Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительные резервы в области совершенствования организа­ ции трэда имеются в широком внедрении современных средств ди­ агностики. В настоящее время на 45 крупных автопрепприятиях рес­ публики Функционируют посты диагностики, обеспечивающие конт­ роль более 10 параметров технического состояния автомобилей. В

этом отношении интересен опыт функционирования линий экспресс диагностирования на украинских ДТП. Большую эффективность обес­ печивает кустовая станция углубленной диагностики в Киевской автоколонне №2240,

Вдевятой пятилетке эта задача решается для всех крупных предприятий автомобильного транспорта общего пользования.

Повышается удельный вес механизации смазочных, шиноремонт­ ных, подъемно-транспортных и других работ, оснащаются посты тех­ нического обслуживания и ремонта автомобилей, рабочие места - гайковертами, стендами для сборки и разборки агрегатов, механи­ зированным инструментом, различными тележками и другими средст­ вами малой механизации.

Однако, несмотря на большие затраты на техническое перево­ оружение автотранспортных предприятий, простои автомобилей в ис­ правном состоянии очень велики. Они составляют погрузовому ав­ тотранспорту до 28$ к маиино-дням в хозяйстве. Значительны так­ же затраты на техническое обслуживание й ремонт подвижного сос­ тава. На отдельных автопредприятиях они составляют до 30$ обще­ го расхода на перевозки.

Одной из существенных причин неудовлетворительного техни­ ческого оостояния автопарка является низкая производительность труда ремонтных и обслуживающих рабочих и качество выполняемых

3-1496

41

!ши работ,. что вызвано прежде всего недостаточным уровнем меха­

низации производства. В настоящее время ее уровень на автотранс­ портных предприятиях составляет в среднем 40# - по ЕО, 20 - по

ТО-1, 15 - по ТО-2 и до 18# по текущему ремонту.

Разработка и внедрение большого комплекса мероприятий по совершенствованию производственно-технической базы автотранс­ портных предприятий общего пользования Казахской республики,в

частности, ввод в строй в 1972 г . 30 постов диагностирования и 36 механизированных линий технического обслуживания и убороч­ но-моечных работ, механизация трудоемких работ в 170 цехах, на специализированных постах и участках позволили значительна по­

высить уровень технической готовности автомобильного транспорта,

получить экономический эффект от снижения себестоимости в рао-

чете за год более 2 млн. руб,, сократить трудовые затраты на

800работающих.

Планом внедрения передовой технологии, механизации и авто­

матизации производственных процессов за девятую пятилетку на автотранспортных предприятиях предусмотрено внедрить 190 постов диагностирования технического состояния автомобилей, 190 комп­ лексно-механизированных Линий технического обслуживания авто­ мобилей, 30 механизированных линий уборочно-моечных работ, на­ мечены другие важнейшие мероприятия комплексной механизации труда ремонтно-оболуживахмдих рабочих.

Опыт передовых хозяйств показывает, что при умелой органи­ зации технического обслуживания, контроля ва устранением неис­ правностей и своевременным выходом автомобилей из ремонта можно без дополнительных материальных и трудовых затрат повысить

42

3-1496


коэффициент использования парка на 15-205?.

Хронометраж производственных процессов показал, что на ав­ топредприятиях велики затраты времени' на оформление и подписа­

ние некоторых документов (в частности, на получение запасных

частей,

агрегатов)

начальником, производства, главным инженером

и др. Листки учета,

заполняемые при направлении автомобиля на

текущий

ремонт и техническое обслуживание, нередко оформляются

небрежно, поэтому последующая обработка их весьма трудоемка.

Организацией и руководством процессами обслуживания и ре­ монта подвижного состава занимаются многие лица - от бригади­ ров и мастеров до главного инженера. При этом неизбежно дуб­ лирование, нечеткое разграничение обязанностей, неточность ин­ формации, необходимой для принятия, конкретных решений и т .д .

Эта неупорядоченность на производстве отвлекает руководителей более высокого ранга от решения важных вопросов и приводит к непроизводительным затратам времени.

Анализ показал, что из-за высокого уровня организации произ­ водственных процессов заявки на текущий ремонт выполняются в течение дня лишь наполовину, а то и меньше, а 6-1415 автомоби­ лей простаивает в ремонте 5 и более дней. Много недоработок в подготовке производства, организации обеспечения обслуживания участков запчастями и материалами.

Повышение технической готовности и улучшение использования подвижного состава в значительной степени зависит от своевре­ менного и качественного ремонта автомобилей и их агрегатов на авторемонтных предприятиях. Однако в работе авторемонтных пред­ приятий треста "Казавторемонт" имеются существенные недостатки.

43

Не обеспечено выполнение плана изготовления и реставрации де­ талей в установленной номенклатуре. На заводах все еще нарушает­ ся технология ремонта, не соблюдаются технические условия. Ав­ томобили выдаютоя после ремонта некомплектными. Капитально от­ ремонтированные двигатели служат не более 50^ установленных норм. Медленно осваивается ремонт автомобилей и агрегатов новых моделей.

Наряду с авторемонтными предприятиями в работе анализирова­ лась производственная деятельность и намечались основные нап­ равления развития предприятий централизованного технического обслуживания (.НТО;, которые выступают и как самостоятельные ба­ зы или станций централизованного технического обслуживания, и как структурные подразделения авторемонтных заводов в качестве цехов централизованного технического обслуживания (ВДТО).

Следует отметить, что на автотранспортных предприятиях Ка­ захстана накоплен некоторый опыт организации ЦТО автомобилей. Созданный при Алма-Атинском АРЗ №2 ЦЦГО выполняет в год до 10 тыс ТО-2 и заявочных ремонтов. Разработанный в ЦЦТО прогрессив­ ный метод производства ТО-2 позволил перевести обслуживание на индустриальную основу, значительно улучшить использование основ­ ных фондов, повысить производительность труда.

Внедрение новой техники на автомобильных заводах создает условия для повышения уровня механизации производственных про­ цессов, применения передовой технологии, дальнейшего увеличения производства автомобильных деталей путем создания специализиро­ ванных участков и отделений, централизации их ремонта.

Это обусловливает ввод автоматических а механизированных линий, внедрение высокопроизводительного оборудования, роста


уровня квалификации кадров и, в конечной итоге, обеспечивает повышение производительности труда рабочих.

Расчеты показывают, что повышение качества ремонта автомо­ билей в сочетании с совершенствованием производственно-техни­ ческой базы автотранспортных предприятий позволит довести к кон­ цу девятой пятилетки техническую готовность автомобильного пар­ ка республики до 9 5 |.

Г Л А В А Ш

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТЕ

Важнейшим фактором повышения уровня управления является уси­ ление эффективности управленческого труда. На автотранспорте уп­ равленческим трудом заняты: руководители ДТП - директор, его заместители, главный инженер, начальники отделов и служб, меха­ ники', инженеры, экономисты и др ., т .е . весь административно-уп­ равленческий и проиэводственно-линегннй персонал.

Так, директор, главный инженер, начальники автоколонн, масте­ ра, работники производственно-технического отдела, службы эксп­ луатации обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд водителей, внедрение технического прогресса, прогрессивных методов организации производства и труда; работники планово-эко­ номического отдела; бухгалтерии - установление эффективных пу­ тей и способов улучшения экономических показателей автопред­ приятия в целом и отдельных ее подразделений.

Таким образом, каждый работник, выполняющий определенную функцию управления, оказывает непооредственное влияние на эффек­ тивность деятельности автопредприятия. Можно определенно ска­ зать, что это влияние прямо пропорционально организации

Д5

труда работников управленческого аппарата. Однако уровень ор­ ганизации управленческого труда является еще низким. Это црояв-

ляется в несоответствии выполняемой работы квалификация работ­ ника, снижении инженерных функций в труде инженерно-технических работников, концентрации усилий на решение текущих вопросов, что вносит элемент стихийности в работе. Руководители вынуждены дей­ ствовать и разрешать те вопросы, которые возникают в результате быстро сменяющейся обстановки. Острый недостаток времени и боль­ шая напряженность в работе руководителей - характерное явление для многих автотранспортных предприятий. В результате анализ деятельности предприятий, внедрение достижений технического прогресса, прогрессивных методов организации производства, тру­ да и управления, решение фундаментальных перспективных проблем -

вопросы, которые входят в компетенцию руководителей, - пока занимают в их рабочем, .времени небольшой удельный вес, что неиз­ бежно приводит к снижению эффективности производственной дея­ тельности. Поэтому вопросы совершенствования организации управ­ ленческого труда должны стоять в центре внимания коллективов автопредприятий.

I . Повышение культурно-технического уровня ИТР и служащих .__

Высокие технико-экономические показатели хозяйственной дея­ тельности в настоящее время зависят не только от технического уровня производства, но и от его организации, наиболее целесо­ образной структуры, обеспечивающей оптимальность управления предприятием. Ответственные (функции по управлению выполняют на автотранспортных предприятиях инженерно-технические работники и

46


служащие. Они осуществляют здесь планирование, контроль, опе­ ративное руководство, обеспечение транспортного процесса,, тех­ нического обслуживания и ремонта, решение финансово-экономичес­ ких и кадровых вопросов, а также аналитические, расчетные, учет­ ные и другие функции.

Общеизвестно, что упущения и промахи рабочего чаще всего

касаются его самого и машины, которую он обслуживает, т .е . имеют

в общем локальное значение; брак в работе инженера, служащего

может привести к далеко идущим последствиям и дезорганизовать работу целого цеха, отдела, а то и всего предприятия. Ответст­ венность ИТР и служащих высока, поэтому необходимо тщательно

подбирать,обучать

и воспитывать такие кадры.

Во всех случаях,

когда дело касается подбора и расстановки

кадров, необходимо помнить о важном требовании партии - сосре­ дотачивать партийные силы прежде всего на решающих участках про­ изводства.

В числе первых руководителей автотранспортных и авторемонт­ ных предприятий - большинство коммунисты со специальным образо­ ванием. Опециалисты о высшим и средним специальным образованием составляют 85$.

В системе автотранспорта общего пользования работает более

12 тыс. дипломированных специалистов, большая чаоть которых спо­ собна творчески решать сложные задачи развития и совершенство­ вания производства. Это резерв для выдвижения на более ответст­ венную и руководящую работу.

В деле повышения профессионального уровня руководителей большое значение придается учебе кадров. В системе автотранспор­

47

та общего пользования республики действуют постоянные курсы по повышению квалификации руководящих, инженерно-технических работников и служащих, где ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию до 1,5 тыс. чел.

С целью изучения отношения ИТР и служащих к труду и повыше­ ний своего культурно-технического уровня рассмотрим, в частно­ сти, пример трех автотранспортных предприятий Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР

(АТП- I , ЛТП-6 и Талды-Курганского ЛТП).

В качестве методов исследования применялись изучение соот­ ветствующих документов, беседы и интервью с ИТР и служащими,,

анкетный опрос.

В группе ИТР более 10% опрошенных заявили, что своей рабо­ той они вполне довольны, а 20%, что они скорее довольны, чем недовольны. Таким образом, абсолютное большинство ИТР вырази­ ли удовлетворенность работой. Примерно такая же картина в про­ центном отношений обнаружилась и среди служащих.

Удовлетворенность трудом - весьма сложная характеристика,

она складывается из многих составляющих, имеющих как объектив­ ное, так и субъективное содержание: сюда входят насыщенность труда творческими элементами, благоприятные условия труда, хо­ рошая обстановка в трудовом коллективе, осознание значимости труда и т .д .

Для инженерных работников особое значение имеет первый из перечисленных выше моментов. Это подтверждается данными ан­ кетного опроса. Так, почти вся группа ИТР (25 чел .), считаю^

щих, что в их работе велика доля творческого труда, выразила и полную удовлетворенность своей работой.

48