Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди работников, считающих, что i их труде значителен твор­

ческий потенциал, около 60:? -

это лица

со

средним специальным

и высшим образованием, преимущественно

со

стажем

работы свыше

10 лет.

Характерно, что среди

остальных 40% этой

группы работ­

ников,

имеющих незаконченное

среднее образование, стаж работы

составляет 16-20 и более лет.

Таким образом, большой трудовой и жизненный опыт, очевидно,

в какой-то мере помогают работникам, не имеющим достаточного

образования, организовать

овой труд так, чтобы он был насыщен

поисками нового, позволил

ставить и решать сложные производст­

венные задачи.

 

Следует отметить, что

почти 30;? опрошенных ИТР заявили, что

им. трудно определить, имеются ли творческие элементы в их дея­

тельности, и еоли да, то

в каком объеме. Учитывая, что несколь­

ко специалистов заявило об отсутствии в их труде творческих функ­ ций, можно заключить, что в целом почти треть ИТР не ощущает творчеоких моментов в своей работе.

Как известно ,труд многих служащих пока ограничивается вы­ полнением учетных, счетных, технических функций, которые не свя­ заны с принятием самостоятельных решений, творческим поиском»Поэ­ тому неслучайно,что только около 16% опрошенных служащих очитают свой труд творческим, В условиях усложнения производства и тех­

низации Многих функций управленческого труда создаются предпо­ сылки для повышения доли творчества в деятельности служащих. Мно­ гоезависит от отношения работника к своему делу, от его стрем­ ления к совершенствованию, оптимизации даже оамнх малозначи­ тельных, на первый взгляд, трудовых процессов.

Одним из серьезных препятствий для удовлетворенности ра­

4-1496

49


ботника свояк трудом, а также к увеличению объема творческих

функций в труде является то обстоятельство, что у части ИТР зна­

чительное время занимает выполнение функций, не соответствующих

их квалификации и должности, канцелярская работа.

Более

подробно

об этом будет оказано ниже.

 

 

 

 

 

Говоря

о недостатках в

организации труда ИТР,

нельзя

забы-

I

 

 

 

 

 

 

 

вать, что

сама она не есть

нечто

навязанное производству извне,

а в значительной степени зависит

от творческих усилий, энергии

и инициативы самих специалистов.

 

 

 

 

После ответов ИТР и служащих о характере и содержании своего

труда в анкете

следовало ответить

на вопрос, целью которого было

дополнительно,

косвенным путем уточнить достоверность полученных

сведений относительно степени их удовлетворенности своей дея­

тельностью.

 

 

 

 

 

 

Этот вопрос

был сформулирован следующим образом:

"Когда Вы

встречаетесь со

знакомыми,

которых давно не видели,

друзьями дет­

ства, одноклассниками, однополчанами, однокурсниками и т .д ., с

каким чувством Вы рассказываете о том, где Бы работаете и кем?"

Далее предлагались варианты ответов: охотно, равнодушно, неохот­

но. Первый ответ выбрали 74% ИТР, второй - 15, третий - 5ь, 3 чел.

на вопрос не ответили. Эти данные хорошо согласуются g теми по­

казателями, которые характеризуют ответы на вопросы об удовлет­ воренности работой.

Такое же примерно совпадение ответов служащих. Однако удель­ ный вес работников, избравших второй вариант, выше: если у ИТР он равен 15, то у служащих - более 4О'!, Таким образом, хотя аб­ солютное большинство выразило полную (или почти полную) удовлет- '


воревность работой, однако далеко не все из них этой работой настолько довольны, чтобы испытывать желание заинтересованно по­ делиться с друзьями о своем труде. Это, очевидно, частично свя­

зано о тем, что уже было сказано выше при характеристике труда служащих, но есть еще одна причина и, пожалуй, более важная:

равнодушно рассказывают 0 своей работе (как показывает анализ ответов на другой вопрос анкеты) люди, которые считают, что она

не соответствует их способностям. Несоответствие характеров тру­ да идеальной модели этого труда, как она представляется работни­ ку, порождает у человека определенный негативизм при оценке

своего статуса как работника, именно это, очевидно, проявляется,

в декадной выше ситуации.

Проблема обеспечения оптимального соответствия' способностей

человека и его одужебных, производственных функций имеет отноше- *•>

ние и к ИТР, Об этом свидетельствует такая цифра: 375? опрошенных работников этой группы заявили, что они могли бы оправляться о

работой большей сложнооти, чем та, которую они выполняют в нас­ тоящий моменту менее половины ИТР считают, что они заняты тру­ дом, полнс&тью соответствующим их способностям.

Необходимо иметь в виду, что в самооценке работников, оче­ видно, неизбежно содержатся элементы субъективизма. Но, еоли

предположить, сделав поправку на это обстоятельство, что пример­

но 20% ИТР действительно трудятся ниже своих способностей, то и

в этом случае данная ситуация заслуживает внимания руководства,

партийных организаций автопредприятий.

Определенная часть ИТР придерживается мнения, что работа, ко­ торую она выполняет, не получает должного признания и должна

51

была бы оплачиваться выше.

Об этом заявила

одна пятая

часть

опрошенных ИТР*

В основном

- это

категория

работников

с большим

производственным

стажем, часть из

которых с

незаконченным средним

и средним специальным образованием. Большинство из них считает,

что в их работе незначительны или совсем отсутствуют элементы

творческого труда, или (таких большинство) затрудняются опреде­ лить наличие творческих функций в своей работе. Тем не менее, су­ ля по другим показателям, характеризующим, эту категорию специа­

листов, они выполняют значительный объем работы, много времени заняты на производстве, отвечают за такие участки, от которых

во многом зависит успешная деятельность предприятия.

Следует отметить, что ощущение некоторыми специалистами то­ го, что их трудовой вклад недооценивается, не порлиялна степень их удовлетворенности работой. Зднсь проявилось понимание своего первейшего общественного долга - плодотворного труда на благо об­ щества. Работник испытывает удовлетворение от самого процесса труда, от активного участия в общей работе производственного кол­ лектива; материальное вознаграждение при всем его значении не играет самодовлеющей роли, серьезный вес приобретают идейные,

моральные стимулы, заинтересованность в успешной работе коллек­ тива.

Одним’ из настоятельных требований, которые выдвигает науч­ но-техническая революция, современный этап коммунистического строительства к специалистам, является требование постоянно по­ вышать свою квалификацию, образование, культурно-технический и идейно-политический уровень.

Ускоренные темпы технического прогресса ведут к непрерывным

52


изменениям в материальной базе производства и транспорта, к ус­ ложнению и совершенствованию машин и механизмов, технологических процессов, к новым формам, организации труда и управления. Соот­ ветственно растут требования к специальной и общей подготовке

инженерно-технических работников, , В анкете, предложенной ИТР и служащим, автопредприятий, в

связи с этим содержалась группа вопросов, целью которой было вы­ яснить, как они работают над повышением своей квалификации, обще­

образовательного и идейного уровня.

На. вопрос о том, в какой форме повывали ИТР свою квалифика­ цию в течение последних двух лет, ответили 62 чел,: 7# из них за­

нимались в системе технико-экономической учебы на предприятиях, 32# - .учились на различных курсах повышения квалификации, II#

были в творческих командировках на родственных предприятиях рес­ публики, 47# занимались самообразованием.

Таким образом, абсолютное большинство ИТР на протяжении пос­

ледних двух лет повышало свою квалификацию. Следует отметить, что,

если некоторые специалисты из числа опрошенных повышали овою ква­ лификацию оба года (в разных формах учебы), то чаоть ИТР совсем

не занималась. Необходимо обратить внимание и на то, что почти половина ИТР занималась самообразованием, т .е . изучением спе­

циальной литературы, посещением отдельных лекций. Не беря под сомнение полезность такой формы повышения квалификации, нужно отметить, что редко такая учеба бывает целеустремленной, систе­ матической, а в отдельных случаях ссылкой на самостоятельную ра­ боту некоторые ИТР прикрывают свое равнодушие к совершенствова­ нию специальных знаний и навыков. Это косвенно подтверждается

53

такими данными: в группе ИТР, заявивших, что они занимаются са­ мообразованием, лишь очень незначительная часть назвала этот вид занятий среди других дел, на которые они тратят свое сво­ бодное время.

Ведущие побудительные мотивы к повышению квалификации, как видно из данных анкетирования, - это требование технического прогресса, производственная необходимость, а также желание обо­ гатить свои Знания. 80t ИТР Назвали именно эти мотивы. Большин­ ство служащих сослались на последний мотив, что вполне есте­ ственно, ибо влияние технического прогресоа на свою деятель­ ность они ощутают в меньшей степени, чем ИТР,

Среди причин,побуждающих ИТР продолжать образование, также преобладают причины, вытекающие из производственной необхо­ димости, Так, Ь% занимающихся в вечерних и заочных учебных за­ ведениях, заявили, что учатся для того, чтобы повысить свою квалификацию, 4 - потому, что они хотят сменить специальность.

Половина опрошенных одновременно назвала среди мотивов учебы желание расширить свой кругозор,

Как свидетельствуют эти данные, работник советского пред­ приятия (ибо указанные цифры отражают общую тенденцию), хорошо понимай, что повышение квалификации, знаний - это насущное тре­ бование производства, в то же время стремится приобрести эта знания не только в практических целях, но и в целях своего ду­ ховного развития как личности.

В каких знаниях прежде всего нуждаются специалисты автотрано-

портного предприятия? Ответы на соответствующий вопрос, постав­ ленный в анкете, распределились следующим образом: считают, что

54


имеется необходимость в овладении знаниями смежных специаль­ ностей - около 40? ИТР, в углублении специализации - 23$, требу­ ется то и другое - 9$. Почти четверть.заявила, что затрудняется ответить на вопрос, Можно указать здесь на такую особенность:

среди ИТР, отметивших, что они нуждаются в приобретении знаний по смежным специальностям, одна треть - это лица с незаконченным средним образованием, остальные - со средним специальным, а среди тех, кто, по их мнению, нуждается в углублении специализации,

преимущественно работники с высшим и средним специальным образо­ ванием.

ИТР, ошущая необходимость е повышении квалификации, считают,

что для этого нужно выделять специальное время. Так, е одной из

анкет есть предложение: "ввести обязательные 2 часа в неделю самоподготовки для повышения уровня знаний по своей специально­ сти". В шести анкетах на вопрос;"На что бы Вы прежде всего пред­ почли использовать свободное время, если бы оно увеличилось?"

даны ответы: "На учебу"; "Готовился бы к поступлению в вув";

Па повышение своего производственного и политического уровня путем самообразования" и т .д . Некоторые ИТР, в частности жен­ щины, записали в анкетах: "Учебу закончила в связи о возрастом".

Для замужних женщин в возрасте свыше 40 лет, в оемьях которых

2-3 ребенка, продолжение образования в учебном, заведении, конечт.

но, сопряжено с немалыми трудностями, а зачастую практически нео­ существимо.

Определенное представление об интересе к повышению квалифика­ ции и о практической реализации этого стремления дают сведения о характере и числе выписываемых работниками специальных журналов.

55

По данным анкетирования, около 40$ ИТР выписывают по пва-три технических, экономических журнала, 27$ - по одному журналу,

около 16$ не выпиоквают журналов по специальности. Если пред­ положить, что не ответившие на данный вопрос специалисты не вы­ писывают этих журналов, то получается, что 38$ ИТР (а также бо­ лее 60$ служащих) не получают журналов по своей специальности.

Это высокая цифра. Она, очевидно, должна привлечь внимание об­ щественности обследованных предприятий.

На данных автопредприятиях необходимо разработать такую си­ стему повышения квалификации ИТР и служащих (в соответствии с принятыми на автотранспорте формами этой работы), которая °хва-

тила бы воех специалистов. Регулярность занятий (для проведе­ ния их желательно освободить специальный день и час), возмож­ ность контролировать учебу слушателей, включение в учебный план практических заданий, обеспечение продвижения по слргбе для наи­ более способных и знающих ИТР, постоянно работающих над собой,

применение других .форм поощрения - все эти мери должны быть осу­ ществлены для того, чтобы наладить эффективную систему повыше­ ния профессионально-квалификационного уровня ИТР.

При наличии значительного количества ИТР-практиков, которые сейчас работают на автопредприятиях, имеется реальная возмож­ ность для более широкого привлечения ИТР и служащих к учебе в заочных й вечерних высших и средних специальных заведениях.

2. Использование рабочего времени различными кате тернами ИТР и служащих

Рациональное использование рабочего времени в сфере управ­ ления означает целесообразное использование техники и людских

56