ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
гое надлежит мысленно решать конструктору. Поэтому логическое мышление в творческом процессе должно от личаться ясностью, последовательностью, способностью раскрывать причинные связи явлений, обобщать их и иа основе полученных данных создавать предпосылки для дальнейших разработок.
Всвязи с важностью вопроса об определении цели конструкторского труда, рассмотрим его подробнее. При этом необходимо отметить, что применительно к кон кретным задачам конструирования проблема постанов ки цели труда научно не разработана. Проведенные ис следования дают частичное представление о ней, однако авторы при этом касаются в основном процесса проек тирования, который во многом отличается от процесса конструирования. Четкое определение цели конструктор ского труда — важнейший фактор в деятельности орга низации.
Вместе с тем постановка цели не исключает различ ной ее трактовки. Одни могут понимать и воспринимать
ееправильно, другие — наоборот, или же с удобным для них толкованием. Поэтому неотложной задачей и важ ным достоинством лица, ответственного за решение проблемы, должно быть умение определить, точно сфор мулировать цель и выбрать оптимальные пути ее дости жения, а также увязать поставленную цель с общими целями, поставленными перед ПКБ.
Целью конструкторского труда является «овещест вление знаний», их приложение в процессе производства, передача производству нового продукта. Реальность ее осуществления возникает при правильном выборе и мак симальном использовании предметов и средств труда-
Вматериальном производстве предметом труда яв ляется вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует орудиями труда с целью создания мате риальных благ. По этому поводу К. Маркс писал: «...если
!0
Рис. I. Сфера применения труда конструктора
сам предмет труда уже был... профильтрован пред шествующим трудом, то мы называем его сырым мате риалом, напр. уже добытая руда...»
В отношении конструкторского труда, по нашему мнению, обоснованным будет следующий вывод: пред метом конструкторского труда, так называемой «рудой», являются все предшествующие знания человечества — различные виды научной, технической, экономической и другой информации, закрепленные на определенных ма териальных носителях: патентных описаниях, картах, чертежах, таблицах, цифрах, фото- и кинодокументах, магнитофонных пленках, а также в интеллекте чело века, которые индивидууму надлежит воспринять, осмыслить и переработать с целью выдачи новой инфор мации, закрепленной уже на новых носителях (в дан ном случае в чертежах, расчетах и пояснительных записках).
Знания, в каких бы видах они не выступали, на ка ком бы материальном носителе или в интеллекте людей не закреплялись, могут быть использованы с целью соз дания новых потребительных стоимостей при условии их соответствующей обработки, дополнения, изменения, придания им новых качеств.
Достижение заранее заданных качеств потребитель ных стоимостей сопряжено со степенью сложности при лагаемого конструкторского труда, который вне зависи мости от нее обладает свойственными ему общими про цессами: получения информации, ее переработки и обработки; обоснования, формулировки и выдачи новых технических решений.
Получение информации предусматривает накопле ние, анализ и обобщение существующих знаний, опыта, практики в области поставленной перед конструктором задачи, а также выдачи специалисту предварительных рекомендаций ее решения.
12
Процесс аналитико-синтетической переработки и об работки информации — один из основных в конструиро вании. Он предполагает ознакомление конструктора с информационными материалами, их осмысливание, трансформацию и выбор из них наиболее рациональных данных, а также способствует определению оптимально го варианта решения.
В материальном производстве неотъемлемым момен том труда являются средства труда, которые служат проводником воздействия на предмет труда. Каждой экономической эпохе свойственны свои средства труда, являющиеся мерилом развития человеческой рабочей с и л ё 1 и показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд. «Экономические эпохи раз личаются не тем, что производится, а тем, как произ водится, какими средствами труда», —‘ писал К. Маркс.
Каждому виду целесообразной человеческой деятель ности также свойственны свои средства труда. Так как при помощи резца и станка токарь обрабатывает ме талл, создавая новую потребительную стоимость, так и конструктор, используя свой интеллект (знания, опыт, методику) и предшествующую информацию, при помо щи карандаша, линейки, различных приспособлений, счетной' техники воплощает свои замыслы в чертежи.
Средства труда находятся в стадии постоянного раз вития и совершенствования. Если еще совсем недавно конструкторы и проектанты пользовались довольно при митивными средствами труда, то сейчас им на помощь пришли электронно-вычислительные машины, множи тельная техника, автоматические кульманы, различные счетные линейки, заменившие многие справочники и т. д.
В процессе конструирования непосредственно труд при взаимодействии со средствами труда соединяется с предметами предшествующего труда и запечатлевается в них в форме ранее неизвестного материального резуль-
13
тэта, имеющего новую потребительную стоимость. Ины ми словами, конструктор, используя средства труда,вы полняет предусмотренные изменения предметов труда,, представленных в виде определенного знания, т. е. ре шает задачу создания нового продукта с ранее обуслов ленными параметрами его производительности, веса, га баритов, стоимости производства и т. д.
Анализ простых моментов конструкторского труда позволяет сделать определение сущности конструирова ния, которая, по нашему мнению, заключается в вопло щении творческих компонентов индивидуума в новую техническую форму. Именно воплощение и составляет степень сложности процесса конструирования, оценить которую почти не представляется возможным, так как труд при этом выступает в виде умственной деятель ности-
Сущность конструкторского труда представляет со бой внутренние связи и отношения между непосред ственным трудом, предметами и средствами труда. Она проявляется в свойствах и признаках данного содержа ния.
Рассмотрев процесс конструкторского труда, цель, сущность и содержание, мы получили основание клас сифицировать его как целесообразную деятельность оп ределенной категории людей, направленную на практи ческое применение выработанного обществом научного знания с целью создания новых потребительных стои мостей, представленных в виде машин, механизмов, при боров, схем.
' Конструкторский труд неповторим. Поэтому при ис следовании его цели, сущности и содержания можно сделать заключение, что данный вид труда следует рас сматривать как сложную информационную систему, созданную для сбора, анализа, синтеза и переработки предшествующих знаний с целью получения ранее не-
14
существующих качеств, новых технических образов, каждый раз отличающихся своей оригинальностью и отвечающих всем заданным для них требованиям. От эффективности этой системы, умения организовать ее во многом зависит решение задач, поставленных перед проектно-конструкторскими бюро по машиностроению.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НОТ В ПКБ
В период научно-технической революции, когда проектно-конструкторский • труд становится одной из ее движущих сил, научная организация труда в ПКБ об ретает значение государственной важности. При ее внед рении речь может идти не столько о заимствовании уже выработанных на промышленных предприятиях и апро бированных схем внедрения НОТ, сколько о становле нии в проектно-конструкторских бюро свойственной толь ко им научной организации труда, о творческом исполь зовании накопленного опыта нотовцев заводов, фабрик, производственных объединений и т. п.
В проектно-конструкторских учреждениях научной организацией труда следует назвать такую, которая, ос новываясь на новейших достижениях науки и передово го опыта, позволяет наилучшим образом соединить тех нику и людей в едином производственном процессе, обеспечить наиболее продуктивное использование мате риальных, трудовых и финансовых ресурсов, неуклонное повышение эффективности проектно-конструкторского труда. НОТ в проектно-конструкторских бюро базирует ся на общем учении о науковедении, экономике и орга низации труда с учетом специфических особенностей творческой деятельности этих учреждений. Ее сущность здесь заключается в непрерывном внесении в сущест вующую организацию труда инженеров и техников сов-
ременных достижений технических, экономических, био логических, юридических и социальных наук с целью дальнейшего повышения отдачи огромной армии специ алистов высшей квалификации.
В проектно-конструкторских бюро научную органи зацию труда следует рассматривать с точки зрения трех
еезначений:
1.Как наиболее важное условие повышения эффек тивности проектно-конструкторского труда.
2- Как способ достижения высокорационального ис пользования предметов и средств труда.
3. Как возможность создания наиболее благоприят ных условий для творческого труда.
Данные значения позволяют определить главную за дачу НОТ в проектно-конструкторских бюро, которая заключается в получении максимального эффекта от труда проектантов и конструкторов при условии мини мальной затраты человеческой энергии и материальных средств на базе использования опыта и достижений нау ки и техники. Этот принцип, который условно можно на звать принципом экономии, является наиболее типич ной особенностью НОТ.
Вместе с тем он позволяет определить и ряд частных задач научной организации труда в ПКБ, к которым следует отнести:
обеспечение оптимальной интенсивности труда; повышение качества выпускаемой технической доку
ментации и эффективности научных исследований; сокращение цикла «разработка — производство»; повышение культуры и эстетики труда; создание оптимальных условий труда;
культурно-техническое развитие специалистов, повы шение их заработной платы;
повышение ответственности за выполняемую работу и дисциплину труда;.
16
совершенствование управления проектно-конструк торскими работами.
Решение задач, стоящих перед НОТ в ПКБ, возмож но через сеть проводимых в учреждениях мероприятий, в основу которых должны быть положены главные на правления НОТ, характерные для проектно-конструктор ских организаций. Ими являются:
разделение и кооперация труда; организация рабочего места конструктора;
исследование бюджета рабочего времени с целью его лучшего использования;
внедрение современных средств оргтехники, механи зация и автоматизация копировально-множительных ра бот и'инженерно-технических расчетов;
всемерное повышение уровня информационного обес печения специалистов;
выбор оптимальной организационной структуры уч реждения.
Указанные основные направления НОТ сведены в табл. 1, в которой определены сферы их действия и ру ководящие материалы, какими следует пользоваться при решении вопросов научной организации труда ПКБ. Для наглядности перечислены материалы, используемые во Львовском ГПКБ по конвейеростроению.
Реализация плана НОТ в ПКБ должна предусмат ривать главную цель -— максимальное использование возможностей для повышения трудовой эффективности специалистов. Надо исследовать материальные средства, силы и условия, при помощи которых совершается тру довой процесс, предполагая при этом непрерывное со вершенствование форм его организации, построенных на основе последних достижений науки, техники-и. опыта, обеспечивающих всестороннюю экономию труда и вре мени конструкторов и проектантов в интересах повыше ния эффективности общественного проиГв’Ьд($&а.п..$)„,)5СЯ‘
2 В. Зеленский |
научно - |
. -,Э |
б к О .'П 'А |
|
|
|
|
ЧИТАШ
00 |
|
Таблица 1 |
|
Основные направления НОТ в ПКБ |
|
Наименование |
Сфера действия |
. Руководящие материалы, определяющие сферу |
направлений НОТ |
направлений НОТ |
действия направлений НОТ |
Тематическое разде в пределах ПКБ ление и кооперация труда
а) типовые структуры ПКБ; б) типовые положения о ПКБ; в) тарифно-квалифика ционные справочники; г) положение о под разделениях ПКБ; д) рекомендации уче ных и исследователей; е) опыт работы ПКБ
|
|
в |
пределах подразде |
то же самое и: а) расстановка работников |
|
|
|
лений |
согласно штатному расписанию; |
||
|
|
|
|
б) должностные инструкции |
|
Организация |
рабочих то |
же |
а) типовые разработки; б) опыт работы по |
||
мест |
|
|
внедрению НОТ; |
в) рекомендации ученых |
|
|
|
|
|
и исследователей; |
г) тематические разра |
|
|
|
|
ботки отраслевых |
НИИ |
Исследование бюдже отдельные исполните |
а) указания и методические материалы по |
||||
та |
рабочего |
време |
ли |
проведению фотографии и самофотографии |
|
ни |
специалистов |
|
рабочего дня; б) анкетный опрос; в) соци |
||
|
|
|
|
ологические исследования; г) литературные |
источники; д) рекомендации исследовате лей
ьэ Механизация и авто в пределах ПКБ матизация копировально - множитель ных работ и инже нерно-технических расчетов
Повышение у р о в н я то же информацио и н о г о обеспечения участ ников тру д о в о г о процесса
а) методика выполнения работ; б) инст рукции по эксплуатации оборудования; в) паспорта машин; г) инструкции по тех нике безопасности; д) опыт других ПКБ; е) исследования и публикации в данной области
а) постановления правительства по вопро сам научно-технической информации; б) приказы и распоряжения по отрасли;
в) методические рекомендации отраслевого института; г) опыт работы НИИ и ПКБ;
д) исследования ученых
в пределах подразде- |
а) |
должностные |
инструкции |
работников |
лений |
ОНТИ; |
разработки ОНТИ; |
||
|
б) |
методические |
||
|
в) |
нормативы информационного |
обеспече |
|
|
ния; |
|
|
|
|
г) сетевая модель информационного обес |
|||
|
печения |
|
|
Выбор оптимальной в пределах ПКБ организаци о н н о й структуры
а) решения о специализации и тематичес кой направленности ПКБ; б) опыт работы других ПКБ; в) литературные источники; г) научные исследования; д) сетевая мо дель процесса конструирования; е) типовые положения о ПКБ; ж) положения о под разделениях ПКБ; з) численность ПКБ и его подразделений
«5
Формирование и реализацию планов НОТ рекомен дуется осуществлять в три этапа.
I этап. Созданные ,в ПКБ творческие бригады, в со став которых должны войти работники службы НОТ, от дела научно-технической информации, экономисты, луч шие конструкторы, разработчики и проектанты, изучают состояние организации труда на рабочих местах, новей шие достижения науки и практики в этой области, опре деляют наиболее оптимальные физические, гигиеничес кие и эстетические условия труда применительно к ра бочим местам. Полученные материалы анализируются и сопоставляются с нормативами и научными рекоменда циями, после чего составляются карты состояния орга низации труда на изучаемых участках.
II этап. Творческие бригады НОТ разрабатывают планы научной организации труда на рабочих местах конструкторов и проектантовЭти планы составляются на основании материалов анализа существующего по ложения, полученных при выполнении работ первого этапа.
Намечая мероприятия, необходимо разрабатывать их технические характеристики, при помощи которых мож но было бы сопоставить существующие способы орга низации труда с рекомендуемыми. По каждому меро приятию следует определять экономический эффект.
Предложенные мероприятия группируются по основ ным направлениям в области совершенствования орга низации труда ПКБ, а затем включаются в планы науч ной организации труда на изучаемых участках. Они ут верждаются руководителем проектно-конструкторского учреждения. В окончательном виде планы НОТ оформ ляются в специальных журналах бригад научной орга низации труда.
III этап. В него включаются оформление заданий по реализации мероприятий планов НОТ и доведение их до
20