Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пропускают через гильзу, а затем через ручей коуша 2 и сно­

 

ва заводят

в

гильзу.

Между

 

ветвями каната

в

 

середину

 

гильзы вставляют клин-вкла­

 

дыш 4. Надежность гильзо-кли­

 

нового соединения

зависит от

 

качества очистки каната в ме­

 

сте соединения,

правильности

 

установки заготовки

в штампе

 

и величины усилия опрессовки.

 

Широкое

применение нахо­

 

дит способ

крепления

канатов

 

опрессовкой в специальных сое­

 

динителях (овальных втулках),

 

изготовленных

из цельнотяну­

 

тых труб (рис. 9).

Для опрес­

 

совки применяют

пресс, снаб­

 

женный комплектом

 

матриц и

 

пуансонов. Прочность соедине­

 

ния контролируется

величиной

 

давления пресса.

 

 

 

Рис. 8. Гильзо-клиновое сое­

C точки зрения техники бе­

зопасности

важное

значение

динение стальных канатов:

имеет правильная эксплуатация

1 — канат; 2 — коуш; 3 —

гильза; 4 — клин.

стальных канатов.

Проволоки

каната при эксплуатации испы­ тывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба — при огибании канатов блоков и бараба­ нов, сжатия — от давления соседних проволок, растяже­ ния ■— под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с бара­ баном и блоками. Поэтому во время работы кранов не­ обходимо следить за состоянием всех канатов, особенно за грузовым и стрелоподъемным, проверять их крепление, чистоту и смазку.

Смазывать канат следует специальной канатной мазью (ГОСТ 5570—69) или графитовой смазкой (ГОСТ 3333—55). Для смазки можно применять также смесь из 60% вязкого нефтяного масла и 40% битума марки III. Во время эксплуатации канаты следует смазывать не реже одного раза в месяц.

Чистый канат меньше изнашивается, та;< как отдель-

26


Рис. 9. Крепление каната во втулке путем опрессовки.

ные проволоки лучше покрываются смазкой и предо­

храняются от истирания при трении о блоки и от кор­

розии.

Периодические осмотры канатов должны произво­ дить машинисты при приемке смен, ремонтный персонал при техническом обслуживании кранов и инженерно-

технические работники, ответственные за исправное состояние кранов. При этом канат не должен иметь заметных при наружном осмотре дефектов: пухлости,

низких или высоких прядей, зазоров между прядями,

выступающих из прядей отдельных проволок, перегибов и петель, местных повреждений в виде вмятин или кор­ розии.

Опасный износ канатов определяют по количеству оборванных проволок на шаге свивки и по глубине кор­ розии. Для этого канат тщательно осматривают с целью

определения наиболее изношенного места. В месте наи­ большего количества оборванных проволок на поверх­ ность одной из прядей наносят метку и в сторону наи­ большего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в канате, после чего ставится вторая метка. На расстоянии между метками (шаге свивки) подсчиты­ вается количество обрывов. Обычно считают количество концов, делят их на два и сопоставляют с нормами Гос­

гортехнадзора, приведенными в таблице 7.

При поверхностном износе каната или коррозии его проволок допускаемое количество обрывов уменьшает­

ся: при коррозии на глубину, равную 10% диаметра про­ волок, — на 15%, при 15% — на 25%, при 20% — на 30%, при 25% — на 40%, при 30% — на 50%. При кор­ розии проволок или износе каната, достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат браку­ ют полностью, независимо от количества оборванных про-

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Нормы браковки

стальных

канатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция канатов

 

6X19=114 и

6×37=222 и

6X61 =366 и

18χl9=342 и

 

1

органиче­

1

органиче­

1 органиче­

1 органиче­

 

 

 

ский

 

 

ский

 

ский

 

ский

 

 

 

сердечник

 

сердечник

сердечник

сердечник

Первона­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чальный

 

Число обрывов проволок на длине одного шага свивки

 

коэффициент

 

 

каната, при котором канат должен быть забракован

 

запаса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прочности

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Я

 

 

 

 

⅛ S

 

 

 

⅛ ®

 

 

 

О

 

о

 

рон вки

о

о

о к

 

 

ex g

 

Affl

∩, Jxi

 

«5

 

о м

«

 

 

«

О Jxi

⅛≡

 

0

 

о SJ

и

 

О W

ɑɔ -

P S

0

О ®

 

О S

t-1 CQ

О S

Ь M

о S

Ь «

О S

о 5

 

и

«

О О

H

Jxi

u и

о д

У О

H Jsi

 

О CQ

О

U

CQ

о

О

о и

S∙9≡

 

 

S

® «

 

и «

(P s

я«

« к

 

ex ta

et ω

CX CQ

Ef ср

CX 0

Ef Ф

Э-м

eC

4)

 

«

ω

о Щ

о

о и

Jxi O

о я

Я О

о

®

До 6

12

6

22

и

36

18

36

18

От 6 до 7

14

7

26

13

38

19

38

19

Свыше 7

16

8

30

15

40

20

40

20

волок. Помимо браковки по обрыву и износу проволок канат бракуется в следующих случаях: при обрыве одной пряди, образовании заломов (жучков); при сильной де­ формации, например расплющивании, когда становится виден пеньковый сердечник; при попадании каната под

напряжение.

Усиленный износ грузовых канатов происходит не по

всей их длине, а главным образом на небольших средних участках, периодически огибаемых блоками или бараба­ нами. Поэтому снимаемые с крана канаты, за исключе­ нием изношенных участков, можно использовать для изготовления стропов.

Практика показывает, что при правильном уходе

канаты надежны в эксплуатации и долговечны. Разру­

шение стальных канатов происходит медленно, в виде обрыва отдельных проволочек, что легко обнаруживается и позволяет своевременно предотвратить аварию.

Пренебрежение изложенными требованиями приводит к обрывам канатов, которые чаще всего происходят из-за

недостаточной прочности каната или его износа и мест­ ных повреждений.

28


Крюки

Крюки являются весьма ответственной деталью в ба­ шенных и стреловых самоходных кранах. Крюки служат для захватывания различных грузов, которые навеши­ ваются на них непосредственно или с помощью спе­ циальных грузозахватных устройств. Государственными

стандартами и Правилами Госгортехнадзора предъяв­ ляются строгие требования к изготовлению и эксплуата­ ции крюков.

На стреловых кранах грузоподъемностью до 50 тс устанавливаются однорогие крановые крюки (рис. 10, а). Для кранов с большей грузоподъемностью используются двурогие крюки. Крюки должны устанавливаться на упорных шарикоподшипниках и свободно вращаться относительно подвески. Это требование является обяза­ тельным при нагрузках на крюк свыше 3 тс. Этим самым

уменьшаются усилия на поворот груза вокруг верти­ кальной оси при установке его в монтажное положение.

Грузовые крюки изготавливаются ковкой или штам­ повкой в соответствии с требованиями ГОСТ 2105—64

«Крюки кованые и штампованные. Технические требо­ вания». Размеры и основные параметры однорогих ко­ ваных и штампованных крюков регламентированы ГОСТ 6627—66 «Крюки однорогие, заготовки. Конструкция и

размеры».

Изготавливаются крюки из качественной углеродис­ той стали марки ст. 20 по ГОСТ 1050—60 «Сталь угле­ родистая качественная конструкционная. Марки и общие технические требования». Крюки для стропов изготав­

ливаются из мартеновской стали марки ст. Зсп (спо­ койной плавки) по ГОСТ 380—71 «Сталь углеродистая

обыкновенного качества. Марки и общие технические требования». При изготовлении чалочных крюков до­ пускается применение других марок сталей, если их ме­

ханические свойства будут не ниже, чем у стали марки ст. Зсп.

Крюки грузоподъемностью до 5 тс после изготовления испытываются на заводе-изготовителе. Крюки большей

грузоподъемности могут быть испытаны после их уста­

новки на кранах. При испытании крюк в течение 10

минут находится под нагрузкой, превышающей на 25%

его номинальную грузоподъемность.

29


а — общий вид крюка грузоподъемностью 40 тс-, б — крюк с блочной обоймой; 1 — шплинт; 2 — гайка; 3 — упорный шарикоподшипник; 4 — траверса; 5 — щеки обоймы; 6 — крюк; AB и СД — опасные сечения крюка.

На грузовых крюках указывается номер по ГОСТу, товарный знак поставщика, номер плавки, заводской номер крюка и год изготовления. Крюки, не имеющие соответствующего клеймения, к установке на краны не допускаются.

30

а

5

Рис. И. Предохранительные устройства против спадания стропа с крюка крана:

а — крюк с замком; б — крюк со скобой; в — крюк с карабином; 1 — поворотный диск с прорезом; 2 — ось для предохранительной скобы; 3 — предохранительная скоба; 4 — хомут для предохранителя; 5 — предохра­ нитель; 6 — пружина.

Сведения о крюках, поставляемых совместно с кра­ ном, содержатся в паспорте крана. Если крюки постав­ ляются отдельно от крана, то они должны иметь паспорт (свидетельство) с указанием предприятия-поставщика

иего товарного знака, количества крюков в партии, года

имесяца выпуска, данных сертификата поковок, резуль­

татов испытания и проверок и номер стандарта, по ко­ торому крюки изготовлены.

В процессе эксплуатации необходимо следить за ис­

правностью крюка и его креплением в блочной обойме (рис. 10, б). Грузовые крюки всех башенных и стреловых самоходных кранов должны снабжаться предохрани­ тельным замком, исключающим самопроизвольное вы-

31

падание съемного грузозахватного приспособления

(рис. 11).

Крюки и блочная обойма должны осматриваться кра­ новщиком перед началом каждой смены, ремонтным пер­ соналом при осмотрах крана и ремонтах. Рекомендуется ежегодно производить тщательный осмотр крюка и дета­ лей его подвески с полной разборкой и промывкой ке­ росином. При осмотрах проверяется надежность стопор­

ных устройств, предохраняющих гайку от самоотвинчивания и свободное вращение крюка на шариковой опоре.

Крюк должен быть забракован и изъят, если на нем

будут обнаружены надрывы и волосовины на поверхно­

сти, трещины усталости у хвостовика (в месте перехода к нарезной части), износ зева в вертикальном опасном сечении свыше 10% от высоты. Не допускается также остаточная деформация (изгиб) тела крюка в опасных сечениях и в местах перехода к шейке, деформация ниток

резьбы у крюка и гайки.

Поскольку крюки обрываются главным образом в местах перехода шейки крюка в нарезную часть (по первым ниткам резьбы), следует осматривать эти места особо тщательно с помощью лупы с 10—20-кратным уве­ личением.Обычно до обрыва в этом месте появляются

усталостные трещины, которые постепенно развиваются

и захватывают большую часть сечения. При наличии

трещин может произойти обрыв крюка при номинальной или даже меньшей нагрузке.

Тормоза

По действующим «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора

СССР строительные башенные, гусеничные, пневмоко­

лесные и автомобильные краны должны оборудоваться надежно действующими тормозами, обеспечивающими в механизмах подъема остановку груза или стрелы и

удержание их в подвешенном состоянии. Назначение тор­ мозов в механизмах передвижения и поворота — обеспе­ чить остановку их на определенной величине тормозного пути. При помощи тормозов уменьшаются также скоро­ сти отдельных рабочих органов и частей крана.

Интенсификация строительного производства, рост

32


производительности труда и увеличение высоты возво­ димых зданий вызвали необходимость создания кранов

большой грузоподъемности с повышенными скоростями

движения, а это, в свою очередь, повысило требования

к тормозам.

Тормоза относятся к наиболее ответственным меха­ низмам кранов. От правильного выбора тормозов, их исправного содержания зависит производительность ра­ боты крана, четкость и безотказность в работе, а глав­ ное — безопасность работы.

Например, для увеличения производительности крана желательно уменьшить время торможения. Вместе с тем

резкое торможение нежелательно с точки зрения созда­ ния напряжений, значительно превышающих допусти­ мую статистическую перегрузку в металлоконструкциях

и узлах кранов.

По принципу действия различают замкнутые (за­ крытые) тормоза, в которых торможение осуществляется под действием сжатой пружины или тормозного груза, и открытые, в которых торможение производится нажати­ ем на педаль или рычаг.

Тормоза могут быть автоматически действующие и управляемые, а по конструктивному исполнению — лен­ точные и колодочные.

Для создания безопасных условий эксплуатации кра­ нов Правилами Госгортехнадзора определены требова­

ния к тормозам. Так, механизмы подъема груза и изме­

нения вылета стрелы должны снабжаться тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкаю­ щимися при включении привода. У этих же механизмов, оборудованных управляемыми муфтами включения, мо­ гут применяться управляемые тормоза нормально зам­ кнутого типа, причем последние должны быть сблоки­ рованы с муфтой включения с целью предотвращения

произвольного опускания груза или стрелы. Применение у механизмов подъема груза и измене­

ния вылета стрелы постоянно замкнутых (неуправляе­ мых) тормозов не допускается. Их можно устанавливать только в качестве дополнительных.

Нормально замкнутые тормоза должны устанавли­ ваться на механизмах передвижения и поворота всех

кранов, кроме механизмов автомобильных и пневмоко-

лесных на специальном шасси автомобильного типа. Если

2 Зак. 858

33

1 2

Рис. 12. Тормоз:

I — шток; 2, 5, 12, 15, 17, 22 — пальцы; 3, 4, 21 — рычаги; 6 —

траверса; 7 — электродвигатель; 8 — тяга; 9 — скоба; 10 — пружина; II — электрогидравлический толкатель; 13 — вилка; 14 — масленка; 15 — колодки; 16 — основание; 18 — регулировочный болт; 19 — контргайка; 20 — ригель.

же механизмы передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов оборудованы нормально открытым управляемым тормозом, то на них должен дополнитель­ но устанавливаться стояночный тормоз.

IIa механизмах поворота башенных ¡кранов, стрело­ вых с башенно-стреловым оборудованием допускается установка нормально открытых управляемых тормозов. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фик­ сации его в замкнутом положении. Это устройство может

устанавливаться на рычагах или педалях управления тормозом.

Исходя из этих требований, на современных кранах при многомоторном электрическом и дизель-электриче- ском приводах применяют в основном двухколодочные постоянно замкнутые, автоматически действующие тор­

моза. Общий вид такого тормоза показан на рис. 12. Основной характеристикой тормоза является тор­ мозной момент, под которым понимается момент, созда­ ваемый прижатыми к шкиву колодками. Чтобы обеспе-

34