Файл: Вяткин, Г. В. Овладевая наукой управлять.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быть в течение нескольких месяцев дублером мастера,

начальника цеха и директора предприятия. Эти наблю­

дения дали очень '.много ценного материала для обобще­

нии и выработки рекомендаций по совершенствованию

стиля работы.

Чтобы такие .наблюдения были целенаправленными

и продуктивными, надо заранее составлять программу

наблюдении, а результаты наблюдений фиксировать в

специальном дневнике по форме: «Дата», «Объект на­

блюдений», «Результаты наблюдений» и «Дополнитель­ ные сведения». Кстати, заметим, что в 1973 г. для вы­

пускников вузов вводится стажировка сроком до одного

года. Ее будут проходить выпускники вузов на предпри­ ятиях, в хозяйственных организациях и учреждениях.

Определенная часть стажеров иа предприятиях, по-видн- ■мому, получит возможность выполнять пли дублировать и руководящие должности. Такая практика молодых

специалистов станет хорошей школой подготовки высо­ коквалифицированных кадров управления.

Применяются специальные методы наблюдений-

управленческой деятельности: фотография н самофото-

графия рабочего времени, а также моментные наблюде­

ния. Фотография рабочего времени — более точное и

полное наблюдение. Но она требует больших затрат вре­

мени исследователя. На организацию самофотографии

требуется значительно '.меньше времени, но зато резуль­

таты ее ниже, чем при фотографии. Более эффективны

результаты на основе сочетания двух приемов: самофо-

тографин и моментных наблюдений.

По заведенному порядку моментные наблюдения

проводятся открыто. Следуя этому порядку в практике

исследований, мы всегда получали более или іменее бла­ гоприятные результаты по использованию рабочего вре­ мени. Но стоило в порядке эксперимента провести скры­

тые наблюдения за теми же объектами, как получались другие результаты, точнее отражающие реальное поло­

жение дел. Поэтому мы считаем, что для получения бо­

лее объективной информации об использовании рабоче­

го времени работниками аппарата управления следует

прибегать к скрытым методам наблюдений.

В изучении практики управления эффективным сред­

ством служит кинокамера. C помощью кинокамеры можно получить точное и наглядное отображение про-

74


цесі.ов работ. Лучшие образцы работ, заснятые на плен­ ку, імогут быть использованы для пропаганды передовых

приемов труда.

В нашей

стране выпущен

ряд

научно-популярных

фильмов, пропагандирующих

новое

и

прогрессивное в

управлении

производством.

Назовем

для примера

фильм «Как централизовать управление предприятием»,

вріиуск 1972 г. В нем рассказывается об опыте введения

бесцеховой структуры управления на московском заводе

«Сатурн». Он рассчитан на 11 минут. Такие короткомет­

ражные фильмы могут играть важную роль в рациона- [из?.тор ской работе.

В исследовательской работе по управлению реко­ мендуется пользоваться и магнитофонами. В частности,

их можно использовать для записи совещаний, интервью и некоторых других операций.

Для изучения условий труда нельзя обойтись без со­

ответствующих приборов. Шум определяется C помощью

шумомеров, освещенность — люксомсром. Наша про­

мышленность, в частности наш ЗИП, может изготовлять универсальные приборы ПИУТ (прибор для изучения

условии труда). C его помощью можно определить тем­ пературу її влажность воздуха, освещенность и шум.

3. Определение экономической эффективности

Определение экономической эффективности рациона­

лизаторских работ в управлении представляет значи­

тельную трудность. Характер отдельных мероприятий по

рационализации настолько специфичен, что он не позво­

ляет найти подходящий количественный критерий. Fia-

пример, в ходе рационализации улучшен распорядок

дня директора предприятия или выработаны предложе­ ния, содействующие улучшению психологического мик­ роклимата в коллективе. Рассчитать экономический

эффект подобных мероприятий трудно. Конечно, внед­

рение указанных мер скажется в какой-то степени на

конечных результатах деятельности предприятия или данного коллектива, но установить конкретную величи­

ну этого влияния практически невозможно. И с подоб­

ными особенностями рационализаторской работы в уп-

раилени і надо считаться.

75


Однако подавляющая часть мероприятий ио совер­ шенствованию управления позволяет установить более или менее точно конкретные результаты их эффектив­

ности. При этом почти каждое мероприятие требует своих

приемов расчета. Если, скажем, в ходе рационализации

структуры аппарата управления удалось высвободить какую-то часть работников, то годовая экономия от дан­

ного мероприятия определяется просто — на основе

экономии по годовому фонду заработной платы.

Определение экономической эффективности от вне­

дрения средств оргтехники представляется делом более сложным. Сопоставляя затраты, связанные с закупкой,

монтажом и эксплуатацией того или иного оборудова­

ния, машины, с конечными результатами ее использова­

ния, можно выявить экономическую эффективность.

Возьмем, .к примеру, внедрение электронно-вычислитель­ ных машин (ЭВМ).

Первое время считалось, что внедрение ЭВМ типа «Минск-22» обеспечивает высвобождение не менее 150 счетных работников!. На деле оказалось не так. Напри­

мер, с внедрением на ЗИПе двух ЭВМ типа «Минск-22»

пришло дополнительно свыше 100 работников и по су­

ществу не был высвобожден ни один работник из дру­

гих служб аппарата управления. Теперь уже признает­

ся многими авторами, что внедрение АСУГІ не всегда ве­

дет к высвобождению работников из аппарата управ­ ления. «Основным показателем экономической эффек­

тивности автоматизированной системы управления про­

мышленным предприятием является прирост прибыли»21. Это более реальный критерий, хотя на прибыль влияет

много других факторов.

Рассмотрим еще один пример. В ходе анализа пер­

вичной документации на Сочинском ремонтно-механиче­ ском заводе мы предложили отказаться от практики

ежедневной выписки требований на материалы, а вмес­

то этого ввести накопительные ведомости. В результате

у мастеров высвободилось около 10% рабочего времени

на другие виды деятельности. Руководство производст-

1 А. Л. Лаптев, Е. К. Смирницкий. Механизация п автомати­ зация инженерно-управленческого труда. Справочник. Μ., «Эконо­

мика», 1967, с. 267.

2 «Экономическая газета», 1973, № 8, с. 2.

76


bom на участках улучшилось. Но об этом можно судить лишь косвенно, по конечным результатам, та которые

действует много других факторов. Можно попытаться

определить экономический эффект данного мероприятия

идругим, более конкретным путем. Путем умножения

тарифной ставки 'мастеров на количество высвобожден­ ного времени (10%) мы получим определенную денек;

ную сумму. К этой сумме прибавить экономию, получен­ ную от уменьшения затрат на изготовление требований

иобработку их счетными работниками.

Рассмотренные примеры показывают, что определе­

ние экономической эффективности от мероприятий по со­

вершенствованию управления имеет свои особенности и

трудности, а в ряде случаев вообще не предоставляется

возможности установить количественный критерий. По­

этому при определении эффективности мероприятий по

рационализации управления помимо количественных по­

казателей целесообразно применять и качественные кри­

терии: упрощение операций, улучшение психологическо­

го микроклимата, дополнительные удобства в работе и т. п.

4. Организация рационализаторских работ

Здесь мы попытаемся ответить на вопросы: кто орга­ низует, кто отвечает и кто контролирует процесс совер­

шенствования управления на предприятии и в производ­ ственных объединениях.

На крупных предприятиях и в объединениях, как

правило, есть службы научной организации труда

(НОТ). Они призваны непосредственно заниматься во­ просами совершенствования управления. Отметим здесь, что на таких предприятиях, как ЗИП, завод имени Се­

дина, и некоторых других предприятиях службы НОТ

успешно ведут работы по совершенствованию управле­

ния производством.

На многих же мелких и средних предприятиях служб НОТ пет пли они представлены одним работником. Ор­

ганизация работ по рационализации управления в таких

случаях может быть возложена на отделы труда и зара­ ботной платы. Как известно, история развития НОТ на­ чиналась с введения ,нормирования и совершенствования форм оплаты труда. Эти моменты и сейчас остаются

77


сердцевиной МОТ. Поэтому правильно поступают на тех предприятиях и в объединениях, где службы НОТ, нор­

мирования и оплаты труда объединены в единый орган управления (ОІТОТпЗ). Такой отдел есть, например, на

Апшеронском ДОКе и ряде других предприятий.

Далеко не все работы по совершенствованию управ­ ления 'могут выполнить малочисленные службы НОТ и

отделы труда и заработной платы. Поэтому значительная

часть предприятий прибегает к помощи научно-исследо­

вательских и высших учебных заведений. В Краснодар­

ском крае большой объем исследовательских работ по

совершенствованию управления производством выполня­

ют такие вузы, как государственный университет. Еже­

годно он выполняет по данной тематике хоздоговорных

работ на сумму 60—90 тыс. рублей.

За качество предлагаемых рекомендаций несут ответ­

ственность разработчики, свои или приглашенные. Но после того, как установлено, что предлагаемые рекомен­

дации соответствуют поставленным целям, главная от­

ветственность за внедрение их в практику ложится не­ посредственно на административного руководителя

объединения, предприятия или цеха, в зависимости от того, на каком уровне внедряется данное мероприятие.

Административный руководитель располагает необхо­

димыми средствами, кадрами іи правами принимать соответствующие решения. А разработчик в состоянии

на данном этапе выполнять лишь роль консультанта.

Совершенствование управления производством име­

ет политико-воспитательное значение. Поэтому оно мо­ жет осуществляться успешно на тех предприятиях, на ко­

торых при парткомах (партбюро) действуют специаль­ ные комиссии по контролю за совершенствованием адми­ нистративнаго управления.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

 

........................................

ПРИНЦИПЫ

• •

• ..................................

 

 

ɜ

 

ɪ.

ЛЕНИНСКИЕ

 

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

5

1.

В ДЕЙСТВИИ

экономическое.................................

руководство

....

Политическое

и

5

2.

Демократический

централизм

.........

 

 

 

 

8

3.

Единоначалие

и

коллегиальность .....................................................

 

 

 

 

14

4.

Личная

заинтересованность

....................................................................

 

 

 

 

12

5.

Участие

трудящихся

в управлении производством .

13

II. ПУТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИ­

15

1.

ОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

........................................

управления .

Упорядочение

и

удешевление

аппарата

15

2.

Внедрение

бесцеховой структуры управления

.

. -

19

3.

Улучшение

правового

регулирования

отношений

уп­

20

 

равления

 

...........................................................................

 

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

...

Ш. ОБЪЕДИНЕНИЯ.

23

1.

Объединения

— !прогрессивная

форма

организации

24

2.

производства

 

объединений..........................................................

 

 

 

Опыт кубанских

 

.... 26

3. Перспективы и проблемы объединений

.................................

 

33

28

4.

Правовые

проблемы

объединений........

 

 

 

35

IV. РАБОТАТЬ

ПО-НАУЧНОМУ ..........................................................

 

 

 

 

‘1. Планирование личного времени .................................................

 

 

 

 

35

2.

Рациональный

режим

дня .........................................................................

 

 

 

 

. .

37

3.

Организация

рабочих

мест . .

 

 

 

40

4. Заседания, совещания и собрания.................................

 

 

 

 

41

5.

Прием

посетителей

.............

 

 

 

 

 

45