Файл: Гуменюк, Л. М. Совершенствование бухгалтерского учета в угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
re Затрат на добычу угла отражается По статье «Зара ботная плата», а отчисления по социальному страхова нию от сумм этих резервов — по статье «Начисления па заработную плату».
Как уже отмечалось, производственная себестоимость добычи угля планируется франко—вагон—шахГа (раз рез). Поэтому с целью равномерного распределения за трат на погрузку угля создаются резервы на расходы по погрузке угля в железнодорожные вагоны.
Резерв образуется на 1-е число следующего отчет ного месяца после ввода разреза в эксплуатацию путем следующего расчета: плановая стоимость погрузки од ной тонны угля в железнодорожные вагоны умножается на количество угля, находящегося на это число на уголь ном складе. Так, например, на 1-е число следующего после ввода разреза в эксплуатацию месяца на угольном складе находилось 7 тыс. т угля. Плановая стоимость погрузки составляет 10 коп. за 1 т. Тогда сумма резерва на расходы по погрузке угля в железнодорожные ваго ны составит 700 руб. (10 коп. х 7000 г).
В последующие месяцы сумма резерва увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения коли чества угля, оставшегося на складе на первое число сле дующего месяца. Так, если количество отгруженного, отпущенного потребителям и израсходованного на соб ственные нужды угля превышает добычу отчетного пе риода, то фактические расходы на погрузку включаются в себестоимость добычи угля за минусом плановой себе стоимости затрат на погрузку, относящейся к разности в остатках угля на начало и конец отчетного месяца, ко торые списываются за счет суммы созданного резерва.
Например, разрез на начало месяца имеет на складе 11000 т угля; в отчетном месяце добыто 92000 т; отгру жено углесбыту 95000 г угля; плановая стоимость по грузки 1 тугля в железнодорожные вагоны—10 коп.; фак тические затраты на погрузку составили 9100 руб. В данном случае остатки угля на начало следующего ме сяца составили 8000 т. или уменьшились на 3000 т;
(11000 т-І-92000 г—95000 г). ' В связи со снижением остатка угля на складе необ
ходимо уменьшить сумму ранее созданного резерва, ис ходя из плановой стоимости погрузки угля, что состав ляет 300 руб. (10 коп. X 3000 т). Расходы, подлежащие
38
включению в себестоимость добычи угля, |
составят |
8800 руб. (9100—300 руб.). |
потре |
Если количество отгружаемого, отпущенного |
бителям и израсходованного на собственные нужды угля
меньше количества добытого за отчетный |
месяц, то на |
разность в остатках на начало и конец |
месяца допол |
нительно начисляется резерв на расходы |
по погрузке |
угля в железнодорожные вагоны. |
|
Например, разрез добыл за отчетный месяц 92000 і угля, а отгрузил и израсходовал на собственные нужды всего 8000 г. Сумма дополнительно начисленного резер ва на расходы по погрузке угля в связи с увеличением остатков его на складе на 12000 т (92000 т—80000 т) составит 1200 руб. (10 коп. х 12000 т).
Произведенные исследования и практика работы по казывают, что на тех предприятиях, где не создавались резервы на расходы по погрузке угля (разрезы «Грамотеинский», «Байдаевский», «Моховский»), при снижении остатков угля на складах на конец отчетного месяца все фактические расходы на погрузку угля целиком от носились на затраты по добыче угля этого месяца, что, приводило, как правило, к дополнительным расходам, относимым на себестоимость добычи угля.
Так, в 1966 году на базе горного участка разреза «Грамотеинский» был организован разрез «Моховский». В связи с резким отставанием строительства подъездных железнодорожных путей на складе скопились большие остатки угля. Незначительное количество добытого угля вывозилось автотранспортом на склад разреза «Грамо
теинский» для дальнейшей |
его отправки по |
железной |
|
дороге потребителям. На |
разрезе |
в течение |
1966 года |
не создавался резерв на расходы |
по погрузке угля в |
железнодорожные вагоны. После ввода в эксплуатацию подъездных железнодорожных путей началась интен сивная отгрузка угля со склада. За первое полугодие
1967 года остатки угля на |
складе резко |
уменьшились, |
а по себестоимости добычи |
был допущен |
перерасход, |
причиной которого явились сверхплановые расходы на погрузку угля в железнодорожные вагоны.
Таким образом, резерв на расходы по погрузке угля в железнодорожные вагоны, позволяющий равномерно распределять затраты на погрузку его в течение отчет ных периодов, должен обязательно создаваться на всех
39
уРолыііліс разрезах и шахтах, ймеюіцйх скЛадьі rofoöon продукции и технологические пункты (комплексы) по погрузке угля.
Резерв на вывозку угля из глубинных пунктов до станции отправления Министерства путей сообщения создается отдельными шахтами (разрезами), которые отдалены от пунктов погрузки угля и не имеют подъезд ных железнодорожных путей. Они вывозят уголь до станции отправления МПС автотранспортом. Смысл создания этого резерва заключается в том, чтобы пра вильно распределить затраты на вывозку угля и избе жать, таким образом, колебания себестоимости добычи по причине неравномерной вывозки угля из глубинных пунктов. Резерв на вывозку угля из глубинных пунктов до станции отправления МПС создается таким же обра зом, как и резерв на расходы, по погрузке угля в желез нодорожные вагоны.
Прежде чем перейти к вопросам учета затрат основ
ного произодства, необходимо рассмотреть |
некоторую |
|||
особенность распределения |
общеразрезовских |
(общеза |
||
водских) |
расходов на угольных разрезах, |
где в отличие |
||
от шахт |
ведется отдельно |
учет затрат на |
добычу угля |
|
и вскрышные работы. |
(«Томусинский», «Красногор |
|||
На некоторых разрезах |
ский») общеразрезовские расходы планируются и учи тываются в затратах как по вскрышным работам, так и по добыче угля. На других («Новосергеевский», «Грамогеинский», «Киселевский» и др.) — включаются непос редственно в себестоимость добычи. В действующей «Инструкции по планированию, учету затрат производ ства и калькулированию себестоимости добычи угля на шахтах и разрезах» этот вопрос не рассмотрен.
Некоторые экономисты считают, что общеразрезов ские расходы должны обязательно планироваться и учи тываться в затратах по вскрышным работам. Так, К. Я. Демин1, защищая свою точку зрения, указывает, что в Советском Союзе существуют самостоятельные вскрыш ные разрезы, которые имеют свои административно-уп равленческие расходы. Себестоимость вскрышных работ на этих разрезах будет выше, чем на тех, где ведутся одновременно вскрышные и добычные работы, а общераз-
1 Д е м и н К. Я- Учет |
производства и |
реализации продукции в |
угольной промышленности. |
Углетехиздат, |
1959, стр. 45. |
40
рёзОйбкИе рабкодЫ отнобятбй прямо на затраты по добы че угля. Такая себестоимость вскрышных работ будет несравнимой. Эта точка зрения, на наш взгляд, явля ется правильной.
Кроме того, следует учесть, что общеразрезовские расходы составляют значительный удельный вес (на разрезах «Кедровский»», «Краснобродский», «Томусинский» и дрот 3 до 8%) в общей сумме затрат на добы чу угля. Поэтому целесообразно общеразрезовские расхо ды планировать и учитывать не только в затраты по до быче угля, но и по вскрышным работам.
В соответствии с Инструкцией по применению еди ной журнально-ордерной формы счетоводства, утверж денной Министерством финансов СССР 8 марта 1960 г., при организации учета затрат следует руководствовать ся следующим: все затраты на производство по пред приятию в целом, независимо от того, на каких синте тических счетах они учитываются, отражаются в одном регистре. Это позволяет непосредственно по учетным данным без дополнительных выборок определять затра ты на производство по их элементам и по калькуляци онным статьям расходов.
На предприятиях с бесцеховой структурой управле ния производством для учета затрат применяется жур нал-ордер № 10-а. В нем объединяется учет затрат ос новного и вспомогательных производств, отражаются обороты по кредиту счетов 03, 05, 06, 08, 12, 13, 20, 23, 26, 29, 31, 69, 70, 86, 89 в корреспонденции с соответст вующими счетами. Кроме того, по счетам 03, 20, 26, 31, 86 и 89 содержатся необходимые аналитические данные.
На разрезах и шахтах угольной промышленности незавершенное производство при исчислении себестоимо сти добычи угля за отчетный месяц в расчет не прини мается. Поэтому все расходы за этот отчетный период относятся в дебет счета 20 «Основное производство». С кредита списывается фактическая себестоимость до бытого за отчетный месяц угля, стоимость возвращенных материалов из производства на склад, часть затрат, от носимых на капитальное строительство, капитальный
ремонт и на сторону.
В настоящее время для всех угольных бассейнов ус тановлен единый норматив возмещения общешахтных услуг, оказываемых капитальному строительству, экс
41
плуатационными шахтами и рудниками в размере 14% (подъем, водоотлив, вентиляция, подземный и надзем ный транспорт и т. д., обслуживающие эксплуатацию и капитальное строительство). К сожалению, для разре зов не установлен такой норматив размера возмещения общеразрезовскнх услуг, и разрезы для отнесения за трат обслуживающих участков на капитальное строи тельство составляют специальный расчет.
В соответствии с действующим положением и сло жившейся практикой учет затрат на производство на разрезах Кузбасса ведется по следующим статьям:
1)вспомогательные материалы;
2)запасные части для ремонтов;
3)износ малоценных и быстроизнашнвающихся предметов и спецодежды;
4)топливо на технологические нужды;
5)электроэнергия со стороны;
6)основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7)отчисления на социальное страхование производ ственных рабочих;
8)амортизация основных средств;
9)резерв предстоящих платежей;
10)расходы будущих периодов;
11)общешахтные расходы;
12)услуги вспомогательных производств;
13)прочие производственные расходы.
Основанием для записей в дебет счета 20 «Основное производство» в журнале-ордере № 10-а по указанным статьям служат следующие бухгалтерские документы: ведомость № 10-а «Движение материальных ценностей», контрольный журнал начисления и распределения зара ботной платы, расчет амортизации основных средств, расчет износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ведомости № 12 и 15, разработочная табли ца № 8 и др.
В соответствии с действующим положением учет затрат на добычу угля открытым способом ведется на счете «Основного производства», который имеет два субсчета: 20-1 «Добыча угля» и 20-2 «Вскрышные ра боты». На первом субсчете учитываются все затраты по выемке, погрузке и транспортировке угля франко—ва гон—станция МПС. Бухгалтерский учет затрат на про
42
изводство по этому субсчету ведется так же, как и на шахтах.
На втором субсчете учитываются все затраты по вскрыше наносов и подготовке угля к выемке. Угольные разрезы Кузбасса не вели учета по видам вскрышных работ. Для определения себестоимости 1 м3 вскрыши по видам работники экономических служб вынуждены бы ли делать выборку расходов по видам вскрышных работ и составлять специальные ведомости. По комбинату Кемеровоуголь затраты по видам вскрышных работ так же не определялись.
_ Нами было предложено учитывать затраты по видам вскрышных работ-в журнале-ордере № 10-а по четырем субсчетам: № 20-1 «Вскрыша с погрузкой на автотран спорт», № 20-2 «Вскрыша с погрузкой на железнодо рожный транспорт», № 20-3 «Бестранспортная вскрыша (на борт)» и № 20-4 «Гидровскрыша». Такая методо логия позволяет определить затраты по видам вскрыш ных работ и служит основанием для определения себе стоимости 1 м3 вскрыши по ее видам.
С 1 января 1966 года все разрезы Кузбасса ведут учет затрат по субсчету «Вскрышные работы» по их ви
дам.
Необходимо рассмотреть действующую практику рас пределения затрат между добычей и вскрышными ра ботами.
В настоящее время расходы, которые непосредствен но относятся на соответствующие субсчета, списываются на производство по «прямому признаку». Остальные расходы распределяются между затратами по добыче угля и видам вскрыши по различным признакам: про порционально основной заработной плате рабочих экс каваторных бригад, выполненному объему работ по гор ной массе или по другим признакам.
Разнообразие в действующей практике распределения затрат между добычей угля и вскрышными работами по отдельным видам объясняется отсутствием единой методики и различной организацией производственных процессов.
В экономической литературе вопрос методики учета затрат на добычу угля открытым способом до сих пор не ставился и не освещался. Необходимо отметить, что косвенные расходы на многих разрезах составляют не
43
Mdiiee 5Ö% ß общей Сумме затрат на добычу угля от крытым способом. Так, например, по данным Ленин градского проектного института Гнпрошахт1, косвенные расходы в общей сумме затрат составляют: на разрезе «Бачатском» (комбинат Кемеровоуголь) — 79%, «Ир- ша-Бородинском» (комбинат Красноярскуголь) — 55%, «Назаровском» (комбинат Красноярскуголь) — 56% и т. п.
Такое разнообразие в методологии распределения косвенных расходов не дает правильных и объективных данных о себестоимости различных видов горных ра бот, а следовательно, такие показатели по различным разрезам не сопоставимы и не могут быть использованы для анализа и перспективного планирования.
Распределение затрат пропорционально основной заработной плате рабочих экскаваторных бригад прием лемо тогда, когда однотипные экскаваторы (одинаковые по мощности, емкости ковшей и т. п.) работают в тече ние смены, месяца, либо только на вскрышных работах, либо только на добыче угля, то есть трудоемкость этих работ должна быть одинаковой.
На наш взгляд, распределение косвенных (не учтен ных по «прямому признаку») затрат между добычей уг ля и по видам вскрышных работ может осуществляться по двум признакам: либо пропорционально заработной плате рабочих экскаваторных бригад, когда однотипные экскаваторы выполняют только однородные работы, ли бо пропорционально выполненному объему работ в при веденных (по трудоемкости) кубометрах горной массы.
Расчет по первому признаку не вызывает затрудне ний.
При расчете по второму признаку необходимо пред варительно привести разные по трудоемкости выполне ния объемы горной массы по видам к эквивалентным объемам одинаковой трудоемкости. С этой целью нами предлагается ввести единицу трудоемкости переработки 1 м3 горной массы, за которую целесообразно принять наиболее простой вид работы, например, переэкскавацию или добьщу угля.
Изменение трудоемкости объема работ по сравнению
1. Гнпрошахт. Разработка единой методики определения себестоимости добычи угля и одного кубометра вскрыши по элементам затрат. Т. I, Л., 1965, стр. 42.
14