Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Д. В. БРУСИЛОВСКИЙ,
А. В. СОБОЛЬ
МЕХАНИЗАЦИЯ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ НА КАЛИЙНЫХ
РУДНИКАХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ХИМИЯ»
Ленинградское
отделение
1974
УДК 661.832.321
Соболь А. В., Брусиловский Д. В.
Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках. Л., «Химия», 1974.
88 стр., 13 табл., 23 рис., описок литературы 5 ссылок.
В брошюре рассмотрены вопросы механизации некоторых трудо емких вспомогательных работ на калийных рудниках. В ней кратко описаны самоходные машины и комплексы, предназначенные для пе ревозки людей, доставки грузов и механизации ряда других вспомога тельных работ; маневровые лебедки, эксплуатируемые при перемещении вагонеток на короткие расстояния; конвейеры и метатели, используе мые при сухой закладке отработанных камер; машина для подготовки врубов под гидроперемычки, необходимые при гидрозакладке вырабо танных пространств в рудниках.
В брошюре приводятся краткие сведения по правилам техники без опасности при выполнении этих работ; особое внимание в ней уделена мерам по борьбе с загрязнениями окружающей среды.
Брошюра предназначена для рабочих и горных мастеров, обслу живающих вспомогательное оборудование, для учебно-курсовой сети ка лийных комбинатов и техникумов, подготавливающих специалистов для калийных рудников.
© Издательство «Химия», 1974.
В В Е Д Е Н И Е
Современные калийные рудники СССР — круп нейшие в мире горные предприятия по подземной добыче полезных ископаемых. Объем выдаваемой руды на некоторых из них достиг 8 млн. т в год. Ведется проектирование и стро ительство рудников со значительно большей производитель ностью. Это определило большие размеры шахтных полей и протяженность горных выработок, измеряемую десятками километров, а также быстрое продвигание очистных и горно подготовительных забоев.
На очистных работах широко применяют самые мощные в СССР горные комбайны, руда транспортируется преиму щественно самоходными вагонами и конвейерными систе мами. В связи с большой энерговооруженностью горного оборудования приходится монтировать развитую сеть энерго снабжения, возводить мощные стационарные и передвижные подстанции. Возникает необходимость в выполнении трудо емких работ по монтажу и демонтажу тяжелого горного оборудования и очистных, горноподготовительных участках и в горных выработках.
Эксплуатация рудников в этих условиях характеризуется значительными объемами перевозок. Для механизации пере возки людей и доставки грузов потребовалось внедрение различного оборудования. В настоящее время эти работы выполняются в основном самоходными машинами (заимство ванными из других отраслей промышленности) с двигате лями внутреннего сгорания.
Возникающие от выемки полезного ископаемого в недрах пустоты влекут за собой оседание земной поверхности н?.д шахтными полями. При высоком уровне грунтовых вод воз можна заболачиваемость земельных угодий. Кроме того, галитовые отходы, образующиеся при обогащении руды, складируются на поверхности рудников. Эти солеотвалы занимают сотни гектаров полезных земель; наблюдается
3
также засолонение грунтовых вод. Для предотвращения разрушения зданий и сооружений необходимо проводить тру доемкие работы.
При быстром развитии калийной промышленности объем галитовых отходов постоянно растет. Размещение их в выра ботанном пространстве рудников в значительной мере решает указанные проблемы по охране природы от вредного воз действия горных работ. Кроме того, закладка выработанного пространства может повысить извлечение полезного ископае мого из недр, которое при существующей камерной системе разработки не превышает 50% от утвержденных запасов.
Врудниках применяют гидрозакладку и сухую закладку галитовых отходов.
Впервом случае обеспечивается поточная доставка пульпы по трубам от обогатительной фабрики до заклады ваемой камеры и обратный поток рассолов. Для доставки оборудования и монтажа пульпопроводов по горизонталь
ным горным выработкам используют самоходные вспомога тельные машины с дизельным приводом. До недавнего вре мени весьма трудоемкими при гидрозакладке были операции по сооружению гидроперемычек, возводимых в устье закла дываемых камер. В последние годы для этого создан и внед ряется на рудниках комплекс машин.
Для сухой закладки выработанных пространств исполь зуют пустую породу, в значительных количествах образую щуюся при проведении горных выработок. Эту пустую породу нецелесообразно выдавать из рудника на поверхность и размещать в солеотвалах. С этой целью созданы и внед ряются системы конвейеров и метателей.
В предлагаемой брошюре в краткой форме описаны спе циальные вагонетки, используемые для перевозки людей по горизонтальным горным выработкам, которые оснащены рельсовыми путями. Значительно большее внимание уделено широко применяемым и перспективным самоходным маши нам и комплексам, оборудованным двигателями внутреннего сгорания. Эти средства предназначены для перевозки людей, доставки различных грузов и механизации других вспомога тельных работ, выполняемых также в горизонтальных гор ных выработках.
Рассмотрены маневровые лебедки, эксплуатируемые при перемещении вагонеток на короткие расстояния на погру зочных и разгрузочных пунктах калийных рудников.
4
Поскольку объемы закладки выработанных пространств в калийных рудниках расширяются, в брошюре описаны конвейеры и метатели, которые используют при закладке отработанных камер пустой породой, поступающей от прове дения горных выработок. Приведены сведения о комплексе, предназначенном для механизации работ при возведении гидроперемычек, и об агрегатах для нанесения воздухо проницаемых покрытий на рудничные вентиляционные сооружения.
В связи с большим объемом работ по монтажу и демон тажу тяжелого горного оборудования в калийных рудниках
вброшюре кратко рассмотрены эти работы.
Впоследней главе приводятся сведения по правилам техники безопасности, которыми следует руководствоваться при выполнении вспомогательных работ, а также методы борьбы с загрязнениями окружающей среды.
Введение, главы I, VI написаны канд. техн. наук А. В. Со болем, главы II—V — канд. техн. наук Д. В. Брусиловским.
Авторы выражают благодарябеть сотрудникам комби ната «Уралкалий» Н. Ф. Масагутову и В. Л. Клишеву за ценные предложения, которые были учтены при подготовке брошюры к изданию.
Г л а в а |
ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ |
IИ ДОСТАВКА ГРУЗОВ Рельсовые вагонетки
Горные участки, в которых ведутся работы, находятся на значительном удалении от стволов, поэтому действующими правилами предусмотрена механизированная перевозка людей. В целом по угольной и горнорудной про мышленности для этого преимущественно используют обору дование рельсовой откатки с применением контактных или аккумуляторных электровозов.
Электровозную откатку применяют на рудниках Предкарпатского и на старых рудниках (БКРУ-1, СКРУ) Верхне камского калийных месторождений.
Конструкция вагонеток для перевозки людей обеспечи вает их безопасность и удобство. Кузов вагонеток подвешен на рессорах и имеет металлические торцовые стенки и крышу, надежно заземленную через раму и полускаты на рельсы. Вагонетки оборудованы тормозными и сигналь ными устройствами, эластичными буферами и сцепками, исключающими самопроизвольное расцепление и имеющими повышенный запас прочности.
Вагонетки (табл. 1, рис. 1) для перевозки людей по гори зонтальным выработкам имеют шесть сидений 5 на два (ВЛ-12) или три (ВЛ-18) человека. Съемные спинки сиде ний и люк 1 в торцовой стенке позволяют при необходи мости установить в вагонетки носилки с больными. Кузов имеет три выхода с каждой стороны.
После посадки людей выходы перекрывают цепочками 8. Кузов 9 вместе с рамой 6 установлен шарнирно на двух тележках 7, что обеспечивает хорошую устойчивость и про ходимость вагонетки по кривым с малым радиусом (до 8 м). Упругим элементом рессорной подвески служат витые цилиндрические пружины. Каждая тележка имеет индиви дуальный одноколодочный тормоз 4, приводимый в действие из кузова при помощи рычага 2 и тяги <3. На раме 6 уста новлены разрезной эластичный буфер 11 и крюковая сцеп
6
ка 10 с пружинным амортизатором. Для подачи сигналов вагонетка оборудована ударным звонком.
По наклонным выработкам людей перевозят в переме щаемых концевым канатом вагонетках типа ВЛ-30, ВЛ-50, ВЛ-2 и др. Устройства основных элементов этих вагонеток и вагонеток для перевозки людей по горизонтальным выра боткам аналогичны. Отличительная особенность — парашют-
Рис. 1. |
Рельсовая вагонетка |
для |
перевозки людей |
|
по горизонтальным выработкам: |
||
/ — люк; |
2 — рычаг; 3 — тяга; 4 — тормоз; |
5 — сиденье; б — рама; |
|
7 —тележка; 3 — цепочка; 9 — кузов; |
10 — сцепка; // — буфер. |
ные устройства для улавливания и плавного торможения вагонетки в случае обрыва тягового каната или сцепок, огра ничитель скорости, двойные сцепки и наклонная установка сидений.
Техническая характеристика вагонеток для перевозки людей по горизонтальным выработкам
|
|
Марка |
вагонетки |
|
Показатель |
ВЛ-12 |
ВЛ-18 |
|
|
||
Количество |
м е с т ............................. |
12 |
18 |
Колея, м м ........................................... |
600 |
900 |
|
Тяговое усилие сцепки, кгс . . . |
6000 |
— |
|
Габариты, |
мм: |
|
|
длина |
по б у ф ер ам ................... |
4500 |
4500 |
ш ирина................................. .... |
1025 |
1325 |
|
высота |
над головкой рельса |
1530 |
1530 |
"Вес, к г ................................................ |
|
1660 |
1900 |
Тип сцепки........................................... |
Крюковая |
с пружинным |
|
|
|
амортизатором |
7
Парашютное устройство состоит из тормозной каретки, свободно перемещающейся по раме вагонетки, двух деревян ных брусьев, укрепленных под рамой, и механизмов авто матического и ручного включения. При резком ослаблении натяжения каната пружина выключает защелки упоров тор мозной каретки, которые, опускаясь под собственным весом, внедряются в верхнее строение рельсового пути и стопо рятся. Вагонетка, продолжая движение вниз, накатывается деревянными брусьями на установленные на тормозной каретке резцы, которые, врезаясь в брусья, плавно тормозят вагонетку до полной остановки. Во время движения ваго нетки вниз при увеличении скорости на 10—20% выше допу стимой включение парашютной системы производит центро бежный регулятор скорости независимо от состояния каната. Он установлен на задней тележке головной вагонетки и при водится в действие цепной передачей от полуската. Пара шютная система может быть включена вручную при помощи рычага. После срабатывания парашютов деформированные брусья-амортизаторы заменяют новыми.
При резком торможении на больших уклонах вагонетка может опрокинуться. Поэтому парашютные системы ваго неток, предназначенных для уклонов 15—50°, имеют за хваты, зажимающие при торможении головки рельсов. Вагонетки для уклонов 50—80° оснащены направляющими лапами, размещенными у верхнего и нижнего полускатов и постоянно охватывающими головки рельсов.
Запрещается использовать вагонетки: без смазки; с неза крытыми полостями для смазки и неисправными полускатами (расшатаны колеса, трещины на осях, глубокие выбоины на колесах); с неисправными сцепками, серьгами и другими деталями прицепных устройств; с неисправными буферами и тормозами, днищами и замками.
Самоходные машины
В последнее время все большие количества полезного ископаемого транспортируют конвейерами. Для перевозки людей и доставки грузов по выработкам при этом можно:
оснащать горные выработки рельсовыми путями, предна значенными для вспомогательного транспорта;
использовать самоходное оборудование, движущееся не посредственно по почве горных выработок.
8
Первый вариант характеризуется высокой трудоемкостью работ: по настилке и эксплуатации рельсовых путей, кон тактных сетей, подстанций; по строительству электровозных депо, обслуживающих электровозы и т. д. При сравнительно небольших объемах перевозок этот способ малоэффективен. Применение его на некоторых предприятиях угольной и гор норудной промышленности оправдано широко распростра ненной электровозной откаткой по бассейну в целом для» доставки полезного ископаемого и большим опытом ее эксплуатации. Нередко на одном предприятии на разных, участках можно встретить электровозный и конвейерныйтранспорт. В этих условиях целесообразна перевозка людей в вагонетках по рельсовым путям.
Существенное преимущество самоходных машин на пневмошинном или гусеничном ходу с дизельным или бензино вым двигателем — высокая мобильность; возможность пере возки людей непосредственно к рабочим местам; невысокая трудоемкость работ по подготовке подземных дорог и дру гие. На большинстве действующих и на всех строящихся и проектируемых калийных рудниках применяют только конвейерное транспортирование руды. В этом случае пере возят людей и доставляют грузы самоходным оборудо ванием.
До 1972 г. для |
перевозки людей использовали |
только |
||
отечественные автопоезда РАФ-983-725. Автопоезд |
состоит |
|||
из автомобиля-тягача |
РАФ-983 |
(созданного на базе авто |
||
машины ГАЗ-69) |
и |
двухосного |
прицепа РАФ-725, |
изготав |
ливаемых Рижским автомобильным заводом. Автопоезд. перевозит 25 человек, из которых 18 размещаются в прицеп ном вагоне и 7 — в кузове тягача. Прицепной вагон любой из торцовых сторон может соединяться при помощи сцепки с тягачом. В конструкцию автомашины ГАЗ-69 внесены неко торые изменения: кузов оборудован металлической крышей, предохраняющей людей от ушибов и травм. Для снижения выхода вредных газов на выхлопе смонтировано специальное устройство.
На рудниках Старобинского месторождения людей в ав топоездах перевозят на расстояния до 8 км. Пробег тягачей в среднем за год составляет 30, а прицепов ~ 15 тыс. км^ В начале и конце смены обычно выполняется один или несколько рейсов на каждый горный участок. Число рейсовзависит от количества занятых в смене рабочих. Автомо-
9-