Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лей, особых конструкций письменных столов, а также "техники на каждый-день" - авторучек, ручек шариковых и перьевых, оргблокно-

тов, записных книжек-ежедневников и т.д .

Правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют снижению текучести персонала, уменьшают количество прогулов, аварий, по­ вышают качество и эффективноеть труда. Хороший руководитель должен думать не только о технике, но и о настроениях своих подчиненных, создавать доброжелательную атмосферу в коллективе,

хороший социально-психологический микроклимат.

Г Л А В А 17

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

Объективные процессы развития производительных оил, в том числе процесс концентрации производства, технический прогресс,

широкое применение науки в производстве обусловили создание в различных отраслях народного хозяйства Производственных объеди­ нений.

"Создание производственных объединений,- указывал А.Н.Косы­ гин на ХХ1У съезде КПСС, - представляет собой новый важный эле­ мент совершенствования системы управления. Развитие объединений позволит полнее реализовать возможности хозяйственной реформы,

ускорить научно-технический прогреос".*

Создание хозрасчетных производственных объединений позво-

I Материалы XXI7 съезда КПСС. М.,Политиздат, 1971,"стр .172,

72

ляет удачно сочетать отраслевой и территориальный принцип в управлении производством, организовать производство на основе рациональной специализации отдельных предприятий и их подразде­ лений, более эффективно решать вопросы технической политики,

технико-экономического планирования, материально-технического снабжения и сбыта. Опыт имеющихся промышленных объединений под­ тверждает это. Однако следует отметить: если в промышленности страны создание производственных объединений шло уже после ХХШ съезда КПСС довольно интенсивно, то на транспорте, в частности,

автомобильном, первые объединения стали появляться лишь после ХХ1У съезда партии и главным образом после мартовского (1973г.)

постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О некоторых ме­ роприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промыш­ ленностью".

Совершенствование системы управления на автомобильном транс­ порте, спецификой которого является, как правило, разнохарактер­ ный вид деятельности, многочисленная клиентура, номенклатура перевозных грузов и специализация подвижного состава, становит­ ся настоятельной необходимостью.

На автомобильном транспорте приняты: во-первых, трехступен­ чатая система управления АТП, т .е . административное управление по вертикали ведется из трех организационных звеньев - директор

(или его заместитель) - оперативно-производственный отдел - про­ изводственный исполнитель; во-вторых, четкое -выделение основной производственной функции, в-трртьих, выделение производотвенно-

технической службы; в-четвертых, отсутствие прямой линейной свя­ зи между функциональными отделами и производственными подраз­

5-1496

73


делениями; в-пятых, прямая зависимость организационной струк­ туры и численности персонала от количества автомобилей авто­ транспортного предприятия.

В настоящее время в системе автомобильного транспорта об­

щего пользования все более увеличивается удельный вес крупных

агропредприятий. По данным Гипроавтотранса, на ближайшие 10-15

лет при новом строительстве или укрупнении минимальный размер

комплексного автотранспортного предприятия о точки зрения эко­ номической эффективности составит не менее 1000 автомобилей.

Опыт создания ряда производственных объединений грузового автотранспорта во многих районах страны наглядно подтверждает

высокую эффективность их функционирования.

Особенно высок уровень производственно-хозяйственной деятель­

ности тех объединений, которые строятся по отраслевому типу,

обслуживая предприятия и организации торговли, общественного пи­ тания, промышленности и строительства.

Создание объединений позволило не только повысить уровень

концентрации производства, сократить лишние структурные объеди­

нения и численность -административного и управленческого аппара­

та, сократить порожние

пробеги и улучшить технико-экономичеокие

и финансовые показатели

использования подвижного состава, но и

обусловило возможность внедрения оиотемы централизованно­

го диспетчерского руководства перевозками различных видов грузов.

Так, в г.Горьком автоматическое устройство сбора информации поз­ волило ретулррно получать данные об обеспечении подвижным соста­ вом обслуживаемых предприятий на любое время суток.

Положительным явился опыт Функционирования Кировского произ­

5-1496

водственного объединения грузовых АТП, основой создания кото­ рого послужили централизация управления перевозками, максималь­ ная централизация технического обслуживания и ремонта подвижно­ го состава, концентрация материальных ресурсов и фондов эконо­ мического стимулирования, централизованное планирование всей деятельности филиалов, автоматизация системы управления с при- ‘

менением новейших средств электронной техники.

В Кировское автообъединение вошли пять предприятий с об­

щим числом автомобилей 1400. Объединение - единая производст-,

венно-хозяйственная организация, работающая по единому плану,

имеющая единый баланс, банковские реквизиты. Филиалы, входящие

в это объединение, специализированы по видам подвижного состава,

что позволило сосредоточить в двух из них самосвалы и дизель­ ные автомобили, в третьем - бортовой подвижной состав и в го­ ловной предприятии - парк для обслуживания торговых предприя­ тий города.

В этом объединении наиболее удачно по сравнению с существую­ щими в других городах РСФСР автокомбинатами, трестами,ЦЦС и от­ дельными хозрасчетными автотранспортными предприятиями сочета­ ются функции централизованного руководства производственной дея­ тельностью филиалов со стороны объединения в масштабе всего го­ рода о цеховым хозрасчетом самих филиалов. В результате центра­ лизации работы по заключению договоров и расчетов за предостав­ ление услуг упростились взаимоотношения с клиентурой д на 21%

снизились объемы не принятых к перевозке грузов.

Улучшилось использование автомобилей в результате маршру­ тизации перевозок, оптимального закрепления предприятий и ор­

75


ганизаций за филиалами. Значительно повысились такие показате­

ли перевозок, как количество грузов, производительность автомо­

билей в тоннах на одну списочную автомобиле-тонну, коэффициент выпуска автомобилей и др.

Опыт работы Кировского грузового автотранспортного объеди­

нения может стать образцом для внедрения в городах,

имеющих не-

*

 

 

сколько грузовых автотранспортных предприятий.

 

Базируясь на опыте работы действующих' производственных объ­

единений,

выявляя и учитывая не только положительные, но и отри­

цательные

факторы в процессе их деятельности, стали

создаваться

производственные объединения грузовых АТП во многих городах стра ны: Минске, Таганроге, Таллине, Йошкар-Оле, Свердловске, Кургане Челябинске и др..

Проведенные исследования и опыт функционирования автотранс­ портных производственных объединений подтверждает, что в горо­ дах, имеющих от трех до пяти автотранспортных предприятий с пар­ ком автомобилей 1000-1500 единиц, целесообразно организовывать объединения из автотранспортных предприятий, причем одно из них может являться головным, а другие могут входить в состав объеди­ нения на правах филиалов. При наличии в городе автокомбината транспортно-экспедицивнного обслуживания целесообразно его ос­ тавить самостоятельным предприятием или ввести в состав объеди­ нения на самостоятельном балансе.

В крупных городах с большим количеством автопредприятий це­ лесообразно создавать несколько объединений, обеспечивающих пе­ ревозки грузов для определенной отрасли народного хозяйства.

76

Известно, что в современных условиях в промышленности

отранн существует три основные организационные формы производ­ ственных объединений: объединенное предприятие, где устанавли­ вается двухзвенная система управления от министерства до объеди­ ненного предприятия; отраслевое (межотраслевое) Производственное объединение юридически самостоятельных хозрасчетных предприятий,

когда действует трехзвенная система управления; смешанное произ­

водственное объединение.

Различным Формам объединений соответствует разная степень

централизации функций и обособления аппарата управления.

Создание и формирование объединений, определение их опти­

мальной структуры и размеров является важной социально-экономи­ ческой задачей. Однако при решении этих вопросов применительно к автомобильному транспорту республики не всегда имеют место подход с научным обоснованием; укрупнение автопредприятий осу­

ществляется иногда механическим путем, без проведения коренной

перестройки производственно-технологических процессов и органи­ зационной структуры управления.

В этом отношении как положительный можно считать опыт со­

здания в Усть-Каменогорске крупного автотранспортного производ­ ственного объединения.

Организационная структура Усть-Каменогорского автокомби- .

ната построена на основе следующих принципиальных положений:

- автокомбинат является единственной хозяйственной органи­ зацией с объединением четырех автотранспортных предприятий, ра­ ботающей по единому плану, имеющей единый баланс и единый рас­ четный счет в Государственном банке;

,77



- управление производством, его технико-экономическое и

оперативное планирование, материально-техническое обеспечение,

финансирование и другие функции управления централизованы;

- вое автопредприятия, вошедшие в состав автокомбината, ут­

рачиваю» свою юридическую самостоятельность и реорганизуются в отдельные территориальные филиалы.

Лишение юридической самостоятельности филиалов освобож­

дает работников автопредприятий от непроизводительных затрат ра­ бочего времени, Хозяйственно-оперативная самостоятельность фи­ лиалов ограничена функциями хранения и эксплуатации технически

исправных автомобилей. Кроме того, в филиалах выполняется техни­

ческое обслуживание автомобилей лишь в объеме ежедневного ухо­ да и ТО-1.

Поскольку вое средства и дохода на автокомбинате централи­

зованы, расширяется возможность гибкого маневрирования имеющими­ ся ресурсами.

В условиях Казахской республики при значительном количест­

ве авиатранспортных предприятий, дислоцированных в сельских рай­ онах, считается обоснованным создание производственных объедине­ ний трутового автотранспорта, организованных из городоких АТП и

АТП, размещенных в сельских ближайших районах. Объединение тако­ го типа может быть создано в районном центре, на железнодорож­

ной станции нли в городе (головное предприятие), а автотранс­ портные предприятия филиалов размещаются в тяготеющих к центру ближайших сельских районах.

Систематизация материалов по вопросам создания производст­ венных объединений на автомобильном транспорте, опубликованных

78

в журналах "Автомобильный транспорт" и "Автомобильный транс­ порт Казахстана" за рял последних лет позволяют выделить глав­ ные организационные принципы, лежащие в основе создания произ­ водственных объединений.

Автотранспортные предприятия, вошедшие в состав объедине­ ния, кроме головного, как правило, лишаются юридической и хо­ зяйственной самостоятельности и становятся филиалами, В исклю­ чительных случаях в состав объединения могут входить автотрано-

портные предприятия и на полном хозяйственном расчете. Аппарат управления объединения может одновременно быть и аппаратом уп­ равления головного предприятия, либо выделен в обособленный ор­ ган. Производственное объединение возглавляет генеральный дирек­ тор, а филиалы или другие производственные подразделения, вхо­ дящие в состав производственного объединения, возглавляются ди­ ректорами, которые организуют вою работу этих подразделений И несут ответственность за их деятельность. Во воех филиалах от­ сутствуют функциональные подразделения по планированию, учету,

они передаются в аппарат управления объединения,

В целях сочетания интересов производственного автотранспорт­ ного объединения и входящих в его состав автотранспортных пред­ приятий, а также повышения ответственности автотранспортных пред­ приятий за результаты хозяйственной деятельности создается оо-

вет директоров, состоящий из генерального директора объедине­ ния, его заместителей, директоров филиалов.

Особое внимание при создании производственных объединений грузового автотранспорта должно быть уделено организации экс­ плуатационной службы. В аппарате управления объединения должна

79