Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При жестком ростверке, который характеризуется тем свой­ ством, что сам почти не деформируется, а только перемещается как целое вследствие деформации свайного основания (рис. 42).;

Рис. 42. Определение усилий в сваях основания жесткого ростверка

размещать сваи следует так, чтобы равнодействующая горизон­ тальных и вертикальных сил, проходящая через точку О пересе­ чения осей обеих групп свай, давала равномерные усилия в сваях каждой группы.

Если равнодействующая R имеет уклон больше допустимого уклона свай группы А, то неизбежно появление растяжения в сва­ ях группы Б.

После выбора уклона свай, равнодействующая R разлагается на две составляющие/?а и R b , параллельные направлениям свай

в группах А и Б. Число свай в каждой группе находится делением соответствующего усилия, приходящегося на группу свай, на не­ сущую способность одной сваи данной группы.

10.6. Сущность расчета набережных по предельным состояниям

Опыт строительства портовых сооружений и результаты экс­ периментальных и теоретических исследований показывают, что более полного учета несущей способности сооружения можно до-

107

стигнуть, рассчитав его не по условиям допускаемых напряжений, а исходя из предельных состояний, при которых сооружение еще способно работать.

При этом рассматриваются три предельных состояния:

— первое — по устойчивости и прочности сооружения;

второе — по деформациям и перемещениям;

третье — по трещиностойкости.

Важной особенностью этой методики расчетов является введе­ ние системы расчлененных коэффициентов запаса, учитывающих раздельное влияние на несущую способность конструкции измен­ чивости нагрузок, прочностных свойств материалов и степени со­ вершенства расчетных положений.

При расчетах по предельным состояниям устанавливают ха­ рактер деформации сооружения в целом и отдельных его элемен­ тов при состоянии, близком к предельному.

При этом сопоставляются нормативные и расчетные нагрузки на сооружение.

§11. ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОРТА

ИСОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проектирование портов ведут специализированные проектные институты.

Для выявления необходимости строительства новых или ре­ конструкции существующих речных портов и пристаней институ­ ты разрабатывают схемы развития речного транспорта в преде­ лах бассейнов крупных рек и обособленных экономических рай­ онов.

При этом на основе изучения перспектив развития различных отраслей народного хозяйства определяют потребность в перевоз­ ке грузов речным транспортом и грузооборот отдельных портов, намечают очередность строительства новых или реконструкции существующих портов в данном бассейне.

В порядке детализации бассейновых схем развития речного транспорта по намеченным в них пунктам строительства портов разрабатываются технико-экономические обоснования (ТЭО), в которых проверяется экономическая целесообразность и хозяйст­ венная необходимость проектирования и строительства (реконст­ рукции, развития) данного порта. В ТЭО уточняются, а при необ­ ходимости разрабатываются следующие вопросы:

-- географическое размещение площадки для строительства порта, его проектная мощность по родам грузов с учетом очеред­ ности строительства;

— намечаются основные решения по технологии перегрузоч­

ных

операций и

типам перегрузочного оборудования;

1 —

источники

снабжения электроэнергией, топливом, водой;

--потребность в рабочей силе и пути ее удовлетворения;

--потребность в жилищно-культурном строительстве; сроки,

условия и стоимость строительства.

Обоснование расчетной пропускной способности производится на прогнозируемый грузооборот (10—15 лет).

Стоимость строительства (реконструкции) порта в ТЭО опре­ деляется по «Нормативам удельных капиталовложений».

На основе ТЭО составляется задание на проектирование стро­ ительства (реконструкции) порта.

11.1.Задание на проектирование

Взадании на проектирование строительства (реконструкции) порта должны быть указаны:

основание для проектирования;

место расположения;

назначение (специализация) порта;

пределы выбора отметок и характерные параметры основ­ ных гидротехнических сооружений;

109



номенклатура грузов и расчетные типы судов;

пропускная способность по основным видам груза и типам

судов;

—состав оказываемых судам услуг по комплексному обслужи­ ванию;

— транспортные связи;

взаимосвязи по грузообороту, нассажирообороту и судообо­ роту с другими портами и видами транспорта;

основные источники обеспечения порта при его строитель­ стве и эксплуатации водой, теплом, электроэнергией, топливом;

возможность использования существующих сооружений теплофикации, энергетики, водоснабжения, канализации и т. п., а при необходимости—требования на разработку в проекте меро­ приятий по их реконструкции (расширению);

мероприятия по охране водных ресурсов;

необходимость разработки автоматизированных систем уп­ равления (АСУ);

сроки строительства, очередность ввода в эксплуатацию пе­ регрузочных комплексов;

намечаемый размер капитальных вложений и основные тех­ нико-экономические показатели, которые должны быть достигну­ ты при проектировании; .

данные для проектирования объектов жилищного и культур­ но-бытового строительства;

требования по разработке вариантов технического проекта или его частей;

особые требования к порту;

стадийность проектирования;

наименование генеральной проектной организации и гене­ рального подрядчика.

11.2. Стадии проектирования

Разработка проектной документации на строительство порта может осуществляться в две стадии—технический проект и рабо­ чие чертежи и в одну стадию техно-рабочий проект, т. е. когда технический проект совмещен с рабочими чертежами.

Решение о разработке проектов в одну или две стадии прини­ маются заказчиком.

В т е х н и ч е с к о м пр о е к т е п о р т а должны быть решены вопросы:

— оптимального размещения зданий и .сооружений на терри­ тории порта с учетом специфических естественных условий райо­ на строительства и гидрологического режима;

110


— защиты акватории порта и судовых ходов от ветровых волн

иотложения наносов, а береговой полосы от волновой эрозии;

безопасности движения на акватории порта и благоприят­

ных условий стоянки судов у причалов;

специализации причалов, портовых районов и порта в це­ лом по видам грузов и услуг;

приема, хранения, перемещения, отправки грузов и обслу­

живания пассажиров; —- организации комплексного обслуживания судов;

технологических процессов обработки судов, вагонов и ав­ тотранспорта; технологии производства погрузочно-разгрузочных работ; создания условий для научной организации труда;

охраны труда и техники безопасности, промышленной сани­

тарии и пожаробезопасности; —- применения автоматизированных систем управления;

обеспечения работникам жилищно-бытовых условий;

обеспечения охраны водных ресурсов от загрязнения; ■— организации строительства;

технико-экономических показателей;

сметной стоимости строительства.

Технический проект порта должен включать общую поясни­ тельную' записку с кратким изложением содержания проекта и сопоставлением вариантов, на основе которого приняты проект­ ные решения; очередность строительства, с данными о проведен­ ных согласованиях и соответствии проекта действующим нормам

иправилам.

Втехническом проекте должны приводиться заказные специ­ фикации для размещения заказов на подъемно-транспортное, тех­ нологическое, энергетическое и др. оборудование. Рабочие черте­ жи разрабатываются после утверждения технического проекта. В них производится уточнение и детализация проектных решений, необходимые для производства строительно-монтажных работ. Вносимые при разработке рабочих чертежей уточнения проектных решений не должны приводить к ухудшению технико-экономиче­

ских показателей проекта и условий эксплуатации

порта, а также

к увеличению, общей сметной стоимости строительства.

Большое значение для повышения качества

проектов имеет

выполняемая проектными институтами разработка нормативных документов, эталонов проектной документации и типовых проек­ тов зданий и сооружений. На основе разработки типовых проек­ тов, в практику строительства речных портов внедряются наибо­ лее прогрессивные конструкции, технологические схемы и плани­ ровочные решения.

Те хно - ра бочий п р о е

к т разрабатывается

для неслож­

ных объектов, строительство

которых намечается

осуществлять

 

 

Ш


главным образом но типовым и повторно применяемым экономич­ ным индивидуальным проектам.

В техно-рабочем проекте приводятся только те чертежи и дан­ ные, которых нет в типовых и повторно применяемых индивидуаль­ ных проектах.

Применяемые типовые проекты должны быть приведены к местным условиям строительства с учетом топографических, гид­ рологических, геологических, гидрогеологических, климатических особенностей района строительства.

Типовые проекты причальных набережных стенок предусма­ тривают унификацию, сборность и минимальное количество типо­ размеров элементов конструкции. При этом должны обеспечивать­ ся минимальные стоимость и трудоемкость строительства, долго­ вечность сооружения, возможность возведения сооружения поточ­ ным методом с применением серийно выпускаемого подъемно­ транспортного оборудования и средств доставки элементов на строительную площадку со специализированного завода.

11.3, Инженерные изыскания

Инженерные изыскания на площадках намечаемого строитель­ ства портов и пристаней обычно производят в два этапа соответ­ ственно стадиям разработки проектной документации.

Материалы инженерных изысканий являются основой для окончательного выбора площадки строительства и линии кордона, определения отметок верха территории и дна акватории порта, выбора типа конструкций причальных и других гидротехнических сооружений. По материалам изысканий определяются также не­ обходимые исходные данные для проектирования зданий, соору­ жений и инженерных сетей.

Для решения вышеперечисленных, задач, выполняются топогра- - фические, гидрографические, гидрологические, геологические и гидрогеологические инженерные изыскания. При проведении изы­ сканий используются материалы соответствующих государствен­ ных служб и других ведомств и организаций.

В результате проведения инженерных изысканий в качестве исходных материалов для проектирования выдаются:

1)план района месторасположения порта в масштабе 1:10000— 1:25000;

2)план в горизонталях площадки строительства порта и при­ легающей к ней акватории в масштабе 1:100—1:2000, с сечением рельефа через 0,5—-1,0 м\

3)

характеристика уровней воды в реке или водохранилище;

4)

ледовые условия;

112