Файл: Зеленский, В. А. НОТ в проектных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. А. З Е Л Е Н С К И Й

??с'

в проектных организациях

J

1

В. А. ЗЕЛЕНСКИЙ

в проектных организациях

Издательство «Каменяр» Львов — 1972

? т

Гос.публичная научно-•тсхяи'-«» г;?,р

I библиотек, а СО-

»

(

эхзгжгк-:*:

 

п

- т

н

В брошюре

рассказывается об основных на­

правлениях НОТ в проектно-конструкторских бю­ ро: разделении и кооперации труда, исследова­ нии бюджета рабочего времени конструкторов, организации их . рабочих мест, информационном обеспечении. Рассматриваются вопросы опреде­ ления уровня НОТ и экономической эффектив­ ности, получаемой от внедрения научной органи­ зации труда.

Брошюра рассчитана на работников проект­ но-конструкторских организаций.

1—8—5

15—72М

В В Е Д Е Н И Е

Одной из главных задач, поставленных перед советским народом девятым пятилетним планом, является ускорение темпов научно-технического прогресса. «Значение этого вопроса, •— говорил на XXIV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев, — определяется как насущными потребностями на­ шей хозяйственной практики, так и требовани­ ями завтрашнего дня».

Претворяя в жизнь решения партии, большой вклад в осуществление научно-технической рево­ люции вносят проектно-конструкторские бюро (ПКБ) страны, разрабатывающие и внедряющие в производство новую технику, модернизирую­ щие машины, оборудование и механизмы. Лишь в 1970 году ими сконструированы почти 4 тыс. образцов новой техники, а также внедрено в се­ рийное производство примерно 15 тыс. новых из­ делий. За последние 20 лет наши ПКБ передали странам социалистического содружества свыше 75 тыс. комплектов научно-технической докумен­ тации.

С помощью проектно-конструкторских орга­ низаций западных областей Украины, в частно­ сти, ПКБ Львова, построены Роздольский гор­ нохимический и Стебниковский калийный комби­ наты, Тольяттинская и Новокуйбышевская ТЭЦ, Бурштынская, Добротворская, Молдавская и Бе­ резовская ГРЭС, созданы новые модели автобу­

3


сов, автопогрузчиков, машин по химической за­ щите растений, автоматические линии производ­ ства, подвесные конвейерные системы и т. и. По нашим подсчетам общий объем проектно-кон­ структорских работ только в г. Львове с 1965 по 1969 год увеличился в 1,5 раза и теперь исчис­ ляется суммой более чем 20 млн. рублей в год.

Большие задачи в области создания совре­ менной техники предстоит решить проектантам и конструкторам в девятой пятилетке. Успешное их осуществление возможно лишь при условии дальнейшего повышения творческой эффектив­ ности специалистов, опирающейся на научные методы организации их труда.

Научная организация труда (НОТ) — одна из форм отражения достижений развития науки и техники и технического прогресса, которая преследует получение оптимальных результатов труда при минимальных его затратах. Поэтому не случайно еще на заре Советской власти научной организации труда придавалось боль­ шое значение.

Заслуга в создании и развитии НОТ, разра­ ботке ее теоретических основ, принципов и путей их практического воплощения у нас в стране при­ надлежит В. И. Ленину. Эти вопросы получили должное освещение в таких известных работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Луч­ ше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Система Тейлора — порабощение че­ ловека машиной», «Научная система выжимания пота». При жизни В. И. Ленина были созданы Совет научной организации труда, 63 учрежде­ ния НОТ во главе с Центральным институтом труда, издавались специальные журналы.

Научная организация труда всегда являлась предметом заботы Коммунистической партии. В частности, в Программе КПСС указывается, что «новая техника и сокращение рабочего дня тре­ буют перехода к более высокой ступени органи­ зации труда»; на необходимость «всемерно внед­ рять научную организацию труда» во все отрас­ ли народного хозяйства указывается в Директи­ вах XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971—■ 1975 годы.

В настоящее время у нас в дтране работы в области НОТ разворачиваются в соответствии с современным развитием производительных сил. Созданы 250 учреждений, разрабатывающих тео­ ретические, методические и нормативные мате­ риалы по НОТУчреждены центры, фирмы и объединения, оказывающие предприятиям прак­ тическую помощь в организации труда на науч­ ной основе. Все это позволило в последнее время

внедрить

в промышленность 600 тыс.

мероприя­

тий по НОТ и получить 545 млн. руб.

экономии,

а также

уменьшить ее потребность в

трудовых

ресурсах примерно на 30% • Приведенные факты позволяют констатиро­

вать широкое распространение НОТ в различ­ ных отраслях народного хозяйства. Однако в проектно-конструкторских учреждениях страны, где работает около 1,2 млн. специалистов, НОТ до сих пор не нашла должного развития и при­ менения. Прямое же перенесение имеющегося опыта НОТ из области машиностроения в прак­ тику ПКБ не представляется возможным в силу

.различия условий, предметов, средств и резуль­ татов их труда.

5


Исследованиями доказано, что большинство специалистов, разрабатывающих новую технику на уровне лучших мировых образцов и превос­ ходящих их, зачастую трудятся на рабочих ме­ стах, площадью вдвое-втрое меньше рекоменду­ емой нормами, в слабо освещенных помещениях, лишенных приточной вентиляции и элементар­ ных удобств. Все это отрицательно сказывается на результатах труда конструкторов и проектан­ тов, вызывает преждевременную их утомляе­ мость, приводит к значительным потерям рабоче­ го времени.

Поэтому неотложной задачей НОТ в ПКБ необходимо признать прежде всего разработку способов организации труда, обеспечивающих создание в служебных помещениях оптимальной гигиенической обстановки: температуры, состава воздуха, освещения, вентиляции, положительно влияющих на повышение творческой отдачи ра­ ботников и коэффициента использования их ра­ бочего времени.

Несмотря на отмеченные недостатки в облас­ ти работы по НОТ ПКБ, у нас уже имеется по­ ложительный опыт. Он накоплен, в частности, в Минском СКБ-3, конструкторском отделе ГАЗа, а также во Львовском ГПКБ по конвейеростроению, в Гипроспецавтотрансе, ГСКБ по автопо­ грузчикам и т. д.

В настоящей брошюре рассказывается об опы­ те работы по НОТ в проектно-конструкторских организациях Львова.

Ч Т О Т А К О Е К О Н С Т Р У К Т О Р С К И Й Т Р У Д

Сейчас невозможно представить себе отрасль производства без участия в нем конструкторского труда. Выпускаемые промышленностью материальные ценности могут быть созданы лишь после их проектирования или конструирования.

Конструкторский труд по своему содержанию состо­ ит из непосредственно труда, предметов труда и средств труда. На разработанной нами схеме (рис. 1) изобра­ жена сфера применения труда конструктора, в основе которой содержится соединение умственного и физичес­ кого труда. При этом решающим фактором выступает умственный труд. Именно он затрачивается на создание новых машин, приборов, механизмов, на инженерное воплощение сделанных научных открытий. Физический труд является вспомогательным и направлен на мате­ риализацию замыслов конструкторов. Он применяется при изготовлении экспериментальных образцов новой техники, макетов, испытательных стендов и т. д.

Сфера применения труда конструктора, сложность и специфика его осуществления предполагают необходи­ мость' широкой теоретической подготовки специалистов в области таких дисциплин, как физика, химия, механи­ ка, электротехника, гидравлика, пневматика, телемеха­ ника, сопротивление материалов, математика и т. д. Вместе с тем конструктор обязан располагать знаниями о функционировании различных машин и их деталей, свойствах современных материалов, уметь эскизировать.

7


выполнять технические чертежи, знать множительную и копировальную технику.

Кроме перечисленных требований конструктор дол­ жен:

1. Владеть основами марксистско-ленинской фило­ софии и навыками диалектического мышления.

2.Иметь наблюдательность и силу воображения.

3.Быть самокритичным и способным к импровиза­

ции.

4.Знать экономику производства, техническую эсте­ тику, логику, научную организацию труда-

5.Хорошо разбираться в вопросах научно-техничес­ кой информации.

6.Стремиться к постоянному самообразованию, уметь работать в коллективе.

7.Творчески решать поставленные перед ним задачи.

8.Иметь хорошую память и склонность к самоорга­

низации.

^

9. Владеть как минимум

одним иностранным язы­

ком с целью получения возможности ознакомления с соответствующей литературой из первоисточников.

Конструктор обязан быть всегда осведомленным об изделиях зарубежных фирм, производящих родствен­ ную его профилю продукцию, иметь четкое представле­ ние о современных тенденциях и направлениях развития техники, ее уровня.

Овладение творческими компонентами, т. е. особыми качествами, навыками и знаниями, необходимыми кон­ структору для труда, а также способностью мысленно представлять себе и излагать на бумаге пространствен­ ные структуры приходит лишь в результате получения специального образования или довольно продолжитель­ ной практики в области конструирования.

Графически идея будущей машины может быть изло­ жена лишь самим конструктором. Вместе с тем дей­

8

ствия, производимые им вручную — циркулем, каранда­ шом, линейкой, на первый взгляд кажущиеся подлинной характеристикой конструкторского труда, отступают да­ леко на задний план по сравнению с широкой и много­ сторонней работой мысли, выполняемой специалистом,

В постоянных поисках всевозможных путей решения задачи конструктор одновременно выполняет ряд других работ — зскизирование, расчеты, проектирование, сравнение преимуществ и недостатков различных вари­ антов. Только при этом условии он может найти опти­ мальный вариант решения.

Умение конструктора при помощи различных мыс­ ленных комбинаций создавать новую техническую фор­ му должно опираться на знание законов природы. Вновь созданная форма, т. е. новая техника, является особой, реальной действительностью, ранее в природе не суще­ ствовавшей. Для ее появления совершенно недостаточно применение лишь теоретических знаний. Здесь крайне необходимы критическое осмысливание существующего опыта, понимание его и выбор границ заимствования.

Из ряда возникших вариантов создатель новой тех­ ники обязан принять наиболее оптимальный, в процессе конструирования определить не только необходимое, но и излишнее, безболезненно отказаться от него. Кроме умения комбинировать, нужно, чтобы конструктор-обла­ дал известной силой воображения. Создаваемые им объекты — машины, механизмы, агрегаты и пр., являют­ ся пространственными структурами, состоящими из оп­ ределенного количества частичных структур, представ­ ленных в виде блоков и отдельных частей.

Пространственное группирование отдельных частей в блоки, а блоков в объекты, анализ физических процес­ сов — механических, электрических и т. д., а также ис­ следование различных форм движения отдельных частей и блоков относительно друг друга — это и многое дру­

9