Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Среди работников, считающих, что i их труде значителен твор
ческий потенциал, около 60:? - |
это лица |
со |
средним специальным |
||
и высшим образованием, преимущественно |
со |
стажем |
работы свыше |
||
10 лет. |
Характерно, что среди |
остальных 40% этой |
группы работ |
||
ников, |
имеющих незаконченное |
среднее образование, стаж работы |
составляет 16-20 и более лет.
Таким образом, большой трудовой и жизненный опыт, очевидно,
в какой-то мере помогают работникам, не имеющим достаточного
образования, организовать |
овой труд так, чтобы он был насыщен |
поисками нового, позволил |
ставить и решать сложные производст |
венные задачи. |
|
Следует отметить, что |
почти 30;? опрошенных ИТР заявили, что |
им. трудно определить, имеются ли творческие элементы в их дея |
|
тельности, и еоли да, то |
в каком объеме. Учитывая, что несколь |
ко специалистов заявило об отсутствии в их труде творческих функ ций, можно заключить, что в целом почти треть ИТР не ощущает творчеоких моментов в своей работе.
Как известно ,труд многих служащих пока ограничивается вы полнением учетных, счетных, технических функций, которые не свя заны с принятием самостоятельных решений, творческим поиском»Поэ тому неслучайно,что только около 16% опрошенных служащих очитают свой труд творческим, В условиях усложнения производства и тех
низации Многих функций управленческого труда создаются предпо сылки для повышения доли творчества в деятельности служащих. Мно гоезависит от отношения работника к своему делу, от его стрем ления к совершенствованию, оптимизации даже оамнх малозначи тельных, на первый взгляд, трудовых процессов.
Одним из серьезных препятствий для удовлетворенности ра
4-1496 |
49 |
ботника свояк трудом, а также к увеличению объема творческих
функций в труде является то обстоятельство, что у части ИТР зна
чительное время занимает выполнение функций, не соответствующих
их квалификации и должности, канцелярская работа. |
Более |
подробно |
|||||
об этом будет оказано ниже. |
|
|
|
|
|
||
Говоря |
о недостатках в |
организации труда ИТР, |
нельзя |
забы- |
|||
I |
|
|
|
|
|
|
|
вать, что |
сама она не есть |
нечто |
навязанное производству извне, |
||||
а в значительной степени зависит |
от творческих усилий, энергии |
||||||
и инициативы самих специалистов. |
|
|
|
|
|||
После ответов ИТР и служащих о характере и содержании своего |
|||||||
труда в анкете |
следовало ответить |
на вопрос, целью которого было |
|||||
дополнительно, |
косвенным путем уточнить достоверность полученных |
||||||
сведений относительно степени их удовлетворенности своей дея |
|||||||
тельностью. |
|
|
|
|
|
|
|
Этот вопрос |
был сформулирован следующим образом: |
"Когда Вы |
|||||
встречаетесь со |
знакомыми, |
которых давно не видели, |
друзьями дет |
ства, одноклассниками, однополчанами, однокурсниками и т .д ., с
каким чувством Вы рассказываете о том, где Бы работаете и кем?"
Далее предлагались варианты ответов: охотно, равнодушно, неохот
но. Первый ответ выбрали 74% ИТР, второй - 15, третий - 5ь, 3 чел.
на вопрос не ответили. Эти данные хорошо согласуются g теми по
казателями, которые характеризуют ответы на вопросы об удовлет воренности работой.
Такое же примерно совпадение ответов служащих. Однако удель ный вес работников, избравших второй вариант, выше: если у ИТР он равен 15, то у служащих - более 4О'!, Таким образом, хотя аб солютное большинство выразило полную (или почти полную) удовлет- '
воревность работой, однако далеко не все из них этой работой настолько довольны, чтобы испытывать желание заинтересованно по делиться с друзьями о своем труде. Это, очевидно, частично свя
зано о тем, что уже было сказано выше при характеристике труда служащих, но есть еще одна причина и, пожалуй, более важная:
равнодушно рассказывают 0 своей работе (как показывает анализ ответов на другой вопрос анкеты) люди, которые считают, что она
не соответствует их способностям. Несоответствие характеров тру да идеальной модели этого труда, как она представляется работни ку, порождает у человека определенный негативизм при оценке
своего статуса как работника, именно это, очевидно, проявляется,
в декадной выше ситуации.
Проблема обеспечения оптимального соответствия' способностей
человека и его одужебных, производственных функций имеет отноше- *•>
ние и к ИТР, Об этом свидетельствует такая цифра: 375? опрошенных работников этой группы заявили, что они могли бы оправляться о
работой большей сложнооти, чем та, которую они выполняют в нас тоящий моменту менее половины ИТР считают, что они заняты тру дом, полнс&тью соответствующим их способностям.
Необходимо иметь в виду, что в самооценке работников, оче видно, неизбежно содержатся элементы субъективизма. Но, еоли
предположить, сделав поправку на это обстоятельство, что пример
но 20% ИТР действительно трудятся ниже своих способностей, то и
в этом случае данная ситуация заслуживает внимания руководства,
партийных организаций автопредприятий.
Определенная часть ИТР придерживается мнения, что работа, ко торую она выполняет, не получает должного признания и должна
51
была бы оплачиваться выше. |
Об этом заявила |
одна пятая |
часть |
||
опрошенных ИТР* |
В основном |
- это |
категория |
работников |
с большим |
производственным |
стажем, часть из |
которых с |
незаконченным средним |
и средним специальным образованием. Большинство из них считает,
что в их работе незначительны или совсем отсутствуют элементы
творческого труда, или (таких большинство) затрудняются опреде лить наличие творческих функций в своей работе. Тем не менее, су ля по другим показателям, характеризующим, эту категорию специа
листов, они выполняют значительный объем работы, много времени заняты на производстве, отвечают за такие участки, от которых
во многом зависит успешная деятельность предприятия.
Следует отметить, что ощущение некоторыми специалистами то го, что их трудовой вклад недооценивается, не порлиялна степень их удовлетворенности работой. Зднсь проявилось понимание своего первейшего общественного долга - плодотворного труда на благо об щества. Работник испытывает удовлетворение от самого процесса труда, от активного участия в общей работе производственного кол лектива; материальное вознаграждение при всем его значении не играет самодовлеющей роли, серьезный вес приобретают идейные,
моральные стимулы, заинтересованность в успешной работе коллек тива.
Одним’ из настоятельных требований, которые выдвигает науч но-техническая революция, современный этап коммунистического строительства к специалистам, является требование постоянно по вышать свою квалификацию, образование, культурно-технический и идейно-политический уровень.
Ускоренные темпы технического прогресса ведут к непрерывным
52
изменениям в материальной базе производства и транспорта, к ус ложнению и совершенствованию машин и механизмов, технологических процессов, к новым формам, организации труда и управления. Соот ветственно растут требования к специальной и общей подготовке
инженерно-технических работников, , В анкете, предложенной ИТР и служащим, автопредприятий, в
связи с этим содержалась группа вопросов, целью которой было вы яснить, как они работают над повышением своей квалификации, обще
образовательного и идейного уровня.
На. вопрос о том, в какой форме повывали ИТР свою квалифика цию в течение последних двух лет, ответили 62 чел,: 7# из них за
нимались в системе технико-экономической учебы на предприятиях, 32# - .учились на различных курсах повышения квалификации, II#
были в творческих командировках на родственных предприятиях рес публики, 47# занимались самообразованием.
Таким образом, абсолютное большинство ИТР на протяжении пос
ледних двух лет повышало свою квалификацию. Следует отметить, что,
если некоторые специалисты из числа опрошенных повышали овою ква лификацию оба года (в разных формах учебы), то чаоть ИТР совсем
не занималась. Необходимо обратить внимание и на то, что почти половина ИТР занималась самообразованием, т .е . изучением спе
циальной литературы, посещением отдельных лекций. Не беря под сомнение полезность такой формы повышения квалификации, нужно отметить, что редко такая учеба бывает целеустремленной, систе матической, а в отдельных случаях ссылкой на самостоятельную ра боту некоторые ИТР прикрывают свое равнодушие к совершенствова нию специальных знаний и навыков. Это косвенно подтверждается
53
такими данными: в группе ИТР, заявивших, что они занимаются са мообразованием, лишь очень незначительная часть назвала этот вид занятий среди других дел, на которые они тратят свое сво бодное время.
Ведущие побудительные мотивы к повышению квалификации, как видно из данных анкетирования, - это требование технического прогресса, производственная необходимость, а также желание обо гатить свои Знания. 80t ИТР Назвали именно эти мотивы. Большин ство служащих сослались на последний мотив, что вполне есте ственно, ибо влияние технического прогресоа на свою деятель ность они ощутают в меньшей степени, чем ИТР,
Среди причин,побуждающих ИТР продолжать образование, также преобладают причины, вытекающие из производственной необхо димости, Так, Ь% занимающихся в вечерних и заочных учебных за ведениях, заявили, что учатся для того, чтобы повысить свою квалификацию, 4 - потому, что они хотят сменить специальность.
Половина опрошенных одновременно назвала среди мотивов учебы желание расширить свой кругозор,
Как свидетельствуют эти данные, работник советского пред приятия (ибо указанные цифры отражают общую тенденцию), хорошо понимай, что повышение квалификации, знаний - это насущное тре бование производства, в то же время стремится приобрести эта знания не только в практических целях, но и в целях своего ду ховного развития как личности.
В каких знаниях прежде всего нуждаются специалисты автотрано-
портного предприятия? Ответы на соответствующий вопрос, постав ленный в анкете, распределились следующим образом: считают, что
54
имеется необходимость в овладении знаниями смежных специаль ностей - около 40? ИТР, в углублении специализации - 23$, требу ется то и другое - 9$. Почти четверть.заявила, что затрудняется ответить на вопрос, Можно указать здесь на такую особенность:
среди ИТР, отметивших, что они нуждаются в приобретении знаний по смежным специальностям, одна треть - это лица с незаконченным средним образованием, остальные - со средним специальным, а среди тех, кто, по их мнению, нуждается в углублении специализации,
преимущественно работники с высшим и средним специальным образо ванием.
ИТР, ошущая необходимость е повышении квалификации, считают,
что для этого нужно выделять специальное время. Так, е одной из
анкет есть предложение: "ввести обязательные 2 часа в неделю самоподготовки для повышения уровня знаний по своей специально сти". В шести анкетах на вопрос;"На что бы Вы прежде всего пред почли использовать свободное время, если бы оно увеличилось?"
даны ответы: "На учебу"; "Готовился бы к поступлению в вув";
Па повышение своего производственного и политического уровня путем самообразования" и т .д . Некоторые ИТР, в частности жен щины, записали в анкетах: "Учебу закончила в связи о возрастом".
Для замужних женщин в возрасте свыше 40 лет, в оемьях которых
2-3 ребенка, продолжение образования в учебном, заведении, конечт.
но, сопряжено с немалыми трудностями, а зачастую практически нео существимо.
Определенное представление об интересе к повышению квалифика ции и о практической реализации этого стремления дают сведения о характере и числе выписываемых работниками специальных журналов.
55
По данным анкетирования, около 40$ ИТР выписывают по пва-три технических, экономических журнала, 27$ - по одному журналу,
около 16$ не выпиоквают журналов по специальности. Если пред положить, что не ответившие на данный вопрос специалисты не вы писывают этих журналов, то получается, что 38$ ИТР (а также бо лее 60$ служащих) не получают журналов по своей специальности.
Это высокая цифра. Она, очевидно, должна привлечь внимание об щественности обследованных предприятий.
На данных автопредприятиях необходимо разработать такую си стему повышения квалификации ИТР и служащих (в соответствии с принятыми на автотранспорте формами этой работы), которая °хва-
тила бы воех специалистов. Регулярность занятий (для проведе ния их желательно освободить специальный день и час), возмож ность контролировать учебу слушателей, включение в учебный план практических заданий, обеспечение продвижения по слргбе для наи более способных и знающих ИТР, постоянно работающих над собой,
применение других .форм поощрения - все эти мери должны быть осу ществлены для того, чтобы наладить эффективную систему повыше ния профессионально-квалификационного уровня ИТР.
При наличии значительного количества ИТР-практиков, которые сейчас работают на автопредприятиях, имеется реальная возмож ность для более широкого привлечения ИТР и служащих к учебе в заочных й вечерних высших и средних специальных заведениях.
2. Использование рабочего времени различными кате тернами ИТР и служащих
Рациональное использование рабочего времени в сфере управ ления означает целесообразное использование техники и людских
56