Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
в водяной очиститель. Проходя через перфорированную трубку 7, газоьые пузырьки поднимаются вверх, что обеспе чивает большую площадь контакта газа с водой и вторичную его очистку. Очищенные газы выбрасываются в атмосферу через трубу отвода 6. Температура выхлопных газов после водяного очистителя обычно составляет 55—70°С и не должна превышать 93°С. Термочувствительный элемент контролирует температуру и в случае превышения автоматически отклю чает двигатель. Повторный запуск двигателя возможен после подачи дополнительной воды и охлаждения термочувстви тельного элемента. Однако, если в момент автоматической остановки машина находится в неудобном месте выработки (например, мешает движению других машин), то двигатель может быть запущен на короткое время. Это позволяет отвести машину туда, где возможно долить воду и охладить водяной очиститель газов.
Двигатель может работать на протяжении 4 ч без доли вания воды, после чего производят подпитку очистителя свежей водой из бака 1, рассчитанного на 70 л. Очиститель необходимо ежедневно промывать водой. Переливная трубка не допускает превышения уровня воды в очистителе более 450 мм. Этот уровень является предельно допустимым, ис ходя из подпорного давления для двигателя. Уровень воды контролируется указателем 5.
По данным наблюдений, проведенным кафедрой Охраны труда и рудничной вентиляции Пермского политехнического института, на I Солегорском руднике, содержание окиси углерода в выхлопных газах карбюраторных двигателей сокращается с 2,52—3,79 до 1,03—1,7 объемн. %, а окислов азота с 0,013—0,27 до 0,003—0,018 объемн. %. У дизельных двигателей содержание окислов азота снижается с 0,032— 0,038 до 0,022—0,024 объемн. %•
Анализ данных по конкретным машинам, применяемым на Солигорских рудниках, показал, что суммарная токсич ность газов карбюраторного двигателя машины ГАЗ-69 сни зилась после нейтрализатора в 2,2 раза, а трактора Т-40 — в 1,45 раза. Однако даже после нейтрализатора суммарная токсичность карбюраторного двигателя была в 2,5 раза выше, чем дизельного двигателя без очистки.
До настоящего времени не созданы нейтрализаторы, обеспечивающие полную очистку выхлопных газов от ток
сичных примесей. В связи |
с этим |
эксплуатация |
машин |
с двигателями внутреннего |
сгорания |
обусловливает |
необхо |
84
димость повышенной вентиляции. Она обеспечивает как ста тическое разбавление выхлопных газов, так и безопасные атмосферные условия в пространстве около машины. Количество необходимого воздуха рассчитывается для раз личных условий: проветривание сквозной выработки, тупико вой выработки, камеры, и, наконец, системы выработок.
В рудник, на участок или в отдельные горные выработки следует подавать воздух в количестве, которое обеспечивает уменьшение содержания вредных веществ до санитарных норм. При этом следует учитывать загрязнение, возникающие не только от работающих машин, но и в результате прове дения всех технологических процессов.
Количество подаваемого воздуха не должно быть менее 5 м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности дизельного дви гателя и б м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности бензи нового двигателя.
Все эксплуатируемые в рудниках машины с двигателями внутреннего сгорания должны быть оборудованы двухсту пенчатой системой очистки выхлопных газов (каталитической и жидкостной). Только в отдельных случаях на машинах мощностью до 25 л. с. допускается одна ступень газоочистки.
В период эксплуатации не реже двух раз в месяц произ водят анализ на содержание окиси углерода и альдегидов в неразбавленных выхлопных газах каждого дизельного дви гателя после газоочистки на холостом ходу; окислы азота определяют не реже одного раза в месяц. Выхлопные газы анализируют, кроме того, перед началом эксплуатации дви гателя в подземных условиях, после каждого ремонта, регу лирования двигателя или после перерыва в работе более
двух недель, |
а также при заправке двигателя топливом |
новой марки. |
|
Машины, выделяющие вредные газы в концентрациях выше нормы, должны быть сняты с эксплуатации.
Качество газоочистки проверяют по содержанию окиси углерода в выхлопных газах до и после каталитического нейтрализатора не ранее одного раза в месяц.
В горных выработках машины не должны двигаться в направлении струи воздуха со скоростью, равной скорости воздуха; это устраняет возникновение повышенной загазо ванности в зоне движения машины. В выработках длиной более 500 м необходимо вывешивать указатели допустимой скорости движения машины. Люди не должны находиться
85
в местах, где концентрация токсичных продуктов выхлопа превышает санитарные нормы.
Вся тара, предназначенная для хранения и транспорти рования горючих жидкостей, должна быть металлической. В ней должны быть металлические резьбовые пробки с про кладками, которые исключают возникновение искры при за крывании. При транспортировании, перекачке и хранении горючих жидкостей следует соблюдать меры, исключающие возникновение пожара от статического электричества (необ ходимо заземление цистерн, трубопроводов и др.).
Повышенные требования предъявляются к машинам с бензиновыми (карбюраторными) двигателями. После регу лирования топливной аппаратуры и системы зажигания их пломбируют; кроме того, принимаются меры, исключающие
произвольное |
нарушение |
регулирования |
посторонними |
|||
лицами. |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание окиси углерода в отработанных газах для |
|||||
машин с |
бензиновыми |
(карбюраторными) |
двигателями |
|||
не должно превышать нормы (табл. 13). |
|
|||||
Т а б л и ц а |
13 |
Допустимые нормы |
содержания окиси |
углерода |
||
|
|
|
для бензиновых (карбюраторных) двигателей, |
|||
|
|
|
используемых в |
подземных условиях |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание окиси углерода, |
|
|
Режим работы |
|
объемн. % |
|||
|
|
до газоочистки |
|
|||
|
|
|
|
|
после газоочистки |
|
На холостом ходу двигателя . . |
. |
3,5 |
1,8 |
|||
При |
частичных |
нагрузках . . . |
. |
1,8 |
0,4 |
|
При |
полных |
нагрузках ................... |
4,5 |
2,3 |
Работу каждой машины следует учитывать в километрах пробега или в моточасах; количество последних подсчиты вают по формуле
где L — показатель спидометра, км; k3,x — коэффициент дви жения задним ходом, принимается равным 1,1; Р — коэффи циент коробки передач; U — средняя скорость движения в шахте.
86
После каждых 250 ч работы двигателя или 2500 км прб-
•бега двигатель проходит планово-предупредительный технщ ческий осмотр в соответствии с инструкцией завода-изгото- вителя. После 2600 ч работы двигатель снимают с машины независимо от его технического состояния. Срок службы двигателя после капитального ремонта не должен превышать 1600 ч. Недопустима работа двигателя в режиме с выклю ченным зажиганием, с одной или несколькими неработакн щими свечами, при перекрытой воздушной заслонке; много кратная перегазовка запрещена.
Кроме указанных основных правил эксплуатации машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, имеются правила проветривания горных выработок, обращения с го рючими жидкостями, содержания пунктов обслуживания машин, гаражей, складов горюче-смазочных материалов, пунктов мойки и обтирки деталей горючими жидкостями, а также заправки машин.
Закладочные работы на калийных рудниках ведут в от работанных камерах через несколько месяцев после завер шения очистной выемки. При устойчивых породах, залегаю щих в кровле камер на некоторых рудниках (БКРУ-1 и
СКРУ) |
Верхнекамского месторождения, хотя кровля и |
стенки |
камер находятся в удовлетворительном состоянии |
к началу закладочных работ, обирают отслаивающиеся породы. На остальных рудниках до начала закладки обычно приходится выполнять значительный объем работ по приве дению кровли и стенок камер в безопасное состояние. Эти работы выполняют в строгом соответствии с разработанным и утвержденным проектом закладки и при соблюдении пра вил безопасности ведения горных работ, изложенных в ин струкции, содержание которой соответствует конкретным условиям данного рудника.
До начала работ отработанную камеру осматривают и при необходимости обирают породу кровли и стенок в ме стах, где могут находиться люди при закладке. Рабочий при этом должен находиться на прочном основании под устойчивой кровлей на безопасном участке камеры. После оборки породы кровлю и стенки осматривают и оценивают их устойчивость. Только после обеспечения безопасных усло вий труда приступают к монтажу конвейеров для доставки закладочного материала, роторных метателей при сухой закладке или ведут монтаж труб, подготавливают вруб и возводят перемычку при гидравлической закладке. Контроль
87
состояния кровли и стенок камеры осуществляется на про тяжении всего периода проведения работ по закладке камеры.
После полного завершения работ все проходы в зало женную камеру закладывают глухими перемычками.
При появлении признаков самообрушения пород, обна ружении нарушений в целиках или угрожающего состояния пород кровли работы в камере должны быть немедленно прекращены, а рабочие обязаны перейти в безопасное место — вплоть до выполнения дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность работы.
|
|
|
Литература |
|
|
|
1. |
И п а т о в П. |
П., |
Ф и н к е л ь А. |
Ф. |
Такелажные работы и мон |
|
тажные подъемно-транспортные механизмы. |
Л., Стройиздат, |
1964. 212 с. |
||||
2. |
М а с а г у т о в |
Н. |
Ф. Программы |
и |
методическое |
пособие для |
индивидуальной и бригадной подготовки букеровщиков-откатчиков калий
ных шахт. М., изд. НИИТЭХИМ, |
1973. |
50 с. |
|
|
|
3. Единые |
правила безопасности |
при |
разработке |
рудных, нерудных |
|
и россыпных |
месторождений |
подземным |
способом. |
М., «Недра», 1972. |
224с.
4.Инструкция по безопасному применению самоходного (нерельсо вого) оборудования в подземных рудниках. М„ «Недра», 1973. 33 с.
5.Инструкция по обслуживанию грузоподъемных механизмов, управ ляемых с пола. Л., Стройиздат, 1967. 84 с.