Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
быть создана центральная эксплуатационная служба, координиру ющая деятельность служб филиалов.
На центральную эксплуатационную службу возлагаются функции по сосредоточению в объединении всей информации о транспортной
работе, планированию перевозок грузов клиентуре и заключению
с нею договоров, оперативному планированию централизованных
перевоок и ыаооовой вывозки грузов с объектов по рациональным
маршрутам, контролю за выполнением |
плана перевозок, разработке |
и внедрению новых форм, организации |
транспортного процеоса. |
Эксплуатационная служба производственного автотранспортно
го объединения изучает экономику районов деятельности филиалов,
выявляет перспективы изменения производственных связей, состоя ние дорожной сети и условия осуществления перевозок.
Наличие такой информации, а также оведений о технической готовности подвижного состава Филиалов позволяет рационально
организовать управление перевозками грузов, а также произвести
оптимальное распределение перевозочной работы между филиалами
с учетом рационального использования пробега, специализации под
вижного состава, первоочередного выполнения срочных перевозок.
В отруктуре центральной эксплуатационной службы производст венного автотранспортного объединения предусмотрены отделы
(группы организации и условий перевозок) оперативного планиро вания, диспетчерского руководства, внедрения новых форм орга низации транспортного процесса. В центральной эксплуатационной службе целесообразно сосредоточить выписку путевых листов толь ко по автомобилям, обслуживающим рациональные маршруты и цен трализованные перевозки о объектов маосовой вывозки грузов.
80
На диспетчерские службы филиалов возлагаются обязанности по оперативному планированию работы автомобилей, работающих по
часовому тарифу и специализированному подвижному составу; выпол нение перевозок, планируемых центральной эксплуатационной служ бой; организация контроля за работой автомобилей на линии.
При таком распределении функций эксплуатационной службы не сковывается инициатива филиалов, а установление прямых связей между предприятиями-заказчиками транспорта и филиалами в п ро-.
цессе перевозок помогает повысить культуру транспортного обслуживания.
Большое значение при формировании организационной структу ры объединения имеет и централизация функций по организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. Наиболее-целе сообразным вариантом при этом является централизация производ ства технического обслуживания №2, а также централизация на бац зе головного автотранспортного предприятия ремонта агрегатов, узлов и механизмов автомобилей. Исходя из наличия производст венных мощностей головного предприятия и филиалов, централиза ция ремонта отдельных агрегатов может быть произведена и на ба зе отдельных филиалов.
В объединениях централизуются также планирование и бухгал терский учет, осуществляемые в единых для объединения плановом отделе, центральной бухгалтерии и отделе снабжения, имеющих со ответственные подразделения в филиалах.
Централизация функций бухгалтерского учета предусматривает проведение в объединении работы по расчетам с клиентурой и бюд жетом, начислению фондов экономического стимулирования, вве
6-1496 |
'ы |
дению учета материальных ценностей, капитальных вложений и др.
Проведение своевременных расчетов с клиентурой обусловит унификацию первичного учета и сокращение количества выписывае мых счетов,
В составе автотранспортного объединения создается отдел снабжения, в котором составляются заявки.на материальные ресур сы по объединению в целом, а затем выделенные фонда распределя ются по филиалам, С целью организации четкого снабжения мате риальными ресурсами целесообразно иметь центральный склад и про межуточные склады в филиалах.
Принципиальная структурная схема организации управления ав тотранспортным предприятием I категории или объединением изоб ражена на рис. 5.
Организация производственных объединений автотранспорта со здает предпосылки для успешного внедрения автоматизированной системы управления автотранспортом.
Г Л А В А У
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТОМ
Эффективность работы автотранспортного предприятия, авто трестов и министерства определяется своевременностью и достовер ностью получаемой информации, а также качеством и сроками ее об работки. От того, насколько полную, своевременную и достоверную информацию получает управление, в какие сроки и с какой точно стью ее обрабатывают, настолько и эффективна работа органа уп равления.
В силу территориальной разобщенности, традиционности м.е-
82 |
6-1496 |
Директор автотранспортного предприятия (объединения)
С екретарское обслуживание руководства-
Рис. 5. Принципиальная схема организации управления автотранспортным предприятием 1 категории или объединением
тодов сбора, обработки и использования информации, отсутствия гибкой системы технико-экономической информации, позволяющей оперативно вести сбор, обработку и анализ информации, своевре менно обеспечивать все звенья управления требуемыми данными, соз
дались определенные трудности в управлении автомобильным транс портом Казахстана. Эти несоответствия между непрерывным ростом .
объемов перевозок и традиционными методами сбора, обработки и использования информации характерны не только для Казахстана,
но и .для автотранспорта всей страны.
Значительными недостатками существующей системы технико экономической информации в автомобильном транспорте следует при
знать |
прежде всего: |
|
|
- |
значительное запаздывание и длительные сроки обработки |
||
информации*, |
|
|
|
-ц расхождение и несопоставимость |
различных видов информации |
||
(плановой, отчетной, статистичеокой, |
оперативной)} |
||
- |
старение, |
искажение и потери информации в отдельных звень |
|
ях управления} |
|
|
|
- |
перегрузка аппарата управления отчетностью и обработкой |
||
|
♦ |
|
|
различной информации в результате чрезвычайной запутанности я |
|||
разветвленности |
потоков информации} |
|
|
- |
параллельная обработка одной и |
той же информации в раз- |
|
. личных звеньях и уровнях управления автотранспортом} |
|||
- |
отсутствие эффективных средств контроля над Информацией} |
||
- |
отсутствие |
унифицированных форм дш ментащи, присаоооб- |
|
лен"чх к условиям машинной обработки информации; |
|||
- |
невозможность оперативного обеспечения данными анализа |
83
производственно-хозяйственной деятельности заинтересованных ор ганов и служб автотреста и министерства.
Сложившаяся в процессе развития система органов автотранс порта, впитавшая в себя ведомственные наслоения и использующая отсталые ручные методы обработки информации, не позволяет доста точно качественно решать задачи, стоящие перед автомобильным транспортом республики.
Расширение объема транспортных работ и технико-экономических связей д девятой пятилетке заставляет по-нрвому решать вопросы управления автотранспортом. Решение этих вопросов обеспечивается за счет внедрения новых форм организации перевозок, совершенство вания методов управления или на базе использования экономико-ма тематических методов, ЭЕМ и средств связи.
Применение экономико-математических методов и ЭВМ в планиро вании и организации работы автотранспорта вскрыло огромные резер вы повышения производительности труда, явилось основой оптимиза ции производственных процессов, положило пути к проектированию и внедрению автоматизированных систем управления на автотранс порте.
На основании теоретических предпосылок создаются Модели уп равления автомобильным транспортом, учитывающие наиболее эффек тивные организационно-экономические взаимосвязи на всех уровнях управления. Эти модели закладываются в основу проектов создавае мого комплекса автоматизированных подсистем управления автомо бильным автотранспортом.
В настоящее время Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР разрабатывает отраслевую автоматизированную сис тему управления (ОАСУ.) с применением средств вычислительной
84
и организационной техники. В соответствии с народнохозяйствен ным планом министерство создает сеть вычислительных центров во главе с Главным вычислительным центром, который обязан решить задачи по разработке и внедрению ОАСУ, а также рассмотреть сферы применения экономико-математических методов и ЭШ в учете и пла нировании.
Главный вычислительный центр Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР создан на базе машиносчетной станции в 1971 г.
Центральным звеном организационной структуры любой информа ционно-вычислительной и управляющей системы является вычислитель ный центр, организационная структура которого должна обеспечи вать разработку и исследование математических методов решения задач, методов программирования и способов использования средств вычислительной техники, подготовку данных и'выполнение вычисли тельных работ. Организационная структура Главного вычислительно го центра отражает объем и характер вычислительных работ, состав оборудования, процесс обработки информации, способы получения и выдачи информации и т .д .
, Главный вычислительный центр имеет в своем составе отделы и группы разработки и проектирования отраслевой автоматизированной системы управления отраслью и предприятием; математического обес печения, производственно-эксплуатационные отделы, в которых осу ществляется прием, обработка, контроль, хранение и выдача ин формации; отдел обеспечивающий техническое обслуживание средств вычислительной техники и аппаратуру передачи данных и средства размножения информации.
85
Структура Главного вычислительного центра построена по про изводственно-технологическому принципу, т .е , процесс обработки информации разделен по отдельным подразделениям. При этом меж ду структурными подразделениями существует четкая взаимосвязь,
которая обеспечивает своевременное и качественное решение за дач, согласованность действий исполнителей и руководства по всем подразделениям,
Организацию внедрения подсистем ОАСУ и АСУП в Главном вычис лительном центре осуществляет подразделение по внедрению опытных и законченных научно-исследовательских разработок, в составе ко торого имеется два отдела - оперативное управление грузовыми перевозками и оперативное управление пассажирскими перевозкам,и.
Нормальное функционирование Главного вычислительного центра,
технологические основы прохождения и обработки информации, беспе ребойная работа ЭШ! и другого оборудования регламентируются соот ветствующими методическими положениями и инстпукциями и обеспечи ваются объединенными усилиями различных групп специалистов высоко го и среднего уровня квалификации.
В настоящее время Главный вычислительный центр оснащен элек тронно-вычислительными машинами "Минск-22" и Минск-32", комплек сом пэреферпйного и дополнительного оборудования, средствами те леграфной связи и аппаратурой приема - передачи данных
"Аккорд -1200пи и "Минск -1560",
На этих ЭШ по разработанным сотрудниками Главного вычисли тельного центра отдельным программам обрабатывается 22 автопред-
лриятия грузового, 10 автопредприятий пассажирского автотранс порта и другие организации Министерства автотранспорта КазССР,
66
находящиеся в г.Алма-Ате; обрабатывается ежедневно большое коли
чество путевой, товарно-транспортной и другой документации.
Ежедневно представляется информация каждому грузовому авто транспортному предприятию о расчетах с клиентурой за автоуслуги
с одновременной выпиской счетов-реестров( ежемесячно представ ляется информация о технико-эксплуатационных показателях рабо ты автотранспорта в разрезе марок автомобилей, табельных номеров водителей и номеров автомобилей, движения материальных ценно
стей на АТБ и другая |
информация, позволяющая принимать оператив- |
|
I |
ные решения в маоштабе работы автотранспортного предприятия. |
|
D течение месяца |
в Главный вычислительный центр поступает |
оперативная информация в количестве 1750 тыс. документов-строк,
в том числе: путевых листов автомобиля - 950 тыс., товарно транспортных накладных - 625 тыс., приходных и расходных орде
ров - 70 тыс., сводок мастера и накладных на разборку автомоби лей - 85 тыс., расчетно-платежной и другой документации - 20 тыс.
На ЭВМ обрабатывается информация, требующая выполнения значи тельного количества логических операций, иопользования больших массивов нормативно-справочного материала, сопоставления и срав нения результатов экономического анализа.
Лля обработки экономической и учетной информации успешно ис пользуются вычислительно-информационные и электронно-клавишные вычислительные машины. На этом оборудовании обрабатывается инфор мация, требующая предварительной оортировки, группировки и нв-
оложных математических действий больших объемов данных. Регаются задачи по учету движения материальных ценностей, учету труда и заработной платы, расчету технико-эксплуатационных показателей
87
работы автомобиля, учету доходов и другие.
Начисление заработной платы водителям выполняется для 19 ав топредприятий, а полный расчет заработной платы всем категориям работников автотранспортного предприятия - для I I автохозяйств.
Наряду с обработкой информации для автотранспортных пред приятий Главный вычислительный центр выполняет работу автотре стов и министерства. Так, для автотрестов Казахстана ежедневно решается задача по подсистеме оперативного управления грузовыми перевозками - оперативное сменно-суточное планирование перево зок массовых грузов по рациональным маршрутам.
Важнейшей проблемой в снижении транспортных издержек народ ного хозяйства остается сокращение порожних пробегов грузового автотранспорта. Повышение коэффициента использования пробега в целом по республике на 1% даст более 7 млн. руб. экономии. Смен но-суточное планирование перевозок грузов является основным ви дом оперативного планирования, позволяющим существенно сокра тить порожние пробеги грузовых автомобилей.
По рациональным маршрутам, рассчитанным на ЭЕМ, за 1972 г.
перевезено 3807 тыс.т народнохозяйственных грузов и выполнено
120,3 млн. тонно-километров, Коэффициент использования пробега по рациональным маршрутам увеличился на Ы%, что позволило при затратах на перевозку грузов сэкономить 2,56 ылн.руб.
Основное содержание сменно-суточного планирования грузовых перевозок составляет разработка оптимальных маршрутов движения подвижного состава и сменных заданий водителям в виде плана работы каждого автомобиля, предусматривающего режим его работы:
планируемое время в наряде, техническую скорость и время про
88