Файл: Будяну, А. Л. Совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свои пятилетние планы, обеспечивающие выполнение

заданий пятилетки с наименьшими

затратами

трудо­

вых и материальных ресурсов. Для

оказания

помощи

предприятиям в повышении уровня

технико-экономиче­

ского обоснования показателей их планов и обеспечения органического единства последних с отраслевыми и народнохозяйственным планами Госплан СССР вы­ пустил «Типовую методику разработки иятилетнего плана промышленного предприятия на 1971 —1975 гг.».

Эта

методика

предусматривает

также

необходимость

учета

при подготовке проектов

планов

специфических

особенностей

производственной

деятельности каждого

отдельного предприятия, дополнительных рекомендаций соответствующих отраслевых министерств и ведомств н накопленного на предприятиях опыта перспективного планирования. Пятилетний план становится основным документом, определяющим важнейшие направления развития производственно-хозяйственной деятельности предприятий в соответствии с Государственным планом развития народного хозяйства СССР и союзных респуб­ лик.

Введенная система иятилетних планов с распределе­ нием основных заданий по годам способствует даль­ нейшему росту самостоятельности предприятий, устано­ влению между ними прямых длительных хозяйственных связей, позволяет заключить долгосрочные догово­ ры о поставках продукции, улучшает систему экономи­ ческого стимулирования повышения эффективности производства на основе применения стабильных норма­ тивов отчислений в фонды материального поощрения, улучшает использование этих фондов на предприятиях,

В плане должны быть взаимосвязаны через систему показателей прогрессивные направления развития производства с соответствующей системой их стимули­

18


рования. Важнейшие количественные и качественные по­

казатели, утверждаемые

 

предприятию

как директив­

ные задания

(объём

реализации,

масса

прибыли, рен­

табельность, темпы роста

производительности труда),

одновременно

являются

и

основными

фондообразую­

щими показателями

в

системе

стимулирования. Это

позволяет более полно

сочетать

интересы предприятия

и общества, связывает воедино функцию планирования как отражение (элемент) системы хозяйственного руко­ водства с системой хозяйственного расчета и экономи­ ческого стимулирования производства. «Планирование более органично переплетается со стимулированием. Планирование стимулируется, стимулирование плани­ руется. Механизм сочетания экономических интересов общества, коллективов и работников, с одной стороны, выступает движущей силой оптимального планирования и, с другой, — закладывается в план как составная часть его содержания»1.

В девятой пятилетке размеры фондов поощрения предприятий и объединений ставятся в прямую зависи­ мость от выполнения заданий пятилетнего пла<на. Тем­

пы роста объема

производства,

реализации продукции

и производительности труда

исчисляются

теперь нара­

стающим итогом по годовым

планам

и сопоставляются

с показателями, принятыми в пятилетием плане.

Это

повышает

заинтересованность

предприятий в

принятии напряженных годовых

планов,

выявлении

внутренних

резервов для

досрочного

выполнения про­

граммы

пятилетки.

 

 

 

 

 

Другим

важнейшим

направлением

совершенство­

вания планирования промышленного производства яв-

ляется улучшение

планирования

производительности

1«Экономическая реформа в развитии»

(под ред. А. Г. Куликова,

В. П. Каманкина). М.,

изд-во «Мысль», 1971, стр. 51.

19



труда и усиление заинтересованности предприятий в ускорении темпов ее роста. Первоначально хозяйствен­ ная реформа исключила из круга показателей, утверж­ даемых «сверху», показатели по численности персонала предприятий и повышению производительности труда (они планировались непосредственно на предприятиях).

В результате на ряде предприятий нарушилось не­ обходимое соотношение в темпах роста производитель­ ности труда и темпах роста средней заработной платы, причем последние оказались опережающими. Наруше­ ние пропорций между указанными показателями от­ части связано и с несовершенством действовавших ме­ тодик измерения производительности труда.

По поручению правительства, Академия наук, Гос­ план и Государственный Комитет Совета Министров

СССР по вопросам труда и заработной платы разрабо­ тали проект предложений о совершенствовании методо­ логии измерения производительности труда на промы­ шленных предприятиях, отвечающей новым методам хозяйствования. В соответствии с Постановлением Сове­ та Министров СССР от 21 июня 1971 года «О некото­ рых мерах по улучшению планирования и экономическо­ го стимулирования промышленного производства» в пятилетием плане на 1971— 1975 гг. министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам были уста­ новлены задания по росту производительности труда. Эти задания с распределением по годам доводятся вышестоящими организациями до промышленных пред­ приятий. Постановлением предусматривается внедрение стабильных нормативов отчислений от прибыли в фон­ ды экономического стимулирования на девятую пяти­ летку, которые должны обеспечить соблюдение экономи­ чески обоснованных пропорций роста средней заработной платы, производительности труда, прибыли и дру­

20

гих плановых показателей и устранять в течение пяти­ летки неоправданные различия в размерах материально­ го поощрения работников в отдельных отраслях про­ мышленности и на предприятиях.

Размеры нормативов отчислений от прибыли в фон­ ды экономического стимулирования ставятся в зависи­ мость от темпов роста производительности труда, уско­ рения внедрения новой техники и улучшения качества продукции. Тем самым усиливается материальная за­ интересованность предприятий в планомерном повыше­ нии производительности труда и лучшем использова­

нии трудовых

ресурсов на базе технического прогресса

и современной

организации труда и производства. Об­

щая сум;ма фондов '.материального поощрения теснее увязывается с темпами роста производительности тру­ да. За каждый процент их превышения или снижения фонды материального поощрения дополнительно увели­ чиваются либо уменьшаются.

Такие изменения способствуют росту производитель­ ности труда. Следует, однако, подчеркнуть, что пробле­ ма совершенствования самого показателя производи­ тельности труда пока не решена и требует дальнейшей разработки.

Третье направление — это усиление внимания к планированию производства новой продукции. Указан­

ным

постановлением определено,

что

начиная

с

1972

года

вышестоящие

организации

устанавливают

 

пред­

приятиям

в

годовых

заданиях

по

общему

объему

реализации

 

продукции

и

объем

реализации

, но­

вой

продукции, отвечающей

 

по

своим технико-эко­

номическим

показателям высшим

достижениям

оте­

чественной и зарубежной науки и

техники. При

этом

предусматривается

увеличение

удельного

веса

 

такой

продукции

в общем

объеме

ее

выпуска.

Новая

про-

21


Дукция включается в планы Производства важнейших видов продукции в натуральном выражении, а показа­ тель выполнения этого плана учитывается при образо­ вании фондов поощрения.

В текущем пятилетии получили более четкое отра­ жение вопросы правильного сочетания отраслевого и народнохозяйственного планирования. Отраслевые ми­ нистерства полностью отвечают за развитие подведомст­ венной им отрасли.

Для решения одной из первоочередных задач — про­ ведения единой технической политики в отрасли — им предоставлены дополнительные права и ресурсы. В частности, право направлять предприятиям часть ре­ зервных фондов экономического стимулирования для обеспечения выпуска отдельных видов продукции.

Расширены возможности финансирования, совершен­ ствования производства и увеличения выпуска товаров народного потребления при помощи банковского креди­ та. Если раньше кредиты банка на эти цели погаша­ лись в сроки, обусловливаемые возможностью накопле­ ния предприятием средств фонда развития, то в настоя­ щее время критерием для определения срока погашения указанных ссуд является срок окупаемости капи­ тальных вложений, который, однако, не должен превы­ шать 6 лет с момента получения первой банковской ссуды.

Несмотря на принципиальную важность указанных мер, нельзя тем не менее считать, что найдены опти­ мальные формы финансирования и стимулирования технического прогресса, особенно в отраслях, произво­ дящих средства производства.

Это проблема сложная. Она охватывает как вопро­ сы оценки эффективности новой техники, финансирова­ ния затрат на конструкторские и экспериментальные

22

работы, освоения производства новой техники, так и во­ просы цен и экономического стимулирования создания

ивнедрения новых машин и оборудования.

Внастоящее время в целом по народному хозяйству

ина каждом промышленном предприятии ведется боль­

шая работа

по выполнению

планов

девятой

пятилетки.

В 1974 году начнется подготовка

проекта

плана на

очередную

пятилетку

(1976— 1980 гг.).

В связи

с этим

необходимо

обобщить

опыт

разработки

плана

девятой

пятилетки и устранить ряд недостатков, выявленных в ходе его составления и исполнения. К ним, на наш взгляд, относится недостаточная методическая разра­ ботка в планах подотраслей и предприятий следующих вопросов:

эффективности направления капитальных вложений и путей наращивания производственных мощностей на предприятиях;

повышения эффективности использования действую­ щих производственных мощностей и основных фондов; показателей, характеризующих вопросы интенсифи­

кации производства; плана технического развития производства;

объективных критериев для определения степени напряженности плановых заданий (хотя об этом много говорится, однако таких критериев пока пет);

разработки научно обоснованной нормативной базы для планирования и применения в планах ряда стои­ мостных нормативов.

В последующих разделах настоящей работы мы под­ робнее остановимся на некоторых из вопросов, изло­ женных н данном разделе.

23