Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
пропускают через гильзу, а затем через ручей коуша 2 и сно
|
ва заводят |
в |
гильзу. |
Между |
||
|
ветвями каната |
в |
|
середину |
||
|
гильзы вставляют клин-вкла |
|||||
|
дыш 4. Надежность гильзо-кли |
|||||
|
нового соединения |
зависит от |
||||
|
качества очистки каната в ме |
|||||
|
сте соединения, |
правильности |
||||
|
установки заготовки |
в штампе |
||||
|
и величины усилия опрессовки. |
|||||
|
Широкое |
применение нахо |
||||
|
дит способ |
крепления |
канатов |
|||
|
опрессовкой в специальных сое |
|||||
|
динителях (овальных втулках), |
|||||
|
изготовленных |
из цельнотяну |
||||
|
тых труб (рис. 9). |
Для опрес |
||||
|
совки применяют |
пресс, снаб |
||||
|
женный комплектом |
|
матриц и |
|||
|
пуансонов. Прочность соедине |
|||||
|
ния контролируется |
величиной |
||||
|
давления пресса. |
|
|
|
||
Рис. 8. Гильзо-клиновое сое |
C точки зрения техники бе |
|||||
зопасности |
важное |
значение |
||||
динение стальных канатов: |
имеет правильная эксплуатация |
|||||
1 — канат; 2 — коуш; 3 — |
||||||
гильза; 4 — клин. |
стальных канатов. |
Проволоки |
каната при эксплуатации испы тывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба — при огибании канатов блоков и бараба нов, сжатия — от давления соседних проволок, растяже ния ■— под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с бара баном и блоками. Поэтому во время работы кранов не обходимо следить за состоянием всех канатов, особенно за грузовым и стрелоподъемным, проверять их крепление, чистоту и смазку.
Смазывать канат следует специальной канатной мазью (ГОСТ 5570—69) или графитовой смазкой (ГОСТ 3333—55). Для смазки можно применять также смесь из 60% вязкого нефтяного масла и 40% битума марки III. Во время эксплуатации канаты следует смазывать не реже одного раза в месяц.
Чистый канат меньше изнашивается, та;< как отдель-
26
Рис. 9. Крепление каната во втулке путем опрессовки.
ные проволоки лучше покрываются смазкой и предо
храняются от истирания при трении о блоки и от кор
розии.
Периодические осмотры канатов должны произво дить машинисты при приемке смен, ремонтный персонал при техническом обслуживании кранов и инженерно-
технические работники, ответственные за исправное состояние кранов. При этом канат не должен иметь заметных при наружном осмотре дефектов: пухлости,
низких или высоких прядей, зазоров между прядями,
выступающих из прядей отдельных проволок, перегибов и петель, местных повреждений в виде вмятин или кор розии.
Опасный износ канатов определяют по количеству оборванных проволок на шаге свивки и по глубине кор розии. Для этого канат тщательно осматривают с целью
определения наиболее изношенного места. В месте наи большего количества оборванных проволок на поверх ность одной из прядей наносят метку и в сторону наи большего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в канате, после чего ставится вторая метка. На расстоянии между метками (шаге свивки) подсчиты вается количество обрывов. Обычно считают количество концов, делят их на два и сопоставляют с нормами Гос
гортехнадзора, приведенными в таблице 7.
При поверхностном износе каната или коррозии его проволок допускаемое количество обрывов уменьшает
ся: при коррозии на глубину, равную 10% диаметра про волок, — на 15%, при 15% — на 25%, при 20% — на 30%, при 25% — на 40%, при 30% — на 50%. При кор розии проволок или износе каната, достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат браку ют полностью, независимо от количества оборванных про-
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
||
Нормы браковки |
стальных |
канатов |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструкция канатов |
|||
|
6X19=114 и |
6×37=222 и |
6X61 =366 и |
18χl9=342 и |
|||||||
|
1 |
органиче |
1 |
органиче |
1 органиче |
1 органиче |
|||||
|
|
|
ский |
|
|
ский |
|
ский |
|
ский |
|
|
|
сердечник |
|
сердечник |
сердечник |
сердечник |
|||||
Первона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чальный |
|
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки |
|
||||||||
коэффициент |
|
|
каната, при котором канат должен быть забракован |
|
|||||||
запаса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочности |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
Я |
|
|
|
|
⅛ S |
|
|
|
⅛ ® |
|
|
||
|
О |
|
о |
|
рон вки |
о |
о |
о к |
|||
|
|
ex g |
|
Affl |
∩, Jxi |
||||||
|
«5 |
|
о м |
« |
|
|
« |
О Jxi |
⅛≡ |
||
|
0 |
|
о SJ |
и |
|
О W |
ɑɔ - |
P S |
0 |
О ® |
|
|
О S |
t-1 CQ |
О S |
Ь M |
о S |
Ь « |
О S |
о 5 |
|||
|
и |
« |
О О |
H |
Jxi |
u и |
о д |
У О |
H Jsi |
||
|
О CQ |
О |
U |
CQ |
о |
О |
о и |
S∙9≡ |
|||
|
|
S |
® « |
|
≡ |
и « |
(P s |
я« |
« к |
||
|
ex ta |
et ω |
CX CQ |
Ef ср |
CX 0 |
Ef Ф |
Э-м |
eC |
4) |
||
|
« |
ω |
о Щ |
JÜ |
о |
о и |
Jxi O |
о я |
Я О |
о |
® |
До 6 |
12 |
6 |
22 |
и |
36 |
18 |
36 |
18 |
|||
От 6 до 7 |
14 |
7 |
26 |
13 |
38 |
19 |
38 |
19 |
|||
Свыше 7 |
16 |
8 |
30 |
15 |
40 |
20 |
40 |
20 |
волок. Помимо браковки по обрыву и износу проволок канат бракуется в следующих случаях: при обрыве одной пряди, образовании заломов (жучков); при сильной де формации, например расплющивании, когда становится виден пеньковый сердечник; при попадании каната под
напряжение.
Усиленный износ грузовых канатов происходит не по
всей их длине, а главным образом на небольших средних участках, периодически огибаемых блоками или бараба нами. Поэтому снимаемые с крана канаты, за исключе нием изношенных участков, можно использовать для изготовления стропов.
Практика показывает, что при правильном уходе
канаты надежны в эксплуатации и долговечны. Разру
шение стальных канатов происходит медленно, в виде обрыва отдельных проволочек, что легко обнаруживается и позволяет своевременно предотвратить аварию.
Пренебрежение изложенными требованиями приводит к обрывам канатов, которые чаще всего происходят из-за
недостаточной прочности каната или его износа и мест ных повреждений.
28
Крюки
Крюки являются весьма ответственной деталью в ба шенных и стреловых самоходных кранах. Крюки служат для захватывания различных грузов, которые навеши ваются на них непосредственно или с помощью спе циальных грузозахватных устройств. Государственными
стандартами и Правилами Госгортехнадзора предъяв ляются строгие требования к изготовлению и эксплуата ции крюков.
На стреловых кранах грузоподъемностью до 50 тс устанавливаются однорогие крановые крюки (рис. 10, а). Для кранов с большей грузоподъемностью используются двурогие крюки. Крюки должны устанавливаться на упорных шарикоподшипниках и свободно вращаться относительно подвески. Это требование является обяза тельным при нагрузках на крюк свыше 3 тс. Этим самым
уменьшаются усилия на поворот груза вокруг верти кальной оси при установке его в монтажное положение.
Грузовые крюки изготавливаются ковкой или штам повкой в соответствии с требованиями ГОСТ 2105—64
«Крюки кованые и штампованные. Технические требо вания». Размеры и основные параметры однорогих ко ваных и штампованных крюков регламентированы ГОСТ 6627—66 «Крюки однорогие, заготовки. Конструкция и
размеры».
Изготавливаются крюки из качественной углеродис той стали марки ст. 20 по ГОСТ 1050—60 «Сталь угле родистая качественная конструкционная. Марки и общие технические требования». Крюки для стропов изготав
ливаются из мартеновской стали марки ст. Зсп (спо койной плавки) по ГОСТ 380—71 «Сталь углеродистая
обыкновенного качества. Марки и общие технические требования». При изготовлении чалочных крюков до пускается применение других марок сталей, если их ме
ханические свойства будут не ниже, чем у стали марки ст. Зсп.
Крюки грузоподъемностью до 5 тс после изготовления испытываются на заводе-изготовителе. Крюки большей
грузоподъемности могут быть испытаны после их уста
новки на кранах. При испытании крюк в течение 10
минут находится под нагрузкой, превышающей на 25%
его номинальную грузоподъемность.
29
а — общий вид крюка грузоподъемностью 40 тс-, б — крюк с блочной обоймой; 1 — шплинт; 2 — гайка; 3 — упорный шарикоподшипник; 4 — траверса; 5 — щеки обоймы; 6 — крюк; AB и СД — опасные сечения крюка.
На грузовых крюках указывается номер по ГОСТу, товарный знак поставщика, номер плавки, заводской номер крюка и год изготовления. Крюки, не имеющие соответствующего клеймения, к установке на краны не допускаются.
30
а |
5 |
Рис. И. Предохранительные устройства против спадания стропа с крюка крана:
а — крюк с замком; б — крюк со скобой; в — крюк с карабином; 1 — поворотный диск с прорезом; 2 — ось для предохранительной скобы; 3 — предохранительная скоба; 4 — хомут для предохранителя; 5 — предохра нитель; 6 — пружина.
Сведения о крюках, поставляемых совместно с кра ном, содержатся в паспорте крана. Если крюки постав ляются отдельно от крана, то они должны иметь паспорт (свидетельство) с указанием предприятия-поставщика
иего товарного знака, количества крюков в партии, года
имесяца выпуска, данных сертификата поковок, резуль
татов испытания и проверок и номер стандарта, по ко торому крюки изготовлены.
В процессе эксплуатации необходимо следить за ис
правностью крюка и его креплением в блочной обойме (рис. 10, б). Грузовые крюки всех башенных и стреловых самоходных кранов должны снабжаться предохрани тельным замком, исключающим самопроизвольное вы-
31
падание съемного грузозахватного приспособления
(рис. 11).
Крюки и блочная обойма должны осматриваться кра новщиком перед началом каждой смены, ремонтным пер соналом при осмотрах крана и ремонтах. Рекомендуется ежегодно производить тщательный осмотр крюка и дета лей его подвески с полной разборкой и промывкой ке росином. При осмотрах проверяется надежность стопор
ных устройств, предохраняющих гайку от самоотвинчивания и свободное вращение крюка на шариковой опоре.
Крюк должен быть забракован и изъят, если на нем
будут обнаружены надрывы и волосовины на поверхно
сти, трещины усталости у хвостовика (в месте перехода к нарезной части), износ зева в вертикальном опасном сечении свыше 10% от высоты. Не допускается также остаточная деформация (изгиб) тела крюка в опасных сечениях и в местах перехода к шейке, деформация ниток
резьбы у крюка и гайки.
Поскольку крюки обрываются главным образом в местах перехода шейки крюка в нарезную часть (по первым ниткам резьбы), следует осматривать эти места особо тщательно с помощью лупы с 10—20-кратным уве личением.Обычно до обрыва в этом месте появляются
усталостные трещины, которые постепенно развиваются
и захватывают большую часть сечения. При наличии
трещин может произойти обрыв крюка при номинальной или даже меньшей нагрузке.
Тормоза
По действующим «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора
СССР строительные башенные, гусеничные, пневмоко
лесные и автомобильные краны должны оборудоваться надежно действующими тормозами, обеспечивающими в механизмах подъема остановку груза или стрелы и
удержание их в подвешенном состоянии. Назначение тор мозов в механизмах передвижения и поворота — обеспе чить остановку их на определенной величине тормозного пути. При помощи тормозов уменьшаются также скоро сти отдельных рабочих органов и частей крана.
Интенсификация строительного производства, рост
32
производительности труда и увеличение высоты возво димых зданий вызвали необходимость создания кранов
большой грузоподъемности с повышенными скоростями
движения, а это, в свою очередь, повысило требования
к тормозам.
Тормоза относятся к наиболее ответственным меха низмам кранов. От правильного выбора тормозов, их исправного содержания зависит производительность ра боты крана, четкость и безотказность в работе, а глав ное — безопасность работы.
Например, для увеличения производительности крана желательно уменьшить время торможения. Вместе с тем
резкое торможение нежелательно с точки зрения созда ния напряжений, значительно превышающих допусти мую статистическую перегрузку в металлоконструкциях
и узлах кранов.
По принципу действия различают замкнутые (за крытые) тормоза, в которых торможение осуществляется под действием сжатой пружины или тормозного груза, и открытые, в которых торможение производится нажати ем на педаль или рычаг.
Тормоза могут быть автоматически действующие и управляемые, а по конструктивному исполнению — лен точные и колодочные.
Для создания безопасных условий эксплуатации кра нов Правилами Госгортехнадзора определены требова
ния к тормозам. Так, механизмы подъема груза и изме
нения вылета стрелы должны снабжаться тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкаю щимися при включении привода. У этих же механизмов, оборудованных управляемыми муфтами включения, мо гут применяться управляемые тормоза нормально зам кнутого типа, причем последние должны быть сблоки рованы с муфтой включения с целью предотвращения
произвольного опускания груза или стрелы. Применение у механизмов подъема груза и измене
ния вылета стрелы постоянно замкнутых (неуправляе мых) тормозов не допускается. Их можно устанавливать только в качестве дополнительных.
Нормально замкнутые тормоза должны устанавли ваться на механизмах передвижения и поворота всех
кранов, кроме механизмов автомобильных и пневмоко-
лесных на специальном шасси автомобильного типа. Если
2 Зак. 858 |
33 |
1 2
Рис. 12. Тормоз:
I — шток; 2, 5, 12, 15, 17, 22 — пальцы; 3, 4, 21 — рычаги; 6 —
траверса; 7 — электродвигатель; 8 — тяга; 9 — скоба; 10 — пружина; II — электрогидравлический толкатель; 13 — вилка; 14 — масленка; 15 — колодки; 16 — основание; 18 — регулировочный болт; 19 — контргайка; 20 — ригель.
же механизмы передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов оборудованы нормально открытым управляемым тормозом, то на них должен дополнитель но устанавливаться стояночный тормоз.
IIa механизмах поворота башенных ¡кранов, стрело вых с башенно-стреловым оборудованием допускается установка нормально открытых управляемых тормозов. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фик сации его в замкнутом положении. Это устройство может
устанавливаться на рычагах или педалях управления тормозом.
Исходя из этих требований, на современных кранах при многомоторном электрическом и дизель-электриче- ском приводах применяют в основном двухколодочные постоянно замкнутые, автоматически действующие тор
моза. Общий вид такого тормоза показан на рис. 12. Основной характеристикой тормоза является тор мозной момент, под которым понимается момент, созда ваемый прижатыми к шкиву колодками. Чтобы обеспе-
34