Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
нарушениями трудовой и линейной дисциплины, аморальными поступка ми и др.
Результаты анализа позволяют установить направления работ по осуществлению "делегирования компетенций"! повышение дело- 'вой квалификации руководителей различных звеньев управления,
внедрение должностных инструкций, усиление воспитательной ра боты среда сотрудников.
Прием посетителей по производственным и личным вопросам,
является одним из элементов "непредвиденных дел". На авто предприятиях, как правило, существует порядок "открытых две рей". Наблюдения показали, что более половины посетителей к директору автопредприятия приходят по своей инициативе, Руко водители даже подчеркивают установившуюся практику приема посе тителей как проявление демократизма. Такой порядок отнимает у руководителя много времени, нарушает намеченный им план рабо ты, много времени отнимают телефонные разговоры.
f/окно резко сократить рабочее время директора на указан ные "непредвиденные дела" путем, повышения уровня работы секре таря. Квалифицированный секретарь фильтрует посетителей, поч ту. Руководителю должна попадать только та информация, приня тие решений по которой входит в его компетенцию, Установлено,
что почти половину поступающих на стол .директора документов секретарь монет направить непосредственно исполнителям, минуя руководителя. Этим ускорится и исполнение документов.
Секретарь, кроме того, проверяет исполнение приказов и рас поряжений, ведет учет документов. При этом, удобно пользоваться специально!'' картотекой с календарем, и карманчиками, куда на контрольное число вкладывается памятка (корейок) об исполнении
63
определенным лицом пункта приказа, документа и т.п.
Совершенствование организации управленческого труда, сокра щение так называемых "непредвиденных дел" позволяет высвободить
65-70? времени директора, которое он может использовать на реше ние перспективных вопросов развития предприятия, анализ эффек тивности работы коллектива.
Проведение указанных выше работ по совершенствованию органи зации труда руководителя и всего аппарата управления создает реальные предпосылки для планирования рабочего времени.
Одним из распространенных методов распределения времени яв ляются записи на листках перекидного календаря. Однако этот ме тод имеет определенные неудобства: на листках нет сетки часов,
поэтому рядом с записью дела приходится указывать часы, минуты;
для того чтобы получить полную картину загруженности в течение недели, декады, месяца, нужно перелистать страницы календаря, а
если забыл во-время перелистать страницу, то обнаруживается,что пропущено дело, к которому надо готовиться несколько дней.
Более удобным, методом планирования распределения времени в течение месяца является использование календарной картотеки ру ководителя. Эта картотека имеет 33 ячейки, из которых 31 служит для хранения информации по датам о выполнении намеченных работ.
Крайняя левая ячейка содержит карточки, на которых записаны не отложные работы, а крайняя правая служит для информации о рабо тах, сроки исполнения которых наступают в следующем месяце, а
также для временного хранения исполненных карточек. Соответствую щие ячейки ежедневно просматриваются и на карточках делаются отметки об исполнении, отмене или переносе работы на другой срок.
6 4
Эффективность применения картотеки руководителя повышается
благодаря использованию цветных карточек. Например, поручение
вышестоящих организаций и лип - красная карточка, задания под чиненнымбелая, общественные поручения - зеленая, личные дела -
голубая. Каждый данный день, а также•особенно важные даты отме чаются с помощью цветовых сигналов. Для этого используются бу
лавки о цветными головками, которые вставляются в отверстия,
имеющиеся на шкале.
Лля планирования работы на предстоящий день используются
специальные планировочные карточки. Они содержат сетку часов,
включающую как рабочее, |
так и свободное время и место для рас |
писания различных дел, |
вотреч, совещаний, телефонных разговоров. |
Так, в Белоруссии, |
БелНИТИАТ совместно с работниками аппара |
та министерства изучил |
передовой отечественный и зарубежный |
опыт и разработал мероприятия по совершенствованию организации работы с документами. В частности, для работников аппарата уп равления были разработаны "Справки по оформлению документов",
"Перечень средств оргтехники для автопредприятий", усовершенство-
*
вана схема прохождения документов и система контроля за исполне нием.
План использования рабочего времени руководителя должен най ти отражение в планах работы руководителей различных звеньев уп равления. Тогда совещания, повестка дня их и другие мероприятия не будут неожиданностью, а решению тех или иных важных вопросов будет предшествовать тщательная подготовка. Постепенно вся дея тельность предприятия будет подчинена четкому плану распределе ния работ по времени.
Важным элементом стиля работы руководителя является организа-
5-1496 |
65 |
ция совещаний. Обследования показали, что в среднем на совеща
ния .уходит 10-20$ рабочего времени. В отдельных случаях удель
ный вес их достигает 30$, Особенно много времени занимает прове дение совещаний у директора и главного, инженера автопредприятия
(табл.8), Следует отметить, что приведенные данные относятся главным образом к планируемым совещаниям. Кроме того* проводятся внеплановые совещания .директивного, инструктивного или информа ционного характера. С учетом этого удельный вео времени, израсхо дованного на совещания, еще больше. Эти данные показывают, какие огромные резервы экономии рабочего времени заложены в сокращении времени на проведение совещаний.
Автопредприятие не может влиять на количество совещаний, про водимых "сверху". Но организация совещаний, которые проводятся на предприятии, всецело зависит от самих-руководителей. Для это го необходимо провести работу по совершенствованию организации совещаний, начиная от подготовки, проведения совещаний и кончая контролем за реализацией решений совещания.
Служебные совещания каждым руководителем должны планировать ся в отрогом соответствии с календарным графикомпроведения слу
жебных и партийно-общественных мероприятий на предприятии. Вне плановые совещания следует проводить только е крайних олучаях.
Решения, принятые на совещаниях, подлежат строгому контролю
исполнения. Контроль исполнения принятых решений возлагается на:
- |
диспетчерскую службу - по вопросам, |
эксплуатации автомашин; |
|
- |
на соответствующие службы (отделы) |
- по |
техническим',, эко |
номическим и специальным вопросам,. |
|
|
|
К исполнителям,-не выполнившим мероприятий |
в установленные |
66 |
5-14% |
срока без достаточно веских причин, соответствующие руководители по подчиненности должны принять «еры административного воздей ствия.
Одним ив важнейших факторов экономии рабочего времени инженер
но-технических работников и служащих на автотранспортном пред приятии является организация четкой связи между различными под разделениями. Последние,как правило, пространственно отделены друг от друга. Б течение рабочего времени возникает необходи мость постоянного контакта руководителей одного подразделения с другим, причем эти связи переплетаются; руководство должно получать разнообразную информацию о ходе производственного про цесса. В этих условиях налаженная связь облегчает установление
контактов, что позволяет значительно повысить производительность труда управленческого персонала.
В'казахетане проводятся большая работа по обеспечению каждо
го АТП внутритехнологической связью, внедрению диспетчеризации в организации технического обслуживания и ремонта автомобилей,
созданию на крупных предприятиях центров управления производст
вом. *
Важность внедрения внутритехнологической связи подтверждает ся опытом Тетыбайского АТП Мангншлакского автотреста. На этом предприятии был проведен ряд хронометражных .наблюдений труда ИТР.
Оказалось, что диспетчер производства в течение дня до 18 раз был вынужден бтлучаться от своего рабочего места для уточнения положения дел на производственных участках. На это тратится
3-3,ь час. его рабочего времени. /
Применение радиотелефонной связи, промышленного телевидения,
67
разработка четких должностных инструкций, рациональные формы документооборота, регламентация совещаний дали возможность осу ществить комплексную диспетчеризацию производства, коренным об разом улучшить организаций труда всех работников гаражно-техни ческой службы, что не замедлило положительно сказаться на общих результатах работы предприятия.
■Известно, какое значение имеет постоянный контроль за работой автомобилей на линии, получение оперативной информации о тех или иных неполадках и др. Зто может быть достигнуто путем установле ния четкой связи водителей с .диспетчерской службой.
В последние годы на автотранспорте все шире применяется двусторонняя радио-телефонная связь между автомобилями и диспет черскими пунктами. Такая связь давно внедрена на автомобилях скорой помощи, аварийных и пожарных машинах. Все шире внедряет ся радиотелефонная связь на такси.
За рубежом получила распространение радиотелефонная связь с водителями грузовых автомобилей. Руководители транспортных фирм убеждены в том, что их работа облегчается, а экономическая эффек тивность автотранспорта повышается, если руководителям, независи мо от того, где находится автомобиль, будет обеспечена связь с диспетчерской круглые сутки.
диспетчеры имеют возможность оперативно давать указания во дителям об .изменении маршрута и новых заданиях, а водители могут '
информировать диспетчеров о заторах движения,, неисправностях в пути, о конфликтах с клиентами при организации погрузочно-раз грузочных работ. При наличии такой связи количество холостых пробегов и простоев значительно сокращается.
Имеется опыт подобной двусторонней радиотелефонной связи и в нашей стране. Радиосвязь успешно применяют в Минском город ском автотранспортном тресте, занимающемся, в основном, грузовы ми перевозками. Радиофикация автомобилей автоколонны №2414, осуществляющей транспортно-экспедиционные операции и централи зованные перевозки грузов с железнодорожной станции Степянка,
•позволила значительно повысить производительность автомобилей и сократить холостые пробеги тягачей. В результате себестоимость перевозки I т груза снизилась на 6,7 коп,, что за год дало эко номию. 1785 руб.
Для повышения производительности труда диспетчеров при кон троле за выпуском и возвращением автомобилей целесообразно внед рить _диспетчерское электрофицированное табло, которое!
-определяет местонахождение автомашин!
-сигнализирует в диспетчерскую о выпуске и возвращении каж дой автомашины;
-р помощью электрических штамп-часов отмечает на путевом листе время выезда и возвращения каждого автомобиля.
Заполнение путевых листов может быть резко ускорено с помощью штамп-печатного станка. Отметки в путевых листах произво,пятая с
помощью штампов: № автомобиля, .№автобазы, фамилия водителя, №автоколонны, табельный номер, №смены, дата, выезда.
Производительность труда управленческого аппарата повышает ся в результате использования организационной техники, Совет ские и зарубежные специалисты считают, что в аппарате управле ния с помощью организационной и вычислительной техники и средств связи может быть механизировано 4/5 всех видов работ.
•69
. Например| использование диктофона избавляет руководителя
от ручной записи докладов, распоряжений и других документов, На-
диктованное письмо или распоряжение будет в течение дня испол
нено секретарем в удобное время (отсутствие |
руководителя, пауза |
в работе). При необходимости диктофон может |
быть попключен к те |
лефону или переговорному устройству и фиксировать служебные пе реговоры в процессе совещания по переговорному устройству. Как правило, диктофон располагается на рабочем месте оекретаря, а
микрофон и дистанционное управление - на рабочем месте директо ра. Для этой цели может быть использован диктофон "Дон" отечест венного производства. Он предназначен для записи речи на ферро магнитную ленту и последующего воспроизведения на громкоговори тель й телефон, а также печатания записанного текста на пишущей машинке, При работе о диктофоном марки "Дон" затраты времени на составление документов сокращаются в 2-2,5 раза, а производи тельность труда машинисток повышается на 25-40$.
Производительность рруда руководителя повышается в результа те использования простейшего переговорного устройства типа на чальник - секретарь для двусторонней прямой связи. Использова ние этого устройотва позволяет экономить в течение года целый ра бочий месяц.
При частом пользовании телефоном значительный эффект дает применение устройотва "Автонабор-24". Заранее закодировав 24 но мера (до 7 знаков) наиболее часто вызываемых абонентов АТС, мож но вызвать любого абонента без труда и затрат времени. Работа о аппаратом проста и удобна. Не снимая трубки, легким нажатием кнопки включаетоя аппарат: он "ждет" ответа станции, набирает
70
многоцифровой номер, и вы слышите гудки, а затем голос отвечаю
щего абонента, требуется только снять трубку и говорить с або нентом.
Не снимая трубки, можно набрать любой номер и обычным но
меронабирателем, Микротелефонная трубка берется только .для ве дения разговора. Благодаря автонабору могло соединиться о нуж
ным абонентом, |
даже не прерывая важного разговора с кем-либо. |
|||
"Автонабор-24" состоит из настольного телефонного аппарата |
||||
с клавиатурой, |
включаемого в общую абонентскую точку АТС, |
и бло |
||
ка коммутации с |
электропятающим устройством, |
включаемым в |
сеть |
|
I27/220B. Питание от сети происходит только при наборе номера и |
||||
разговоре, в остальное время |
прибор отключен. "Автонабор" |
обес |
||
печивает хорошую слышимость, |
звонок аппарата мелодичен, гром |
|||
кость его регулируется абонентом. |
|
|
||
Организация |
работы ИТР на научной основе |
требует комплекс |
||
ного решения вопросов механизации и автоматизации труда, |
|
|||
Заслуживает |
внимания внедренная в АТП |
070G3, 2245, 2209 ' |
и 2188 Запорожского автоуправления автоматическая запись на маг-
нитную ленту данных проверки автомобилей механиком ОТК на конт рольно-техническом. пункте, Такая организация учета обеспечивает четкую и ускоренную информацию для всех служб, точный учет вы хода и возврата автомобилей в течение суток, способствует улуч шению организации технического обслуживания и ремонта автомоби лей, постановку их на ТО-и ТР по фактическому состоянию, причем позволяет вести такой учет без увеличения штатных единиц.
Значительный эффект дает применение и других средств органи
зационной техники: удобных папок, картотек, блокнотов, сшиватв-
71