Файл: Грекало, Н. Е. Ремонт высоковольтных линий электропередачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ ОПОР

При монтаже опор линий электропередачи до жны соблю­ даться требования правил техники безопасности, приведенные в «Правилах техники безопасности при строительстве воз­ душных линий электропередачи» («Информэнерго», М., 1973. 65 с.). Особое внимание должно быть обращено на следующие положения.

Во время сборки опор не допускается разбрасывать на пло­ щадке инструмент, приспособления и т. п Площадка долж­ на быть очищена от мусора и посыпана песком; пребывание на ней посторонних лиц не допускается.

Перед началом работ производитель работ обязан лично осмотреть грузоподъемные и тяговые механизмы и приспо­ собления, а также индивидуальные предохранительные сред­ ства и убедиться в их исправности.

Не допускаются к работе краны, имеющие следующие дефекты:

изношенные тросы с дефектами, превышающими нормы отбраковки;

наличие недопустимого прогиба грузовой стрелы; неисправные блоки, с которых соскакивает трос; неотрегулированные грузовые тормоза, не обеспечиваю­

щие удержания поднятого предельного по грузоподъемности груза в течение 10 мин;

неотрегулированные тормоза механизма поворота, не обес­ печивающие торможения поворотной части крана с поднятым грузом;

неисправные указатели вылета стрелы при определенной нагрузке;

незакрытые легкодоступные движущиеся части механиз­ мов, которые могут быть причиной несчастных случаев (зуб­ чатые колеса, вращающиеся валы и т. д.).

Перед началом работ производитель работ должен про­

90


верить знание рабочими сигналов, которыми будет регулиро­ ваться работа механизмов.

Запрещается выполнять различные команды от любого члена бригады, за исключением команды Стоп, которая вы­ полняется всеми работающими немедленно.

Запрещается собирать опоры на двух уровнях (на одной вертикали) одновременно, а также находиться под монтируе­ мой конструкцией. При необходимости следует сооружать прочные защитные настилы, которые должны выдерживать удары при случайном падении самых тяжелых деталей.

Не допускается крепление оттяжек, блоков и других эле­ ментов к фундаментам устанавливаемых опор, а также к де­ ревьям или пенькам.

При выкладке и кантовке секций опоры следует принять все меры предосторожности, чтобы передвигаемая секция не задела членов бригады.

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и болтов. Запрещается пользоваться сработанными или неис­ правными ключами, а также подкладывать прокладки меж­ ду ключом и гайкой. Если гаечные ключи не подходят по раз­ меру, следует пользоваться разводным ключом.

Сборка опоры не может быть остановлена, если поднятые секция или элемент опоры не поставлены на место и не укреп­ лены на необходимое количество болтов.

Перед подъемом опоры следует проверить отсутствие на ней инструмента, крепежных и других деталей, которые во время подъема могут упасть сверху на работающих.

Расчалки и обратные оттяжки должны иметь надежные тормозные устройства, предотвращающие срыв или резкое ослабление их при установке опоры.

Запрещается во время подъема опоры находиться под ней, а также между тяговым механизмом и опорой, под тяговым и тормозным канатами, под стрелой и расчалками. Члены бригады не должны находиться в районе возможного падения опоры (или стрелы), а также в непосредственной близости от упоров и креплений.

91

Производить крепление растяжек, тормозного троса, бло­ ков и других приспособлений в процессе подъема опоры за­ прещается.

При выполнении верхолазных работ находящимся внизу членам бригады запрещается приближаться к опоре на рас­ стояние менее 5 м до наибольшей траверсы.

Установленная опора должна быть немедленно закрепле­ на. Если по каким-либо причинам ее оставляют на временных расчалках, то в нерабочее время около нее должна быть остав­ лена охрана.

Влезать на установленную опору разрешается только после ее закрепления. При этом электромонтер должен быть при­ креплен к ней стропом предохранительного пояса.

Демонтированные такелажные канаты и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Канаты и приспособления должны опускаться вниз с помощью бесконечного каната (или хлопчатобумажной веревки) и блочка. Перед их опуска­ нием находящийся на опоре электромонтер обязан предупре­ дить об этом членов бригады, находящихся внизу, и они долж­ ны быть удалены в безопасную зону.

При подъеме опор вблизи шоссейных дорог необходимо заранее согласовать с администрацией дороги порядок произ­ водства работ, установить заградительные знаки и обеспечить сигнализацию для проходящего транспорта.

При приближении грозы производитель работ должен приостановить работы и удалить бригаду с монтажной пло­ щадки. Во время грозы производить монтажные работы, а также находиться рядом с опорами запрещается.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

НОРМЫ ВРЕМЕНИ

Расчет трудозатрат на производство ремонтных работ на линиях электропередачи выполняется в соответствии с рекомендуемыми нормами времени [13]. Настоящие нормы учитывают, кроме основных, также вто­ ростепенные элементы и операции, вытекающие из характера и содержания самой работы (надевание и снятие монтерского пояса, когтей, влезание на опоры, спуск с них и др.). Нормами также учтено время, затрачиваемое ра­ бочими:

на подготовку рабочего места и приведение его в порядок в конце сме­ ны, в том числе на разгрузку и подноску к рабочему месту инструмента,

материалов, запасных

частей и приспособлений в начале каждой работы,

а также на их уборку,

погрузку и сдачу в установленном порядке по окон­

чании ее;

 

на содержание в порядке инструмента, приспособлений и вспомога­

тельного оборудования;

 

на проведение инструктажа, повторение бригадой знаков сигнализа­

ции, проверку отсутствия на линии напряжения, установку и снятие пере­ носных заземлений, на периодический отдых и личные надобности членов бригады в течение рабочей смены;

на перемещение инструмента, приспособлений и материалов в пределах рабочего места на расстояние до 20 м;

на переходы членов бригады в процессе работы на расстояние до 500 м с переноской инструмента, приспособлений и материалов общей массой до 12 кг на одного члена бригады.

Время проезда рабочих с базы (сборного пункта) к месту работы и обратно, а также переходы рабочих в процессе работы на расстояние более 500 м нормами не учтено и нормируется отдельно из расчета 0,25 чел.-ч на 1 км проезда на автомашине. Работы, в состав которых входят выпол­ нение операций с машинами и механизмами, а также работа машинистов

93

и шоферов, управляющих механизмами, нормами не учтены и должны нор­

мироваться отдельно.

К нормам времени на ремонтные работы, выполняемые в зимних условиях на открытом воздухе, следует добавлять поправочные коэффи­ циенты ЕН и Р - 68 (общая часть) применительно к группам работ и тем­ пературным зонам местностей и районов СССР. На ремонтные работы в труднодоступных местах к нормам времени следует вводить коэффициент 1,2. При производстве работ вблизи действующих линий электропередачи, ответственных линий связи, а также вблизи оборудования, находящегося под напряжением, связанных с выполнением дополнительных мероприятий по технике безопасности, к нормам времени следует вводить коэффициент 1,25. Нормы времени выражены в чел.-ч на состав бригады, рекомендуемый при производстве работ.

 

 

 

Приложение 2

 

 

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

 

Фо р м а П О Р

 

Министерство энергетики

и электрификации

 

УССР

 

 

Производственное энергетическое объединение..........................................

 

Предприятие электросетей .....................................................................

 

 

Район электросетей,

участок .................................................................

 

 

 

 

«Утверждаю»

 

 

Главный инженер

 

(начальник службы

 

 

ВВЛ, начальник РЭС)

 

«--------

» ----------

197 — г.

 

Проект организации работ

 

по ...................................................................................................

к В

 

 

на ВЛ ...........................

 

 

1.Машины и механизмы, монтажные приспособления и такелажные средства ............................................................................................

2.Указания по технологической последовательности выполнения ра

бот . . . ......................................................................................

3. Схемы производства работ:

а) схема расстановки механизмов .............................................

б) такелажная схема .................................................................

94


в)

расчетные усилия

................................................................

 

4.

Дополнительные меры безопасности при выполнении работ и особые

условия ........................

.....................................................................

Проект организации

 

 

работ составил .........................................................................................

 

 

Ответственный руково­

 

 

дитель

работ ............................................................................................

 

 

Производитель работ..................................................................................

 

 

«----------» ........................

197

г.

Ме т о д и к а з а п о л н е н и я П О Р

Проект организации работ выписывается в одном экземпляре, пере­ дается производителю работ и остается у него до полного их окончания. ПОР заполняется чернилами или химическим карандашом с соблюдением четкости и ясности записей и выдается лично ответственным руководителем производителю работ. Срок действия ПОР определяется сроком действия наряда.

В каждом случае проект организации работ

составляется к определен­

ному

наряду,

что отмечается в графе ПОР «К

наряду № ..............

от

« ..............

»

............................... 197... г.» ПОР должен утверждаться

главным инженером предприятия электросетей (начальником службы ЛЭП, начальником РЭС). При выполнении работ в особо сложных условиях проект организации работ должен рассматриваться в производственном энергетическом объединении и утверждаться главным инженером энерго­ системы. Категорию выполняемой работы и необходимость ее утверждения в ПЭО в каждом отдельном случае определяет главный инженер предприя­ тия электросетей.

В графе ПОР «Машины и механизмы, монтажные приспособления и такелажные средства» должны быть записаны результаты выбора монтаж­ ных приспособлений и такелажа. В этой графе записывают типы машин, грузоподъемность тяговых механизмов, отводных блоков и полиспастов, диаметры тягового каната и универсальных стропов, типы монтажных кли­ новых зажимов и др. В графе «Указания по технологической последова­ тельности выполнения работ» кратко записывают порядок производства работ. В графе «Схема расстановки механизмов» должен быть приведен план расположения машин и механизмов с указанием минимальных расстояний от их выдвижных частей до ближайшего провода, рабочих углов натяжки провода и др. В графе «Такелажная схема» необходимо показать распре­ деление усилий, приложенных к отдельным узлам такелажной схемы. Результаты расчетов такелажной схемы записываются в графе «Расчетные усилия». В этой графе, кроме величин расчетных усилий в узлах такелаж­ ной схемы, должны быть приведены и допустимые величины.

В гр афу ПОР «Дополнительные меры безопасности при выполнении ра­ бот и особые условия» должны быть включены не указанные в наряде органи­

95


зационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Так, при работах по ремонту провода на линии, находящейся в зоневлияния других действующих линий, в этой графе необходимо указать ,что прикоснове­ ние к проводу без применения изолирующих средств или металлической пло­ щадки [15] допускается при условии наложения заземления непосредственно в местеприкосновения. При выполнении работ по ремонту провода, повреж­ денного вблизи анкерной опоры, в условиях стесненной трассы с узким диапазоном углов его натяжки, в этой графе должно быть обращено особое внимание на строгую выверку рабочего угла натяжки, а также указаны дополнительные меры,исключающие рывки тягового механизма и др.

Во всех графах ПОР, заполнение которых не требуется, должны быть сделаны прочерки. После закрытия наряда проект организации работсдает­ ся ответственному руководителю и должен храниться в течение 30 дней со дня окончания работы, после чего может быть уничтожен.

Приложение 3

СТАЛЬНЫЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ КАНАТЫ

Стальные канаты изготовляют из тонкой проволоки диаметром от 0,22 до 2 мм (иногда до 5 мм) и волокнистых сердечников. В зависимости от на­ значения и условий эксплуатации эти компоненты входят в конструкцию каната в различных комбинациях и соотношениях. Проволоку для канатов изготовляют из прочной высокоуглеродистой и высокомарганцевистой ста­ льной катанки. В зависимости от сорта используемой катанки, диаметра и вида покрытия стальной канатной проволоки последняя имеет расчетный предел прочности на растяжение 1200—2400 МПа. Канаты, применяемые для такелажных работ, обычно изготовляют из проволоки с расчетным пределом прочности 1300—1800 МПа. Для грузовых канатов, наиболее употребительных на такелажных работах в грузоподъемных машинах и ме­ ханизмах, рекомендуется канат двойной свивки (ГОСТ 3071—66), состоя­ щий из шести прядей по 37 проволок в каждой и одного органического сер­

дечника.

В ы б о р и р а с ч е т к а н а т о в . Для получения лучших ре­ зультатов в работе стальных канатов на грузоподъемной установке или механизме необходимо правильно выбрать канат и создать определенные условия его работы. В сертификатах обычно указывается суммарное раз­ рывное усилие всех проволок каната и действительное разрывное усилие каната в целом. Действительное усилие каната всегда меньше суммарной прочности входящих в него проволок. Обычно для определения действи­ тельного разрывного усилия каната его суммарное разрывное усилие умень­

шают на 17%.

При использовании канатов всегда имеют место факторы, в значитель­ ной мере снижающие их прочность (перегибы через барабаны, крюки и блоки, динамические усилия и др.). Поэтому каждый канат, применяемый

96