Файл: Соболев, Б. А. Автоматизированная система управления на Минском тракторном заводе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица

3

 

 

 

 

 

Анализ экономии, затрат и окупаемости

 

 

 

на различных этапах внедрения АСУ МТЗ

 

 

 

 

Затраты в тыс. руб.

Экономия в тыс. руб.

Удельная окупаемость

 

 

 

 

 

на 1 руб.

затрат в руб.

Годы

По

Нараста­

Достигнуто Достигнуто

По периодам

Нарастающим

 

 

периодам

ющим

в период

с начала

затрат

итогом

 

 

итогом

затрат

разработки

(гр. 4:гр. 2)

(гр. 5:гр. 3)

1

2

3

4

5

6

7

1965

210

210,0

21,0

21,0

0,1

0,1

1966

281

491,0

85,0

106,0

0,292

0,216

1967

600

1091,0

153,0

259,0

0,254

0,236

1968

531

1622,0

100,3

359,3

0,194

0,221

1969

257

1879

122,0

481,3

0,475

0,258

1970

150

2029

1344,16

1824,46

8,9

0,9

РАЗБИТИЕ АСУ МТЗ

 

 

 

 

Созданная с

использованием

ЭВМ

второго

поколения

АСУ МТЗ предусматривает решение задач с шагом не менее смены (суток). Это обстоятельство обусловило участие чело­ века не только в принятии решений, но и в анализе сложив­ шейся ситуации, а зачастую и в подготовке для этих целей вручную части исходной информации. При создании первого комплекса АСУП не все принципы системотехники были учте­ ны, но это в какой-то степени компенсировалось большей долей участия человека и не приносило в ряде случаев ощутимого ущерба.

При дальнейшем развитии АСУ МТЗ на базе ЭВМ третьего поколения с решением задач в реальном или близком к реаль­

ному времени необходимо соблюдать все

принципы системо­

техники. Только в этом случае

и с учетом

функциональных

характеристик ЭВМ, структуры математического

обеспечения

и системы телеобработки данных 1 АСУП

будет

эффективна.

Разработка второй очереди АСУП МТЗ ведется в опытном

порядке, поэтому вопросы как

методического,

так

и практиче­

ского плана решаются в процессе ее создания. По существу все основные категории создателей АСУП: системотехники, по­ становщики задач, математики, техники впервые выполняют подобные разработки. Разработка проекта АСУП на базе ЭВМ третьего поколения предъявляет новые более высокие требования разработчикам и заказчикам в отношении четкости формулировки цели, стоящей перед АСУП, а также в связи со

1Телеобработка—это метод управления данными, при котором в си­ стеме обработки данных, представляющей собой совокупность аппаратных и программных средств обработки, используется оборудование техники связи.

45


значительно возросшими функциональными возможностями самих ЭВМ, особенностями математического обеспечения и на* личием комплекса технических средств.

В целях выявления путей дальнейшего совершенствования системы управления производством на заводе в течение 1970 г. проводился анализ функционирования системы. Работы по анализу велись в направлении оценки качества поступающей информации; времени решения задач на ЭВМ; достоверности выходной информации и эффективности ее использования управленческим персоналом; надежности работы технических средств, экономического эффекта, полученного в результате функционирования АСУ МТЗ.

Функционирование АСУ МТЗ позволило провести углуб­ ленный анализ нарушений хода производства и вызываемых

ими потерь1.

Так, выявилось, что большое

число

нарушений,

вызывающих

отклонения

от нормального

хода

производства,

без функционирующей АСУП не могли быть

зафиксированы,

так как время на их

устранение сравнительно

небольшое

(10—20 мин). Однако суммарные потери по этим нарушениям

составляют достаточно

значительные

величины— до

40—50%

от общих потерь в производстве.

 

завода

Так,

например, анализ работы главного конвейера

показал,

что кратковременные простои, вызванные определен­

ными

нарушениями

(отсутствие

деталей, электроэнергии

и др.), ранее не фиксировались. Выявление и устранение этих

простоев стало возможным только

при

автоматизированном!

фиксировании их появления.

в

устойчивом состоянии

Известно,

что система

находится

в том случае,

если темп

нарушения

не

превышает темпа

корректирующих воздействий, т. е. если управляющая система успевает предупредить о возможности возникновения возмуще­ ний заранее с опережением, достаточным для проведения управляющих воздействий.

Работа системы в таком режиме является оптимальной и ее относят к режиму работы в реальном масштабе времени. По­ скольку в дискретном производстве, применяя имеющуюся тех­ нику управления, в большинстве случаев невозможно или не­ рационально реализовать такой режим работы, будет разра­ батываться АСУП, работающая в режиме, близком к реально­ му. Такая система работает с шагом управления, выбранным на основе обработки статистических данных по нарушениям и

1 Это обстоятельство также является очень важным результатом, полу­ ченным от внедрения АСУП. Так, внедрение АСУП позволяет не только по­ лучить непосредственный экономический эффект от ее функционирования, но и является инструментом для углубленного анализа управления производ­ ством с последующими, по результатам анализа, разработкой и внедрением нового качественного уровня АСУП.

46


обеспечивающим в конкретных условиях данного предприятия наиболее эффективное управление производством.

Большинство заводских специалистов и разработчиков АСУП считают, что максимальный эффект от внедрения АСУП можно получить только при комплексном подходе к решению этой проблемы, т. е. автоматизированную систему обработки данных необходимо внедрить одновременно и взаимоувязанно с другими элементами производства и управления ими.

Развитие АСУ МТЗ учитывает следующие характерные осо­ бенности завода: относительную ограниченность числа изде­ лий; стабильность внутрицеховых и межцеховых маршрутов движения материалов, полуфабрикатов, деталей; высокую сте­ пень автоматизации производственных процессов, применение высокопроизводительных технологических процессов, оборудо­ вания, оснастки; относительно высокий темп выпуска продук­ ции; постоянство выпускаемой продукции в течение длитель­ ного периода при постоянном проведении работ по подготовке производства новых изделий; большой удельный вес материа­ лов и комплектующих изделий (50—60%) в стоимости изде­ лий; ограниченные ресурсы регулирования, находящиеся в распоряжении управленческого персонала; очень большое чис­ ло поставщиков материалов и кооперированных поставок, а также потребителей выпускаемой продукции; тесную взаимо­ связь подразделений по всему технологическому циклу, а так­ же производственных подразделений с обслуживающими.

Одной из задач создания второй очереди АСУ МТЗ яв­ ляется комплексная автоматизация управления межцеховым движением материальных потоков, обеспечивающая минималь­

но возможные отклонения

от планов

производства. Современ­

ные экономико-математические

методы

управления,

выпуск

ЭВМ третьего поколения

и системы

телеобработки

данных

позволяют решить эту

задачу

в сравнительно сжатые

сроки.

С помощью ЭВМ

и

периферийных

технических

средств

практически полностью автоматизируются все операции подго­ товки, частичной переработки и выдачи управленческому пер­ соналу информации для принятия им решений по управлению межцеховыми передачами. Решению таких задач должна спо­ собствовать соответствующая организация управления на пред­ приятии. Поэтому предусмотрена некоторая реорганизация су­ ществующей на заводе системы управления в целях макси­ мального приближения ее к требуемой. По специально разра­ ботанной методике были проведены анализ и упорядочение материальных потоков в производстве. После этого были со­ ставлены схемы материальных потоков. Это позволило рассчи­ тать месторасположение, количество и загрузку пунктов меж­ цеховых передач.

Разработаны, оснащены и внедрены в производство комп­ лексные технологические процессы перемещения продукции.

47


В комплексном технологическом процессе указывают наимено­ вание и номер операции по перемещению продукции, наимено­ вание и индекс тары для складирования и транспортировки каждого наименования, транспортные средства и другие эле­ менты технологического процесса. В технологических процес­ сах указываются нормы времени на операции и их элементы (переходы). Технологические процессы разработаны на каждое наименование и охватывают перемещение продукции от входа на завод до выхода.

Создается централизованная служба транспортных перево­ зок, которая будет выполнять и обеспечивать все транспортные межцеховые перевозки. Ранее эти работы выполнялись цехами завода на выделяемом цеху транспорте.

Осуществляется полностью отличающаяся от действующей система учета межцеховых передач и вводятся новые критерии

оценки деятельности основных подразделений

предприятия.

При новой организации цехи-изготовители будут

отвечать и

соответственно отчитываться за выполнение плана изготовле­ ния и сдачи продукции. Передача изготовленной продукции из цеха в цех в соответствии с планом будет осуществляться цен­ трализованной службой завода, несущей ответственность за эти передачи.

Всю цепочку производственного процесса (управляемую часть системы) межцеховых передач можно представить в виде трех разновидностей самостоятельных блоков: цех (склад) - изготовитель; участок перемещения продукции; цех (склад)-по­ лучатель. Основным принципом организации межцеховых пере­ дач в АСУ МТЗ второй очереди является такой порядок пере­

мещения, при котором продукция

может из цеха-изготовителя

в цех-получатель попасть

только

через пункт межцеховых

передач (ПМП). В ПМП

проводятся

учетные

операции

по

перемещению продукции, а также

частичная

переработка

и

передача в ЭВМ учетной информации.

Рассмотрим

организа­

цию межцеховых передач по всем

разновидностям

самостоя­

тельных блоков.

 

 

 

 

 

 

Цех (склад)-изготовитель. К этой категории относят все склады и цехи основного производства, поставляющие продук­ цию другим цехам или складам предприятия, а также постав­ ляющие продукцию внешним потребителям. Цех (склад)-изго­ товитель может одновременно являться и цехом (складом)- получателем. Изготовленную и принятую ОТК в цехе-изгото- вителе продукцию, или продукцию склада, подлежащую пере­ даче цеху (складу)-потребителю, затаривают и укладывают в соответствии с комплексным технологическим процессом. В эту же тару, в специальный карман вкладывают специальный яр­ лык, в котором указываются индекс и наименование затаренной продукции, масса тары, шифр цеха (склада)-изготовителя, да­ та, смена. Сопроводительный ярлык заверяется печатью ОТК,

48


свидетельствующей о том, что затаренная продукция принята ОТК. На этом операция цеха (склада)-изготовителя в процес­ се межцеховых передач заканчивается. Тара с продукцией на­ ходится в определенном месте цеха (склада)-изготовителя до того времени, пока ее не переместят в соответствии с комплекс­ ным технологическим процессом.

Участок перемещения продукции. Под участком перемеще­ ния продукции понимаются отрезки маршрута движения про­ дукции между цехами (складами)-изготовителями и цехами (складами)-потребителями. На участках перемещения продук­ ции расположены ПМП. Все операции на участке перемеще­ ния продукции осуществляют в соответствии с комплексным технологическим процессом и графиком межцеховых передач централизованной службой межцеховых передач следующим

образом.

Экспедитор-водитель на транспортном средстве (например, на тракторе с вильчатыми захватами) увозит тару с продук­ цией и сопроводительным ярлыком из цеха (склада)-изготови­ теля в соответствующие ПМП. На ПМП тару устанавли­ вают на автоматическое устройство счета, с помощью которого определяют количество находящейся в таре продукции. Опера­ тор ПМП производит все необходимые действия по определе­ нию количества продукции, автоматической или автоматизиро­ ванной передаче информации об этом через терминальное устройство в ЭВМ, автоматическому или полуавтоматическому заполнению сопроводительного ярлыка. Сопроводительный яр­ лык, в котором на ПМП проставлено количество передаваемой продукции, передается экспедитору-водителю. Экспедитор-во­ дитель после этого отвозит тару с продукцией и устанавливает ее на специально отведенное место в цехе (складе)-потребите­ ле. Аналогичным образом ведутся межцеховые передачи по все­ му маршруту.

Цех (склад)-потребитель. Этот цех никакого участия в опе­ рациях по межцеховым передачам не принимает. В его задачу входит дальнейшая переработка или использование доставлен­ ной ему продукции.

Таким образом, каждый из повторяющихся циклов произ­ водственного процесса межцехового движения продукции за­ ключается в погрузке и выгрузке ее из цеха-изготовителя и доставке, выгрузке ее в цехе-потребителе с обязательным уче­ том этого перемещения на пункте межцеховых передач. Инфор­ мация о всех перемещениях продукции с помощью системы телеобработки данных поступает в ЭВМ непосредственно по мере ее образования.

Наличие в ЭВМ планов межцеховых передач в виде зада­ ния по передачам по каждому виду продукции на каждый за­ данный интервал времени, а также информации о фактическом состоянии межцеховых передач, позволяет вести сравнение

49