Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быть создана центральная эксплуатационная служба, координиру­ ющая деятельность служб филиалов.

На центральную эксплуатационную службу возлагаются функции по сосредоточению в объединении всей информации о транспортной

работе, планированию перевозок грузов клиентуре и заключению

с нею договоров, оперативному планированию централизованных

перевоок и ыаооовой вывозки грузов с объектов по рациональным

маршрутам, контролю за выполнением

плана перевозок, разработке

и внедрению новых форм, организации

транспортного процеоса.

Эксплуатационная служба производственного автотранспортно­

го объединения изучает экономику районов деятельности филиалов,

выявляет перспективы изменения производственных связей, состоя­ ние дорожной сети и условия осуществления перевозок.

Наличие такой информации, а также оведений о технической готовности подвижного состава Филиалов позволяет рационально

организовать управление перевозками грузов, а также произвести

оптимальное распределение перевозочной работы между филиалами

с учетом рационального использования пробега, специализации под­

вижного состава, первоочередного выполнения срочных перевозок.

В отруктуре центральной эксплуатационной службы производст­ венного автотранспортного объединения предусмотрены отделы

(группы организации и условий перевозок) оперативного планиро­ вания, диспетчерского руководства, внедрения новых форм орга­ низации транспортного процесса. В центральной эксплуатационной службе целесообразно сосредоточить выписку путевых листов толь­ ко по автомобилям, обслуживающим рациональные маршруты и цен­ трализованные перевозки о объектов маосовой вывозки грузов.

80

На диспетчерские службы филиалов возлагаются обязанности по оперативному планированию работы автомобилей, работающих по

часовому тарифу и специализированному подвижному составу; выпол­ нение перевозок, планируемых центральной эксплуатационной служ­ бой; организация контроля за работой автомобилей на линии.

При таком распределении функций эксплуатационной службы не сковывается инициатива филиалов, а установление прямых связей между предприятиями-заказчиками транспорта и филиалами в п ро-.

цессе перевозок помогает повысить культуру транспортного обслуживания.

Большое значение при формировании организационной структу­ ры объединения имеет и централизация функций по организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. Наиболее-целе­ сообразным вариантом при этом является централизация производ­ ства технического обслуживания №2, а также централизация на бац зе головного автотранспортного предприятия ремонта агрегатов, узлов и механизмов автомобилей. Исходя из наличия производст­ венных мощностей головного предприятия и филиалов, централиза­ ция ремонта отдельных агрегатов может быть произведена и на ба­ зе отдельных филиалов.

В объединениях централизуются также планирование и бухгал­ терский учет, осуществляемые в единых для объединения плановом отделе, центральной бухгалтерии и отделе снабжения, имеющих со­ ответственные подразделения в филиалах.

Централизация функций бухгалтерского учета предусматривает проведение в объединении работы по расчетам с клиентурой и бюд­ жетом, начислению фондов экономического стимулирования, вве­

6-1496


дению учета материальных ценностей, капитальных вложений и др.

Проведение своевременных расчетов с клиентурой обусловит унификацию первичного учета и сокращение количества выписывае­ мых счетов,

В составе автотранспортного объединения создается отдел снабжения, в котором составляются заявки.на материальные ресур­ сы по объединению в целом, а затем выделенные фонда распределя­ ются по филиалам, С целью организации четкого снабжения мате­ риальными ресурсами целесообразно иметь центральный склад и про­ межуточные склады в филиалах.

Принципиальная структурная схема организации управления ав­ тотранспортным предприятием I категории или объединением изоб­ ражена на рис. 5.

Организация производственных объединений автотранспорта со­ здает предпосылки для успешного внедрения автоматизированной системы управления автотранспортом.

Г Л А В А У

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТОМ

Эффективность работы автотранспортного предприятия, авто­ трестов и министерства определяется своевременностью и достовер­ ностью получаемой информации, а также качеством и сроками ее об­ работки. От того, насколько полную, своевременную и достоверную информацию получает управление, в какие сроки и с какой точно­ стью ее обрабатывают, настолько и эффективна работа органа уп­ равления.

В силу территориальной разобщенности, традиционности м.е-

82

6-1496

Директор автотранспортного предприятия (объединения)

С екретарское обслуживание руководства-

Рис. 5. Принципиальная схема организации управления автотранспортным предприятием 1 категории или объединением

тодов сбора, обработки и использования информации, отсутствия гибкой системы технико-экономической информации, позволяющей оперативно вести сбор, обработку и анализ информации, своевре­ менно обеспечивать все звенья управления требуемыми данными, соз­

дались определенные трудности в управлении автомобильным транс­ портом Казахстана. Эти несоответствия между непрерывным ростом .

объемов перевозок и традиционными методами сбора, обработки и использования информации характерны не только для Казахстана,

но и .для автотранспорта всей страны.

Значительными недостатками существующей системы технико­ экономической информации в автомобильном транспорте следует при­

знать

прежде всего:

 

-

значительное запаздывание и длительные сроки обработки

информации*,

 

 

-ц расхождение и несопоставимость

различных видов информации

(плановой, отчетной, статистичеокой,

оперативной)}

-

старение,

искажение и потери информации в отдельных звень­

ях управления}

 

 

-

перегрузка аппарата управления отчетностью и обработкой

 

 

 

различной информации в результате чрезвычайной запутанности я

разветвленности

потоков информации}

 

-

параллельная обработка одной и

той же информации в раз-

. личных звеньях и уровнях управления автотранспортом}

-

отсутствие эффективных средств контроля над Информацией}

-

отсутствие

унифицированных форм дш ментащи, присаоооб-

лен"чх к условиям машинной обработки информации;

-

невозможность оперативного обеспечения данными анализа

83


производственно-хозяйственной деятельности заинтересованных ор­ ганов и служб автотреста и министерства.

Сложившаяся в процессе развития система органов автотранс­ порта, впитавшая в себя ведомственные наслоения и использующая отсталые ручные методы обработки информации, не позволяет доста­ точно качественно решать задачи, стоящие перед автомобильным транспортом республики.

Расширение объема транспортных работ и технико-экономических связей д девятой пятилетке заставляет по-нрвому решать вопросы управления автотранспортом. Решение этих вопросов обеспечивается за счет внедрения новых форм организации перевозок, совершенство­ вания методов управления или на базе использования экономико-ма­ тематических методов, ЭЕМ и средств связи.

Применение экономико-математических методов и ЭВМ в планиро­ вании и организации работы автотранспорта вскрыло огромные резер­ вы повышения производительности труда, явилось основой оптимиза­ ции производственных процессов, положило пути к проектированию и внедрению автоматизированных систем управления на автотранс­ порте.

На основании теоретических предпосылок создаются Модели уп­ равления автомобильным транспортом, учитывающие наиболее эффек­ тивные организационно-экономические взаимосвязи на всех уровнях управления. Эти модели закладываются в основу проектов создавае­ мого комплекса автоматизированных подсистем управления автомо­ бильным автотранспортом.

В настоящее время Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР разрабатывает отраслевую автоматизированную сис­ тему управления (ОАСУ.) с применением средств вычислительной

84

и организационной техники. В соответствии с народнохозяйствен­ ным планом министерство создает сеть вычислительных центров во главе с Главным вычислительным центром, который обязан решить задачи по разработке и внедрению ОАСУ, а также рассмотреть сферы применения экономико-математических методов и ЭШ в учете и пла­ нировании.

Главный вычислительный центр Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР создан на базе машиносчетной станции в 1971 г.

Центральным звеном организационной структуры любой информа­ ционно-вычислительной и управляющей системы является вычислитель­ ный центр, организационная структура которого должна обеспечи­ вать разработку и исследование математических методов решения задач, методов программирования и способов использования средств вычислительной техники, подготовку данных и'выполнение вычисли­ тельных работ. Организационная структура Главного вычислительно­ го центра отражает объем и характер вычислительных работ, состав оборудования, процесс обработки информации, способы получения и выдачи информации и т .д .

, Главный вычислительный центр имеет в своем составе отделы и группы разработки и проектирования отраслевой автоматизированной системы управления отраслью и предприятием; математического обес­ печения, производственно-эксплуатационные отделы, в которых осу­ ществляется прием, обработка, контроль, хранение и выдача ин­ формации; отдел обеспечивающий техническое обслуживание средств вычислительной техники и аппаратуру передачи данных и средства размножения информации.

85


Структура Главного вычислительного центра построена по про­ изводственно-технологическому принципу, т .е , процесс обработки информации разделен по отдельным подразделениям. При этом меж­ ду структурными подразделениями существует четкая взаимосвязь,

которая обеспечивает своевременное и качественное решение за­ дач, согласованность действий исполнителей и руководства по всем подразделениям,

Организацию внедрения подсистем ОАСУ и АСУП в Главном вычис­ лительном центре осуществляет подразделение по внедрению опытных и законченных научно-исследовательских разработок, в составе ко­ торого имеется два отдела - оперативное управление грузовыми перевозками и оперативное управление пассажирскими перевозкам,и.

Нормальное функционирование Главного вычислительного центра,

технологические основы прохождения и обработки информации, беспе­ ребойная работа ЭШ! и другого оборудования регламентируются соот­ ветствующими методическими положениями и инстпукциями и обеспечи­ ваются объединенными усилиями различных групп специалистов высоко­ го и среднего уровня квалификации.

В настоящее время Главный вычислительный центр оснащен элек­ тронно-вычислительными машинами "Минск-22" и Минск-32", комплек­ сом пэреферпйного и дополнительного оборудования, средствами те­ леграфной связи и аппаратурой приема - передачи данных

"Аккорд -1200пи и "Минск -1560",

На этих ЭШ по разработанным сотрудниками Главного вычисли­ тельного центра отдельным программам обрабатывается 22 автопред-

лриятия грузового, 10 автопредприятий пассажирского автотранс­ порта и другие организации Министерства автотранспорта КазССР,

66


находящиеся в г.Алма-Ате; обрабатывается ежедневно большое коли­

чество путевой, товарно-транспортной и другой документации.

Ежедневно представляется информация каждому грузовому авто­ транспортному предприятию о расчетах с клиентурой за автоуслуги

с одновременной выпиской счетов-реестров( ежемесячно представ­ ляется информация о технико-эксплуатационных показателях рабо­ ты автотранспорта в разрезе марок автомобилей, табельных номеров водителей и номеров автомобилей, движения материальных ценно­

стей на АТБ и другая

информация, позволяющая принимать оператив-

 

I

ные решения в маоштабе работы автотранспортного предприятия.

D течение месяца

в Главный вычислительный центр поступает

оперативная информация в количестве 1750 тыс. документов-строк,

в том числе: путевых листов автомобиля - 950 тыс., товарно­ транспортных накладных - 625 тыс., приходных и расходных орде­

ров - 70 тыс., сводок мастера и накладных на разборку автомоби­ лей - 85 тыс., расчетно-платежной и другой документации - 20 тыс.

На ЭВМ обрабатывается информация, требующая выполнения значи­ тельного количества логических операций, иопользования больших массивов нормативно-справочного материала, сопоставления и срав­ нения результатов экономического анализа.

Лля обработки экономической и учетной информации успешно ис­ пользуются вычислительно-информационные и электронно-клавишные вычислительные машины. На этом оборудовании обрабатывается инфор­ мация, требующая предварительной оортировки, группировки и нв-

оложных математических действий больших объемов данных. Регаются задачи по учету движения материальных ценностей, учету труда и заработной платы, расчету технико-эксплуатационных показателей

87

работы автомобиля, учету доходов и другие.

Начисление заработной платы водителям выполняется для 19 ав­ топредприятий, а полный расчет заработной платы всем категориям работников автотранспортного предприятия - для I I автохозяйств.

Наряду с обработкой информации для автотранспортных пред­ приятий Главный вычислительный центр выполняет работу автотре­ стов и министерства. Так, для автотрестов Казахстана ежедневно решается задача по подсистеме оперативного управления грузовыми перевозками - оперативное сменно-суточное планирование перево­ зок массовых грузов по рациональным маршрутам.

Важнейшей проблемой в снижении транспортных издержек народ­ ного хозяйства остается сокращение порожних пробегов грузового автотранспорта. Повышение коэффициента использования пробега в целом по республике на 1% даст более 7 млн. руб. экономии. Смен­ но-суточное планирование перевозок грузов является основным ви­ дом оперативного планирования, позволяющим существенно сокра­ тить порожние пробеги грузовых автомобилей.

По рациональным маршрутам, рассчитанным на ЭЕМ, за 1972 г.

перевезено 3807 тыс.т народнохозяйственных грузов и выполнено

120,3 млн. тонно-километров, Коэффициент использования пробега по рациональным маршрутам увеличился на Ы%, что позволило при затратах на перевозку грузов сэкономить 2,56 ылн.руб.

Основное содержание сменно-суточного планирования грузовых перевозок составляет разработка оптимальных маршрутов движения подвижного состава и сменных заданий водителям в виде плана работы каждого автомобиля, предусматривающего режим его работы:

планируемое время в наряде, техническую скорость и время про­

88