Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машинисту локомотива. При использовании контактных: электровозов крыши специальных вагонеток должны иметь надежный контакт с рельсами через корпус, раму и колеса. Скорость движения по рельсовым путям составов пассажир­ ских вагонеток с людьми не должна превышать 18 км/ч.

При откатке аккумуляторными электровозами по выра­ боткам, не имеющим контактной сети, перевозить людей в обычных грузовых вагонетках со съемными сиденьями можно только по специальному разрешению руководства предприятия. Скорость движения в этом случае не должна превышать 11 км/ч. Места посадки людей в поезда и выходы из них следует хорошо освещать. Во время движения поезда запрещается входить, выходить и высовываться из вагонов.

Участок контактного провода во время посадки и выхода людей из поезда отключаются. В поездах, предназначенных для перевозки людей, можно перевозить только инструменты и запасные части, размеры которых не превышают габаритов вагонетки. Кроме того, запрещена доставка взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов и прицепка грузовых вагонеток за исключением одной-двух, нужных для доставки необходимого для работы инструмента.

Ежесменно перед отправлением поезда вагонетки осмат­ ривают, обращая особое внимание на состояние полускатов, тормозов и сигнализации. В случае неисправности вагонетки не используют. Запрещается езда на локомотивах, в необо­ рудованных грузовых вагонетках, на платформах, площад­ ках и т. п.

Необходимо регулярно осматривать и ремонтировать рельсовые пути, сигнальные устройства и знаки. При изме­ нении схем и организации работ на транспорте с этим зна­ комят всех рабочих.

При перемещении по горным выработкам самоходного оборудования выполняются правила безопасности, изложен­ ные в инструкциях, утверждаемых руководством калийного комбината. В них оговаривают организацию движения, сиг­ нализацию, порядок разъезда двух встретившихся машин, порядок следования на сопряжениях выработок и многое другое. Почва выработок, по которым перемещаются само­ ходные машины, должна быть выравнена, а в выработках,, пройденных по соляным породам, твердое покрытие (бетон, асфальт) необязательно.

К управлению машинами с двигателями внутреннего сго­ рания допускаются шоферы и трактористы, прошедшие

79

•обучение в учебно-курсовых пунктах калийных комбинатов и имеющие права на вождение машин в подземных усло­ виях. Во время работы самоходной машины число лиц на ней не должно превышать установленного.

Допустимая скорость движения машин по горным выра­

боткам— не

более

20

км/ч, а при

разъездах — не более

10 км/ч. Только на

прямолинейных

участках горизонталь­

ных горных

выработок

разрешается

увеличение скорости

до 40 км/ч, но перевозка людей с такой скоростью за­ прещена.

Проход для людей и проезжая часть должны быть четко разграничены рейками, цветной полосой или другими сред­ ствами. На участках со скоростью движения машин свыше 20 км/ч пешеходные дорожки и проезжая часть должны быть отделены отбойными брусьями или другими средствами, исключающими наезд машин на дорожку. Обгон машин в горных выработках запрещен. Нельзя оставлять машины без осуществления мер, предупреждающих их самопроиз­ вольное движение. При временной остановке в пути фары не выключают. При двухстороннем движении нельзя вклю­ чать дальний свет фар.

Все машины должны быть закреплены за определенными лицами и иметь номер. На каждую машину заводят журнал осмотра и контроля за эксплуатацией нейтрализатора. Ежемесячно перед началом работы машинист проверяет техническое состояние машины и опробывает работу отдель­ ных устройств. Не реже одного раза в неделю механик участка или квалифицированный рабочий контролирует тех­ ническое состояние каждой машины. Особое внимание обращают на систему подачи и сжигания топлива, на ис­ правность газоочистителя, рулевого управления, освещения, сигнализации.

Зазор между подвижным составом и стенками горной выработки должен составлять 1200 мм со стороны прохода людей и 500 мм — с противоположной. В горных выработках

калийных

рудников,

проведенных

комбайнами

ШБМ-2

и

ПК-8 , допускается уменьшение зазора

с обеих

сторон

до

300 мм при условии

устройства ниш через каждые 25

м

по длине выработки. Ниши размером

700X1200X1800 мм

должны располагаться с одной стороны.

 

 

 

Высота

свободного

прохода по

всей

ширине

выработки

не может быть менее 1800 мм.

.80



Хотя машины с двигателями внутреннего сгорания имеют несомненные преимущества, однако они выделяют значи­ тельные количества газов, образующихся в процессе сгора­ ния топлива (табл. 10), которые выбрасываются в атмо­ сферу и загрязняют ее. Поэтому эксплуатировать такие

Т а б л и ц а 10 Состав основных выхлопных газов обычных

бензиновых и дизельных двигателей, используемых на поверхности

 

Содержание, объемн. %

Примечание

Компонент

дизельные

бензиновые

 

двигатели

двигатели

 

Окись углерода . . .

1,01—0,5

5 -1 0

Токсичен

Углеводороды . . . .

0,009—0,5

0,2-3,0

То же

Окислы азота . . . .

0,0002 - 0,4

0 -0,8

 

А л ьдеги ды ...................

0,001-0,009

0 -0,2

Нетоксичен

Азот ............................

76-78

74—77

Кислород........................

2—18

0,3-8,0

То же

Двуокись углерода . .

1 -10

5 -1 2

 

Пары воды ...................

0,5-4,0

3,0-5,5

*>

машины в шахтах можно лишь при соблюдении жестких требований к составу отработанных газов и к вентиляции выработок, по которым перемещаются машины.

Для доведения содержания вредных компонентов до са­ нитарных норм требуется значительное количество допол­ нительного воздуха, поэтому для машин, используемых на подземных работах, конструируют двигатели, которые обес­ печивают наименьший выход вредных газов. В подземных условиях применяют дизельные двигатели, в выхлопных газах которых концентрация вредных компонентов не пре­ вышает величин, приведенных в табл. 11. Содержание вред­ ных компонентов в выхлопных газах уменьшают, оснащая машины нейтрализаторами.

Последние бывают пламенные, жидкостные и каталические.

В пламенных нейтрализаторах окисление вредных ком­ понентов избытком кислорода происходит в зоне высоких температур. Существующие типы пламенных нейтрализато­ ров снижают содержание окиси углерода, практически пол­ ностью устраняют альдегиды, слабо воздействуют на окислы азота, имеют открытое пламя, расходуют большое количество

6 - 302

81


' Т а б л и ц а

11

Допустимое содержание вредных компонентов

 

 

в выхлопных газах дизельных двигателей,

 

 

 

используемых в подземных условиях

 

 

 

 

 

Содержание, объемн. %

 

 

Газ

 

до газо-

после

 

 

 

 

очистки

газоочистки

Окись углерода .........................................................

0,2

0,08

Окислы азота

(в пересчете

на N2Os) . . . .

0,05

0,05

Альдегиды

пересчете на

акролеин) . . . .

0,001

топлива, поэтому применение их на подземных работах, где особенно высоки требования правил безопасности нецеле­ сообразно.

Жидкостные нейтрализаторы основаны на поглощении газообразных вредных компонентов растворами некоторых реагентов.

Наиболее распространен нейтрализатор типа НТЖ-2, который заправляют 10% водным раствором NaHC03 (или ИагСОз). Ею длина составляет 900, ширина — 608, и вы­ сота— 530 мм, емкость— 100 л. Нейтрализатор обеспечивает

снижение содержания окислов азота

(в пересчете

на N2O5)

с 0,002 до 0,001 объемн. %, альдегидов—с

0,014

до

0,0003 вес. %, и серусодержащих

газов — с

0,008

до

0 объемн. %.

 

 

 

Жидкостные нейтрализаторы уменьшают суммарную ток­ сичность газов в 4—5 раз, однако они не поглощают окиси углерода. Кроме того, эти нейтрализаторы снижают мощ­ ность двигателя и имеют значительные габариты и вес.

Каталитические нейтрализаторы очищают газы от окиси углерода, углеводородов и альдегидов. Реакции окисления в таких нейтрализаторах катализируются платиной, нане­ сенной на специальные элементы.

На калийных рудниках применяют каталитические ней­ трализаторы конструкции Гипроуглегормаш и ЛАН ЦНИТА (табл. 12). Нейтрализатор КГГ-3 эффективно очищает отра­ ботанные газы при температуре не менее 245°С. Нейтра­ лизатор оснащен пакетом для улавливания сажи, масла и частиц топлива. Содержание окиси углерода в выхлопных газах снижается на 52—85%, альдегидов — на 80—100%, сажи и взвешенных частиц — на 60—95%.

432


Т а б л и ц а

12

Технические характеристики каталитических

 

 

 

нейтрализаторов

 

 

 

 

 

 

 

Марка нейтрализатора

 

Показатель

 

KHC-25Q

КНДС-600

КНДС-750

к г г -з

 

 

 

Количество

каталитиче-

8

16

20

5

ских эмементов

. . .

Габариты,

мм:

 

 

 

 

 

длина ........................

 

 

775

540

650

724

ш ирин а...................

 

282

338

338

326

в ы с о т а ..................

 

230

206

206

326

Вес, кг............................

 

 

23,5

28

33,5

50

На рис. 23 приведена схема очистки выхлопных газов, применяемая на машинах типа «Минка-26—67М». Отрабо­ танные газы от дизельного двигателя 14 поступают в камеру

Рис. 23. Схема очистки выхлопных газов на машине типа «Минка-26—67М»:

1 — емкость для

воды; 2, 4, 11— отверстия для заполнения; 3,

10— запорные краны; 5 — указатель уровня воды; 6 — труба для

отвода выхлопных газов; 7 — перфорированная трубка; 5 — отвер­

стие для

спуска

загрязненной воды;

9 — переливная

трубка;

12 — зернистый катализатор; 13— камера нейтрализатора; 14

 

 

дизельный двигатель.

 

нейтрализатора

13,

заполненную

зернистым

катализато­

ром 12. В камере при температуре выхлопных газов ~250°С устраняются также вредные компоненты, как СО. Эффектив­

ность катализатора нужно проверять

через 1000 ч работы

и по мере надобности сменять набивку.

Далее газы подаются

6*

83