ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ското и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК партии и
принял меры по дальнейшему совершенствованию управ
ления экономикой. Здесь прежде всего назовем меры по
образованию объединений и комбинатов. Образование
объединений способствует приближению оперативного
централизованного руководства к производству.
Но было бы не верным утверждать, что в использова
нии принципа демократического централизма уже нет никаких недостатков и упущений. Практика показывает,
что па многих предприятиях основные идеи хозяйствен
ной реформы еще не доведены в достаточной мере до це
хов и участков. Если до предприятий в центр алиізован-
ном порядке теперь доводится 9—10 обязательных пла
новых заданий, то заводоуправления по-прежнему уста навливают для своих ,цехов по 50 и более обязательных
показателей. В плановых заданиях цехам расписано все до мельчайших деталей. Руководителям цехов и участ
ков практически не остается никакого простора для проявления творческой инициативы. Поэтому им при
ходится тратить уйму времени на согласования с раз
личными службами заводоуправления по мелочным
вопросам.
В интересах повышения творческой инициативы руко водителей среднего и низового звена управления на пред
приятии целесообразно ограничить перечень плановых заданий для цехов и участков. Например, вместо 8—9 по
казателей по труду спускать цехам 2—3: общая числен
ность работающих и фонд заработной платы. Друпие же показатели сделать расчетными. Их можно всегда опре
делить на основе отчетных данных по обязательным по казателям. Скажем, показатель по выработке легко опре
деляется по двум обязательным показателям: объему про
изводства и численности работающих. Средний размер
заработной платы — из фонда заработной платы и чис
ленности работающих.
В результате уменьшения обязательных показателей
создадутся более благоприятные условия не только для проявления творческой инициативы непосредственных
организаторов производства, но и существенно уменьша
тся затраты времени цехового персонала на составление
многочисленной отчетности. И в то же время сохранится
необходимый контроль за деятельностью подразделений
со стороны заводоуправления,
IO
3. Единоначалие и коллегиальность
В. II. Ленин писал, что коллегиальность как основной тип организации советского управления связана с едино началием1. В зависимости от вида управления роль кол
легиальности н единоначалия неодинакова. В государст венном управлении коллегиальным формам управления принадлежит ведущая роль. А в хозяйственном управ
лении ведущей, основной формой является единоначалие.
Необходимость единоначалия в управлении производст
вом вытекает из самого характера объекта управления.
Процесс производства — процесс сложный и непре
рывный. Он требует согласованности и единства волн
всех занятых в производстве. И тем не менее пет осно
ваний абсолютизировать единоличное управление и в
производстве. Здесь тоже есть место для коллегиального
управления, разумного сочетания единоначалия с различ
ными формами коллективного участия в выработке ре шений.
Чтобы более конкретно представить себе возможно сти такого сочетания, надо все вопросы управления про изводством расчленить на оперативные п неоперативные,
сложные и менее сложные. Все вопросы оперативного
характера должны решаться единолично, а неоператив
ного и принципиального характера лучше решать колле гиально и, как правило, с учетом коллективного мнения.
Такие вопросы, как подбор и расстановка руководящих кадров, на каждом предприятии согласуются с партий ной организацией. Распределение фондов материального поощрения, жилья администрация осуществляет по согла сованию с заводским комитетом профсоюза. Завком уча
ствует в утверждении норм выработки, в решении вопро сов по улучшению условий труда и других важных воп росов хозяйственной деятельности.
На современном этапе развития нашей экономики
сфера коллегиальных форм управления производством
расширяется. На предприятиях возникло много новых
форм участия трудящихся в управлении производством.
В создаваемых производственных объединениях |
появи |
|
лись такие коллегиальные органы, как советы |
директо |
|
ров. |
Наша партия расширение сферы коллегиальных, де- |
|
i |
См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, с. 76. |
|
11
мократнческих форм управления рассматривает как важ
ный резерв повышения эффективности управленческой
деятельности. В решениях XXIV съезда КПСС записано: «Важнейшим условием повышения эффективности орга низации и управления народным хозяйством является дальнейшее развитие социалистической демократии»1.
Дальнейшее расширение участия трудящихся в уп
равлении производством служит важнейшей мерой вос питания чувства ответственности у каждого труженика.
В докладе, посвященном 52-й годовщине Великой Ок тябрьской социалистической революции, II. В. Подгор
ный сказал: «Участие народа в управлении и контроле —
одно из самых эффективных средств повышения комму
нистической сознательности советского человека, воспи
тания у него государственного подхода к явлениям жиз
ни, ответственности за все, что происходит в обществе,
на производстве, в коллективе»2.
4. Личная заинтересованность
В. И. Ленин считал, что социалистическое производ
ство может успешно развиваться «не на энтузиазме не посредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного ве
ликой революцией, на личном интересе, на личной заин-
тересованности...»3.
На социалистической фазе развития общества личный
интерес служит главным побудительным мотивом трудо
вой активности большинства трудящихся. Это вытекает из существа социалистических отношений распределения. Кто плодотворно трудится, тому полагается и большее
вознаграждение. В. И. Ленин говорил: «Ударность есть
предпочтение, а предпочтение без потребления ничто»4.
Однако не следует личную материальную заинтере
сованность представлять односторонне, только как лич ную выгоду. Личная заинтересованность предполагает и личную ответственность за результаты труда. Допустил
брак — отвечай и материально. За причиненный госу
дарству материальный ущерб, |
по действующему |
поло- |
|
1 |
Материалы XXIV съезда КПСС. |
Политиздат, 1971, с. |
175. |
2 |
«Правда», I960, 7 ноября. |
44, с. 15 1. |
|
3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. |
|
||
4 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. |
42, с. 212. |
|
12
жеіішо, виновные привлекаются к материальной ответ ственности в виде удержаний из зарплаты. Наказание рублем — мера весьма эффективная. Она содействует
воспитанию чувства ответственности за результаты сво ей деятельности.
Ленинский принцип личной заинтересованности соче тает в себе как материальные, так и моральные стиму
лы к труду. В наши дни такое сочетание приобретает
все большее значение. В Отчетном докладе ЦК КПСС
XXIV съезду партии говорится: «Усиление материаль ной заинтересованности работников должно идти рука
об руку с расширением моральных стимулов к труду»’.
Арсенал моральных стимулов трудовой активности широк: начиная от благодарностей и кончая различны
ми формами вовлечения трудящихся в управление про
изводством.
5. Участие трудящихся в управлении производством
В. И. Ленин призывал: «...привлечь еще больше рабо чих и трудящихся крестьян к управлению промышлен
ностью и народным хозяйством... привлечь всех до пос леднего...»12. Следуя этим указаниям, наша партия при дает большое значение вопросам дальнейшего расшире
ния участия масс в управлении производством. В резо люции XXIV съезда КПСС говорится: «Одной из цент ральных задач остается все более широкое вовлечение
трудящихся масс в управление производством»3.
Следует отличать общественные формы участия масс
в управлении от коллегиальных. Коллегиальные орга ны формируются в основном из состава руководящих
работников методом назначения. Участие широких тру дящихся масс в управлении осуществляется главным образом через свои выборные органы. Коллегиальные
органы являются совещательными органами. Общест
венные организации, с помощью которых участвуют массы в управлении, принимают решения по ряду уп
равленческих |
функций. Участие трудящихся в |
управле- |
|||
1 |
Материалы |
XXIV съезда КПСС. Политиздат, |
1971, |
с. |
70. |
2 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, с. 143. |
1971, |
с. |
20,2. |
|
3 |
Материалы |
XXIV съезда КПСС. Политиздат, |
13