Файл: Берман, Г. Д. Совершенствование потоков экономической информации (опыт мебельных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По регламентации выделяют формализованные и неформали­ зованные документы. Формализованные документы составляются в заранее обусловленные сроки по определенной стандартной форме. Составление неформализованных документов не регла­ ментируется. Они заполняются эпизодически, по мере надобности,

по произвольной форме. По своему значению для процесса уп­ равления можно выделить документы, требующие и не требую­ щие активного вмешательства органа управления. К первой груп­ пе относятся документы, сигнализирующие об отклонениях от ус­ тановленных норм, заданий, а ко второй — документы, свидетель­ ствующие о нормальном производственно-хозяйственном процес­ се. Наконец, по способу заполнения можно выделить документы,

составляемые вручную и заполняемые техническими средствами. Весь объем документов, циркулирующих на предприятии, мож­ но сгруппировать в потоки по месту их составления или по месту их использования. Совокупность всех документопотоков состав­

ляет документооборот предприятия.

Основное требование к документации состоит в том, чтобы в них содержалась вся необходимая информация как для внутри­ фирменного управления, так и для передачи в обобщенном виде вышестоящим инстанциям для принятия решений на более высо­

ком управленческом уровне.

Нерациональными (по содержанию) документами можно наз­ вать такие, которые не обеспечивают сочетание интересов отдель­ ных производственных подразделений с общими интересами фир­ мы или народного хозяйства.

На большинстве мебельных фирм действуют нетто-нормативы

расхода обивочной ткани без учета потерь на лоскут. Такие до­ кументы нерациональны, так как они не обеспечивают контроля за величиной, отходов (лоскута) и не стимулируют экономическо­

го раскроя тканей.

Наиболее распространенный недостаток в организации доку­ ментооборота— избыточность информации. Избыточные докумен­ топотоки приводят к разбуханию управленческого аппарата. Кро­ ме того, в бюджете времени работников управления сокращается доля творческой работы.

Причин образования избыточных документопотоков несколько.

Первая п р и ч и н а — свойственная документации инерт­ ность, преодоление которой требует иногда значительных усилий. Фирмы образовались путем слияния мелких мебельных фабрик. Управление фирмами было сосредоточено на головном предприя­ тии, однако в подразделениях сохраняются старые документопо­ токи, которые в условиях централизованного управления потеря­

ли свое значение.

Вторая причина избыточной информации — дробление

функциональных отделов. Каждое вновь созданное структурное подразделение организует собственные, зачастую параллельные потоки сведений и собственный учет. Дробление отделов приводит

к дублированию потоков документов, к необходимости

их взаим-

2—954

9



ной увязки и согласования. На мебельных предприятиях сведения о реализации параллельно обрабатываются в отделах сбыта, фи­ нансовом, плановом и бухгалтерии, а затем многократно выверя­ ются и уточняются.

Третья причина избыточной информации — нарушение иерархических принципов управления. Фирма имеет несколько уровней управления — участок, цех, фирмоуправление. Каждый

уровень должен располагать необходимой информацией для при­ нятия решений в пределах своей компетенции, и нет смысла пе­ редавать эти данные вышестоящему органу. На практике почти все оперативные сведения обобщаются в целом по предприятию

ипоступают к директору предприятия или даже в объединение. Четвертая причина излишней документации — неоправ­

данная частота систематизации сведений и необоснованное стрем­ ление к детализации данных. Объем документооборота зависит от частоты заполнения документов. Периодичность документов дол­

жна быть в следующих пределах: не реже, чем это необходимо для оперативного воздействия на управляемый процесс и не ча­ ще, чем длится цикл обработки документа. Однако эти требова­ ния не всегда соблюдаются. Например, на ряде предприятий за­

работную плату начисляют по ежедневным нарядам, хотя впол­ не оправдано составление 5—10-дневных накопительных доку­ ментов. Ежедневно выписываются счета за пилопродукцию, хотя при существующих формах кредитования эти документы можно группировать за 2 дня без ущерба для финансового состояния фирмы и Лесснабсбыта.

К числу существенных недостатков документооборота относит­ ся недостаточная формализация. Еще не всегда ис­

пользуются типовые и унифицированные бланки документов. Во многих формах содержатся излишние реквизиты, и их неудачное размещение затрудняет восприятие содержания. В администра­ тивном документообороте почти не используются бланки с тра­ фаретным текстом запроса, справки, уведомления. Составление деловых писем состоит из нескольких этапов: написания вручную черновика, его редактирования и согласования, перепечатки на машинке. Только использование диктофонов может сократить затрачиваемое время почти на 50%.

Наиболее совершенная система управления и информации дос­ тигается в условиях АСУ.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ

Требования, предъявляемые автоматизированной системой управления к содержанию и форме документа

Совершенствование документации, обрабатываемой традици­

онными ручными способами, повышает производительность управ­ ленческого персонала, однако не позволяет радикально повысить

эффективность управления. Это объясняется тем, что в результа-

ю


те укрупнения мебельных предприятий и специализации цехов, а также расширения ассортимента и увеличения в составе продук­ ции доли многопредметных наборов (гарнитуров) темпы роста физического объема документооборота опережают темпы роста численности управленческого персонала.

Допустим, что в результате слияния двух мебельных фабрик создана фирма. На каждой фабрике два цеха — заготовительный

и сборочный. Между ними циркулирует два документопотока — заявки на детали и сдаточные накладные, а всего на обеих фаб­ риках четыре документопотока:

На фирме вместо двух комплексных заготовительных цехов организовано два специализированных цеха — деревообра­ ботки и мебельных щитов, а в сборочных цехах проведена попред­ метная специализация. При такой структуре производства на фирме будут циркулировать 12 документопотоков, т. е. они воз­ растут в 3 раза, что отражено в схеме:

В общем виде число документопотоков будет равно Х(Х—1\,

где X число подразделений.

Справиться со все возрастающими потоками экономической

информации и повысить эффективность управления, применяя математические методы в экономических расчетах, можно только путем автоматизации этого процесса — внедрения автоматизиро­ ванных систем управления (АСУ).

9*

И

Под АСУ подразумевают такую организацию управления, при которой с помощью ЭВМ и других технических средств автомати­ зируют все или часть основных элементов этого процесса.

В АСУ большую роль играет человек. Людьми в первичных документах фиксируется большая часть исходных данных, машин­ ное восприятие которых технически трудно осуществимо. Как правило, человек принимает управленческие решения по резуль­ татам аналитических расчетов. Прерогатива человека — опреде­ ление критериев, которые положены в основу расчетов по опти­ мизации планов и технологических процессов.

Переход предприятий на АСУ дает огромный экономический

эффект. Этот эффект достигается не столько за счет управлен­

ческих расходов (на первых порах внедрения АСУ такой эконо­ мии не наблюдается), сколько за счет улучшения общих показа­ телей работы предприятия.

Обязательным компонентом АСУ являются ЭВМ. Однако это не значит, что небольшие и средние мебельные предприятия долж­ ны создавать собственные вычислительные центры (ВЦ). Орга­ низация ВЦ экономически выгодна только на крупных предприя­ тиях. В мебельной промышленности целесообразно создавать кустовые ВЦ в промышленных территориальных объединениях для обслуживания всех или большинства подчиненных пред­

приятий.

В условиях АСУ к содержанию и форме экономической ин­ формации предъявляется ряд требований, невыполнение которых может свести на нет все преимущества этой прогрессивной фор­ мы управления. Эти требования вытекают из задач, решаемых

АСУ,— обеспечения оптимального функционирования управля­ емой системы и автоматизации обработки данных.

Первое требование — это полнота информации. Содер­ жание документов должно отразить все параметры, наблюдение за которыми может улучшить функционирование управляемых

объектов и процессов. При ручном управлении часть полезной ин­ формации не регистрируется, так как трудоемкость обработки препятствует ее использованию. АСУ устраняет этот барьер. Так, в условиях АСУ целесообразно фиксировать время работы каж­ дой единицы оборудования, чтобы оптимизировать его загрузку. Для наиболее экономичного раскроя обивочных тканей необхо­ димо регистрировать длину каждого фабричного куска.

Второе требование, предъявляемое АСУ к экономиче­ ской информации, — системный подход. Поскольку ЭВМ наряду с выполнением технических функций могут выдавать и частные управленческие решения, необходимо, чтобы машина располага­ ла всеми необходимыми данными для выработки этих решений, независимо от того, что источником сведений являются разные подсистемы хозяйства. Например, на мебельных предприятиях цехам ежемесячно выписываются лимитные карты, ограничиваю­

щие выдачу материалов со складов нормативной потребностью на

12


плановый объем продукции. ЭВМ могут автоматически выдавать эти карты, если в памяти машины есть все необходимые сведе­

ния — нормативы материальных затрат на каждый вид продукции,

производственная программа каждого подразделения, остатки материалов в цеховых кладовых и на производстве на начало ме­ сяца, т. е. информация, образующаяся в разных подсистемах.

Из требования системности вытекает, что эффективность АСУ может быть обеспечена только при наличии на предприятии нор­ мативной базы. Следовательно, для совершенствования потоков

информации на мебельных фирмах в условиях АСУ необходимы нормативы материальных и трудовых затрат на каждый вид вы­

пускаемой продукции, нормы складских запасов, амортизацион­ ных отчислений, сметных ставок по содержанию и эксплуатации

оборудования, расчетных цен и т. д. Совокупность каждого вида нормативов образует специальные нормативные массивы, храни­ мые в памяти ЭВМ. Особое внимание должно уделяться своев­ ременному документированию всех изменений нормативов и об­ новлению массива, с таким расчетом, чтобы в нем всегда храни­ лись нормы, действующие в данный момент.

Третье требование — своевременность сбора и переда­ чи информации. Запоздавшие данные не могут быть использова­ ны для управления; утрачивается весь смысл их обработки. Если документы об отгрузке поступают на ЭВМ только в конце меся­ ца, учет выполнения договорных обязательств бесцелен, так как восполнить недогруз (в данном периоде) уже невозможно, поэ­ тому периодичность документов устанавливается с учетом момен­

та протекания явлений в действительности, продолжительности обработки данных и сроков регулирования управляемых процес­ сов (либо сроков отчетности). Аналогично по своему значению и требование достоверности.

Наличие в- ЭВМ долговременной памяти (внешнего запоми­ нающего устройства на магнитных лентах или дисках) позволяет

ликвидировать дублирование данных в разных первичных доку­ ментах. Это можно сформулировать как требование однократ­ ности ввода исходной информации. C одной стороны, это озна­ чает, что нет необходимости повторно фиксировать в первичных документах постоянную информацию, хранящуюся в памяти ма­ шины (нормативную, плановую, справочную). В первичных до­ кументах не надо указывать нормы времени, нормы выработки, расценки и т. д., если эти показатели содержатся в постоянных массивах. C другой стороны, не нужно одну и ту же переменную

информацию фиксировать в разных документах, поскольку после однократного ввода она может быть многократно использована для формирования различных видов производных документов,

сводок, отчетов и т. д.

Без применения АСУ сведения о выпуске мебели регистри­ руются в сдаточных накладных, в отчете цеха о выпуске продук­ ции, в заполняемых бухгалтерией накопительных ведомостях, в

оперативных сводках планового отдела, в оперативных сведениях

13