Файл: Будяну, А. Л. Совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пая реформа предполагает совершенствование плани­ рования производства на уровне предприятия, в рамках

единого планового

руководства

народным хозяйством

со стороны государства.

 

Народнохозяйственный план выступает в качестве

важнейшей формы

реализации

общественных интере­

сов, при этом он решает одновременно вопросы, реали­ зации социальных н экономических интересов коллек­ тивов предприятий.

Интересы социалистического предприятия рассмат­ риваются в условиях единства государственного плана и хозрасчета.

Централизованное плановое руководство в современ­ ных условиях предполагает решение в центре только главных задач.

Работа предприятий как части народного хозяйства оценивается по таким критериям, которые характери­ зуют степень выполнения заданий, установленных цент­ рализованным планом. В то же время в реализации этих задач и своих собственных хозрасчетных интересов предприятие обладает определенной оперативной само­ стоятельностью, в том числе в использовании части до­ ходов на свои собственные нужды.

Планирование как экономический метод хозяйствен­ ного руководства использует двойную систему рычагов, обеспечивающих эффективную разработку и выполнение планов:

а) организационные рычаги, то есть собственно плановые задания, контроль за их исполнением, ад­ министративные меры и юридические акты;

б) экономические рычаги, способствующие оптималь­ ному планированию п реализации плановых заданий,— цены, нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования, проценты за кредит и т. п,

Ю

По форме доведения н методам использования эти рычаги можно разделить на:

а) адресно-директивные — это собственно плановые задания по основным количественным и качественным показателям деятельности предприятия, утверждаемые

именно данному

предприятию (отрасли),

б) общие

нормативно-экономические рычаги, кото­

рые в отличие

от

первых не имеют конкретного адреса, а

представляют ряд общих правил или нормативов, уста­

навливаемых для всех либо для

определенной

группы

отраслей

или предприятий.

 

 

 

П. Г.

Бунич

называет указанные

методы

соответ­

ственно

— административными

и

экономическими.

«Прежде

всего

экономические методы

являются общи­

ми правилами поведения для всех хозяйственных еди­ ниц, связанных с товарно-денежными отношениями, а административные — конкретно-адресными, дифферен­ цированными по каждому предприятию, объединению, министерству в отдельности»1, — пишет он.

Такая классификация ноеит несколько условный характер. Известно, что в целом народнохозяйственное планирование является в первую очередь экономиче­ ским планированием. Одни из его черт — адресность и и директивность плана. В свою очередь, «экономические методы» также носят директивный характер. Никто не может изменить, например, цены, нормы отчисления в фонды экономического стимулирования, размеры про­ центов за кредит и т. п., кроме уполномоченных на то органов государственного управления.

1 И. Г. Бунич. Проблемы хозяйственного расчета и финансов в условиях реформы. М., изд-во «финансы», 1970, стр. 82—83.


Они тесно связаны между собой, так как экономи­ ческое планирование немыслимо без использования критериев эффективности, а экономические рычаги должны способствовать реализации народнохозяйствен­ ного плана и укреплению хозрасчета.

В условиях деятельности предприятия степень сво­ боды действия при использовании директивных плано­ вых показателей и экономических рычагов различна. Первые ставят конкретные цели для предприятия, исхо­ дя из общегосударственного плана и не могут быть им изменены самостоятельно. Вторые позволяют предприя­ тию избрать наиболее целесообразный путь реализации плана с учетом интересов своего коллектива. Учитывая эти моменты и указанные выше оговорки, мы также используем деление методов управления на администра­ тивные и экономические при освещении отдельных во­ просов, затронутых в настоящей работе.

Общая закономерность управления проявляется через планирование народнохозяйственных пропорций, установление плановых заданий предприятиям. Конк­ ретные особенности производства должны учитываться через систему нормативно-экономических методов, включая экономическое стимулирование. Протекающие 'на предприятии различные экономические процессы на­ ходятся в определенной степени зависимости от управ­ ляющего воздействия со стороны вышестоящей органи­ зации.

Административные методы управления, основываю­ щиеся на требованиях объективных экономических законов социализма, должны сразу приводить к опреде­ ленным изменениям в направлении деятельности пред­ приятия. Например, такие решения «сверху», как изме­ нение плана производства продукции в натуре, отказ в выделении фондов материальных ресурсов в заявлен­

12

ном предприятием объеме, побуждают предприятие про­ вести ряд организационных изменений: пересмотр пла­ нов, существующей технологии с целью выполнения го­ сударственного задания.

Применение административных методов требует уче­ та на уровне вышестоящей организации народнохозяй­ ственных потребностей, а также конкретных условий деятельности предприятий, принятия экономически и технически обоснованных решений. Если этого не делать, нарушается грань между административными метода­ ми (выражением обоснованных требований эконо­ мических законов) и администрированием, волюнтариз­ мом. Хозяйственная реформа установила систему пла­ новых показателей деятельности предприятий, утверж­

даемых в директивном порядке,

значительно

сократив

их

количество. Кроме

этого, наложен ряд ограничений

на

административные

действия

вышестоящих

органов

по вопросам изменения планов производства, перерас­ пределения финансовых ресурсов предприятий и др.

Вместе с тем воздействие вышестоящей организации на деятельность, предприятия не теряет своего значения.

Это в первую очередь относится к установлению на­ пряженных планов, проведению на предприятиях общей технической политики, определенной для отрасли на планируемый отрезок времени, пресечению действий предприятий, противоречащих общегосударственным ин­

тересам

и т. п.

 

 

 

 

 

 

Административное воздействие на какой-либо эконо­

мический процесс на

предприятии

часто

влечет за

со­

бой

изменения в системе его планирования,

пересчет

ря­

да

взаимосвязанных

показателей.

В данном

случае

важно

соблюдение принципа комплексности

планиро­

вания.

 

 

 

 

 

 

 

Например, процесс выпуска товарной продукции увя­

13


зывается с процессом реализации продукции и распре­ деления прибыли. Если «сверху» изменяют план прибы­ ли, то предприятие должно внести соответствующие корректировки в показатели объема товарной продук­ ции, ее себестоимости и т. д.

Нарушение принципа комплексности планирования отрицательно сказывается на эффективности планового руководства предприятием.

Утверждаемые предприятию плановые показатели отражают потребность народного хозяйства и населения в конкретных видах продукции. Они предусматривают необходимую экономическую эффективность производ­ ства, выраженную в стоимостном показателе прибыли и ее отношении к производственным фондам — показа­ теле рентабельности. Хозяйственная реформа позволи­ ла предприятиям оказывать активное влияние на фор­ мирование народнохозяйственного плана, повысила их заинтересованность в составлении напряженного плана, нацеленного на максимальное использование резервов

производства.

В новых условиях предприятия существенно влияют на формирование показателей плана отрасли. Это поз­ воляет полнее учитывать имеющиеся резервы. Однако план отрасли в целом не представляет сумму проек­ тировок предприятий, а является синтетическим планом, в котором для реализации народнохозяйственных задач учитываются соответствующие предложения «снизу».

На основании вышеизложенного можно заключить, что в системе планирования предприятия выделяются функции:

планирования как исполнения директивных заданий вышестоящих организаций;

комплексного планирования с учетом экономических рычагов единого государственного планового руковод-

14

ства,

охватывающего

все показатели (как директивные,

так

и расчетные) в

их

совокупности.

В наиболее общем виде система планирования пред­

приятия представляет

комплекс задач, взаимосвязан­

ных

между собой через систему различных показателей.

Поскольку предприятия действуют на принципах хо­ зяйственного расчета, а их план является руководством к действию, планирование на предприятиях можно на­ звать хозрасчетным. Оно представляет собой важней­ шую часть общей системы народнохозяйственного пла­ нирования и ставит своей целью:

1)определение с наибольшим эффектом для народ­ ного хозяйства и предприятия наиболее целесообразных путей достижения в намечаемом периоде задач удов­ летворения потребностей общества в продукции;

2)осуществление комплексной взаимосвязи всех разрабатываемых показателей деятельности предприя­

тия и увязки их с рычагами экономического стимулиро­ вания повышения эффективности производства;

3)установление количественной оценки каждого по­ казателя, позволяющей учитывать отклонения от пла­ нового задания;

4)учет заданных ограничений (лимитов) и разра­

ботку методов их соблюдения через систему внутри­ производственных норм и нормативов.

Итак, планирование выполняет главную роль в си­ стеме управления промышленным производством. Это определяет необходимость постоянного его совершен­ ствования с учетом задач, которые ставятся перед на­ родным хозяйством на каждом этапе его развития.

XXIV съезд КПСС потребовал продолжить линию на улучшение планового руководства народным хозяй­ ством. На основании решений съезда за последние годы в стране проведена огромная работа по совершенство­

15


ванию планирования. Однако «е все аспекты этой проб­ лемы уже решены. Некоторые вопросы совершенство­ вания планирования промышленного производства рас­ сматриваются и нами в последующих разделах данной работы.

2.Основные пути совершенствования планирования

вдевятой пятилетке

За годы осуществления хозяйственной реформы в

СССР был накоплен богатый опыт планирования про­ мышленного производства в новых условиях. «Наша страна имеет крупные достижения в этой области и вправе гордиться ими, — подчеркнул Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. — Но стоять на месте ;нельзя, надо продолжать интенсив­ но работать над совершенствованием как теории, так и практики народнохозяйственного планирования»1. XXIV съезд партии наметил основные направления улучше­ ния планирования промышленного производства в де­ вятой пятилетке.

Одним из главных направлений является дальнейшее совершенствование перспективного долгосрочного пла­ нирования развития промышленности, опирающегося на научно-технический прогресс.

Необходимость разработки долгосрочных планов, рассчитанных на 15—20 лет, вызывается совершенство­ ванием народнохозяйственных пропорций и структуры

общественного производства, решением крупных

со­

циальных задач.

 

1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат,

1972,

стр. 66—67.

 

16

В настоящее время на базе накопленного опыта имеется возможность разработать перспективный план па длительный период. Как известно, Госплан СССР, министерства и ведомства приступили уже к составле­ нию долгосрочного плана развития народного хозяйства страны на 1976—1990 гг.

Долгосрочный план, в пятилетием разрезе, будет решать целый комплекс взаимоувязанных проблем, в частности проблему повышения жизненного уровня тру­ дящихся, комплексную проблему научно-технического прогресса и его влияния на различные стороны эконо­ мической деятельности, проблему высоких темпов роста производительности общественного труда и др.

В нем найдут отражение важнейшие направления перестройки общественного производства, совершенст­ вования межотраслевой структуры, размещения произ­ водительных оил «а территории страны, комплексного развития экономических районов, улучшения использо­ вания капитальных вложений и их структуры и многие

другие.

 

 

 

 

Научно обоснованный

долгосрочный перспективный

план

развития

народного

хозяйства

и

страны должен

стать

главной

программой

действия

воплощаться в

жтазнь через пятилетяие планы, которые, будучи состав­ ной частью долгосрочного плана, имеют свою самостоя­ тельную значимость, ибо являются основной формой управления народным хозяйством.

Известно, что раньше предприятия ограничивались составлением годовых планов, многие из них не имели пятилетних планов, утвержденных вышестоящей орга­ низацией и органически увязанных с единым народно­ хозяйственным планом. В текущей пятилетке предприя­

тия,

руководствуясь заданиями плана

развития народ­

ного

хозяйства страны на 1971 —1975

гг., разработали

17