Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Значительные резервы в области совершенствования организа ции трэда имеются в широком внедрении современных средств ди агностики. В настоящее время на 45 крупных автопрепприятиях рес публики Функционируют посты диагностики, обеспечивающие конт роль более 10 параметров технического состояния автомобилей. В
•этом отношении интересен опыт функционирования линий экспресс диагностирования на украинских ДТП. Большую эффективность обес печивает кустовая станция углубленной диагностики в Киевской автоколонне №2240,
Вдевятой пятилетке эта задача решается для всех крупных предприятий автомобильного транспорта общего пользования.
Повышается удельный вес механизации смазочных, шиноремонт ных, подъемно-транспортных и других работ, оснащаются посты тех нического обслуживания и ремонта автомобилей, рабочие места - гайковертами, стендами для сборки и разборки агрегатов, механи зированным инструментом, различными тележками и другими средст вами малой механизации.
Однако, несмотря на большие затраты на техническое перево оружение автотранспортных предприятий, простои автомобилей в ис правном состоянии очень велики. Они составляют погрузовому ав тотранспорту до 28$ к маиино-дням в хозяйстве. Значительны так же затраты на техническое обслуживание й ремонт подвижного сос тава. На отдельных автопредприятиях они составляют до 30$ обще го расхода на перевозки.
Одной из существенных причин неудовлетворительного техни ческого оостояния автопарка является низкая производительность труда ремонтных и обслуживающих рабочих и качество выполняемых
3-1496 |
41 |
!ши работ,. что вызвано прежде всего недостаточным уровнем меха
низации производства. В настоящее время ее уровень на автотранс портных предприятиях составляет в среднем 40# - по ЕО, 20 - по
ТО-1, 15 - по ТО-2 и до 18# по текущему ремонту.
Разработка и внедрение большого комплекса мероприятий по совершенствованию производственно-технической базы автотранс портных предприятий общего пользования Казахской республики,в
частности, ввод в строй в 1972 г . 30 постов диагностирования и 36 механизированных линий технического обслуживания и убороч но-моечных работ, механизация трудоемких работ в 170 цехах, на специализированных постах и участках позволили значительна по
высить уровень технической готовности автомобильного транспорта,
получить экономический эффект от снижения себестоимости в рао-
чете за год более 2 млн. руб,, сократить трудовые затраты на
800работающих.
Планом внедрения передовой технологии, механизации и авто
матизации производственных процессов за девятую пятилетку на автотранспортных предприятиях предусмотрено внедрить 190 постов диагностирования технического состояния автомобилей, 190 комп лексно-механизированных Линий технического обслуживания авто мобилей, 30 механизированных линий уборочно-моечных работ, на мечены другие важнейшие мероприятия комплексной механизации труда ремонтно-оболуживахмдих рабочих.
Опыт передовых хозяйств показывает, что при умелой органи зации технического обслуживания, контроля ва устранением неис правностей и своевременным выходом автомобилей из ремонта можно без дополнительных материальных и трудовых затрат повысить
42 |
3-1496 |
коэффициент использования парка на 15-205?.
Хронометраж производственных процессов показал, что на ав топредприятиях велики затраты времени' на оформление и подписа
ние некоторых документов (в частности, на получение запасных
частей, |
агрегатов) |
начальником, производства, главным инженером |
и др. Листки учета, |
заполняемые при направлении автомобиля на |
|
текущий |
ремонт и техническое обслуживание, нередко оформляются |
небрежно, поэтому последующая обработка их весьма трудоемка.
Организацией и руководством процессами обслуживания и ре монта подвижного состава занимаются многие лица - от бригади ров и мастеров до главного инженера. При этом неизбежно дуб лирование, нечеткое разграничение обязанностей, неточность ин формации, необходимой для принятия, конкретных решений и т .д .
Эта неупорядоченность на производстве отвлекает руководителей более высокого ранга от решения важных вопросов и приводит к непроизводительным затратам времени.
Анализ показал, что из-за высокого уровня организации произ водственных процессов заявки на текущий ремонт выполняются в течение дня лишь наполовину, а то и меньше, а 6-1415 автомоби лей простаивает в ремонте 5 и более дней. Много недоработок в подготовке производства, организации обеспечения обслуживания участков запчастями и материалами.
Повышение технической готовности и улучшение использования подвижного состава в значительной степени зависит от своевре менного и качественного ремонта автомобилей и их агрегатов на авторемонтных предприятиях. Однако в работе авторемонтных пред приятий треста "Казавторемонт" имеются существенные недостатки.
43
Не обеспечено выполнение плана изготовления и реставрации де талей в установленной номенклатуре. На заводах все еще нарушает ся технология ремонта, не соблюдаются технические условия. Ав томобили выдаютоя после ремонта некомплектными. Капитально от ремонтированные двигатели служат не более 50^ установленных норм. Медленно осваивается ремонт автомобилей и агрегатов новых моделей.
Наряду с авторемонтными предприятиями в работе анализирова лась производственная деятельность и намечались основные нап равления развития предприятий централизованного технического обслуживания (.НТО;, которые выступают и как самостоятельные ба зы или станций централизованного технического обслуживания, и как структурные подразделения авторемонтных заводов в качестве цехов централизованного технического обслуживания (ВДТО).
Следует отметить, что на автотранспортных предприятиях Ка захстана накоплен некоторый опыт организации ЦТО автомобилей. Созданный при Алма-Атинском АРЗ №2 ЦЦГО выполняет в год до 10 тыс ТО-2 и заявочных ремонтов. Разработанный в ЦЦТО прогрессив ный метод производства ТО-2 позволил перевести обслуживание на индустриальную основу, значительно улучшить использование основ ных фондов, повысить производительность труда.
Внедрение новой техники на автомобильных заводах создает условия для повышения уровня механизации производственных про цессов, применения передовой технологии, дальнейшего увеличения производства автомобильных деталей путем создания специализиро ванных участков и отделений, централизации их ремонта.
Это обусловливает ввод автоматических а механизированных линий, внедрение высокопроизводительного оборудования, роста
уровня квалификации кадров и, в конечной итоге, обеспечивает повышение производительности труда рабочих.
Расчеты показывают, что повышение качества ремонта автомо билей в сочетании с совершенствованием производственно-техни ческой базы автотранспортных предприятий позволит довести к кон цу девятой пятилетки техническую готовность автомобильного пар ка республики до 9 5 |.
Г Л А В А Ш
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТЕ
Важнейшим фактором повышения уровня управления является уси ление эффективности управленческого труда. На автотранспорте уп равленческим трудом заняты: руководители ДТП - директор, его заместители, главный инженер, начальники отделов и служб, меха ники', инженеры, экономисты и др ., т .е . весь административно-уп равленческий и проиэводственно-линегннй персонал.
Так, директор, главный инженер, начальники автоколонн, масте ра, работники производственно-технического отдела, службы эксп луатации обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд водителей, внедрение технического прогресса, прогрессивных методов организации производства и труда; работники планово-эко номического отдела; бухгалтерии - установление эффективных пу тей и способов улучшения экономических показателей автопред приятия в целом и отдельных ее подразделений.
Таким образом, каждый работник, выполняющий определенную функцию управления, оказывает непооредственное влияние на эффек тивность деятельности автопредприятия. Можно определенно ска зать, что это влияние прямо пропорционально организации
Д5
труда работников управленческого аппарата. Однако уровень ор ганизации управленческого труда является еще низким. Это црояв-
ляется в несоответствии выполняемой работы квалификация работ ника, снижении инженерных функций в труде инженерно-технических работников, концентрации усилий на решение текущих вопросов, что вносит элемент стихийности в работе. Руководители вынуждены дей ствовать и разрешать те вопросы, которые возникают в результате быстро сменяющейся обстановки. Острый недостаток времени и боль шая напряженность в работе руководителей - характерное явление для многих автотранспортных предприятий. В результате анализ деятельности предприятий, внедрение достижений технического прогресса, прогрессивных методов организации производства, тру да и управления, решение фундаментальных перспективных проблем -
вопросы, которые входят в компетенцию руководителей, - пока занимают в их рабочем, .времени небольшой удельный вес, что неиз бежно приводит к снижению эффективности производственной дея тельности. Поэтому вопросы совершенствования организации управ ленческого труда должны стоять в центре внимания коллективов автопредприятий.
I . Повышение культурно-технического уровня ИТР и служащих .__
Высокие технико-экономические показатели хозяйственной дея тельности в настоящее время зависят не только от технического уровня производства, но и от его организации, наиболее целесо образной структуры, обеспечивающей оптимальность управления предприятием. Ответственные (функции по управлению выполняют на автотранспортных предприятиях инженерно-технические работники и
46
служащие. Они осуществляют здесь планирование, контроль, опе ративное руководство, обеспечение транспортного процесса,, тех нического обслуживания и ремонта, решение финансово-экономичес ких и кадровых вопросов, а также аналитические, расчетные, учет ные и другие функции.
Общеизвестно, что упущения и промахи рабочего чаще всего
касаются его самого и машины, которую он обслуживает, т .е . имеют
в общем локальное значение; брак в работе инженера, служащего
может привести к далеко идущим последствиям и дезорганизовать работу целого цеха, отдела, а то и всего предприятия. Ответст венность ИТР и служащих высока, поэтому необходимо тщательно
подбирать,обучать |
и воспитывать такие кадры. |
Во всех случаях, |
когда дело касается подбора и расстановки |
кадров, необходимо помнить о важном требовании партии - сосре дотачивать партийные силы прежде всего на решающих участках про изводства.
В числе первых руководителей автотранспортных и авторемонт ных предприятий - большинство коммунисты со специальным образо ванием. Опециалисты о высшим и средним специальным образованием составляют 85$.
В системе автотранспорта общего пользования работает более
12 тыс. дипломированных специалистов, большая чаоть которых спо собна творчески решать сложные задачи развития и совершенство вания производства. Это резерв для выдвижения на более ответст венную и руководящую работу.
В деле повышения профессионального уровня руководителей большое значение придается учебе кадров. В системе автотранспор
47
та общего пользования республики действуют постоянные курсы по повышению квалификации руководящих, инженерно-технических работников и служащих, где ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию до 1,5 тыс. чел.
С целью изучения отношения ИТР и служащих к труду и повыше ний своего культурно-технического уровня рассмотрим, в частно сти, пример трех автотранспортных предприятий Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР
(АТП- I , ЛТП-6 и Талды-Курганского ЛТП).
В качестве методов исследования применялись изучение соот ветствующих документов, беседы и интервью с ИТР и служащими,,
анкетный опрос.
В группе ИТР более 10% опрошенных заявили, что своей рабо той они вполне довольны, а 20%, что они скорее довольны, чем недовольны. Таким образом, абсолютное большинство ИТР вырази ли удовлетворенность работой. Примерно такая же картина в про центном отношений обнаружилась и среди служащих.
Удовлетворенность трудом - весьма сложная характеристика,
она складывается из многих составляющих, имеющих как объектив ное, так и субъективное содержание: сюда входят насыщенность труда творческими элементами, благоприятные условия труда, хо рошая обстановка в трудовом коллективе, осознание значимости труда и т .д .
Для инженерных работников особое значение имеет первый из перечисленных выше моментов. Это подтверждается данными ан кетного опроса. Так, почти вся группа ИТР (25 чел .), считаю^
щих, что в их работе велика доля творческого труда, выразила и полную удовлетворенность своей работой.
48