Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любые повреждения причальных сооружений должны опера­ тивно устраняться.

При повреждениях причальных сооружений необходимо на пе­ риод до их устранения расчетным путем определить допустимый режим эксплуатации на участках сооружений, имеющих повреж­ дения. Такое расчетное определение допустимого режима эксплу­ атации причальных сооружений обязательно при следующих ви­ дах местных повреждений:

у шпунтовых и уголковых ^набережных—при разрушениях анкерных тяг, шпунтовых свай и анкерных плит, наличии зон переутлубления дна перед стенкой;

у гравитационных набережных—при сквозных трещинах в бетонных и железобетонных элементах, выколах бетона глубиной свыше 10% от толщины элементов в данном сечении; неравномер­ ном относительном смещении отдельных секций набережной на величину более 5 см; наличии зон переуглубления дна перед стен­ кой;

у откосных набережных—при размыве дна перед подошвой откоса; подвижках и изменениях профиля откоса; разрушениях

креплений откосов.

При отсутствии отбойных устройств или их повреждений эксплуатация причальных сооружений не допускается.

Дренажные устройства на причалах должны обеспечивать по­ нижение гидростатического напора грунтовой воды на причальные сооружения до величин, предусмотренных проектом.

При. обнаружении

коррозийного ослабления

металлических

или железобетонных

конструкций причальных

набережных сле­

дует принять меры по устранению причин коррозии и защиты от нее конструкций. Наблюдения за техническим состоянием при­ чальных сооружений включают регулярные освидетельствования надводных частей конструкций и осмотр не реже одйого раза в год (после паводков) подводных частей водолазами. При этом фиксируется в специальных журналах состояние наружных частей конструкций, просадки территории, состояние подкрановых путей, температурных и осадочных швов и т. д.

Одновременно промеряются глубины в прикордонной полосе акватории шириной не менее 25 м от стенки.

Наиболее характерными показателями технического состояния причальных сооружений являются величины плановых и высот­ ных смещений, а также наклон лицевой плоскости набережной. Наблюдения ведутся за каждой секцией. Измерения смещений и угла наклона набережной, как правило, осуществляются геодези­ ческими методами при помощи специальных инструментов (теодо­ литов, ординатометров, компарированных мерных лент и др.).

При освидетельствованиях состояния конструктивных элемен­ тов причальных набережных фиксируются:

119



а) ж е л е з о б е т о н н ы е коне тр у к д и и — наличие тре­ щин, раковин, сколов и обнаженной арматуры; плотность и струк­ тура поверхностного слоя; потеки и белые пятна, свидетельствую­ щие о выщелачивании бетона и т. д.;

б) с т а л ь н ы е к о н с т р у к ц и и — наличие трещин, изломов, вмятин, расхождения шпунтин; состояние наружных элементов крепления анкерных тяг; характер коррозии и состояние антикор­ розийного покрытия;

в) д е р е в я н н ы е , ко н с т р у к д и и—трещины, сколы и из­ ломы древесины; целостность врубов и сопряжений; наличие и глубина поражения древесины гнилью и древоточцами; состояние металлических креплений и антисептической защиты,

Техническая эксплуатация оградительных и берегоукрепитель­ ных сооружений заключается в систематическом наблюдении за сооружениями и своевременном ихремонте. При осмотрах этих сооружений проверяются: неизменность плановых и высотных па­ раметров сооружений; состояние одежды гребня и откосов (над водой и под водой); вымывание грунта из-под одежды; глубины перед подошвой сооружения; состояние обратных фильтров, одерновки швов и др. элементов крепления откосов.; прочность бетона.

Для оперативного выполнения требуемых ремонтных работ порты обязаны иметь необходимый запас строительных материа­ лов и деталей.

Портовые склады. За состоянием складов следует вести систе­ матическое наблюдение, включающее: измерение осадок фунда­ мента; регистрацию прогибов, трещин'и др. деформаций стен, ко­ лон, ферм, прогонов, проверку состояния кровли и устройств для отвода с нее атмосферных осадков, отмостков, оконных перепле­ тов, полов, гидроизоляции;проверку деревянных элементов склад­ ских конструкций (загнивание, деятельность древоточцев); про­ верку исправности ворот, электрического и противопожарного обо­ рудования.

Подкрановые пути. Допустимые отклонения параметров под­ крановых путей при эксплуатации даны в таблице 15.

Наблюдение за подкрановыми путями заключается в: нивели­ ровке головок рельсов и проверке их износа; проверке просадок балласта, состояния шпал и всех рельсовых креплений; проверке искривления путей в плане и непараллельности рельсов; проверке состояния подкрановых балок и других несущих конструкций.

Подкрановые рельсы надлежит заменять новыми при изломах, отколах и трещинах в стыках или в подошве рельсов.

Деревянные шпалы следует заменять при: загнивании древеси­ ны в зоне подкладки на глубину свыше 8 см\ разработанных ко­ стыльных отверстиях, сквозных продольных трещинах и попереч­ ном изломе.

Железобетонные подкрановые балки следует ремонтировать при: наличии обнаженной арматуры; снижении прочности бетона

120


более чем на 20% по сравнению с проектной; наличии трещин изломов, выколов и других дефектов.

Т а б л иц а 15

Допуски на укладку рельсов подкрановых путей и максимально

допустимые отклонения при эксплуатации, мм

 

Портальные

Козловые

Мостовые перегру­

Наименование

крапы

краны1

жатели

при

во вре­

при

во

вре­

 

во время

допуска

при ук­

ук­

мя экс­

Ук­

мя

экс­

ладке

эксплуата­

 

ладке

плуата­

ладке

плуата­

ции

 

 

ции

 

ции

 

 

1.Разность отметок го­ ловок рельсов в од­ ном поперечном се­

чении;

 

 

 

 

 

 

на

опорах

15

30

10

15

22

30

в

пролете

2.Отклонение рассто­ яний между осями

 

рельсов

 

 

5

10

8

12

30

•10

3.

Взаимное

 

смещение

 

 

 

 

 

 

торцов

в

стыкуемых

 

 

 

 

 

 

рельсов

плане и по

3

1

2

1

 

 

высоте

 

 

1

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Отклонение

рельса

от

 

 

 

 

 

 

прямой

линии

(на

 

 

 

 

 

 

участке

30

м)

15

20

15

20

15

20

5.Зазоры в стыках рельсов (при темпе­

ратуре 0°С и длине

 

 

 

 

 

рельса

12,5)2

6

6

6

6

6

6

6. Разность отметок го­

 

 

 

 

 

ловок

рельсов

на

 

 

 

 

 

длине

10 м

15

20

20

30

20

30

1 Допуски для путей козловых кранов пролетом более 30 м принимаются по нормам для мостовых перегружателей.

2 При изменении температуры на 10°С допуск на зазор принимается на

1,5 мм.

121


При обнаружении провалов грунта вследствие его вымыва из-за стенки в зоне расположения прикордонных путей, работа кранов должна быть прекращена до полной компенсации объема вымытого грунта и устранения причин его вымыва. Рихтовка и балластировка подкрановых путей должна осуществляться систе­ матически по мере необходимости.

Внутрипортовые дороги и складские площадки. Наблюдение за внутрипортовыми дорогами и складскими площадками заклю­ чается, главным образом, в проверке состояния покрытий, уклона откосов и работы дренажных устройств. Все замеченные повреж­ дения автодорог и площадок надлежит регулярно устранять.

Акватории и рейды. Акватории и рейды следует содержать в состоянии, обеспечивающем безопасное движение флота и вы­ полнение перегрузочных операций на плаву. Перед открытием на­ вигации необходимо очистить акватории и рейды от топляков и посторонних предметов, проверить глубины, расставить знаки и обстановку, обозначить буями затонувшие предметы, представля­ ющие опасность для судов, расставить швартовные бочки и т. д.

12.4. Мероприятия в период ледохода и паводка

Для предотвращения повреждения сооружений при ледоходе и паводках разрабатываются специальные мероприятия, в состав которых входят: заблаговременная уборка и расчистка снега, околка льда, примерзшего к элементам конструкции сквозных безраспорных сооружений, устройство борозд во льду вблизи при­ чальных сооружений и др.

12.5. Текущее содержание и ремонт портовых сооружений

Для сохранения сооружений и поддержания их эксплуатацион­ ной готовности необходимо своевременное и качественное устра­ нение расстройств и повреждений путем проведения планово-пре­ дупредительных ремонтных работ.

Планово-предупредительная система ремонтных работ преду­ сматривает текущий, средний и капитальный категории ремонтов портовых сооружений.

Как правило, ремонт гидротехнических сооружений осуществ­ ляется без вывода их из эксплуатации.

В практике эксплуатации гидротехнических сооружений из же­ лезобетона нашли применение различные способы ремонта гг вос­ становления поврежденных элементов конструкций: инъекция, торкретирование, заделка поврежденных или ослабленных эле­ ментов бетоном.

Сущность инъекционных способов ремонта состоит

в том, что

в дефектный массивчерез специально пробуренные

скважины

122