Файл: Будяну, А. Л. Совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
пая реформа предполагает совершенствование плани рования производства на уровне предприятия, в рамках
единого планового |
руководства |
народным хозяйством |
со стороны государства. |
|
|
Народнохозяйственный план выступает в качестве |
||
важнейшей формы |
реализации |
общественных интере |
сов, при этом он решает одновременно вопросы, реали зации социальных н экономических интересов коллек тивов предприятий.
Интересы социалистического предприятия рассмат риваются в условиях единства государственного плана и хозрасчета.
Централизованное плановое руководство в современ ных условиях предполагает решение в центре только главных задач.
Работа предприятий как части народного хозяйства оценивается по таким критериям, которые характери зуют степень выполнения заданий, установленных цент рализованным планом. В то же время в реализации этих задач и своих собственных хозрасчетных интересов предприятие обладает определенной оперативной само стоятельностью, в том числе в использовании части до ходов на свои собственные нужды.
Планирование как экономический метод хозяйствен ного руководства использует двойную систему рычагов, обеспечивающих эффективную разработку и выполнение планов:
а) организационные рычаги, то есть собственно плановые задания, контроль за их исполнением, ад министративные меры и юридические акты;
б) экономические рычаги, способствующие оптималь ному планированию п реализации плановых заданий,— цены, нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования, проценты за кредит и т. п,
Ю
По форме доведения н методам использования эти рычаги можно разделить на:
а) адресно-директивные — это собственно плановые задания по основным количественным и качественным показателям деятельности предприятия, утверждаемые
именно данному |
предприятию (отрасли), |
|
б) общие |
нормативно-экономические рычаги, кото |
|
рые в отличие |
от |
первых не имеют конкретного адреса, а |
представляют ряд общих правил или нормативов, уста
навливаемых для всех либо для |
определенной |
группы |
|||
отраслей |
или предприятий. |
|
|
|
|
П. Г. |
Бунич |
называет указанные |
методы |
соответ |
|
ственно |
— административными |
и |
экономическими. |
||
«Прежде |
всего |
экономические методы |
являются общи |
ми правилами поведения для всех хозяйственных еди ниц, связанных с товарно-денежными отношениями, а административные — конкретно-адресными, дифферен цированными по каждому предприятию, объединению, министерству в отдельности»1, — пишет он.
Такая классификация ноеит несколько условный характер. Известно, что в целом народнохозяйственное планирование является в первую очередь экономиче ским планированием. Одни из его черт — адресность и и директивность плана. В свою очередь, «экономические методы» также носят директивный характер. Никто не может изменить, например, цены, нормы отчисления в фонды экономического стимулирования, размеры про центов за кредит и т. п., кроме уполномоченных на то органов государственного управления.
1 И. Г. Бунич. Проблемы хозяйственного расчета и финансов в условиях реформы. М., изд-во «финансы», 1970, стр. 82—83.
Они тесно связаны между собой, так как экономи ческое планирование немыслимо без использования критериев эффективности, а экономические рычаги должны способствовать реализации народнохозяйствен ного плана и укреплению хозрасчета.
В условиях деятельности предприятия степень сво боды действия при использовании директивных плано вых показателей и экономических рычагов различна. Первые ставят конкретные цели для предприятия, исхо дя из общегосударственного плана и не могут быть им изменены самостоятельно. Вторые позволяют предприя тию избрать наиболее целесообразный путь реализации плана с учетом интересов своего коллектива. Учитывая эти моменты и указанные выше оговорки, мы также используем деление методов управления на администра тивные и экономические при освещении отдельных во просов, затронутых в настоящей работе.
Общая закономерность управления проявляется через планирование народнохозяйственных пропорций, установление плановых заданий предприятиям. Конк ретные особенности производства должны учитываться через систему нормативно-экономических методов, включая экономическое стимулирование. Протекающие 'на предприятии различные экономические процессы на ходятся в определенной степени зависимости от управ ляющего воздействия со стороны вышестоящей органи зации.
Административные методы управления, основываю щиеся на требованиях объективных экономических законов социализма, должны сразу приводить к опреде ленным изменениям в направлении деятельности пред приятия. Например, такие решения «сверху», как изме нение плана производства продукции в натуре, отказ в выделении фондов материальных ресурсов в заявлен
12
ном предприятием объеме, побуждают предприятие про вести ряд организационных изменений: пересмотр пла нов, существующей технологии с целью выполнения го сударственного задания.
Применение административных методов требует уче та на уровне вышестоящей организации народнохозяй ственных потребностей, а также конкретных условий деятельности предприятий, принятия экономически и технически обоснованных решений. Если этого не делать, нарушается грань между административными метода ми (выражением обоснованных требований эконо мических законов) и администрированием, волюнтариз мом. Хозяйственная реформа установила систему пла новых показателей деятельности предприятий, утверж
даемых в директивном порядке, |
значительно |
сократив |
||
их |
количество. Кроме |
этого, наложен ряд ограничений |
||
на |
административные |
действия |
вышестоящих |
органов |
по вопросам изменения планов производства, перерас пределения финансовых ресурсов предприятий и др.
Вместе с тем воздействие вышестоящей организации на деятельность, предприятия не теряет своего значения.
Это в первую очередь относится к установлению на пряженных планов, проведению на предприятиях общей технической политики, определенной для отрасли на планируемый отрезок времени, пресечению действий предприятий, противоречащих общегосударственным ин
тересам |
и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
Административное воздействие на какой-либо эконо |
||||||
мический процесс на |
предприятии |
часто |
влечет за |
со |
|||
бой |
изменения в системе его планирования, |
пересчет |
ря |
||||
да |
взаимосвязанных |
показателей. |
В данном |
случае |
|||
важно |
соблюдение принципа комплексности |
планиро |
|||||
вания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Например, процесс выпуска товарной продукции увя |
13
зывается с процессом реализации продукции и распре деления прибыли. Если «сверху» изменяют план прибы ли, то предприятие должно внести соответствующие корректировки в показатели объема товарной продук ции, ее себестоимости и т. д.
Нарушение принципа комплексности планирования отрицательно сказывается на эффективности планового руководства предприятием.
Утверждаемые предприятию плановые показатели отражают потребность народного хозяйства и населения в конкретных видах продукции. Они предусматривают необходимую экономическую эффективность производ ства, выраженную в стоимостном показателе прибыли и ее отношении к производственным фондам — показа теле рентабельности. Хозяйственная реформа позволи ла предприятиям оказывать активное влияние на фор мирование народнохозяйственного плана, повысила их заинтересованность в составлении напряженного плана, нацеленного на максимальное использование резервов
производства.
В новых условиях предприятия существенно влияют на формирование показателей плана отрасли. Это поз воляет полнее учитывать имеющиеся резервы. Однако план отрасли в целом не представляет сумму проек тировок предприятий, а является синтетическим планом, в котором для реализации народнохозяйственных задач учитываются соответствующие предложения «снизу».
На основании вышеизложенного можно заключить, что в системе планирования предприятия выделяются функции:
планирования как исполнения директивных заданий вышестоящих организаций;
комплексного планирования с учетом экономических рычагов единого государственного планового руковод-
14
ства, |
охватывающего |
все показатели (как директивные, |
|
так |
и расчетные) в |
их |
совокупности. |
В наиболее общем виде система планирования пред |
|||
приятия представляет |
комплекс задач, взаимосвязан |
||
ных |
между собой через систему различных показателей. |
Поскольку предприятия действуют на принципах хо зяйственного расчета, а их план является руководством к действию, планирование на предприятиях можно на звать хозрасчетным. Оно представляет собой важней шую часть общей системы народнохозяйственного пла нирования и ставит своей целью:
1)определение с наибольшим эффектом для народ ного хозяйства и предприятия наиболее целесообразных путей достижения в намечаемом периоде задач удов летворения потребностей общества в продукции;
2)осуществление комплексной взаимосвязи всех разрабатываемых показателей деятельности предприя
тия и увязки их с рычагами экономического стимулиро вания повышения эффективности производства;
3)установление количественной оценки каждого по казателя, позволяющей учитывать отклонения от пла нового задания;
4)учет заданных ограничений (лимитов) и разра
ботку методов их соблюдения через систему внутри производственных норм и нормативов.
Итак, планирование выполняет главную роль в си стеме управления промышленным производством. Это определяет необходимость постоянного его совершен ствования с учетом задач, которые ставятся перед на родным хозяйством на каждом этапе его развития.
XXIV съезд КПСС потребовал продолжить линию на улучшение планового руководства народным хозяй ством. На основании решений съезда за последние годы в стране проведена огромная работа по совершенство
15
ванию планирования. Однако «е все аспекты этой проб лемы уже решены. Некоторые вопросы совершенство вания планирования промышленного производства рас сматриваются и нами в последующих разделах данной работы.
2.Основные пути совершенствования планирования
вдевятой пятилетке
За годы осуществления хозяйственной реформы в
СССР был накоплен богатый опыт планирования про мышленного производства в новых условиях. «Наша страна имеет крупные достижения в этой области и вправе гордиться ими, — подчеркнул Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. — Но стоять на месте ;нельзя, надо продолжать интенсив но работать над совершенствованием как теории, так и практики народнохозяйственного планирования»1. XXIV съезд партии наметил основные направления улучше ния планирования промышленного производства в де вятой пятилетке.
Одним из главных направлений является дальнейшее совершенствование перспективного долгосрочного пла нирования развития промышленности, опирающегося на научно-технический прогресс.
Необходимость разработки долгосрочных планов, рассчитанных на 15—20 лет, вызывается совершенство ванием народнохозяйственных пропорций и структуры
общественного производства, решением крупных |
со |
циальных задач. |
|
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, |
1972, |
стр. 66—67. |
|
16
В настоящее время на базе накопленного опыта имеется возможность разработать перспективный план па длительный период. Как известно, Госплан СССР, министерства и ведомства приступили уже к составле нию долгосрочного плана развития народного хозяйства страны на 1976—1990 гг.
Долгосрочный план, в пятилетием разрезе, будет решать целый комплекс взаимоувязанных проблем, в частности проблему повышения жизненного уровня тру дящихся, комплексную проблему научно-технического прогресса и его влияния на различные стороны эконо мической деятельности, проблему высоких темпов роста производительности общественного труда и др.
В нем найдут отражение важнейшие направления перестройки общественного производства, совершенст вования межотраслевой структуры, размещения произ водительных оил «а территории страны, комплексного развития экономических районов, улучшения использо вания капитальных вложений и их структуры и многие
другие. |
|
|
|
|
|
Научно обоснованный |
долгосрочный перспективный |
||||
план |
развития |
народного |
хозяйства |
и |
страны должен |
стать |
главной |
программой |
действия |
воплощаться в |
жтазнь через пятилетяие планы, которые, будучи состав ной частью долгосрочного плана, имеют свою самостоя тельную значимость, ибо являются основной формой управления народным хозяйством.
Известно, что раньше предприятия ограничивались составлением годовых планов, многие из них не имели пятилетних планов, утвержденных вышестоящей орга низацией и органически увязанных с единым народно хозяйственным планом. В текущей пятилетке предприя
тия, |
руководствуясь заданиями плана |
развития народ |
ного |
хозяйства страны на 1971 —1975 |
гг., разработали |
17