ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
чугуна этими десульфураторами и уделяется за ру бежом в настоящее время основное внимание.
Неплавящиеся десульфураторы при сливе чугуна перемешиваются с ним неудовлетворительно, поэтому, как правило, необходимо принимать специальные ме ры по обеспечению требуемого для десульфурации контакта металла с десульфуратором. Достигается это самыми различными путями. Для этой цели ис пользуют вращающиеся печи, качающиеся ковши, ви брирующие ковши, стационарные ковши с продувкой методом погружаемого копья или донной продув кой, перемешивающие устройства с мешалками раз личных типов, устанавливаемые на желобе, ковши с перемешивающими устройствами и др.
Большое распространение в зарубежной практике получили различные способы десульфурации чугуна известью, которая является легкодоступным и доста точно эффективным десульфуратором, хотя для полу чения удовлетворительных результатов десульфура ции к ней предъявляются жесткие требования по крупности помола и чистоте. Хорошие результаты об работки чугуна известью были получены В. Тренти ни [126].
В ряде стран Западной Европы широко применя ется десульфурация чугуна по способу Каллинга [105]. Особенно распространен этот способ в Швеции, где десульфурации подвергается практически весь чугун, идущий на производство качественных ста лей.
Большое распространение получил в Швеции также способ десульфурации, разработанный фирмой «Домнарветс Ернверк». Чугун обрабатывается во вра щающейся печи или в виброковше порошкообразной известью или карбидом кальция. Применение послед него в качестве десульфуратора обходится несколько дороже, чем извести, однако, при этом меньше охла
34
ждается чугун; по металлургической эффективности же десульфурация во вращающейся печи и в вибро ковше дает почти одинаковые результаты. Преиму щество виброковшей состоит в большем удобстве обслуживания и транспортировки. При большой мас се выпускаемого металла удобнее использовать вра щающуюся печь, так как ее конструкция проще, кро ме того, ее можно приспособить для работы в непре рывном режиме.
На шведском заводе «Херренгс Грув АВЦ» рабо тает вращающаяся печь вместимостью 20 т, в которой обрабатывается чугун следующего состава, %: С —
4,2; Si 1,2; Мп 0,6; Р 0,02—0,025; S 0,08—0,12%.
Частота вращения печи — 35 об/мин, длительность обработки — 20 мин, состав десульфуратора — 1,2— 1,5% извести и 0,2—0,5% коксовой мелочи. В резуль тате такой обработки содержание серы в чугуне сни жается до 0,001%. На заводе десульфурируют весь выплавляемый чугун — 40 000 т в год. Стойкость футеровки печи — 1000 наливов, ее заменяют через каждые семь месяцев.
В институте ИРСИД [127] десульфурируют чу гун в специально сконструированном ковше. Он футе рован силикатноглиноземистым кирпичом с толщиной кладки у стенок 0,15 м и у днища — 0,2 м, оборудован 4—6соплами для продувки. Обработке в таких ковшах подвергается, в основном, томасовский чугун следую щего состава, %: Si 0,18—1,20; С 2,7—3,5; S 0,03— 0,250. Температура обработки — 1205—1285° С. Из весть, применяемая для продувки, просеивается через сита с ячейками 0,0005 или 0,001 м, она хорошо обож жена. Расход извести на десульфурацию составляет 12 кг/т чугуна. В качестве газа-носителя использует ся азот, расход которого составляет 3 м3/мин, концен трация извести в дутье составляет около 9 кг/м3, длительность продувки — 5 мин.
3' |
35 |
Авторами работы [127] не были преодолены труд
ности, |
связанные |
с удалением известкового шла |
ка и |
большими |
потерями чугуна при продувке. |
На устранение этих трудностей были направлены исследования немецких металлургов в Дортмунде [961. Они использовали вместо азота сжатый воздух, увеличив в нем концентрацию извести. Для вдувания десульфуратора ими была применена специальная неохлаждаемая фурма погружения длиной 2,5 м, защищенная огнеупорной футеровкой. Входные от верстия в фурме для поступления воздуха с реагентом располагались под углом 180° друг к другу, благодаря чему фурма не вибрировала при продувке. Для пре дотвращения образования густых известковистых шла ков и снижения потерь металла к извести добавляли соду. Десульфуратор смешивался с газом-носителем в специальном барабане-смесителе, в который загру жали известь (97% фракции 0,00009 м и 3% фракции
0,000053 м) и соду (фракции 0,002 м). С помощью
такого способа смешения удавалось довести расход газа-носителя до 0,003—0,004 м3/кг десульфуратора. Из всех опробованных добавок — плавикового шпата, угля и других наилучшей с технологической точки зрения зарекомендовала себя сода, применение кото рой позволило снизить потери металла до 1 % (табл. 3).
Опытами установлено, что величина потерь чугу на при продувке определяется расходом десульфурато ра. Так, например, при расходе десульфуратора 8,5 кг/т (смесь извести с содой) потери чугуна состав ляют 1%, при повышении расхода смеси до 22 кг/т потери возрастают до 2,2%. Это говорит о том, что по тери все же довольно велики.
По опыту института ИРСИД на заводе «Зальцгиттер» после получения обнадеживающих результа тов десульфурации в ковшах вместимостью 5 т была
36
Таблица З
|
Содержание железа в шлаке и потери чугуна |
|
|||
|
в |
зависимости от |
условий продувки |96| |
|
|
|
|
|
Расход газа-носи |
Общие |
Общее со |
|
Десульфуратор |
потери |
держание |
||
|
теля, м3/кг |
чугуна, |
чугуна в |
||
|
|
|
шлаке (ко |
||
|
|
|
|
% |
рольки), % |
|
|
|
|
|
|
Мелкая известь |
0,020—0,040 |
5 |
70 |
||
» |
» |
|
0,003—0,004 |
4—5 |
70 |
Смесь мелкой извести (90%) |
|
|
|
||
с содой (10%) |
|
0,003—0,004 |
1 |
50 |
|
построена |
установка для десульфурации чугуна в |
50-тонных ковшах. Технологическая схема установ ки показана на рис. 4. Результаты десульфурации были высокими. При начальном содержании серы в чу
гуне 0,15% и расходе десульфуратора (известь |
с 10% |
|
7 3 Десулмруратор |
о |
- |
ег'"'
СжатыііА- Воздух
Азот А-
Рис. |
4. |
Технологическая |
схема |
установки |
для |
|||
десульфурации |
чугуна, |
установленная |
на заводе |
|||||
|
|
|
«Зальцгиттер»: |
|
|
|
||
I — манометр; |
2 — атмосферный клапан; 3 — расходо |
|||||||
мер; |
4 — емкость для |
десульфуратора; |
5— дозатор; |
|||||
6 — трубопровод для подачи |
взвешенного |
десульфура |
||||||
тора |
к |
фурме; |
7 — устройство для |
перемещения |
фур |
|||
мы; 8 — фурма; 9 — шлак; |
10 — жидкий металл. |
37
I
соды) 20 кг/т чугуна конечное содержание серы сни жалось до 0,01%. Результаты опытов в зависимости от расхода десульфуратора показаны на рис. 5.
По данным |
работы |
[96] |
внедоме ная |
десульфу |
|||
рация чугуна |
позволила |
снизить основность |
шлака |
||||
в доменной печи с диаметром горна 6,5 м |
и |
произ |
|||||
водительностью 910 т/сутки с 1,2 до |
1,0. |
В резуль |
|||||
тате расход кокса |
снизился |
на 7%, |
производитель |
||||
ность возросла |
на |
11 %. |
В |
дальнейшем |
работа на |
кислых шлаках позволила достигнуть повышения производительности на 20% при снижении расхода кокса на 5%.
Большое распространение за рубежом получили способы десульфурации чугуна в вибрационных ков шах. Метод удаления се ры из жидкого металла во
Рис. 5. Зависимости ко |
Рис. 6. |
Вибрационный |
нечного содержания серы |
ковш для |
десульфурации |
в чугуне от расхода де |
чугуна. |
|
сульфуратора и начально |
|
|
го содержания серы. |
|
|
встряхивающем ковше был изобретен в |
1959 г. С. Эке- |
|
торпом и В. Каллингом |
[97]. После |
экспериментов |
с сосудом, наполненным водой, вместимостью 308 л была сооружена вибрирующая установка вместимос тью 3 т. Опыты по обессериванию передельного и ли тейного чугунов показали, что при частоте вращения ковша 70 об/мин и при эксцентриситете вращающегося
38
поддона 0,061 м за 31 мин удалось присадкой 1,5— 2,3% (по массе) извести и 0,6—1,0% коксика понизить содержание серы в чугуне на 95% (от 0,078 до 0,003). Увеличение эксцентриситета вращения до 0,079 м и ввод в ковш 0,08% (по массе) соды вместе с 1,6% извести и 0,8% коксика позволили через 20 мин получить чугун, содержащий 0,004% S (при частоте вращения 60 об/мин).
Схематически вибрационный ковш изображен на рис. 6. Ковш 5 подвешивается на трех цапфах 6. Рама 2 крепится на трех стойках 7, имеющих кривошипы, которые приводятся в движение электромотором 1. Число оборотов, как правило, регулируется. Вибра ционный ковш накрыт крышкой для сохранения тре буемой атмосферы, предотвращения выплесков ме талла и остывания его. Через отверстие 3 металл сли вается из ковша, в то время как шлак задерживается в ковше и сливается после удаления обработанного металла через загрузочное отверстие 4. В результате вибрации ковша на поверхности находящегося в нем металла образуются волны, подобные тем, которые можно наблюдать, взбалтывая стакан с жидкостью, не вращая его вокруг оси. Ковш описывает круго образные движения вокруг вертикальной оси, но не вращается вокруг нее. Возникающая в результа те такого движения зыбь на поверхности металла позволяет достигать хорошего перемешивания ме талла с десульфуратором. В этих условиях реакции, для протекания которых требуется в спокойном со стоянии несколько чіхсов, могут протекать за несколько минут. По данным.[121], в результате 6-минутной об работки 2,1 т чугуна карбидом кальция (0,7—0,8% от массы чугуна) в трехтонном вибрационном ковше Каллинга с основной футеровкой содержание серы в чугуне понижается с 0,14 до 0,01% (степень десуль фурации 93%).
39
Наличие эффекта обессеривания установлено при применении вибрирующего ковша даже в том случае, когда обрабатывался марганцовистый чугун без по дачи десульфураюра. Так, после обработки в вибри рующем ковше в течение 5,5 мин чугуна, содержащего
3,45% С; 2,88% Si; 0,76% Мп и 0,129% S, содержание углерода в нем снизилось до 3,42%, кремния—до
2,82, марганца—до 0,67, а серы —до 0,086 [83].
Фирмой «Демаг» разработан комбинированный метод вибрации ковша. Основой метода является соз дание центробежных волн, обеспечивающих совершен ное перемешивание жидкого чугуна с реагентом так, чтобы свежие порции непрерывно приходили в кон такт с частицами реагента, что обеспечивает быструю обработку чугуна с высокой эффективностью. Обла дая тремя степенями свободы, ковш описывает кру говое движение на трех эксцентриках. Вращение жидкого металла вокруг вертикальной оси ковша вызывает беспорядочное образование волн. В том слу чае, если скорость гребня волны больше скорости вра щения ванны, происходит эффективное покрытие поверхности реагентов жидким металлом, что сущест венно ускоряет реакции.
Фирма «Хирт Фаундри» с помощью десульфура ции чугуна в виброковше получает чугун для отливки изложниц следующего состава, %: С 3,0—3,6; Si — 1,5; Мп 0,65; Р 0,2; S 0,008—0,013. С момента введе ния установки в строй обработано более 10 000 т чугуна в ковше с номинальной вместимостью 22 т. Ковш, применяемый на заводах этой фирмы, укреплен в верхней части рамы, изготовленной в виде конуса, которая опирается на карданное соединение. Вся конструкция установлена на поворотном круге, при водимом во вращательное движение электродвигате лем. Комбинация карданного соединения с поворот ным кругом обеспечивает вращение ковша во
40
всех направлениях — ковш медленно оборачивается 'вокруг своей оси на вращающейся платформе и пере мещается по роликовой раме. Наружный диаметр вибратора меньше внутреннего диаметра роликовой рамы на 0,12 м. Ковш перемещается относительно роликовой рамы с частотой вращения 23 оборота на каждый оборот ковша вокруг своей оси. Оптималь
ная частота |
вращения ковша вокруг своей |
оси — |
2 об/мин. |
Направление вращения металла, |
так же, |
как и роликовой рамы, противоположно направлению вращения ковша.
При введении в ковш 150 кг извести и 15 кг брике тированной соды в течение 10 мин из чугуна удаляет ся 85—90% S, содержание ее в чугуне снижается с 0,08 до 0,008%. Охлаждение чугуна во время обра ботки в вибрационном ковше не представляет труд ности ввиду малой ее продолжительности [134]. Ра бочий слой футеровки выдерживает 550 циклов обра ботки.
На некоторых заводах Западной Европы чугун десульфурируют в 60-тонных виброковшах с хороши ми результатами. Установлено, что виброковш при годен не только для стационарной обработки чугуна, но и для его транспортировки. Поэтому на некоторых заводах чугун выпускают прямо в установленный на виброраму виброковш и десульфурируют на пути к миксеру. После обработки в течение 10 мин чугун без значительных потерь температуры заливают в мик сер, а шлак остается в ковше, так как при сливе ме талла применяется затвор сифонного типа. На других заводах десульфурация производится между миксе ром и конвертером. Например, в кислородно-кон вертерном цехе завода «Явата» (Япония) половина передельного чугуна обрабатывается карбидом каль ция в количестве 0,5 кг/т чугуна в виброковше вмес тимостью 30 т, при этом содержание серы в чугуне
41