ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
к осложнениям при выпуске чугуна. Указанные технические трудности не позволяют широко приме нять исследованные смеси для десульфурации.
Опубликован ряд экспериментальных работ, в ко торых показана возможность десульфурации чугуна электролитическим путем. О. А. Есин и др. [30] провели опыты электролитического обессеривания чугуна. К чугуну, содержащему 4,1% С; 0,2% Si; 0,2% Мп; 0,03% S, добавляли серу, доводя содержа ние ее в чугуне до 1 %. Над слоем чугуна наводили шлак следующего состава, %: SiO2 40; CaO 28; А12О3 25; MgO 7. Анод был размещен в шлаке, катод подводил ся к металлу через дно ковша. Режим электролиза — напряжение 12—15 В; сила тока —до 100 А. В ре зультате такой обработки содержание серы в чугуне снижалось на 49—60% (с 0,079 до 0,034) при продолжи тельности электролиза два часа.
С более высокими показателями десульфурирова ли чугун электролитическим, способом японские ис следователи [42]. Чугун обрабатывали под шлаком состава, %: СаО 45; SiO2 35; А12О3 20. При подаче на катод тока плотностью 0,06 А/м2 и напряжением 12—15 В за 30 мин содержание серы в чугуне снижа лось с 0,079 до 0,017%, т. е. эффективность десуль фурации составляла 75,8—86,4%. Под шлаком, со держащим фтористые соединения (СаО — 40%; SiO2 — 30%; ДІЛ — 10%; CaF2 — 15%; NaF — 5%), элек тролитическая десульфурация проходила с еще луч шими результатами: при плотности тока 0,06 А/м2 и напряжении 8—10 В за 30 мин содержание серы в чу гуне снижалось на 95% (с 0,901 до 0,041%). Сера пе реходила частично в шлак в виде CaS и частично удалялась в атмосферу в виде SO2.
Установлена также возможность десульфурации чугуна вакуумированием [49]. В лабораторных усло виях обессеривали чугун состава, %: Si 0,7; Мп 1,5;
25
С 4. Некоторые результаты лабораторных опытов по десульфурации чугуна вакуумированием приве дены в табл. 1.
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
Результаты десульфурации чугуна |
вакуумированием |
||||
|
|
Содержание серы, % |
|
||
Остаточное |
Температура, |
до ваку |
после ва |
Примечание |
|
давление, Па |
°С |
||||
|
|
умирова |
куумиро |
|
|
|
|
ния |
вания |
|
|
133—532 |
1400 |
0,173 |
0,078 |
В тигле с основ- |
|
7980—9044 |
1400—1420 |
0,173 |
0,086 |
ной футеровкой |
|
133—532 |
1270—1320 |
0,085 |
0,036 |
|
|
339—865 |
1280—12S0 |
0,046 |
0,010 |
|
|
1197—1536 |
1410—1520 |
0,046 |
0,007 |
|
|
133—532 |
1400-1460 |
0,103 |
0,047 |
В тигле с кис |
|
6384-7315 |
1420-1470 |
0,103 |
0,081 |
лой футеровкой |
|
|
|||||
Способ |
десульфурации чугуна |
вакуумированием |
был проверен в заводских условиях — в сталеразливоч ном ковше бессемеровского цеха. Ковш с 18,4 т чугуна выдерживался в вакуум-камере при давлении 2261— 3724 Па в течение 15 мин. В этих условиях удалялось 44% S, содержание ее в чугуне понижалось с 0,078 до 0,044%. Возможность десульфурации чугуна ва куумированием подтверждена и в работе [15].
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДОМЕННОЙ ДЕСУЛЬФУРАЦИИ ЧУГУНА
Внедоменная десульфурация чугуна за рубежом
В настоящее время зарубежные металлурги, особенно на заводах, производящих качественные стали, придают большое значение всемерному разви
26
тию внедоменной десульфурации чугуна; |
много сил |
и средств тратится на исследование |
процессов, |
происходящих при этом, разработку и внедрение но вых способов обработки чугуна с наилучшими техни ко-экономическими показателями. Столь горячий ин терес к внедоменной десульфурации не случаен и мо жет быть объяснен влиянием ряда факторов, значение которых резко возросло в последние годы.
С одной стороны, повышение требований к качеству стали, особенно в связи с ростом объемов производ ства ее в кислородных конвертерах, в которых степень десульфурации составляет всего 30%, обусловливает более жесткие требования к качеству передельного чугуна, в частности, по содержанию серы в нем. С дру гой стороны, металлурги все чаще и чаще возвращаются к идее использования внедоменной десульфурации чугуна в целях снижения основности шлака и улуч шения за этот счет технико-экономических показателей доменной плавки.
Внедоменная десульфурация чугуна в странах За падной Европы. Несмотря на отмеченные выше не достатки способов обработки жидкого чугуна содой, вопрос применения ее для десульфурации отнюдь не снимается с повестки дня, тем более, что в последнее время выявлены и неоспоримые преимущества ис пользования соды в качестве десульфуратора (в срав нении, например, с известью). Дело в том, что обра ботка жидкого чугуна содой наряду с десульфурацией позволяет получать особо чистый металл по содер жанию газов и неметаллических включений.
Практикой установлено, что содержание азота в томасовском чугуне существенно снижается после обработки его содой. При расходе 25 кг соды на 1 т чугуна содержание азота снижается с 0,006 до 0,002% [77]. Полученные результаты явились предпосылкой для широкого внедрения обработки чугуна содой
27
с целью удаления из металла вредных примесей, в том числе и азота [41].
На заводах Бельгии сода для десульфурации чу гуна применяется как в чистом виде, так и в смеси с другими десульфураторами. При обессеривании часто применяются сифонные ковши. На ряде заводов Ан глии также успешно проводилась и проводится десуль фурация чугуна содой [120]. Некоторые данные об условиях и результатах десульфурации приведены в табл. 2.
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
|
|
Условия проведения |
и результаты |
|
||||
|
внедоменной десульфурации чугуна |
содой |
|
|||||
|
|
|
на |
заводах |
Англии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание серы, |
|
|
|
|
|
Масса об |
|
% |
|
|
|
|
|
|
Расход |
|
|
||
|
Завод, фирма |
|
рабатыва |
|
|
|||
|
|
емого ме |
соды, кг/т |
до десуль |
после |
|||
|
|
|
|
талла, |
т |
металла |
десуль |
|
|
|
|
|
|
|
|
фурации |
фура |
|
|
|
|
|
|
|
|
ции |
Шелтон Айрон энд Кол К° |
22 |
|
8,15 |
0,134 |
0,034 |
|||
Билстон Уоркс |
|
20 |
|
2,71 |
0,135 |
0,066 |
||
Корби Уоркс |
|
|
50 |
|
4,3 |
0,235 |
0,121 |
|
I |
стадия |
|
|
|
||||
II |
» |
|
|
23 |
|
6,35 |
0,094 |
0,049 |
Барроу Айрон Уоркс |
(в |
60 |
|
2,13 |
0,05 |
0,03 |
||
Эббу — Вейл |
Уоркс |
27,5 |
|
6,8 |
0,064 |
0,044 |
||
открытом ковше) |
(в |
|
||||||
Эббу — Вейл |
Уоркс |
65 |
|
2,5 |
0,05 |
0,03 |
||
ковше типа Клинга) |
|
|
||||||
Рэдборн Уоркс |
энд |
40 |
|
7,6 |
0,075 |
0,034 |
||
Уэркингтон |
Айрон |
50 |
|
2,5 |
0,05 |
0,034 |
||
Стил |
K“ |
|
|
|
В современных условиях десульфурация чугуна порошковой, гранулированной или брикетированной содой производится, в основном, по схеме, показан
28
ной на рис. 2 [80]. Если чугун транспортируется в ста леплавильный цех в открытых ковшах или в ковшах с крышками, то соду присаживают на выпускной желоб /? или в чугуновозный ковш Нр. С точки зре ния технологии более удобно проводить десульфура цию в сифонном ковше Sp, где струя чугуна прохо дит через слой содового шлака толщиной 0,3—0,4 м.
Рис. 2. Схема оборудования для десульфурации чугуна содой.
В сталеплавильном цехе соду присаживают при за ливке чугуна из миксера в ковш (по схеме М—Р). Для улучшения десульфурации чугун с содовым шла ком переливают во второй ковш (по схеме М—Р—Р). При перевозке чугуна в сигарообразных ковшах соду в доменном цехе не присаживают, так как ще лочные шлаки в значительной степени разъедают футеровку ковша. В этом случае десульфурацию проводят при сливе чугуна из сигарообразного ковша (по схеме Т—Р).
При десульфурации в доменном цехе средняя сте пень удаления серы повышается при увеличении расхода соды до 8 кг/т чугуна, и при дальнейшем увеличении расхода десульфуратора остается почти
постоянной |
(около |
85% |
для литейного чугуна). |
В сифонном |
ковше |
при |
небольших добавках соды |
29
достигается более высокая степень удаления серы, од нако расход соды, а, следовательно, и степень де сульфурации ограничены в этом случае размерами
ковша.
Показатели десульфурации чугуна в сталеплавиль ном цехе могут быть выше или ниже показателей, достигаемых в доменном цехе. Наиболее высокие
степени десульфурации (около 100%) |
получаются |
при обработке томасовского чугуна с |
переливом |
(по схеме тИ—Р—/3) и мартеновского чугуна (90%) при заливке из сигарообразного ковша в обычный (по схе ме Т—Р). При десульфурации последним способом достигаются также и самые стабильные результаты. Исключительно стабильные результаты достигаются при десульфурации в сифонном ковше и при обработке мартеновского чугуна в доменном цехе (по схеме//—Р): в 82% случаев конечное содержание серы в чугуне не превышало 0,008%. При этом соду, общий расход которой составлял 5—8 кг/т чугуна, добавляли не большими порциями во время наполнения ковша.
Понижение температуры чугуна за время обработ ки в 200-тонном ковше составляет 1,7° С на 1 кг соды [781. Место подачи соды определяется степенью насыщения чугуна углеродом. Доэвтектический томасовский чугун в целях уменьшения испарения соды следует обрабатывать только в сталеплавильном цехе. При обработке в сифонном ковше с расходом соды 3 кг/т чугуна средняя степень удаления серы может і достигать 50—60%, так как шлак в этом случае отде ляется от чугуна. Поэтому сифонный ковш необходи мо устанавливать перед ковшом для обработки чугу на. При расходе соды 8—10 кг/т чугуна достигается степень десульфурации 80%, получение же конечного содержания серы в чугуне 0,008% в 100% случаев достигается лишь при использовании метода перелива при расходе соды 15 кг/т чугуна. Для мартеновского
80
чугуна |
степень |
десульфурации |
при расходе соды |
10 кг/т |
чугуна |
и применении |
перелива составляет |
менее 90%.
Применение сифонных ковшей позволяет значите льно снизить расход соды вследствие повышения стс пени ее использования. Так, на заводе Август Тиссен— Хютте расход соды при та ком способе обработки чугуна составляет 2,7— 4,5 кг/т чугуна, а на заводе в Диффердингене — 1,2 — 4,4кг/т чугуна. Содержа ние серы в чугуне снижает ся при этом с 0,04—0,14 до 0,02—0,055% соответствен но.
В доменном цехе заво да Генрихсхютте в Хаттингене проводились ОПЫТЫ ПС непрерывной десульфура ции чугуна кальцинирован ной содой и содоизвестко вой смесью в сифонном ков
ше вместимостью 6 т. |
Для |
Рис. 3. Сифонный ковш для |
|
сравнения |
использовали |
десульфурации чугуна с нос |
|
ком, перевалом и скимером |
|||
результаты десульфурации |
для задержки шлака: |
||
содой в чугуновозном |
ков- |
/ — металл; 2 — шлак; а — по |
|
ШЄ. |
|
|
ложение ковша при сливе ме |
ковш |
(рис. |
талла; 6 — пустой ковш с остат |
|
Сифонный |
ком шлака. |
3) устанавливали у конца желоба таким образом, что чугун из желоба попадал
сначала в сифонный ковш, а затем уже в чугуновозный. Наклон сифонного ковша, подвешенного на траверсе, осуществлялся от электропривода. Незадолго до на полнения первого чугуновозного ковша сифонный ковш
31
частично опорожняли, и, пока он вновь наполнялся, подавали второй чугуновозный ковш. Это позволяло проводить непрерывную обработку чугуна. Внутрен ний диаметр сифонного ковша, использовавшегося на заводе в Хаттийгене, составлял 1,2 м, высота — 1,65 м, максимальная высота шлакового слоя — 0,65 м. Десульфуратор подавался виброжелобом с механиче ским приводом, когда сифонный ковш наполнялся на одну треть, что позволяло избежать уноса соды че рез сифон. В соответствии с вместимостью ковша мак симальный расход соды составлял 300 кг.
В результате опытов было выяснено, что если при десульфурации в чугуновозных ковшах конечное со держание серы в чугуне 0,015% (при исходном 0,035) достигалось при расходе соды 7—10 кг/т чугуна, то в сифонном ковше такие же результаты получали при расходе соды 3—3,5 кг/т чугуна (исходное содер жание 0,03%). Установлено также, что смолодоломи товая футеровка является устойчивой в контакте с со довыми шлаками — с такой футеровкой обработано 1150 т чугуна без значительных дефектов футеровки, в то время как шамотную футеровку приходится заме нять после обработки 320—330 т.
В Англии обессеривали чугун содой методом пере лива в двух и трех ковшах [95]. Если обработка про водилась в двух ковшах, после обработки чугуна со дой в первом ковше при переливе во второй чугун освобождали от содового шлака с помощью шлакоотделителя. Степень удаления серы — 70—80%. По «трехковшовой системе» в первом ковше производится удаление кислого шлака, во втором — обработка чу гуна содой, а при переливе чугуна из второго ковша в третий удаляется содовый шлак. Степень десульфу рации в этом случае — 75%. Было испытано два спо соба перемешивания чугуна с десульфуратором — механическое и путем продувки азотом. Расход азота
32
составлял 0,015—0,030 м3/мин на 1 т чугуна. Переме шивание позволяло повысить степень десульфурации до 90%.
В работе [881 сообщалось, что добавка каждых 0,5% соды понижала температуру чугуна на 10° С, выдержка в ковше сопровождалась понижением тем пературы чугуна на 8—10 град/мин при исходной температуре чугуна 1500—1400° С и на 4—6 град/мин при исходной температуре металла 1400—1300° С. Вви ду интенсивного образования дыма применялась вентиляция.
На одном из заводов Франции проводились опыты по непрерывной десульфурации чугуна порошковой содой при выпуске его из доменной печи по способу института ИРСИД [118]. Установка состояла из бун кера для соды и вибрационного питателя для подачи десульфуратора в струю чугуна. Питатель снабжен пористыми плитами для продувки металла азотом или сжатым воздухом. Поверхность плит — 0,06 м2, расход газа — 0,5 м3/мин при давлении 98,1— 588,6 кПа. Расход соды составлял от 4 до 18 кг/т чугуна. Содержание серы в чугуне в результате та кой обработки уменьшалось от 0,075 до 0,029%.
Интересные экспериментальные исследования не прерывных способов обработки чугуна содой прове дены X. Лангхаммером и др. [107]. Им предложены схемы с использованием установок типа стационарно го сифонного ковша, а также противоточного желоба.
Несмотря на определенный прогресс в обработке чугуна содой, авторы исследований делают вывод о том, что при необходимости получения более низких содержаний серы в чугуне и более стабильных резуль татов десульфурации, преимущество остается за обра боткой чугуна неплавящимися десульфураторами — известью, карбидом кальция и различными смесями на их основе. Именно разным способам обработки
3 5—928 |
33 |