Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■били-тягачи,

кроме

этого, применяют для

перевозки людей

в течение всей смены.

 

Инструкцией по безопасному применению самоходного

оборудования

на

подземных рудниках,

утвержденной в

1972 г., запрещается применять бензиновые (карбюраторные) двигатели в подземных выработках. Временно (на действую­ щих рудниках) их можно использовать только на свежей струе воздуха без заезда в тупиковые выработки.

По этой причине в последние годы для отечественных калийных рудников была закуплена в ФРГ партия машин типа «Минка-26—М67» (рис. 2). В машине размещается 25 человек и шофер, для которых в кузове установлено шесть четырехместных скамеек 9\ на обеих боковых стенках кузова для входа и выхода имеются проемы 3, 5, 6. Машина обору­ дована защитной крышей 2, выполненной из трубчатой кон­ струкции и проволочной сетки с пластмассовым покрытием, которая надежно защищает персонал от вывалов кусков породы из кровли.

Техническая характеристика машины «Минка-26—М67»

Мощность, л. с.:

 

 

 

 

двигателя.......................................................................

 

 

 

67

стартера ..............................................................

 

 

 

3

осветительного генератора, В т ..............................

 

750

Напряжение на аккумуляторе,

 

12

стартере и генераторе, В

 

Емкость

аккумулятора,

А - ч .................................

. . . .

143

Максимальная скорость движения, км/ч

30

Габариты,

мм:

 

 

 

 

длина

общая

....................................................

 

 

5860

длина

б а з ы .........................................................

 

 

 

3400

в ы с о т а ..................................................................

 

 

 

2200

ш и р и н а .......................................................................

 

 

 

1900

Клиренс,

м м ..............................................................

 

 

 

195

Наружный радиус поворота

не более

6250

(без прицепа),

м м ............................

прицепа), т

Грузоподъемность

(без

 

3

Машина оснащена двигателем типа F41-912 с вихревой камерой сгорания фирмы «Дойц», стартером и генератором фирмы «Бош». На машине установлен компрессор фирмы «Кнорр», сжатый воздух которого необходим для привода тормозной системы машины и прицепа. В системе выхлопа дизельного двигателя установлен очиститель газов типа DH-60 системы «Окш-Франс». На машине размещен бак для топлива емкостью 70 л. В коробке передач принято

10


Рис. 2. Общий вид машины типа «Минка-26—М.67»:

/ — рабочее место водителя; 2 — крыша *3, 5, 6 — проемы для посадки людей; 4 сет­ чатое ограждение; 7, 10 — задний и передний полускаты; 8-—подножка; 9 сидения для людей.

однодисковое сухое сцепление. Переключение передач полностью синхронизировано и обеспечивает три скорости дви­ жения вперед и одну назад.

Приводные колеса машины — задние, а поворотные — передние. Все колеса оборудованы гидравлическими тормо­ зами барабанного типа с пневмогидравлическим приводом, которые дают при торможении груженой машины с прице­ пом замедление 6 м/с2 на горизонтальном участке горной выработки.

Ручной тормоз надежно обеспечивает продолжительную стоянку на участке горной выработки с уклоном 15°. На ма­ шине установлены хорошо освещающие подземную выра­ ботку две передние фары с ближним и дальним светом и две задние фары. Кроме того, имеются звуковой сигнал, задние и передние световые сигналы, указывающие направ­ ление поворота, и два стоп-сигнала, предупреждающие, что машина стоит.

Прицеп соединяется с машиной и перемещается на четы­ рех пневмошинных колесах; его передняя ось — поворотная. Все колеса прицепа имеют пневмотормоза, управляемые из кабины машины. Прицеп оснащен двумя стоп-сигналами и кнопками для сигнализации водителю на случай необхо­ димости остановить машину. На прицепе имеются задние огни-указатели направления движения. Двигатель машины «Минка-26—М67» с прицепом при полной загрузке (26 чело­ век в машине и 16 человек в прицепе) работает в оптималь­ ном режиме при подъеме по горным выработкам с уклоном 2,5° со скоростью 20 км/ч, а с уклоном 5°— 15 км/ч.

Техническая характеристика прицепа

к машине

 

«Минка-226—М67»:

 

 

Габариты,

мм:

 

 

 

длина

(вместе

скорпусом машины) . . .

11900

ширина ..............................................................

 

 

2000

Клиренс,

м м ..............................................................

поворота, мм . .

Не более

285

Наружный

радиус

6250

Вес, т .......................................................................

 

т . . . . ..............................

1,2

Грузоподъемность,

2

На рабочем месте водителя (рис. 3) расположены необ­ ходимые органы управления, выключатели и указатели, из которых отметим особо контрольные лампочки, указываю­ щие на превышение скорости более 20 км/ч.

12


1 — приборный щит; 2 — выключатель сиг­ налов дальнего и ближнего света, проти­ вотуманных фар и звукового; 3 — крышка ящика; 4 — рычаг переключения передач; 5 — рычаг выключения двигателя; 5 — крышка маслокамеры и штуцера для за­ полнения двигателя маслом; 7 — выключа­ тель запуска двигателя; 8 — ручной тор­ моз; 9 — ножная педаль тормоза; 10 — кронштейн педали; 11 — педаль включе­ ния сцепления; 12 — коробка предохрани­
теля.
Рис. 3. Общий вид рабочего места во­ дителя машин типа «Минка-25—М67,.-:

В настоящее время на калийных рудниках используют мощные горные комбайны. Длина разветвленных транспорт­ ных линий, состоящих из скребковых и ленточных конвейе­ ров, составляет десятки километров на каждом горизонте рудника. При интенсивной эксплуатации оборудования воз­ никает необходимость в транспортировании горных машин (или их узлов) на участки и в мастерские. Кроме того, при эксплуатации горного оборудования приходится постоянно доставлять на участки значительные коли­ чества смазочных материа­ лов, запасных частей, ка­ бельной продукции, кон­ вейерных лент и др. Подоб­ ные перевозки успешно ре­ шаются только за счет при­ менения на калийных руд­ никах высокопроизводитель­ ного транспортного оборудо­ вания.

Крупногабаритные узлы горных машин (например, рамы, редукторы, гусенич­ ные тележки комбайнов, привода конвейеров, транс­ форматоры) доставляют на поверхности к стволу и спу­ скают в шахту под клетью. Более мелкие узлы, матери­ алы и оборудование загру­

жают на грузовые платформы, в вагонетки или на пол клетей. В околоствольном дворе оборудование перегружают на транс­ портные средства. Для загрузки используют лебедки, тель­ феры, краны.

Тракторы типа «Беларусь», МТ-50, Т-40, Т-16, ДТ-75 и другие доставляют оборудование, грузы и материалы по горизонтальным выработкам. Доставка выполняется на при­ цепах, металлических санях или листах, прицепляемых к трактору. Последний способ применяют при отсутствии трейлеров и в настоящее время он является наиболее про­ стым в условиях рудников при перемещениях тяжелых и

13


крупногабаритных грузов на небольшие расстояния. Высокая мобильность тракторов позволяет быстро доставлять узлы, горных комбайнов, самоходных вагонов скребковых и лен­ точных конвейеров непосредственно к месту монтажа. Этими же машинами транспортируют оборудование и его узлы от горных участков к подземным мастерским для ре­ монта или к стволам для выдачи из шахты в центральные электромеханические мастерские. Парк, самоходных машин на каждом руднике состоит из 30—70 единиц, а численность персонала на участке службы доставки — 100—170 человек. Содержание такого парка машин характеризуется высокой трудоемкостью, а степень использования машин невелика, все это повышает себестоимость добычи руды на 3—5 коп/т.

Общий недостаток большинства

указанных

машин — они

не предназначены специально для

подобного

рода работ

и поэтому лишь частично соответствуют условиям эксплуа­ тации в подземных условиях. Так, машины РАФ-983 и УАЗ-451 снабжены бензиновым двигателем, что не отвечает установленным санитарно-гигиеническим нормам. Зазор между стенками выработок и корпусами машины «Минка- 26—М67» и некоторых марок тракторов (с прицепом) не всегда соответствует требуемому. Тракторы с одним веду­ щим мостом (Т-40, СШ-20) ограничены по углам подъема горных выработок. До настоящего времени не созданы средства для доставки грузов весом свыше 4 т, для увлаж­ нения почвы и стенок горных выработок и др. Более рацио­ нальная механизация вспомогательных работ возможна при использовании комплексов специальных машин.

Комплексы самоходного оборудования

На калийных рудниках ГДР применяют ком­ плексы вспомогательных машин, созданные на базе дизель­ ных автомашин с различным навесным оборудованием.

Основной базовый тягач типа GTF-307 (рис. 4) пред­ назначен для доставки людей и грузов. Тягач оснащен четы­ рехтактным дизельным двигателем типа 3VD-14,5/12-1 с воздушным охлаждением, мощностью 58 л. с., числом оборотов 2000 об/мин и максимальным крутящим моментом при 1400 об/мин, равном 26,7 кгс-м.

Непосредственно на двигателе установлен каталитиче­ ский нейтрализатор выхлопных газов, оснащенный палла-

14

диевой контактной массой. При полной нагрузке содержание окиси углерода в выхлопных газах снижается на 95—97%. В пятискоростной коробке передач принято однодисковое сухое сцепление типа WR50-55K, которое обеспечивает

максимально передаваемый крутящий момент

вращения

60 кгс-м. Стартер со скользящим якорем имеет

мощность

Рис. 4. Общий вид базового тягача типа QTF-307, применяемого для перевозки людей и грузов на калийных рудниках ГДР.

4 л. с. Генератор мощностью 500 Вт вырабатывает перемен­ ный ток напряжением 24 В. На тягаче имеются 2 аккумуля­ тора на 135 А-ч при напряжении 12 В.

Тягач оснащен гидравлическими двухконтурными сдвоен­ ными тормозами с пневмоусилением, которые используются постоянно при эксплуатации. Ручной стояночный привод имеет пружинный аккумулятор, при наличии сжатого воз­ духа он надежно затормаживает все четыре колеса, при. отсутствии — только задние.

 

Техническая характеристика тягача GTF-307:

 

Габариты,

мм:

 

. . .

4967

Ширина

колеи, мм . .

1780

длина

общая

Вес, т:

 

 

длина базы .

. . .

2150

 

 

высота

защитной

 

без

груза . . . .

5,335

крышей

над

сиде­

2150

нием

водителя)

полезная нагрузка .

3,400

Тягач может

перемещаться

со скоростью до 43

км/ч:

в шахтных условиях скорость незагруженного тягача 16 км/ч

ис нагрузкой 5 т — 8 км/ч.

Ктягачу можно присоединять прицепы (рис. 5). Прицеп типа РТА-4 (рис. 5, с) предназначен для перевозки людей;

15


0O6-00U

6

7150

Рис. 5. Машины, прицепляемые к базовому тягачу GTF-307:

а —прицеп типа РТА-4 для перевозки людей; б — трейлер TL-10 для доставки грузов весом до 10 т.

состоит он из четырех секций, оснащенных стабилизаторами.

Назначение

последних — обеспечение движения колес «след

в

след»

за

колесами тягача GTF-307. Вильчатые дышла

и

выводы

для соединений электрической и тормозных

систем

позволяют присоединять прицеп к тягачу с обеих

сторон.

 

 

Техническая характеристика прицепа РТА-4:

Габариты,

мм:

 

 

длина

дышлом)

 

о б щ а я ........

9335

2000

длина базы.

. . .

ш и р и н а ........

2080

 

высота

(максималь­

1890

ная)

............................

мм . .

Ширина

колеи,

1750

Клиренс,

м м ........

190

 

Наружный радиус

по­

 

ворота

(наименьший),

 

мм:

 

 

 

внешний...................

.

4600

внутренний . . .

2500

Вес, т:

 

 

 

без

груза . . .

.

2,45

полезная нагрузка

.

3,00

Другая присоединяемая к тягачу машина— трейлер TL-10 (рис. 5 ,6 )— предназначена для перевозки тяжелых грузов весом до 10 т по горным выработкам калийных рудников. Трейлер состоит из двух шасси и грузовой платформы, которая для облегчения погрузки и разгрузки может под­ ниматься и опускаться.

Техническая характеристика трейлера TL-10:

Габариты,

мм:

 

д л и н а ................................................

7150

ш и р и н а ...........................................

2050

высота

..........................................

1050

площадь платформы, мм . . . 3200X2000

Клиренс,

мм ......................................

200

Наружный

радиус поворота, мм . .

3600

Вес, т ....................................................

 

3,5

К тягачу можно также подсоединять грейфер, предназна­ ченный для выравнивания почв горных выработок, что позволяет более эффективно использовать самоходное обо­ рудование.

Тягач, оснащенный поворотным краном (рис. 6,а), при­ меняют для погрузки и разгрузки грузов, предназначенных

для монтажа и демонтаж

' |рудованияг* - -"Для-.погрузки

горных пород используют ков

(риСоб, 6 ) ' “ ' w&r' . _

»

2-302

на у

•->• ■ ""'4 ' 1

б'лОг.

■ '•

17

.Г Г.' 1

ЧИТА.;ы'ОГОjEАЛА

W-3/JMV