ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
[117]. По данным [117] температурные зависимости произведений равновесных концентраций в чугуне описываются уравнениями
lg[%Mn][%S]==--^ + 4,63 (до |
1530°С); (27) |
||
lg [%Mn] [%S] = — ^ + 3,86 (выше |
1530° С). |
(28) |
|
В интервале температур 1200—1500° С |
|
|
|
lg [ % Мп] [ % S] = — |
+ 5,2. |
(29) |
И. С. Куликов [37] предлагает следующие полученные расчетом по табличным термодинамическим данным выражения зависимости констант равновесия реакций (25) и (26) от температуры:
|
|
7170 |
|
(30) |
|
|
у—— 3,685; |
||
lg/<2<i“lg |
[%si |
5810 |
-3,933. |
(31) |
Растворимость сернистого марганца в чугуне рез ко падает с понижением температуры. Это в значитель ной степени облегчает десульфурацию чугуна марган цем по мере остывания чугуна. При 1310—1340° С в чугуне, содержащем 1,5—2,0% Мп, содержание серы не превышает 0,075%; охлаждение чугуна до 1230—1250° С снижает равновесное содержание серы до 0,03—0,04%. Все это свидетельствует о высокой десульфурирующей способности марганца при по нижении температуры чугуна.
Таким образом, при оценке процессов десульфу рации следует учитывать не только термодинамиче ские условия протекания реакций, но и особенности их кинетики и механизма, которые определяют
2 5—928 |
17 |
практическую реализацию термодинамических предпо
сылок процесса. |
j |
Большое количество |
применяемых для десульфу |
рации реагентов и многообразие способов осуществле ния процесса чрезвычайно затрудняет создание по следовательной теории этих процессов, кинетику ( и механизм которых еще нельзя считать достаточно изу ченными. Даже в наиболее исследованной области — десульфурации чугуна шлаками — нет единого взгля да на природу механизма обессеривания, не говоря уже о новых способах удаления серы из чугуна.
Первые опыты по внедоменной десульфурации
чугуна
Внедоменная десульфурация чугуна, первые опы ты по применению которой относятся еще к XIX сто летию, в первой половине текущего столетия полу чила широкое развитие. Особенно много внимания вопросам внедоменной десульфурации чугуна стали уделять начиная с 1930-го года. К числу стран, в ко торых в течение 1930—1960 гг. внедоменная десуль фурация начала применяться в промышленных масшта бах, относятся ФРГ, Англия, Франция, Швеция, США.
В СССР в указанный период внедоменная десульфу рация в промышленном масштабе не применялась. Между тем, надобность в применении внедоменной де сульфурации в СССР была велика, поскольку более половины производимого чугуна выплавлялось на коксе с высоким содержанием серы.
В качестве реагента для обессеривания в зарубеж ных странах чаще всего применялась сода.
На основе опыта зарубежных стран установлено, что несмотря на широкое применение в качестве десульфуратора, сода характеризуется существенными
18
недостатками, которые в значительной мере ограни чивают применение и дальнейшее развитие внедоменной десульфурации чугуна содой. Эти недостатки заключаются в следующем.
По истечении нескольких минут после того, как из ковша с обработанным содой металлом полностью скачивается содовый шлак, на поверхности металла снова появляются следы шлака. Он представляет собой силикат натрия, образующийся в результате реакции между содовым шлаком и материалом футеровки ковша. Тщательное отделение содового шлака от металла не обходимо для предотвращения быстрого разрушения футеровки миксера и сталеплавильных агрегатов, а это сопряжено с большими трудностями. Если не удалять отработанный содовый шлак, то происходит достаточно быстрый обратный переход серы из шлака в металл. Степень удаления серы из чугуна недоста точная. Стоимость соды довольно высокая, в ряде случаев она является дефицитным материалом.
Опыт применения карбида кальция в качестве десульфуратора показал, что он имеет следующие пре имущества: возможно удалять значительные коли чества серы из чугуна; образующиеся в процессе об работки чугуна пары — безвредны; образующиеся в результате десульфурации чугуна соединения серы очень прочные, это исключает возможность обратного перехода серы в металл.
К отрицательным сторонам процесса десульфура ции карбидом кальция следует отнести следующее: необходим специальный распылитель для введения реагента; для достижения максимальной эффективнос ти десульфурации обработку ковшей с чугуном сле дует выполнять непосредственно у доменной печи; если чугун после десульфурации поступает в бессе меровский конвертер, то продукты реакции прихо дится удалять механическим путем.
2* |
19 |
В СССР в эти же годы также проводились опыты по десульфурации чугуна в литейных и доменном цехах завода им. Петровского. Опыты по десульфурации проводил А. Д. Готлиб. Сода забрасывалась в ковш или на конец желоба. Чтобы облегчить удаление шла ка, в ковш добавляли тонко измолотый известняк. В результате такой обработки удалялось 20—60% содержащейся в чугуне серы. Первые опыты внедоменной десульфурации чугуна проводились с целью улучшения его качества, без всякой связи с доменным
процессом; |
идея |
же |
применения |
этого |
способа |
об |
работки чугуна |
как |
средства для |
разгрузки домен |
|||
ной печи |
от работы |
по переводу |
серы |
из металла |
||
в шлак, позволяющего понизить выход |
шлака, |
по |
||||
явилась гораздо |
позже. |
|
|
|
Магний является одним из наиболее эффективных десульфураторов. По десульфурирующей способности он уступает лишь карбиду кальция и окиси натрия.
С точки же зрения |
расхода |
его на |
десульфурацию |
|||
магний чрезвычайно выгоден: для связывания |
1 кг |
|||||
серы требуется всего 0,75 |
кг магния, в |
то |
время |
|||
как извести |
для |
этого требуется |
1,75 |
кг, |
окиси |
|
натрия — 1,94 |
кг, |
карбида |
кальция — 2 |
кг |
[116]. |
По этой причине вопросу применения магния для де сульфурации уделяется много внимания в отечествен ной и зарубежной металлургии.
Особенность обработки жидкого чугуна магнием состоит в том, что магний характеризуется низкой
плотностью — 1670 кг/м3 |
в твердом состоянии и |
1580 кг/м3 — в жидком. |
Температуры плавления |
и кипения магния чрезвычайно низки с точки зрения
температурных |
условий доменной |
плавки: |
Тп„ = |
= 651° С, 7\ип |
= 1170° С (при нормальном внешнем |
||
давлении — 0,1 |
МПа). Таким образом, при темпера |
||
туре жидкого чугуна (около 1400° С) |
введенный в него |
||
магний может существовать лишь в |
состоянии |
пере |
20
гретого пара. Это обстоятельство, с одной стороны, способствует лучшему контакту десульфуратора с ме таллом, а с другой — обусловливает возможность вы бросов металла и сгорания паров магния за предела ми ковша. Спокойное протекание процесса десульфу рации жидкого чугуна магнием возможно лишь при условии создания специальных защитных приспособ лений или принятия других мер, обеспечивающих воз можность растянуть процесс испарения магния во вре мени.
Десульфурация чугуна магнием имеет ряд преиму ществ перед методами обработки чугуна другими реа гентами. Не последнее место среди этих преимуществ занимает совершенно незначительное количество шла ка, образующегося в результате десульфурации на поверхности металла. Образующийся сульфид магния является очень прочным соединением: температура его плавления — 2000° С, он не восстанавливается ни водородом, ни кремнием, ни окисью углерода и бла годаря низкой плотности (2820 кг/м3) легко всплы вает в шлак. Реакция десульфурации чугуна магнием сопровождается выделением тепла, поэтому потери тепла в процессе обессеривания незначительны. При обработке чугуна магнием не выделяются вредные для здоровья человека газы и пары, поэтому такой про цесс не требует сооружения специального оборудова ния для очистки атмосферы.
При температуре выше 1107° С магний находится в парообразном состоянии. Зависимость упругости паров магния от температуры описывается выраже
нием |
|
|
Р = 9,52 - |
— 1,22г. |
(32) |
При 1400° С равновесное давление паров |
магния |
равно 0,808 МПа, что обусловливает необходимость
21
принятия специальных мер, тормозящих его испарение в жидком металле.
На заводе им. Дзержинского И. Г. Половченко [5; 60; 611 испытал более 20 способов присадки маг ния в чугун. При десульфурации чугуна в 60-тонных ковшах жидким магнием и расходе магния 0,05% удалялось 45—50% S; повышение расхода магния до 0,1—0,12% позволяло достичь степени десульфу рации 90%. Спокойное протекание реакции десульфу рации и наиболее эффективное использование обес серивающей способности жидкого магния отмечены при расходе его 0,15—0,20 кг/с. При вводе магния более 0,3 кг/с процесс протекал бурно, сопровожда ясь выбросами чугуна.
Из данных, приведенных И. Г. Половченко, сле дует, что температура кипения, равновесное давление и объем паров магния при различных температурах зависят от глубины погружения магния в чугун. Так, при погружении магния в чугун на глубину 6—8 м температура кипения магния повышается до 1350° С, так как равновесное давление паров магния при этой температуре (0,48 МПа) уравновешивается массой столба чугуна. При этом образуется 0,957 м3 паров магния на 1 кг металлического магния. Однако погру жение магния на такую глубину в жидкий чугун на практике затруднено. Создание избыточного давления над поверхностью чугуна осуществимо в малых мас штабах в условиях литейных цехов, но весьма сложно в условиях обработки больших масс металла [33]. Несмотря на удовлетворительные результаты обработ ки чугуна жидким магнием, в связи с трудностью, ввода его в металл и низкой стойкостью магниепроводов этот способ десульфурации не нашел промышлен ного использования.
Затраты тепла на плавление, испарение и перегрев магния до температуры жидкого чугуна составляют
22
7416 ГДж на 1 кг магния. При расходе магния до 2 кг на 1 т чугуна с учетом этих затрат тепла температура чугуна снижается не более, чем на 17—18° С. В связи с этим предварительное плавление и испарение магнии представляется нецелесообразным. Магний успешж плавится и испаряется за счет физического тепла чу гуна.
Представляет интерес рассмотреть некоторые пред ложения по десульфурации чугуна, пока не получив шие признания. К их числу прежде всего относится применение для десульфурации редкоземельных эле ментов. Активным десульфуратором является церий. Из результатов исследований Н. А. Вороновой [9] сле дует, что церий, вводимый в чугун, образует с серой тугоплавкие сульфиды CeS и Ce2S, температура плав ления которых выше 2000° С, а плотность — соответ ственно 5900 и 5200 кг/м3.
Церий является активным десульфуратором, хотя и менее эффективным, чем магний [9; 48; 72]. Остаточ ное содержание серы в чугуне, обработанном церием, всегда выше, чем в магниевом. При наличии в исход ном чугуне менее 0,01 % S дальнейшего обессеривания при вводе в чугун ферроцерия не наблюдается. При исходном содержании серы 0,02—0,04% ее удаляется около 50%. В ваграночном чугуне при расходе 0,95% ферроцерия содержание серы снижается с 0,1 до 0,06%. Таким образом, десульфурация чугуна це рием проходит менее активно, чем магнием. Стоимость цериевого десульфуратора превышает в 4 раза стои мость магния [12]. Очистка чугуна от серы церием в больших массах явно нерациональна, но может оправдать себя при обработке небольших количеств чугуна в мелкосерийном производстве.
І4з других редкоземельных элементов наибольше го внимания с точки зрения пригодности для десуль фурации заслуживают лантан и неодим. Определенный
23
интерес представляют некоторые способы десуль фурации чугуна различными смесями на основе соды, извести, известняка и др. В поисках новых активных смесей для десульфурации проводились обширные опыты со смесями, в состав которых входили поварен ная соль, плавиковый шпат, манганокальцит (кар бонатная марганцевая руда) [13; 17]. Особенно хо рошие результаты получены при десульфурации чу гуна смесями следующего состава: 25% соды, 25% плавикового шпата и 50% известняка; 20% соды, 15% поваренной соли и 65% известняка; 50% поварен ной соли и 50% известняка; 50% поваренной соли и 50% манганокальцита; 25% соды, 25% плавикового шпата и 50% манганокальцита. Во всех перечисленных случаях достигнут высокий процент удаления серы.
С целью уменьшения расхода серы на десульфу рацию были проведены опыты с применением смеси соды с манганокальцитом, взятых в отношении 1:1. Подача этой смеси производилась как непосредствен но в ковш, так и в струю чугуна. Процент присадки соды к чугуну колебался в пределах от 0,47 до 1,75% по массе. Наивысшая степень десульфурации в этих опытах составляла 65,6%, наименьшая — 11,7% [131.
В работе [17] описана десульфурация чугуна сме сью манганокальцита с поваренной солью в заводских условиях. Измельченный манганокальцит смешивался с поваренной солью, и смесь присаживалась на дно ковша и на струю, а также вдувалась воздухом. При расходе 0,95% смеси на 44,1 т чугуна удалялось 30%
серы (с 0,040 до 0,028%), а при расходе 1,05% смеси на 53 т чугуна степень десульфурации составляла
55% (с 0,060 до 0,027%).
Ввиду летучести поваренной соли при десульфу рации из ковша выделялись пары соли и хлора в виде белого дыма в большом количестве, что приводило
24