Файл: Берман, Г. Д. Совершенствование потоков экономической информации (опыт мебельных предприятий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Расчет отклонений от нормативнопГрасхода материалов в цехе мебельных щитов
|
в том ч и с л е |
п р о ч и е |
от нормы |
з а а кванот и р о |
|
О т к л о н е н и я |
I |
заменыз а счет |
|
в сего |
|
|
|
|
|
наСбприасчетскаан о |
|
|
|
кртаисчхеоскд и й |
|
|
Ф а |
•gÁd ‘bwwáo
8w ‘оаюаьидом
•gÁd ‘BWWÁO
8wr 4OflioahHifOM
•gÁd ‘bwwáo
8w 4OSioahHifOM
(01—H—21 •dj) *gÁd ‘bwwáo
(6—εi-II -ɑj) 9w 4OQioahHifOM
•gÁd ‘bwwáo
8w 4OflioahHifOM
•gÁd ‘bwwáo
ε⅛^ 4OflioahHifOM
сек и й |
го |
•gÁd ‘bwwáo |
и т о |
8ιr 'OflioahHifOM |
|
цфиаик т и ч |
|
•ЇҐ ∙χ и |
днау к |
|
iκ ∙tfa ви |
упывйынврс ка схпордо |
I |
|
|
8⅝∙ ‘ojaoa |
|
|
Аз |
|
и |
,.траыфакшш—т . |
8w ∙tfa ви |
роНм ат |
||
|
|
8w ‘oíaos |
•gÁd ‘внаїї BBflOHBifLI
BHHadoweH вїіиниїґд
BifBHddXBW əhhbaohəwhbh
Ol
Ol
O)
o 04
a>
∞
b~
co
LO
CO
04
-
O
O
oo
b-
CO
LO
Tp
co
Ol
-
55-
фабрикатным методом себестоимость мебели складывается из зат рат сборочного цеха и себестоимости полуфабрикатов, полученных из других подразделений фирмы. Такой метод позволяет из общей суммы отклонений от нормативных затрат выделить ту часть, кото рая зависит от результатов деятельности каждого цеха, что явля ется необходимой предпосылкой внедрения внутрифирменного хоз расчета.
В мебельных цехах составляют нормативные калькуляции на
каждый вид изделий.
Внедрению нормативного учета сырья и материалов
должна предшествовать разработка учетной номенклатуры мате
риалов и прейскуранта плановых цен, включающих оптовую цену и транспортно-заготовительные расходы. Положительные или от
рицательные отклонения от плановых цен списываются на произ
водство по среднему проценту и сигнализируют о нарушении пла новых источников получения материальных ресурсов или о нера циональном использовании транспортных средств.
Черновые мебельные заготовки включают в нормативную каль куляцию каждого вида мебели по нормативному объему и норма тивной себестоимости обезличенного кубометра. Сортность их долж на отвечать технологическим требованиям, ¡поэтому нет необходи мости сортировать их по группам качества и оценивать с учетом сортности. Щитокомплекты (включая листовые детали) также оце нивают по нормативной себестоимости, дифференцированной по артикулам мебели.
Нормативный учет призван не только регистрировать отклоне ния от норм затрат, но и предупреждать их. Определенную профи лактическую роль играет лимитирование отпуска материалов со складов при помощи лимитно-заборных карт. Эти карты ежемесяч
но выписывает отдел материально-технического снабжения с уче том производственной программы цеха, действующих норм расхода материалов на каждый вид мебели и остатков материалов в цехе на начало месяца. В условиях АСУ расчет лимитов можно возло
жить на ЭВМ. При перевыполнении производственной программы,
а также при перерасходе материалов против установленных норм материалы отпускаются со склада сверх установленных лимитов по требованиям, завизированным уполномоченными лицами. За мена одних материалов другими документируется специальными разрешениями на замену, одновременно уменьшается лимит заме
ненных материалов.
При наличии в сборочном цехе материальных кладовых учет движения материалов и соответствующую отчетность рекоменду ется организовать в следующем порядке:
1.Кладовщик получает от складов все материалы и ведет их учет в карточках. Отпуск материалов на участки специальными до кументами не оформляется, а подтверждается росписью получате лей против соответствующей записи на полях карточки.
2.Движение материалов в цехе отражается в месячном отчете,
включающем следующие данные: остатки материалов в кладовой
56
на начало и конец месяца по каждому наименованию; остатки материалов на рабочих местах на эти же даты, включая материа лы в незавершенном производстве; поступление материалов со
складов и из других источников; возврат материалов на склады,
отпуск другим подразделениям и списание на общецеховые нуж ды; расход материалов на производство, определяемый балансо
вым методом.
Для оперативного контроля за уровнем затрат заполняется ве домость нормативного учета материалов (вручную или на ЭВМ) по той же форме, как и в цехе мебельных щитов. В ведомости подсчи тывается нормативный расход материалов (по наименованиям) на фактический выпуск мебели, фактический расход за вычетом спи саний на брак, отклонения от норм в целом и по факторам. В ве
домости целесообразно выделить отдельные разделы для записи полуфабрикатов, основных и вспомогательных материалов и по каждому разделу подсчитать промежуточные итоги. Отдельной строкой записывают расходы по сушке.
На практике трудно добиться полного актирования брака, и перерасход материалов по этой причине скрывается в общей массе
недокументированных отклонений. Чтобы избежать этого, в каче
стве одного из условий премирования рабочих и ИТР цеха необ ходимо установить соблюдение норм расходования материалов.
Ведомость дополняют отдельной графой для отражения ценно
стных отклонений потребленных материалов — разности между фактическими и плановыми ценами на материалы и между факти ческой и нормативной себестоимостью полуфабрикатов, полученных
из других цехов. В эту графу записывают общие суммы по итогам каждого раздела. Отклонения не учитываются при оценке работы цеха.
Таким образом, в рекомендуемой форме регистра раскрыва ются причины отклонения от норм расхода материалов в целом по.
цеху без локализации их по артикулам мебели. Практически такая локализация трудно осуществима. В отчетных калькуляциях каж дого вида мебели общая сумма отклонений распределяется между
артикулами продукции пропорционально суммам нормативных зат рат. Однако если по характеру отклонений какие-то суммы можно отнести к определенным изделиям, так и поступают, а оставшуюся сумму распределяют расчетным путем.
В типовой форме калькуляции мебели затраты на сушку дре весины выделяются отдельной статьей, поэтому их необходимо нор
мировать. Норматив определяют исходя из объема древесины в ус ловных кубических метрах, пересчитанных по коэффициентам, учи тывающим продолжительность сушки, и плановых затрат на сушку одного условного кубического метра. В этой же оценке определя ются фактические затраты древесины, а разница между плановой и отчетной себестоимостью сушки отражается в графе ценностных отклонений, не зависящих от работы сборочного цеха. Контроль за слагаемыми себестоимости процесса сушки осуществляется на
57
■счете вспомогательного производства в соответствии с общими принципами нормативного учета.
Сокращение потерь от брака — важный резерв снижения себестоимости. В мебельном производстве потери от брака неиз бежны из-за трудноустранимых субъективных факторов и скрытых пороков древесины, обнаруживаемых только в процессе чистовой об работки. Однако на многих мебельных предприятиях потери от бра ка не указываются в отчетных калькуляциях. При традиционной форме учета их скрывают в составе прямых затрат. Подобная прак тика создает ложную видимость благополучия и не мобилизует коллектив на подлинную борьбу с браком. В условиях нормативно го учета, при нормировании материальных затрат на уровне мини мальной потребности нет никаких резервов для сокрытия брака. Этому должна содействовать и система материального стимулиро вания, делающая невыгодным сокрытие брака под видом перерас хода материалов. Учет брака организуют в полном соответствии с действующими инструкциями. Потери от брака отражаются в се бестоимости отдельной статьей.
Заработная плата в сборочных цехах начисляется по конечной операции в соответствии с количеством выпущенных и сданных изделий. Нормирование и учет по этой статье организуют в таком же порядке, как и в описанных выше производствах.
Некоторые особенности есть в нормировании и учете обивочных тканей. В технологических картах установлены нормы нетто на го товый крой в квадратных сантиметрах, размер отходов не норми
руется, поэтому в актах раскроя фактический расход тканей всег да совпадает с нормативным, так как любые отклонения можно
скрыть под видом лоскута. Отношение площади лоскута к площа ди раскроенных кусков колеблется от 5 до 15%. Такой порядок
нормирования не стимулирует минимизацию отходов и действен
ный контроль за раскроем. Колебания коэффициента использования тканей отчасти закономерны из-за разной длины кусков, однако во многом они зависят и от субъективных факторов — подбора кусков для различных кроев, использования лоскута для выкраивания мел
ких деталей и т. д., поэтому наряду с нормами нетто рекомендуется
устанавливать нормы брутто (общую площадь тканей, включая от ходы на единицу кроя) и систему премирования за экономию ткани против установленных норм брутто. В нормативной калькуляции расход тканей следует планировать по нормам брутто.
Акты раскроя необходимо составлять на каждую партию тка
ней с выявлением отклонений от норм и калькулировать себесто
имость каждого вида кроя с выделением отклонений за счет норм и цен. Крой как полуфабрикат списывается на мягкую мебель в таком же порядке, как черновые мебельные заготовки и щиты включаются в себестоимость корпусной мебели.
Методика нормирования и учета расходов на обслуживание
производства и управление (затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые и общефирменные рас ходы) мало зависят от характера производства. В дальнейшем
58
для краткости они объединены под общим названием косвен ные расходы.
Предварительный контроль за величиной косвенных затрат ре комендуется также осуществлять при помощи лимитных карт на
каждый вид материалов, расходуемых на цеховые и общезаводские
нужды, и лимитов по труду. Однако непременным условием подоб
ного контроля является предварительное нормирование расхода всех видов вспомогательных материалов, расчет численности и
фонда заработной платы персонала с учетом трудоемкости работ
или норм обслуживания и составление частных детализированных
смет по каждой статье косвенных затрат.
Результаты обследования многих предприятий свидетельствуют о том, что подобные методы предварительного контроля косвенных затрат связаны со сложностью нормирования и лимитирования рас хода вспомогательных материалов по весьма обширной неменкла-
туре, а также с вероятностным характером потребления ценностей (особенно запчастей) и совершения некоторых работ.
Целесообразно упростить предварительный контроль за мате риальными затратами в составе косвенных расходов. Необходимо
лимитировать их расходование, применяя квартальные суммарные
лимитные карты, выписываемые каждому цеху на квартальную потребность вспомогательных материалов для общецеховых нужд и для содержания и эксплуатации оборудования. Сумма кварталь ного лимита определяется на основе укрупненных технико-экономи ческих расчетов. Удлинение периода лимитирования позволяет га сить месячные колебания потребностей. В течение квартала цех вправе получать из любых'складов предприятия потребные мате риальные ценности в пределах установленного суммарного лимита (естественно, что материалы необходимо оценивать по планово учетным ценам). При исчерпании лимита дополнительный отпуск
ценностей возможен только по особым распоряжениям, выдаваемым после представления цехом обоснованных объяснений о причинах перерасхода. В крупных предприятиях суммарные лимитные карты можно выдавать на месяц.
Предварительный контроль за расходованием в составе косвен ных расходов фонда заработной платы достаточно эффективен при установлении по цехам штатов и лимитов численности обслужива ющего персонала.
Вероятностный характер и нерегулярность косвенных затрат не позволяют документировать отклонения от норм в момент их воз никновения. Такие отклонения правильнее выявлять путем после дующих аналитических расчетов. В связи с этим возникают два вопроса: как определить сумму отклонения от норм по отдельным видам продукции и как расчленить эти отклонения по факторам.
Единой точки зрения на порядок распределения общей суммы отклонения от норм по отдельным изделиям нет, но есть рекомен дации общую сумму отклонений цеховых расходов распределять
по видам продукции пропорционально нормативной сумме затрат
по упомянутой статье. Однако фактические расходы по статье, ис-
59