ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Учебный план двухгодичного обучения па экономи
ческих факультетах рассчитан на 220 часов и имеет
следующую тематику:
1. Актуальные проблемы современного экономиче
ского развития страны.
2.Новые явления в экономике современного капи
тализма.
3.Современная научно-техническая революция.
4.Экономика, организация и планирование промыш
ленного производства.
5.Основы научного управления социалистическим
¡производством.
6.Основы.научной организации труда.
7.Экономический анализ, бухгалтерский учет.
8.Финансы социалистических предприятий.
9.Основы экономической статистики.
10.Основные вопросы организации социологических
исследований.
11.Основы трудового законодательства.
12.Методика организации экономической учебы на
предприятии.
Занятия осуществляются в форме лекций и семина ров. В конце обучения слушатели сдают экзамены и за щищают курсовые проекты. На последних стоит оста
новиться подробнее. Составление курсовых проектов —
наиболее трудоемкая работа для слушателей. Но она
оправдывается учебными и практическими результата ми. Курсовые проекты разрабатываются по актуальным
темам экономики, НОТ и управления на своем пред приятии.
При разработке курсового проекта слушателю пре
доставляется возможность применить полученные зна
ния на деле. Вместе с этим цри содействии консультан
тов вырабатываются конкретные рекомендации и даже
комплексные планы по внедрению научных принципов в организацию труда и управления. Поэтому одним из требований к составлению курсовых проектов является
определение экономической эффективности разработок.
Например, общий экономический эффект от выработан
ных слушателями рекомендаций Апшеронского эконо
мического факультета был оценен комиссией на сумму свыше 270 тыс. рублей.
VJI. О РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ В УПРАВЛЕНИИ
XXIV съезд КПСС міного внимания уделил вопросам
дальнейшего совершенствования управления производ
ством. В решениях съезда подчеркивается, что совер
шенствование управления «не разовое мероприятие, а
динамический процесс решения .проблем, выдвигаемых жизнью»1. Иначе говоря, совершенствование, рациона
лизация управления производством — процесс непре рывный. Он вызывается непрерывностью, постоянным развитием самих производительных сил общества.
Новым стимулом к усилению рационализаторской
работы в управлении служит уже упоминавшееся выше
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
«О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершен ствованию управления промышленностью». Создание
объединений потребует изменений во многих сторонах управленческой сферы: в структуре аппарата управле
ния, распределении функций управления и полномо чий, выработке новых положений и должностных инст
рукций и т. д. Здесь мы коснемся этих и некоторых
Других вопросов организации рационализаторской ра боты на предприятиях и в объединениях.
1. Направления рационализаторских работ в управлении
Рационализаторская |
работа |
в |
управлении |
имеет |
|
свою |
специфику, обусловленную |
особенностями данной |
|||
i |
Материалы XXIV съезда |
КПСС. |
Μ., |
Политиздат, 19ι7 l, |
с. 66. |
70
сферы. Во-первых, управленческая деятельность по своему содержанию является политической. Поэтому рационализаторская работа по управлению должна ве
стись в тесном контакте с партийными органами пред
приятий и объединений. Во-вторых, рационализаторам в управлении приходится иметь дело с наиболее квали
фицированной частью производственных коллективов.
Поэтому рационализаторы должны обладать не только глубокими знаниями теории управления, но и высоким
тактом общения с людьми.
Направления в рационализаторской работе по уп равлению определяются всякий раз конкретными зада
чами. Но если поставлена общая задача, скажем, раз
работать комплексный план внедрения научной орга низации управления на предприятии, то порядок иссле дования может быть таким. Вначале следует изучить
состояние объекта управления, то есть состояние ос
новных и вспомогательных подразделений: выявить ос
новные трудности и недостатки в их функционировании,
установить, в какой мере они обусловлены действиями
организационной системы управления, затем перейти к
анализу самой системы |
управления в цехах и |
на |
пред |
||
приятии в целом. |
организационной системы |
управ |
|||
Анализ |
состояния |
||||
ления, как показывает практика, |
лучше всего |
начинать |
|||
с изучения |
структуры |
аппарата |
управления. |
Если на |
предприятии не окажется схемы структуры управления, ее надо вычертить. На ней должны быть точно отраже ны линии прямого административного соподчинения и
функционального согласования. Желательно отразить
на схеме и численность всех служб аппарата управле
ния. Это потребуется для сопоставления объемов функ
ций с возможностями их выполнения.
Вслед за изучением структуры аппарата управления анализу подвергаются все основные функции управле ния. Его задача сводится прежде всего к выявлению
фактов дублирования, параллелизма и фактов выполне
ния явно нецелесообразной работы. Главным объектом исследования в данном анализе должны стать докумен
ты, особенно документы первичного учета и отчетности.
Наш опыт рационализаторских работ показал, что в
организации первичного учета чаще всего допускаются
излишества. Заодно следует интересоваться и тем, как и
71
с помощью каких средств выполняются те или иные
функции управления. Данный материал потребуется для
анализа состояния организации и механизации управ
ленческого труда.
Самой трудоемкой ¡работой оказывается анализ со
стояния организации управленческого труда. Она охва тывает следующие моменты: организацию рабочих мест, планирование личного времени, режим и распорядок
дня, методы ведения совещаний и приемов.
Весьма ответственным и сложным является анализ
состояния психологического микроклимата в первичных
коллективах аппарата управления. Без помощи анкет и
интервью здесь не обойтись. По данному вопросу надо изучить и соответствующие документы: протоколы сове
щаний, собраний и заседаний, а также приказы по кад
ровым вопросам.
Вопрос о технической оснащенности, использовании
оргтехники и состоянии помещений может стать заклю
чительным этапом в исследовании общего состояния ор
ганизации управления.
В ходе анализа исследователь обязан фиксировать все недостатки и отклонения от установленных нормати вов и требований. Эти материалы будут служить одним из оснований для выработки соответствующих рекомен даций к составлению комплексного плана внедрения на
учной организации управления.
В других же случаях при постановке частных задач
определяется и свой круг направлений в исследователь
ских работах. Например, сейчас в связи с образованием
объединений возникает целый ряд задач: определение
статуса подразделений объединения, перераспределение
части функций между подразделениями и объединени
ем, выработка новых должностных инструкций, налажи
вание рациональных информационных потоков прямой и обратной связи, формирование коллегиальных органов
управления и другие вопросы. Одной из предпосылок ре
шения указанных задач может служить опыт действу
ющих объединений, в том числе и опыт других отраслей.
2. Методика рационализаторской работы
Методика рационализаторской работы в управлении складывается из всей совокупности приемов и средств
ведения исследования. Сюда мы относим программу ис
72
следования, рабочий план, методические указания и ин
струментарий.
В программе исследования указываются все основ ные работы по установленным этапам и в определенной
последовательности. Программа — основной документ
для проведения исследований по рационализации управ
ления.
Рабочим планом устанавливаются конкретные кален
дарные сроки выполнения работ, указанных в програм ме, а также ответственные исполнители. Рабочий план
может иметь следующие разделы: «Дата», «Наименова ние работ», «Продолжительность работ» и «Ответствен ный». Для проведения работ по разработке комплексно
го плана внедрения научной организации управления:
эффективным средством может стать сетевой график. В методических указаниях даются советы исполните
лям, как вести ту или иную работу по рационализации,
с помощью каких приемов и средств. Например, по лю бой программе исследовательских работ рекомендуется
начинать их с общего ознакомления с объектом управ
ления, особенностями производства.
В ходе изучения состояния управления почти всегда
возникает потребность в использовании анкет и ин
тервью. При разработке анкет рекомендуется придержи
ваться следующих правил: ставить те вопросы,' ответы на
которые нельзя' получить из других источников; четко и недвусмысленно формулировать вопросы; желательно,
чтобы перечень вопросов был небольшим и сопровож дался бы возможными вариантами ответов. Объектив
ность опросов во многом зависит от |
характера анкет. |
Лучший результат получается при |
опросе с помощью |
анонимных анкет, то есть без подписи опрашиваемого.
Интервью — тоже способ опроса, но проводимый
лично исследователем. Как и анкета, интервью состоит
из заранее составленных вопросов. Интервью дает боль
ше сведений, но оно требует много времени и достаточ
но высокой квалификации интервьюера.
Есть такие приемы управленческого труда (совеща ния, согласования, приемы посетителей и другие), кото
рые можно изучить только при помощи так называемого
включенного наблюдения. На определенное время ис
следователь становится в известном смысле дублером руководителя. Например, автору этих строк довелось
73