Файл: Вяткин, Г. В. Овладевая наукой управлять.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нирования механизма принципиальной, позитивной кри­

тики и самокритики. Здесь мы выделим некоторые эти­

ческие аспекты критики, указывающие на ее полезность

н для самих критикуемых.

Современный производственный коллектив состоит,

как правило, из высококвалифицированных и высокооб­

разованных работников. Руководитель, позволяющий

критику в свой адрес со стороны подчиненных, обога­ щает свои знания, опыт и тем самым содействует по­ вышению уровня своего руководства. В свою очередь подчиненный, убедившись в том, что к его мнению при­

слушиваются, испытывает удовлетворение от того, что он тоже участвует в управлении делами своего коллек­

тива. Авторитет руководителя не понижается, а может даже возрасти, если он верно воспринимает и учиты­ вает критику со стороны подчиненных. II здесь мы сно­

ва можем обратиться к опыту В. И. Лешина. А. А. Анд­

реев в своих воспоминаниях пишет: «С Ланиным мож­

но было совершенно свободно спорить по любому вопро­

су, и такие споры имели место. Он никогда не считал

свое мнение неоспоримым и всегда внимательно вы­

слушивал других»1. Правильное функционирование ме­

ханизма критики и самокритики ■—• одно из важнейших

средств контакта с коллективом. Тот же руководитель,

который отгораживается от критики, преследует за

критику, постепенно отрывается от коллектива, неиз­

бежно через какое-то время проваливает свое дело и

освобождается от занимаемой должности. Примеров

тому достаточно.

Тормозом в развитии критики и самокритики в из­ вестной мере служат и недостатки в самой процедуре критики. Наблюдения показывают, что процесс критики

нередко перерастает в откровенную брань со. всеми не-

желател ьными поеледств ия ми.

Еще Аристотель высказал ряд интересных мыслей о

культуре спора, основными элементами которой он счи­

тал вежливость, чувство меры, терпимость и элементы юмора для разрядки в наиболее напряженных моментах диспута. В интересах повышения культуры критики по­ лезно помнить об этих советах.

1 «Воспоминания о В. II. Ленине». Μ., Политиздат, 1969, т. 4,

с. 26.

Здесь мы коснулись лишь некоторых сторон слу­ жебной этики. Ho и они показывают, что в этике слу­ жебных отіпошениіі па блюдаюгея существенные упуще­

ния. В возникновении отклонений в нормах этики слу­ жебных отношений можно выделить две основные при­

чины: отсутствие каких-либо форм обучения этике слу­ жебных отношений, а также недостатки в управлении.

Этика поведения в обществе, в том числе и на произ­ водстве, у нас не преподается ни в школе, ни в вузах.

Даже в типовых учебных программах для руководя­ щих работников промышленности и других отраслей народного хозяйства преподавание этого предмета не предусматривается. Между тем наш опыт преподавания

этики служебных отношений на экономических факуль­

тетах народного университета при Краснодарской крае­ вой организации общества «Знание» подтверждает

большой интерес слушателей к данной теме. Единствен­

ным препятствием к введению преподавания этики слу­ жебных отношений может явиться нехватка специали­

стов. IIo ведь их можно подготовить, как и ,специали­

стов любой другой отрасли знаний.

Другой причиной, способствующей возникновению

неэтичеоких форм служебных взаимоотношений, ,явля­

ются разного рода недостатки в планировании и орга­

низации производства. Нехватка каких-либо материа­

лов, штурмовщина в организации производства в соче­

тании с жесткими требованиями неукоснительного вы­

полнения установленного плана неизбежно порождают

напряженную обстановку, в которой не каждый ів со­ стоянии сдерживать свои эмоции. Устранимы ли назван­

ные недостатки в производстве, которые порожда­ ют напряженность во взаимоотношениях? Это не рито­ рический вопрос, а вопрос, па который практика не дает

единого ответа. Некоторые практические работники

считают, что нет производства без каких-либо недо­ статков. Верно. Но есть недостатки, порождаемые са­

мим ростом предприятия (реконструкция, переход на

новые условия хозяйствования и т. п.), и недостатки,

порождаемые субъективными факторами, управлением.


VI. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ

В. И. Ленин считал, что для овладения наукой уп­ равления необходимо соблюдать два условия. Во-пер­

вых, чтобы на руководящие посты выдвигались люди,

обладающие необходимыми способностями к данной

работе. В. И. Ленин говорил: «Всякая работа управ­

ления требует особых свойств. Можно быть самым силь­ нейшим революционером и агитатором и совершенно

непригодным администратором»1. Во-вторых, надо учиться управлению. В. И. Ленин указывал, «чтобы уп­

равлять, надо быть компетентным, нужно полностью и

до точности знать все условия производства, нужно

знать технику этого производства на ее современной

высоте, нужно иметь известное научное образование»2*.

Только в сочетании двух указанных условий можно ус­

пешно решать проблему подготовки квалифицированных

кадров управлення. Здесь мы остановимся на одном ас­ пекте — обучении кадров.

1. О формах овладения наукой управления

Наука управления имеет две стороны: теоретическую

и практическую. Овладеть наукой

управления — это

значит усвоить определенный

минимум теории и на­

учиться применять ее на практике.

Формы

обучения

науке управления различны.

Они

должны

учитывать

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, с. 215.

2 Там же, с. 215.

64

конкретные условия, состав обучающихся и поставлен­

ные цели.

Несколько лет назад основной формой овладения

наукой управления была практика. В процессе повсе­ дневной практики вырабатывались определенные на­ выки. Конечно, эти навыки формируются не на голом

.месте. Каждый хозяйственный специалист до поступле­

ния на производство получал известный объем знаний по экономике и организации производства. Политиче­ ское воспитание, знание экономических законов специа­ листы всегда приобретали и приобретают в наших учеб­ ных заведениях.

И все же многие специфические навыки управленче­

ского труда формировались главным образом в процес­

се практики. Но такой путь приобретения навыков уп­

равления требовал длительного времени и обходился дорого обществу. Теперь наша партия принимает ре­

шительные меры по широкому обучению масс, особенно кадров управления. Созданы необходимые условия для

овладения знаниями науки управления.

Теорию управления как одну из отраслей социаль­

но-экономических наук можно изучать самостоятельно.

Литературы по данной дисциплине много. А недавно, 5 октября 1973 г., утверждено «Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-техни­ ческих работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сель­

ского хозяйства, транспорта и связи»1. Оно послужит определенным стимулом в овладении наукой управле­

ния. Одной из основных целей периодической (через каждые 3—5 лет) аттестации является оценка деловых и политических качеств работника и выяснение степени его соответствия занимаемой должности.

В настоящее время по всей стране создана широкая

сеть обучения теории управления как с отрывом, так и

без отрыва от производства. C отрывом от производст­ ва включает в себя такие формы, как учеба в техни­

кумах и вузах, на специальных факультетах организа­

торов производства, а также курсы и институты повы­

шения квалификации. Сеть

обучения без отрыва от

производства представляется

в виде факультетов пар-*3

3 г.1 «Экономическая газета», 1973, № 43.

в. Вятки»

(¡5


тийно-хозяйственного актива вечерних университетов

марксизма-ленинизма, экономических факультетов на­ родных университетов, различных школ и семинаров по изучению основ экономики и управления. Остановимся

поподробнее на опыте обучения, который имеется в Краснодарском крае.

2.Опыт обучения с отрывом от производства

Внашем крае теоретические основы управления

производством преподаются в ряде технических и сель­

скохозяйственных техникумов и вузов, а также на кур­

сах повышения квалификации инженерно-технических

работников предприятий пищевой промышленности

РСФСР.

В учебных планах техникумов на изучение некото­

рых тем по управлению отводилось до сих пор всего по

10 часов для экономистов и по 4 часа для механиков и технологов. Мы говорим «отводилось» потому, ЧТО C но­ вого, 1974/75 учебного года в ряде техникумов предпо­

лагается резкое увеличение количества часов (до 70 ча­

сов) па управление. Из курса экономики и планирова­

ния выделяется специальная тема «Автоматизирован­ ные системы управления производством» (АСУП).

В частности, такой курс вводится в Краснодарском тех­ никуме сахарной промышленности. В этом курсе не­

сколько тем по научной организации управления про­

изводством.

По нашему мнению,

введение такого курса в техни­

кумах преждевременно.

В ближайшие 5—6 лет вряд ли

появятся на

наших сахарных заводах АСУП. Да если

и появятся

на отдельных, самых

крупных заводах, то

подготовка кадров по 70-часовой

программе и отсутст­

вие необходимой техники не обеспечат желаемого эф­ фекта обучения. Гораздо целесообразней ввести курс «Научные основы управления», в котором выделить

1—2 темы для общего знакомства с принципами созда­ ния и функционирования АСУП и обратить больше вни­

мания на изучение разнообразной малой оргтехники,

особенно малой вычислительной техники. Паше предло­

жение имеет и еще одну существенную подоплеку. Вве­

дение сразу сравнительно обширного курса по АСУП натолкнется на такое серьезное препятствие, как от-

66


с.утств'ііе специалистов. Поэтому вволить курс по АСУП

надо постепенно, ПО мере обеспечения техникумов COOT-

ветствующими сіɪециалистам.и.

По обширной и разнообразной тематике преподает­

ся теория управления промышленным производством в Краснодарском политехническом институте. Здесь есть

специальная кафедра по организации и управлению

производством. Она ведет три больших курса (по 72— 108 часов): «Научные основы управления производст­ вом», «Общая теория систем и основ проектирования АСУП» п «Экономико-математическое моделирование».

Правда, все эти курсы преподаются в основном на ин­

женерно-экономическом факультете, а инженеры-меха­ ники и технологи, из числа которых главным образом и рекрутируются руководители производства, ЭТИХ кур­

сов не слушают. Курс «Научные основы управления

производством» для них должен читаться. Практика

настоятельно требует этого. И возможности к такому расширению сферы преподавания данного курса имеют­ ся. Все зависит от указаний Министерства высшего и

среднего специального образования СССР.

Курс «Научные основы управления сельскохозяйст­ венным .производством» преподается в Кубанском сельскохозяйственном институте. Его ведет специальная ка­ федра по организации и управлению производством.

Однако и здесь, как -и в политехническом институте,

этот курс читается тоже только на экономическом фа­

культете. А студенты других специальностей лишены такой возможности.

Теория управления преподается и в Кубанском го­

сударственном университете на юридическом и эконо­

мическом факультетах. Решением совета Северо-Кав­

казского .научного центра высшей школы при кафедре политэкономии Кубанского госуниверситета образован

проблемный совет по вопросам теории и практики уп­ равления социалистическим производством. Он при­ зван координировать научно-исследовательскую л учебно-методическую работу по управлению в вузах Се­ верного Кавказа.

Как уже говорилось выше, в Краснодаре действуют

республиканские курсы повышения квалификации ин- женерно-техничеоких работников предприятий пищевой промышленности. На этих курсах для руководящих ра­

3*

67


ботников читается куре лекций по управлению в объёг ме 20—30 часов. Как показывает опыт, лекции по уп­

равлению вызывают большой интерес, у слушателей.

Поэтому, по нашему мнению, надо увеличить объем

этого курса, главным образом за счет введения семи­

нарских занятий и других более активных форм обу­

чения.

3.Опыт обучения без отрыва от производства

Втечение ряда лет преподается курс «Научные ос­

новы управления производством» на факультете пар­

тийно-хозяйственного актива вечернего университета

марксизма-ленинизма при Краснодарском горкоме

КПСС. Этот курс слушают главным образом руководи­ тели предприятий и хозяйственных организаций. Он

вызывает большой интерес у слушателей и существен­

но помогает им в овладении основами науки управ­ ления. На семинарских занятиях .проходит оживленный обмен мнениями и опытом по разнообразным вопросам

теории и практики управления. Было бы весьма полез­

ным для закрепления знаний ввести в учебный план

написание рефератов или курсовых проектов, состав­

ленных на материалах своих предприятий.

Большой популярностью у хозяйственных кадров

края пользуются двухгодичные факультеты по экономи­

ке, НОТ и управлению, организуемые при посредниче­

стве краевого правления общества «Знание». Они нача­

ли создаваться по инициативе проблемного совета по теории и практике управления, возглавляемого профес­ сором В. Μ. Готлобером. Экономические факультеты

действуют в Кропоткине, Аіпшеронске, Туапсе, Сочи,

Белореченске, Ейске и других городах края. Учреди­

телями факультетов являются соответствующие рай­

комы и горкомы партии. В работе районных и кустовых

факультетов следует отметить активную роль секретаря Кропоткинского ГК КПСС Н. Я. Корпекиной, секретаря

Апшеронского PK КПСС М, П. Моревой, секретаря

Белореченского P1K КПСС Л. А. Зуб, секретаря Туапсин­

ского ГК КПСС Н. И. Дудкина. Общее методическое

руководство экономическими факультетами осуществля­ ет общественный совет при правлении краевой организа­

ции общества «Знание».

68