые районы порта, предназначенные для обслуживания города, размещают в пределах городской черты с обеспечением удобства автодорожных подъездов и минимальной протяженности инженерных коммуникаций. Перевалочные райо ны порта выносят на окраины города или за пределы городской черты и располагают в непосредственной близости от железнодо рожной станцуй.
Особое внимание при выборе площадки строительства порта надо обращать на надежность водных подходов, отсутствие рез ко выраженных явлений размыва или заносимое™ дна акватории,
атакже защищенности ее от волнения и интенсивного ледохода. Исходя из выполнения вышеперечисленных условий, площад
ки для строительства порта могут выбираться |
непосредственно на |
берегу реки (русловой вариант расположения |
порта), в пойме ре |
ки с расположением акватории в пойменных |
озерах (ковшовый |
вариант расположения порта), в зоне затопления |
водохранилища |
|
с размещением порта на намывной территории |
(пирсовый |
вари |
ант расположения порта). |
|
|
Одновременно с выбором площадки для_ строительства |
порта |
производится выбор территории под жилищное строительство для эксплуатационного персонала порта.
б. Технико-экономическая часть.
Разработку технико-экономической части проекта порта про изводят на основе анализа современного состояния перевозок на родно-хозяйственных грузов и пассажиров в рассматриваемом
113
районе и предпосылок развития этих перевозок на расчетные сроки.
Для получения исходных данных собирают и изучают проект ные, экономико-географические, отчетно-статистические и другие материалы, характеризующие бовременное состояние и перспекти вы развития всех отраслей народного хозяйства (в том числе реч ного и других видов транспорта) в рассматриваемом районе. С этой же целью проводят транспортно-экономические изыскания, в процессе которых собирают материалы в областных, районных и местных организациях для изучения и уточнения экономических факторов, влияющих на формирование грузооборота проектируе мого порта. К числу этих факторов относятся:
—современное состояние народного хозяйства района и пер спективы его развития по отдельным отраслям (в первую очередь по отраслям, обслуживаемым речным транспортом);
—существующие и перспективные транспортно-экономические связи рассматриваемого района с другими районами страны;
—размеры ввоза в рассматриваемый район и вывоза из него основных видов грузов на перспективный расчетный год;
—объемы и условия перевалки грузов с железной дороги’на речной транспорт и обратно по различным пунктам в рассматри ваемом бассейне;
—существующая и перспективная численность городского и сельского населения в районе.
Определение объемов вывоза и ввоза производится по всем основным видам грузов.
В качестве критерия для выбора рациональной схемы перево зок грузов принимается показатель минимума эксплуатационных и капитальных затрат при перевозке грузов различными видами транспорта.
Перспективный пассажирооборот порта определяют исходя из численности населения в рассматриваемом районе с учетом роста на расчетный год.
в. Технологическая часть
В технологической части технического проекта порта, опреде ляют расчетный суточный грузооборот и судооборот транспорт ного флота, выбирают оптимальные схемы механизации перегру зочных работ, определяют количество причалов, перегрузочных механизмов, размеры складской площади, численность производ ственного персонала порта, интенсивность погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов и автомашин.
Если расчетный грузооборот складывается из различных ви дов грузов без преобладания в нем массовых грузов с устойчи вым грузооборотом, целесообразно предусматривать наиболее уни версальные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ,
114
обеспечивающие нормальную работу порта при изменении соста ва его грузооборота.
Из современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ наибольшей универсальностью обладают портальные кра ны со сменными захватными приспособлениями, с помощью кото рых могут перегружаться почти все виды сухогрузов.
При необходимости предохранения перегружаемых тарно штучных грузов от порчи атмосферными осадками рекомендуется применять схемы производства погрузочно-разгрузочных работ с помощью мостовых кранов, передвигающихся по многопролетным крытым эстакадам с перекрывающими судно надводными консо лями.
Для перегрузки массовых навалочных грузов с обеспеченным, устойчивым грузооборотом предусматривают создание специали зированных причалов с высокопроизводительными машинами не прерывного транспорта.
На специализированных причалах для выгрузки из судов пес ка и песчано-гравийной смеси используют плавучие гидроперегру жатели производительностью от 600 до. 1500 т/ч.
Для перегрузки цемента, перевозимого навалом, выделяются специализированные причалы с плавучими или стационарными пневмоперегружателями производительностью от 60 до 200 т/ч.
г. Технико-экономические показатели проекта.
Для оценки качества разрабатываемого проекта порта произ водится определение его технико-экономических показателей и со поставление их с нормативными показателями для аналогичных условий. В качестве основных показателей, по которым можно судить об экономичности проекта, принимаются:
— себестоимость перегрузки одной физической тонны груза;
— удельные |
капиталовложения |
на одну |
физическую |
тонну |
|
грузопереработки; |
|
|
|
|
|
— годовая выработка на одного производственного |
работни |
||||
ка в физических |
тоннах (производительность |
труда). |
|
|
|
Согласно утвержденным нормам |
годовая |
выработка |
на |
одно |
го производственного работника в физических тоннах на прича лах тарно-штучных грузов не должна быть менее 1400 т; на прича
лах камня, щебня и'гравия—4700 т; на причалах выгрузки угля— |
|
20000 г; на причалах песка |
и песчано-гравийной смеси—-28600 т. |
По этим же видам грузов |
объем грузопереработки в физических |
тоннах на 1 пог. м причального фронта соответственно составляет: 1450, 4700, 6450 и 5750 т/пог. м. Для остальных видов грузов ука занные показатели имеют промежуточные значения.
Эффективность капиталовложений в строительство портов и пристаней определяется в соответствии с утвержденной методи
115
кой, по которой нормативный срок окупаемости капиталовложе ний в строительство речных портов установлен в пределах 7—10 лет, что соответствует нормативному коэффициенту экономиче ской эффективности 0,12—0,10.
Определение расчетного срока окупаемости капиталовложений
производится по формуле |
|
|
|
||
|
|
|
Кг - К , |
|
|
|
|
° |
С , - С а |
’ |
|
где |
Ki — объем капиталовложений |
в строительство порта по |
|||
|
разработанному |
проекту; |
требующихся на перегруз |
||
|
К\ — объем капиталовложений, |
||||
|
ку расчетного |
грузооборота при помощи упрощен |
|||
|
ных |
схем механизации; |
|
затраты по переработ |
|
|
Сч — ежегодные эксплуатационные |
||||
|
ке |
расчетного |
грузооборота |
в запроектированном |
|
|
порту; |
|
|
|
|
|
Ci —то же при применении упрощенных схем механиза |
||||
Для |
ции. |
|
|
|
|
сравнительной оценки технико-экономических показателей |
отдельных причалов целесообразно сопоставить следующие пока затели:
—степень завершенности механизации;
—производительность труда;
—пропускная способность причала;
—сохранность качества груза в процессе перегрузки;
—универсальность схем механизации: по роду перерабаты ваемых грузов, по возможному количеству сортов или марок гру зов, перерабатываемых на одном причале, по вариантам работы судно—сухопутный транспорт, судно—склад—сухопутный транс
порт и в обратном направлении;
—соответствие машин и установок типовым по конструкции!! но параметрам;
—надежность в работе;
—простота в управлении и обслуживании;
—соответствие требованиям техники безопасности;
—возможность дальнейшего повышения пропускной способ
ности причала.
§ 12. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
12.1. Общие положения
При эксплуатации большинства портовых сооружений прихо дится решать вопросы, связанные с определением допустимых на грузок на них. Правильное решение этих вопросов подразумевает установление предельных по величине нагрузок, при которых бу дут соблюдены условия безопасной эксплуатации и требуемой долговечности сооружений.
При назначении режима использования причальных сооруже ний следует учитывать характер воздействия на них эксплуата ционных статических и динамических нагрузок (как в отдель ности, так и в определенных комбинациях), учитывать условия времени на напряженное состояние и прочность их элементов, естественные условия в рассматриваемый период времени (уров ни грунтовых вод, уровень воды на акватории), возможные специ фические воздействия перерабатываемых грузов на прочностные свойства конструкционных материалов сооружения и др.
Интенсивность и характер воздействия' эксплуатационных на грузок на портовые гидротехнические сооружения в значительной степени зависят от их конструкции.
На несущую способность гидротехнических сооружений боль шое влияние оказывает фактор времени. Например, прочность
причальной набережной стенки Пермского порта вследствие аг рессивности воды за несколько лет эксплуатации значительно снизилась. В Ульяновском порту на участке 120 м через 7 лет эксплуатации около 30% шпунтин полопалось.
Таким образом, несущая способность портовых гидротехниче ских сооружений и режим их эксплуатации должны устанавли ваться в каждом конкретном случае на базе учета конструктив ных особенностей сооружений, вида прикладываемых к ним внеш них нагрузок, характера предшествующей эксплуатации и возра ста сооружений.
Для портовых сооружений характерен «эффект наследствен ности», т. е. ни одно нагружение, близкое к критическому, не про ходит бесследно для сооружения.
Необходимым условием организации правильной технической эксплуатации портовых сооружений являются систематические наблюдения за ними и принятие своевременных и необходимых мер по поддержанию сооружений в эксплуатационной готовности.
117
12.2. Порядок надзора за портовыми сооружениями
С целью обеспечения установленного эксплуатационного режи ма сооружений, выявления их технического состояния, своевре менного принятия мер во избежание деформаций и повреждений сооружений, организуется технический надзор в виде:
—систематических профилактических осмотров (не реже од ного раза в месяц);
—периодических технических осмотров (после паводка и окончания навигации);
—контрольно-инспекторских навигационных освидетельство
ваний (перед открытием навигации);
— специальных внеочередных освидетельствований, вызванных случаями повреждений и аварий в процессе эксплуатации и в ре
зультате стихийных бедствий. |
i • |
Цель контрольно-инспекторских освидетельствований—провер |
|
ка технического состояния сооружений |
и установление объема не |
обходимых ремонтных работ. Результаты освидетельствований |
|
оформляются актом и заносятся в специальный журнал. |
|
Виды и периодичность наблюдений |
приведены в «Правилах |
технической эксплуатации портовых сооружений». М., изд. «Транс
порт», 1974, стр. 39—40. |
и чертежи на |
|
. |
В порту должны иметься технические проекты |
|
все |
сооружения. Кроме них у лиц, ответственных |
за техническое |
состояние портовых сооружений, должен быть паспорт порта, доку менты по приемке сооружений в эксплуатацию, схемы проектных
нагрузок на причалы, а также схемы размещения |
приборов и |
устройств, предназначенных для инструментальных |
наблюдений |
за сооружениями. |
|
12.3. Основные требования технической эксплуатации портовых сооружений
Причальные и оградительные сооружения. Эксплуатационная нагрузка на причальные сооружения не должна превышать Про ектных. Возможность эксплуатации па причалах средств механи зации и транспорта, не предусмотренных проектом, проверяется соответствующими расчетами. Для распорных сооружений воз можность работы перегрузочных машин и передвижения транс портных средств в прикордонпой полосе ограничиваются величи ной относительной плотности грунта засыпки. Так, работа пор тальных кранов допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,4, а передвижение железнодорожных составов—при от носительной плотности не менее 0,55 .
Производство эксплуатационных взрывов на причалах допу скается производить на расстоянии от кордона не менее 20 м при относительной плотности грунта засыпки не менее) 0,7.
118