Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
лей, особых конструкций письменных столов, а также "техники на каждый-день" - авторучек, ручек шариковых и перьевых, оргблокно-
тов, записных книжек-ежедневников и т.д .
Правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют снижению текучести персонала, уменьшают количество прогулов, аварий, по вышают качество и эффективноеть труда. Хороший руководитель должен думать не только о технике, но и о настроениях своих подчиненных, создавать доброжелательную атмосферу в коллективе,
хороший социально-психологический микроклимат.
Г Л А В А 17
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Объективные процессы развития производительных оил, в том числе процесс концентрации производства, технический прогресс,
широкое применение науки в производстве обусловили создание в различных отраслях народного хозяйства Производственных объеди нений.
"Создание производственных объединений,- указывал А.Н.Косы гин на ХХ1У съезде КПСС, - представляет собой новый важный эле мент совершенствования системы управления. Развитие объединений позволит полнее реализовать возможности хозяйственной реформы,
ускорить научно-технический прогреос".*
Создание хозрасчетных производственных объединений позво-
I Материалы XXI7 съезда КПСС. М.,Политиздат, 1971,"стр .172,
72
ляет удачно сочетать отраслевой и территориальный принцип в управлении производством, организовать производство на основе рациональной специализации отдельных предприятий и их подразде лений, более эффективно решать вопросы технической политики,
технико-экономического планирования, материально-технического снабжения и сбыта. Опыт имеющихся промышленных объединений под тверждает это. Однако следует отметить: если в промышленности страны создание производственных объединений шло уже после ХХШ съезда КПСС довольно интенсивно, то на транспорте, в частности,
автомобильном, первые объединения стали появляться лишь после ХХ1У съезда партии и главным образом после мартовского (1973г.)
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О некоторых ме роприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промыш ленностью".
Совершенствование системы управления на автомобильном транс порте, спецификой которого является, как правило, разнохарактер ный вид деятельности, многочисленная клиентура, номенклатура перевозных грузов и специализация подвижного состава, становит ся настоятельной необходимостью.
На автомобильном транспорте приняты: во-первых, трехступен чатая система управления АТП, т .е . административное управление по вертикали ведется из трех организационных звеньев - директор
(или его заместитель) - оперативно-производственный отдел - про изводственный исполнитель; во-вторых, четкое -выделение основной производственной функции, в-трртьих, выделение производотвенно-
технической службы; в-четвертых, отсутствие прямой линейной свя зи между функциональными отделами и производственными подраз
5-1496 |
73 |
делениями; в-пятых, прямая зависимость организационной струк туры и численности персонала от количества автомобилей авто транспортного предприятия.
В настоящее время в системе автомобильного транспорта об
щего пользования все более увеличивается удельный вес крупных
агропредприятий. По данным Гипроавтотранса, на ближайшие 10-15
лет при новом строительстве или укрупнении минимальный размер
комплексного автотранспортного предприятия о точки зрения эко номической эффективности составит не менее 1000 автомобилей.
Опыт создания ряда производственных объединений грузового автотранспорта во многих районах страны наглядно подтверждает
высокую эффективность их функционирования.
Особенно высок уровень производственно-хозяйственной деятель
ности тех объединений, которые строятся по отраслевому типу,
обслуживая предприятия и организации торговли, общественного пи тания, промышленности и строительства.
Создание объединений позволило не только повысить уровень
концентрации производства, сократить лишние структурные объеди
нения и численность -административного и управленческого аппара
та, сократить порожние |
пробеги и улучшить технико-экономичеокие |
и финансовые показатели |
использования подвижного состава, но и |
обусловило возможность внедрения оиотемы централизованно |
го диспетчерского руководства перевозками различных видов грузов.
Так, в г.Горьком автоматическое устройство сбора информации поз волило ретулррно получать данные об обеспечении подвижным соста вом обслуживаемых предприятий на любое время суток.
Положительным явился опыт Функционирования Кировского произ
5-1496
водственного объединения грузовых АТП, основой создания кото рого послужили централизация управления перевозками, максималь ная централизация технического обслуживания и ремонта подвижно го состава, концентрация материальных ресурсов и фондов эконо мического стимулирования, централизованное планирование всей деятельности филиалов, автоматизация системы управления с при- ‘
менением новейших средств электронной техники.
В Кировское автообъединение вошли пять предприятий с об
щим числом автомобилей 1400. Объединение - единая производст-,
венно-хозяйственная организация, работающая по единому плану,
имеющая единый баланс, банковские реквизиты. Филиалы, входящие
в это объединение, специализированы по видам подвижного состава,
что позволило сосредоточить в двух из них самосвалы и дизель ные автомобили, в третьем - бортовой подвижной состав и в го ловной предприятии - парк для обслуживания торговых предприя тий города.
В этом объединении наиболее удачно по сравнению с существую щими в других городах РСФСР автокомбинатами, трестами,ЦЦС и от дельными хозрасчетными автотранспортными предприятиями сочета ются функции централизованного руководства производственной дея тельностью филиалов со стороны объединения в масштабе всего го рода о цеховым хозрасчетом самих филиалов. В результате центра лизации работы по заключению договоров и расчетов за предостав ление услуг упростились взаимоотношения с клиентурой д на 21%
снизились объемы не принятых к перевозке грузов.
Улучшилось использование автомобилей в результате маршру тизации перевозок, оптимального закрепления предприятий и ор
75
ганизаций за филиалами. Значительно повысились такие показате
ли перевозок, как количество грузов, производительность автомо
билей в тоннах на одну списочную автомобиле-тонну, коэффициент выпуска автомобилей и др.
Опыт работы Кировского грузового автотранспортного объеди
нения может стать образцом для внедрения в городах, |
имеющих не- |
|
* |
|
|
сколько грузовых автотранспортных предприятий. |
|
|
Базируясь на опыте работы действующих' производственных объ |
||
единений, |
выявляя и учитывая не только положительные, но и отри |
|
цательные |
факторы в процессе их деятельности, стали |
создаваться |
производственные объединения грузовых АТП во многих городах стра ны: Минске, Таганроге, Таллине, Йошкар-Оле, Свердловске, Кургане Челябинске и др..
Проведенные исследования и опыт функционирования автотранс портных производственных объединений подтверждает, что в горо дах, имеющих от трех до пяти автотранспортных предприятий с пар ком автомобилей 1000-1500 единиц, целесообразно организовывать объединения из автотранспортных предприятий, причем одно из них может являться головным, а другие могут входить в состав объеди нения на правах филиалов. При наличии в городе автокомбината транспортно-экспедицивнного обслуживания целесообразно его ос тавить самостоятельным предприятием или ввести в состав объеди нения на самостоятельном балансе.
В крупных городах с большим количеством автопредприятий це лесообразно создавать несколько объединений, обеспечивающих пе ревозки грузов для определенной отрасли народного хозяйства.
76
Известно, что в современных условиях в промышленности
отранн существует три основные организационные формы производ ственных объединений: объединенное предприятие, где устанавли вается двухзвенная система управления от министерства до объеди ненного предприятия; отраслевое (межотраслевое) Производственное объединение юридически самостоятельных хозрасчетных предприятий,
когда действует трехзвенная система управления; смешанное произ
водственное объединение.
Различным Формам объединений соответствует разная степень
централизации функций и обособления аппарата управления.
Создание и формирование объединений, определение их опти
мальной структуры и размеров является важной социально-экономи ческой задачей. Однако при решении этих вопросов применительно к автомобильному транспорту республики не всегда имеют место подход с научным обоснованием; укрупнение автопредприятий осу
ществляется иногда механическим путем, без проведения коренной
перестройки производственно-технологических процессов и органи зационной структуры управления.
В этом отношении как положительный можно считать опыт со
здания в Усть-Каменогорске крупного автотранспортного производ ственного объединения.
Организационная структура Усть-Каменогорского автокомби- .
ната построена на основе следующих принципиальных положений:
- автокомбинат является единственной хозяйственной органи зацией с объединением четырех автотранспортных предприятий, ра ботающей по единому плану, имеющей единый баланс и единый рас четный счет в Государственном банке;
,77
- управление производством, его технико-экономическое и
оперативное планирование, материально-техническое обеспечение,
финансирование и другие функции управления централизованы;
- вое автопредприятия, вошедшие в состав автокомбината, ут
рачиваю» свою юридическую самостоятельность и реорганизуются в отдельные территориальные филиалы.
Лишение юридической самостоятельности филиалов освобож
дает работников автопредприятий от непроизводительных затрат ра бочего времени, Хозяйственно-оперативная самостоятельность фи лиалов ограничена функциями хранения и эксплуатации технически
исправных автомобилей. Кроме того, в филиалах выполняется техни
ческое обслуживание автомобилей лишь в объеме ежедневного ухо да и ТО-1.
Поскольку вое средства и дохода на автокомбинате централи
зованы, расширяется возможность гибкого маневрирования имеющими ся ресурсами.
В условиях Казахской республики при значительном количест
ве авиатранспортных предприятий, дислоцированных в сельских рай онах, считается обоснованным создание производственных объедине ний трутового автотранспорта, организованных из городоких АТП и
АТП, размещенных в сельских ближайших районах. Объединение тако го типа может быть создано в районном центре, на железнодорож
ной станции нли в городе (головное предприятие), а автотранс портные предприятия филиалов размещаются в тяготеющих к центру ближайших сельских районах.
Систематизация материалов по вопросам создания производст венных объединений на автомобильном транспорте, опубликованных
78
в журналах "Автомобильный транспорт" и "Автомобильный транс порт Казахстана" за рял последних лет позволяют выделить глав ные организационные принципы, лежащие в основе создания произ водственных объединений.
Автотранспортные предприятия, вошедшие в состав объедине ния, кроме головного, как правило, лишаются юридической и хо зяйственной самостоятельности и становятся филиалами, В исклю чительных случаях в состав объединения могут входить автотрано-
портные предприятия и на полном хозяйственном расчете. Аппарат управления объединения может одновременно быть и аппаратом уп равления головного предприятия, либо выделен в обособленный ор ган. Производственное объединение возглавляет генеральный дирек тор, а филиалы или другие производственные подразделения, вхо дящие в состав производственного объединения, возглавляются ди ректорами, которые организуют вою работу этих подразделений И несут ответственность за их деятельность. Во воех филиалах от сутствуют функциональные подразделения по планированию, учету,
они передаются в аппарат управления объединения,
В целях сочетания интересов производственного автотранспорт ного объединения и входящих в его состав автотранспортных пред приятий, а также повышения ответственности автотранспортных пред приятий за результаты хозяйственной деятельности создается оо-
вет директоров, состоящий из генерального директора объедине ния, его заместителей, директоров филиалов.
Особое внимание при создании производственных объединений грузового автотранспорта должно быть уделено организации экс плуатационной службы. В аппарате управления объединения должна
79