Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в водяной очиститель. Проходя через перфорированную трубку 7, газоьые пузырьки поднимаются вверх, что обеспе­ чивает большую площадь контакта газа с водой и вторичную его очистку. Очищенные газы выбрасываются в атмосферу через трубу отвода 6. Температура выхлопных газов после водяного очистителя обычно составляет 55—70°С и не должна превышать 93°С. Термочувствительный элемент контролирует температуру и в случае превышения автоматически отклю­ чает двигатель. Повторный запуск двигателя возможен после подачи дополнительной воды и охлаждения термочувстви­ тельного элемента. Однако, если в момент автоматической остановки машина находится в неудобном месте выработки (например, мешает движению других машин), то двигатель может быть запущен на короткое время. Это позволяет отвести машину туда, где возможно долить воду и охладить водяной очиститель газов.

Двигатель может работать на протяжении 4 ч без доли­ вания воды, после чего производят подпитку очистителя свежей водой из бака 1, рассчитанного на 70 л. Очиститель необходимо ежедневно промывать водой. Переливная трубка не допускает превышения уровня воды в очистителе более 450 мм. Этот уровень является предельно допустимым, ис­ ходя из подпорного давления для двигателя. Уровень воды контролируется указателем 5.

По данным наблюдений, проведенным кафедрой Охраны труда и рудничной вентиляции Пермского политехнического института, на I Солегорском руднике, содержание окиси углерода в выхлопных газах карбюраторных двигателей сокращается с 2,52—3,79 до 1,03—1,7 объемн. %, а окислов азота с 0,013—0,27 до 0,003—0,018 объемн. %. У дизельных двигателей содержание окислов азота снижается с 0,032— 0,038 до 0,022—0,024 объемн. %•

Анализ данных по конкретным машинам, применяемым на Солигорских рудниках, показал, что суммарная токсич­ ность газов карбюраторного двигателя машины ГАЗ-69 сни­ зилась после нейтрализатора в 2,2 раза, а трактора Т-40 — в 1,45 раза. Однако даже после нейтрализатора суммарная токсичность карбюраторного двигателя была в 2,5 раза выше, чем дизельного двигателя без очистки.

До настоящего времени не созданы нейтрализаторы, обеспечивающие полную очистку выхлопных газов от ток­

сичных примесей. В связи

с этим

эксплуатация

машин

с двигателями внутреннего

сгорания

обусловливает

необхо­

84


димость повышенной вентиляции. Она обеспечивает как ста­ тическое разбавление выхлопных газов, так и безопасные атмосферные условия в пространстве около машины. Количество необходимого воздуха рассчитывается для раз­ личных условий: проветривание сквозной выработки, тупико­ вой выработки, камеры, и, наконец, системы выработок.

В рудник, на участок или в отдельные горные выработки следует подавать воздух в количестве, которое обеспечивает уменьшение содержания вредных веществ до санитарных норм. При этом следует учитывать загрязнение, возникающие не только от работающих машин, но и в результате прове­ дения всех технологических процессов.

Количество подаваемого воздуха не должно быть менее 5 м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности дизельного дви­ гателя и б м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности бензи­ нового двигателя.

Все эксплуатируемые в рудниках машины с двигателями внутреннего сгорания должны быть оборудованы двухсту­ пенчатой системой очистки выхлопных газов (каталитической и жидкостной). Только в отдельных случаях на машинах мощностью до 25 л. с. допускается одна ступень газоочистки.

В период эксплуатации не реже двух раз в месяц произ­ водят анализ на содержание окиси углерода и альдегидов в неразбавленных выхлопных газах каждого дизельного дви­ гателя после газоочистки на холостом ходу; окислы азота определяют не реже одного раза в месяц. Выхлопные газы анализируют, кроме того, перед началом эксплуатации дви­ гателя в подземных условиях, после каждого ремонта, регу­ лирования двигателя или после перерыва в работе более

двух недель,

а также при заправке двигателя топливом

новой марки.

 

Машины, выделяющие вредные газы в концентрациях выше нормы, должны быть сняты с эксплуатации.

Качество газоочистки проверяют по содержанию окиси углерода в выхлопных газах до и после каталитического нейтрализатора не ранее одного раза в месяц.

В горных выработках машины не должны двигаться в направлении струи воздуха со скоростью, равной скорости воздуха; это устраняет возникновение повышенной загазо­ ванности в зоне движения машины. В выработках длиной более 500 м необходимо вывешивать указатели допустимой скорости движения машины. Люди не должны находиться

85


в местах, где концентрация токсичных продуктов выхлопа превышает санитарные нормы.

Вся тара, предназначенная для хранения и транспорти­ рования горючих жидкостей, должна быть металлической. В ней должны быть металлические резьбовые пробки с про­ кладками, которые исключают возникновение искры при за­ крывании. При транспортировании, перекачке и хранении горючих жидкостей следует соблюдать меры, исключающие возникновение пожара от статического электричества (необ­ ходимо заземление цистерн, трубопроводов и др.).

Повышенные требования предъявляются к машинам с бензиновыми (карбюраторными) двигателями. После регу­ лирования топливной аппаратуры и системы зажигания их пломбируют; кроме того, принимаются меры, исключающие

произвольное

нарушение

регулирования

посторонними

лицами.

 

 

 

 

 

 

Содержание окиси углерода в отработанных газах для

машин с

бензиновыми

(карбюраторными)

двигателями

не должно превышать нормы (табл. 13).

 

Т а б л и ц а

13

Допустимые нормы

содержания окиси

углерода

 

 

 

для бензиновых (карбюраторных) двигателей,

 

 

 

используемых в

подземных условиях

 

 

 

 

 

 

Содержание окиси углерода,

 

Режим работы

 

объемн. %

 

 

до газоочистки

 

 

 

 

 

 

после газоочистки

На холостом ходу двигателя . .

.

3,5

1,8

При

частичных

нагрузках . . .

.

1,8

0,4

При

полных

нагрузках ...................

4,5

2,3

Работу каждой машины следует учитывать в километрах пробега или в моточасах; количество последних подсчиты­ вают по формуле

где L — показатель спидометра, км; k3,x — коэффициент дви­ жения задним ходом, принимается равным 1,1; Р — коэффи­ циент коробки передач; U — средняя скорость движения в шахте.

86


После каждых 250 ч работы двигателя или 2500 км прб-

•бега двигатель проходит планово-предупредительный технщ ческий осмотр в соответствии с инструкцией завода-изгото- вителя. После 2600 ч работы двигатель снимают с машины независимо от его технического состояния. Срок службы двигателя после капитального ремонта не должен превышать 1600 ч. Недопустима работа двигателя в режиме с выклю­ ченным зажиганием, с одной или несколькими неработакн щими свечами, при перекрытой воздушной заслонке; много­ кратная перегазовка запрещена.

Кроме указанных основных правил эксплуатации машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, имеются правила проветривания горных выработок, обращения с го­ рючими жидкостями, содержания пунктов обслуживания машин, гаражей, складов горюче-смазочных материалов, пунктов мойки и обтирки деталей горючими жидкостями, а также заправки машин.

Закладочные работы на калийных рудниках ведут в от­ работанных камерах через несколько месяцев после завер­ шения очистной выемки. При устойчивых породах, залегаю­ щих в кровле камер на некоторых рудниках (БКРУ-1 и

СКРУ)

Верхнекамского месторождения, хотя кровля и

стенки

камер находятся в удовлетворительном состоянии

к началу закладочных работ, обирают отслаивающиеся породы. На остальных рудниках до начала закладки обычно приходится выполнять значительный объем работ по приве­ дению кровли и стенок камер в безопасное состояние. Эти работы выполняют в строгом соответствии с разработанным и утвержденным проектом закладки и при соблюдении пра­ вил безопасности ведения горных работ, изложенных в ин­ струкции, содержание которой соответствует конкретным условиям данного рудника.

До начала работ отработанную камеру осматривают и при необходимости обирают породу кровли и стенок в ме­ стах, где могут находиться люди при закладке. Рабочий при этом должен находиться на прочном основании под устойчивой кровлей на безопасном участке камеры. После оборки породы кровлю и стенки осматривают и оценивают их устойчивость. Только после обеспечения безопасных усло­ вий труда приступают к монтажу конвейеров для доставки закладочного материала, роторных метателей при сухой закладке или ведут монтаж труб, подготавливают вруб и возводят перемычку при гидравлической закладке. Контроль

87


состояния кровли и стенок камеры осуществляется на про­ тяжении всего периода проведения работ по закладке камеры.

После полного завершения работ все проходы в зало­ женную камеру закладывают глухими перемычками.

При появлении признаков самообрушения пород, обна­ ружении нарушений в целиках или угрожающего состояния пород кровли работы в камере должны быть немедленно прекращены, а рабочие обязаны перейти в безопасное место — вплоть до выполнения дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность работы.

 

 

 

Литература

 

 

1.

И п а т о в П.

П.,

Ф и н к е л ь А.

Ф.

Такелажные работы и мон­

тажные подъемно-транспортные механизмы.

Л., Стройиздат,

1964. 212 с.

2.

М а с а г у т о в

Н.

Ф. Программы

и

методическое

пособие для

индивидуальной и бригадной подготовки букеровщиков-откатчиков калий­

ных шахт. М., изд. НИИТЭХИМ,

1973.

50 с.

 

 

3. Единые

правила безопасности

при

разработке

рудных, нерудных

и россыпных

месторождений

подземным

способом.

М., «Недра», 1972.

224с.

4.Инструкция по безопасному применению самоходного (нерельсо­ вого) оборудования в подземных рудниках. М„ «Недра», 1973. 33 с.

5.Инструкция по обслуживанию грузоподъемных механизмов, управ­ ляемых с пола. Л., Стройиздат, 1967. 84 с.