ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
В. А. З Е Л Е Н С К И Й
IЦ??с'
в проектных организациях
J
1
В. А. ЗЕЛЕНСКИЙ
в проектных организациях
Издательство «Каменяр» Львов — 1972
? т
Гос.публичная научно-•тсхяи'-«» г;?,р
I библиотек, а СО- |
» |
|
( |
эхзгжгк-:*: |
|
п |
- т |
н |
В брошюре |
рассказывается об основных на |
правлениях НОТ в проектно-конструкторских бю ро: разделении и кооперации труда, исследова нии бюджета рабочего времени конструкторов, организации их . рабочих мест, информационном обеспечении. Рассматриваются вопросы опреде ления уровня НОТ и экономической эффектив ности, получаемой от внедрения научной органи зации труда.
Брошюра рассчитана на работников проект но-конструкторских организаций.
1—8—5
15—72М
В В Е Д Е Н И Е
Одной из главных задач, поставленных перед советским народом девятым пятилетним планом, является ускорение темпов научно-технического прогресса. «Значение этого вопроса, •— говорил на XXIV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев, — определяется как насущными потребностями на шей хозяйственной практики, так и требовани ями завтрашнего дня».
Претворяя в жизнь решения партии, большой вклад в осуществление научно-технической рево люции вносят проектно-конструкторские бюро (ПКБ) страны, разрабатывающие и внедряющие в производство новую технику, модернизирую щие машины, оборудование и механизмы. Лишь в 1970 году ими сконструированы почти 4 тыс. образцов новой техники, а также внедрено в се рийное производство примерно 15 тыс. новых из делий. За последние 20 лет наши ПКБ передали странам социалистического содружества свыше 75 тыс. комплектов научно-технической докумен тации.
С помощью проектно-конструкторских орга низаций западных областей Украины, в частно сти, ПКБ Львова, построены Роздольский гор нохимический и Стебниковский калийный комби наты, Тольяттинская и Новокуйбышевская ТЭЦ, Бурштынская, Добротворская, Молдавская и Бе резовская ГРЭС, созданы новые модели автобу
3
сов, автопогрузчиков, машин по химической за щите растений, автоматические линии производ ства, подвесные конвейерные системы и т. и. По нашим подсчетам общий объем проектно-кон структорских работ только в г. Львове с 1965 по 1969 год увеличился в 1,5 раза и теперь исчис ляется суммой более чем 20 млн. рублей в год.
Большие задачи в области создания совре менной техники предстоит решить проектантам и конструкторам в девятой пятилетке. Успешное их осуществление возможно лишь при условии дальнейшего повышения творческой эффектив ности специалистов, опирающейся на научные методы организации их труда.
Научная организация труда (НОТ) — одна из форм отражения достижений развития науки и техники и технического прогресса, которая преследует получение оптимальных результатов труда при минимальных его затратах. Поэтому не случайно еще на заре Советской власти научной организации труда придавалось боль шое значение.
Заслуга в создании и развитии НОТ, разра ботке ее теоретических основ, принципов и путей их практического воплощения у нас в стране при надлежит В. И. Ленину. Эти вопросы получили должное освещение в таких известных работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Луч ше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Система Тейлора — порабощение че ловека машиной», «Научная система выжимания пота». При жизни В. И. Ленина были созданы Совет научной организации труда, 63 учрежде ния НОТ во главе с Центральным институтом труда, издавались специальные журналы.
Научная организация труда всегда являлась предметом заботы Коммунистической партии. В частности, в Программе КПСС указывается, что «новая техника и сокращение рабочего дня тре буют перехода к более высокой ступени органи зации труда»; на необходимость «всемерно внед рять научную организацию труда» во все отрас ли народного хозяйства указывается в Директи вах XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971—■ 1975 годы.
В настоящее время у нас в дтране работы в области НОТ разворачиваются в соответствии с современным развитием производительных сил. Созданы 250 учреждений, разрабатывающих тео ретические, методические и нормативные мате риалы по НОТУчреждены центры, фирмы и объединения, оказывающие предприятиям прак тическую помощь в организации труда на науч ной основе. Все это позволило в последнее время
внедрить |
в промышленность 600 тыс. |
мероприя |
тий по НОТ и получить 545 млн. руб. |
экономии, |
|
а также |
уменьшить ее потребность в |
трудовых |
ресурсах примерно на 30% • Приведенные факты позволяют констатиро
вать широкое распространение НОТ в различ ных отраслях народного хозяйства. Однако в проектно-конструкторских учреждениях страны, где работает около 1,2 млн. специалистов, НОТ до сих пор не нашла должного развития и при менения. Прямое же перенесение имеющегося опыта НОТ из области машиностроения в прак тику ПКБ не представляется возможным в силу
.различия условий, предметов, средств и резуль татов их труда.
5
Исследованиями доказано, что большинство специалистов, разрабатывающих новую технику на уровне лучших мировых образцов и превос ходящих их, зачастую трудятся на рабочих ме стах, площадью вдвое-втрое меньше рекоменду емой нормами, в слабо освещенных помещениях, лишенных приточной вентиляции и элементар ных удобств. Все это отрицательно сказывается на результатах труда конструкторов и проектан тов, вызывает преждевременную их утомляе мость, приводит к значительным потерям рабоче го времени.
Поэтому неотложной задачей НОТ в ПКБ необходимо признать прежде всего разработку способов организации труда, обеспечивающих создание в служебных помещениях оптимальной гигиенической обстановки: температуры, состава воздуха, освещения, вентиляции, положительно влияющих на повышение творческой отдачи ра ботников и коэффициента использования их ра бочего времени.
Несмотря на отмеченные недостатки в облас ти работы по НОТ ПКБ, у нас уже имеется по ложительный опыт. Он накоплен, в частности, в Минском СКБ-3, конструкторском отделе ГАЗа, а также во Львовском ГПКБ по конвейеростроению, в Гипроспецавтотрансе, ГСКБ по автопо грузчикам и т. д.
В настоящей брошюре рассказывается об опы те работы по НОТ в проектно-конструкторских организациях Львова.
Ч Т О Т А К О Е К О Н С Т Р У К Т О Р С К И Й Т Р У Д
Сейчас невозможно представить себе отрасль производства без участия в нем конструкторского труда. Выпускаемые промышленностью материальные ценности могут быть созданы лишь после их проектирования или конструирования.
Конструкторский труд по своему содержанию состо ит из непосредственно труда, предметов труда и средств труда. На разработанной нами схеме (рис. 1) изобра жена сфера применения труда конструктора, в основе которой содержится соединение умственного и физичес кого труда. При этом решающим фактором выступает умственный труд. Именно он затрачивается на создание новых машин, приборов, механизмов, на инженерное воплощение сделанных научных открытий. Физический труд является вспомогательным и направлен на мате риализацию замыслов конструкторов. Он применяется при изготовлении экспериментальных образцов новой техники, макетов, испытательных стендов и т. д.
Сфера применения труда конструктора, сложность и специфика его осуществления предполагают необходи мость' широкой теоретической подготовки специалистов в области таких дисциплин, как физика, химия, механи ка, электротехника, гидравлика, пневматика, телемеха ника, сопротивление материалов, математика и т. д. Вместе с тем конструктор обязан располагать знаниями о функционировании различных машин и их деталей, свойствах современных материалов, уметь эскизировать.
7
выполнять технические чертежи, знать множительную и копировальную технику.
Кроме перечисленных требований конструктор дол жен:
1. Владеть основами марксистско-ленинской фило софии и навыками диалектического мышления.
2.Иметь наблюдательность и силу воображения.
3.Быть самокритичным и способным к импровиза
ции.
4.Знать экономику производства, техническую эсте тику, логику, научную организацию труда-
5.Хорошо разбираться в вопросах научно-техничес кой информации.
6.Стремиться к постоянному самообразованию, уметь работать в коллективе.
7.Творчески решать поставленные перед ним задачи.
8.Иметь хорошую память и склонность к самоорга
низации. |
^ |
9. Владеть как минимум |
одним иностранным язы |
ком с целью получения возможности ознакомления с соответствующей литературой из первоисточников.
Конструктор обязан быть всегда осведомленным об изделиях зарубежных фирм, производящих родствен ную его профилю продукцию, иметь четкое представле ние о современных тенденциях и направлениях развития техники, ее уровня.
Овладение творческими компонентами, т. е. особыми качествами, навыками и знаниями, необходимыми кон структору для труда, а также способностью мысленно представлять себе и излагать на бумаге пространствен ные структуры приходит лишь в результате получения специального образования или довольно продолжитель ной практики в области конструирования.
Графически идея будущей машины может быть изло жена лишь самим конструктором. Вместе с тем дей
8
ствия, производимые им вручную — циркулем, каранда шом, линейкой, на первый взгляд кажущиеся подлинной характеристикой конструкторского труда, отступают да леко на задний план по сравнению с широкой и много сторонней работой мысли, выполняемой специалистом,
В постоянных поисках всевозможных путей решения задачи конструктор одновременно выполняет ряд других работ — зскизирование, расчеты, проектирование, сравнение преимуществ и недостатков различных вари антов. Только при этом условии он может найти опти мальный вариант решения.
Умение конструктора при помощи различных мыс ленных комбинаций создавать новую техническую фор му должно опираться на знание законов природы. Вновь созданная форма, т. е. новая техника, является особой, реальной действительностью, ранее в природе не суще ствовавшей. Для ее появления совершенно недостаточно применение лишь теоретических знаний. Здесь крайне необходимы критическое осмысливание существующего опыта, понимание его и выбор границ заимствования.
Из ряда возникших вариантов создатель новой тех ники обязан принять наиболее оптимальный, в процессе конструирования определить не только необходимое, но и излишнее, безболезненно отказаться от него. Кроме умения комбинировать, нужно, чтобы конструктор-обла дал известной силой воображения. Создаваемые им объекты — машины, механизмы, агрегаты и пр., являют ся пространственными структурами, состоящими из оп ределенного количества частичных структур, представ ленных в виде блоков и отдельных частей.
Пространственное группирование отдельных частей в блоки, а блоков в объекты, анализ физических процес сов — механических, электрических и т. д., а также ис следование различных форм движения отдельных частей и блоков относительно друг друга — это и многое дру
9