Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
машинисту локомотива. При использовании контактных: электровозов крыши специальных вагонеток должны иметь надежный контакт с рельсами через корпус, раму и колеса. Скорость движения по рельсовым путям составов пассажир ских вагонеток с людьми не должна превышать 18 км/ч.
При откатке аккумуляторными электровозами по выра боткам, не имеющим контактной сети, перевозить людей в обычных грузовых вагонетках со съемными сиденьями можно только по специальному разрешению руководства предприятия. Скорость движения в этом случае не должна превышать 11 км/ч. Места посадки людей в поезда и выходы из них следует хорошо освещать. Во время движения поезда запрещается входить, выходить и высовываться из вагонов.
Участок контактного провода во время посадки и выхода людей из поезда отключаются. В поездах, предназначенных для перевозки людей, можно перевозить только инструменты и запасные части, размеры которых не превышают габаритов вагонетки. Кроме того, запрещена доставка взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов и прицепка грузовых вагонеток за исключением одной-двух, нужных для доставки необходимого для работы инструмента.
Ежесменно перед отправлением поезда вагонетки осмат ривают, обращая особое внимание на состояние полускатов, тормозов и сигнализации. В случае неисправности вагонетки не используют. Запрещается езда на локомотивах, в необо рудованных грузовых вагонетках, на платформах, площад ках и т. п.
Необходимо регулярно осматривать и ремонтировать рельсовые пути, сигнальные устройства и знаки. При изме нении схем и организации работ на транспорте с этим зна комят всех рабочих.
При перемещении по горным выработкам самоходного оборудования выполняются правила безопасности, изложен ные в инструкциях, утверждаемых руководством калийного комбината. В них оговаривают организацию движения, сиг нализацию, порядок разъезда двух встретившихся машин, порядок следования на сопряжениях выработок и многое другое. Почва выработок, по которым перемещаются само ходные машины, должна быть выравнена, а в выработках,, пройденных по соляным породам, твердое покрытие (бетон, асфальт) необязательно.
К управлению машинами с двигателями внутреннего сго рания допускаются шоферы и трактористы, прошедшие
79
•обучение в учебно-курсовых пунктах калийных комбинатов и имеющие права на вождение машин в подземных усло виях. Во время работы самоходной машины число лиц на ней не должно превышать установленного.
Допустимая скорость движения машин по горным выра
боткам— не |
более |
20 |
км/ч, а при |
разъездах — не более |
10 км/ч. Только на |
прямолинейных |
участках горизонталь |
||
ных горных |
выработок |
разрешается |
увеличение скорости |
до 40 км/ч, но перевозка людей с такой скоростью за прещена.
Проход для людей и проезжая часть должны быть четко разграничены рейками, цветной полосой или другими сред ствами. На участках со скоростью движения машин свыше 20 км/ч пешеходные дорожки и проезжая часть должны быть отделены отбойными брусьями или другими средствами, исключающими наезд машин на дорожку. Обгон машин в горных выработках запрещен. Нельзя оставлять машины без осуществления мер, предупреждающих их самопроиз вольное движение. При временной остановке в пути фары не выключают. При двухстороннем движении нельзя вклю чать дальний свет фар.
Все машины должны быть закреплены за определенными лицами и иметь номер. На каждую машину заводят журнал осмотра и контроля за эксплуатацией нейтрализатора. Ежемесячно перед началом работы машинист проверяет техническое состояние машины и опробывает работу отдель ных устройств. Не реже одного раза в неделю механик участка или квалифицированный рабочий контролирует тех ническое состояние каждой машины. Особое внимание обращают на систему подачи и сжигания топлива, на ис правность газоочистителя, рулевого управления, освещения, сигнализации.
Зазор между подвижным составом и стенками горной выработки должен составлять 1200 мм со стороны прохода людей и 500 мм — с противоположной. В горных выработках
калийных |
рудников, |
проведенных |
комбайнами |
ШБМ-2 |
и |
|
ПК-8 , допускается уменьшение зазора |
с обеих |
сторон |
до |
|||
300 мм при условии |
устройства ниш через каждые 25 |
м |
||||
по длине выработки. Ниши размером |
700X1200X1800 мм |
|||||
должны располагаться с одной стороны. |
|
|
|
|||
Высота |
свободного |
прохода по |
всей |
ширине |
выработки |
не может быть менее 1800 мм.
.80
Хотя машины с двигателями внутреннего сгорания имеют несомненные преимущества, однако они выделяют значи тельные количества газов, образующихся в процессе сгора ния топлива (табл. 10), которые выбрасываются в атмо сферу и загрязняют ее. Поэтому эксплуатировать такие
Т а б л и ц а 10 Состав основных выхлопных газов обычных
бензиновых и дизельных двигателей, используемых на поверхности
|
Содержание, объемн. % |
Примечание |
|
Компонент |
дизельные |
бензиновые |
|
|
двигатели |
двигатели |
|
Окись углерода . . . |
1,01—0,5 |
5 -1 0 |
Токсичен |
Углеводороды . . . . |
0,009—0,5 |
0,2-3,0 |
То же |
Окислы азота . . . . |
0,0002 - 0,4 |
0 -0,8 |
|
А л ьдеги ды ................... |
0,001-0,009 |
0 -0,2 |
Нетоксичен |
Азот ............................ |
76-78 |
74—77 |
|
Кислород........................ |
2—18 |
0,3-8,0 |
То же |
Двуокись углерода . . |
1 -10 |
5 -1 2 |
|
Пары воды ................... |
0,5-4,0 |
3,0-5,5 |
*> |
машины в шахтах можно лишь при соблюдении жестких требований к составу отработанных газов и к вентиляции выработок, по которым перемещаются машины.
Для доведения содержания вредных компонентов до са нитарных норм требуется значительное количество допол нительного воздуха, поэтому для машин, используемых на подземных работах, конструируют двигатели, которые обес печивают наименьший выход вредных газов. В подземных условиях применяют дизельные двигатели, в выхлопных газах которых концентрация вредных компонентов не пре вышает величин, приведенных в табл. 11. Содержание вред ных компонентов в выхлопных газах уменьшают, оснащая машины нейтрализаторами.
Последние бывают пламенные, жидкостные и каталические.
В пламенных нейтрализаторах окисление вредных ком понентов избытком кислорода происходит в зоне высоких температур. Существующие типы пламенных нейтрализато ров снижают содержание окиси углерода, практически пол ностью устраняют альдегиды, слабо воздействуют на окислы азота, имеют открытое пламя, расходуют большое количество
6 - 302 |
81 |
' Т а б л и ц а |
11 |
Допустимое содержание вредных компонентов |
|||
|
|
в выхлопных газах дизельных двигателей, |
|
||
|
|
используемых в подземных условиях |
|
||
|
|
|
|
Содержание, объемн. % |
|
|
|
Газ |
|
до газо- |
после |
|
|
|
|
очистки |
газоочистки |
Окись углерода ......................................................... |
0,2 |
0,08 |
|||
Окислы азота |
(в пересчете |
на N2Os) . . . . |
0,05 |
0,05 |
|
Альдегиды |
(в |
пересчете на |
акролеин) . . . . |
— |
0,001 |
топлива, поэтому применение их на подземных работах, где особенно высоки требования правил безопасности нецеле сообразно.
Жидкостные нейтрализаторы основаны на поглощении газообразных вредных компонентов растворами некоторых реагентов.
Наиболее распространен нейтрализатор типа НТЖ-2, который заправляют 10% водным раствором NaHC03 (или ИагСОз). Ею длина составляет 900, ширина — 608, и вы сота— 530 мм, емкость— 100 л. Нейтрализатор обеспечивает
снижение содержания окислов азота |
(в пересчете |
на N2O5) |
|
с 0,002 до 0,001 объемн. %, альдегидов—с |
0,014 |
до |
|
0,0003 вес. %, и серусодержащих |
газов — с |
0,008 |
до |
0 объемн. %. |
|
|
|
Жидкостные нейтрализаторы уменьшают суммарную ток сичность газов в 4—5 раз, однако они не поглощают окиси углерода. Кроме того, эти нейтрализаторы снижают мощ ность двигателя и имеют значительные габариты и вес.
Каталитические нейтрализаторы очищают газы от окиси углерода, углеводородов и альдегидов. Реакции окисления в таких нейтрализаторах катализируются платиной, нане сенной на специальные элементы.
На калийных рудниках применяют каталитические ней трализаторы конструкции Гипроуглегормаш и ЛАН ЦНИТА (табл. 12). Нейтрализатор КГГ-3 эффективно очищает отра ботанные газы при температуре не менее 245°С. Нейтра лизатор оснащен пакетом для улавливания сажи, масла и частиц топлива. Содержание окиси углерода в выхлопных газах снижается на 52—85%, альдегидов — на 80—100%, сажи и взвешенных частиц — на 60—95%.
432
Т а б л и ц а |
12 |
Технические характеристики каталитических |
|
|||
|
|
нейтрализаторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка нейтрализатора |
|
|
Показатель |
|
KHC-25Q |
КНДС-600 |
КНДС-750 |
к г г -з |
|
|
|
|
||||
Количество |
каталитиче- |
8 |
16 |
20 |
5 |
|
ских эмементов |
. . . |
|||||
Габариты, |
мм: |
|
|
|
|
|
длина ........................ |
|
|
775 |
540 |
650 |
724 |
ш ирин а................... |
|
282 |
338 |
338 |
326 |
|
в ы с о т а .................. |
|
230 |
206 |
206 |
326 |
|
Вес, кг............................ |
|
|
23,5 |
28 |
33,5 |
50 |
На рис. 23 приведена схема очистки выхлопных газов, применяемая на машинах типа «Минка-26—67М». Отрабо танные газы от дизельного двигателя 14 поступают в камеру
Рис. 23. Схема очистки выхлопных газов на машине типа «Минка-26—67М»:
1 — емкость для |
воды; 2, 4, 11— отверстия для заполнения; 3, |
|||
10— запорные краны; 5 — указатель уровня воды; 6 — труба для |
||||
отвода выхлопных газов; 7 — перфорированная трубка; 5 — отвер |
||||
стие для |
спуска |
загрязненной воды; |
9 — переливная |
трубка; |
12 — зернистый катализатор; 13— камера нейтрализатора; 14 — |
||||
|
|
дизельный двигатель. |
|
|
нейтрализатора |
13, |
заполненную |
зернистым |
катализато |
ром 12. В камере при температуре выхлопных газов ~250°С устраняются также вредные компоненты, как СО. Эффектив
ность катализатора нужно проверять |
через 1000 ч работы |
и по мере надобности сменять набивку. |
Далее газы подаются |
6* |
83 |