Файл: Берман, Г. Д. Совершенствование потоков экономической информации (опыт мебельных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кументообороте отражается эта взаимосвязь и она должна быть раскрыта при его обследовании.

Содержание документов зависит во многом от типа производ­ ства, его структуры, технологии, поэтому изучению документообо­

рота должно предшествовать ознакомление с организацией про­ изводства, характером технологических процессов, регулируемы­ ми параметрами.

Документация — это предмет труда управленческого аппарата, и ее содержание зависит от целей и способов управления. Сис­ темный подход при составлении информационной модели предпо­ лагает уяснение структуры органа управления, выполняемых им функций, описание процедур обработки и использования данных.

Составители информационной модели должны иметь четкое пред­ ставление об оценочных показателях предприятия, о методах и условиях экономического стимулирования всего коллектива и от­ дельных подразделений.

Информационная модель характеризует маршруты докумен­ тов, которые не ограничиваются рамками предприятия. Много документов поступает извне (счета поставщиков, директивы вышестоящих организаций и т. д.) и направляется другим орга­ низациям (отчетность, расчетные документы и т. д.). Системный подход требует, чтобы внешние информационные связи также по­ лучили свое отражение в разрабатываемой модели. Строго уста­ новленные формы периодической отчетности и внесистемные зап­ росы вышестоящих организаций предопределяют содержание и сроки обработки документов внутри предприятия.

Только системный подход гарантирует построение адекватной информационной модели и обоснованность предложений по ее со­ вершенствованию.

Дляправильного отражения в информационной модели ме­ бельного предприятия документопотоков, связанных с расходова­ нием материальных ресурсов, и для разработки необходимых

предложений по их совершенствованию недостаточно перечислить и приложить образцы соответствующих документов. В информа­ ционной модели надо показать, где документопотоки формируют­ ся, как обобщаются, куда передаются, как используются. В ней необходимо увидеть, что документы об отпуске материалов на производство увязываются с нормативами, разработанными тех­ нологическим отделом, и лимитируются производственным отде­ лом с учетом производственной программы цехов. Из модели должно быть видно, что расходные документы на выдачу матери­ алов служат для ведения складского учета; в бухгалтерии они используются для синтетического и аналитического учета запасов и для определения себестоимости продукции, в отделе материаль­ но-технического снабжения — для контроля за уровнем запасов и своевременным их пополнением, а также для составления стати­ стической отчетности о движении ресурсов и т. д. Если цехи фир­ мы поощряются за снижение себестоимости, расход материалов должен расцениваться по плановым ценам, чтобы колебания цен,

3* 19



ħe зависящие от работы цеха, не оказывали влияния на уровень материального поощрения производственных подразделений. Эти взаимосвязи достаточно хорошо раскрывают значение системно­

го подхода для оптимизации документооборота.

Методы обследования потоков экономической информации на мебельных фирмах

Существует несколько методик обследования потоков эконо­ мической информации и описания информационной модели пред­

приятия. Во всех методиках проведения этой предпроектной ста­ дии разработки АСУ можно выделить следующие этапы: харак­

теристику обследуемого объекта, изучение и численную оценку объема документооборота, оформление результатов обследования.

Общее для всех разработанных методик — целевая установка и рекомендации по организации этой работы. Цель обследования состоит в том, чтобы получить исходный материал для анализа документооборота и его перестройки с учетом требований АСУ или для его совершенствования при сохранении традиционной

технологии управления.

Обследование рекомендуется проводить силами специализи­ рованных или отраслевых проектных институтов, а также спе­ циалистов высших учебных заведений, привлекаемых на хоздо­

говорных началах. В порядке исключения допускается проведение

этой работы силами предприятий, если в них созданы специаль­ ные подразделения. На первый взгляд кажется, что работники предприятия могут быстрее и лучше справиться с этой работой, поскольку они хорошо знакомы с объектом обследования. Одна­ ко работники предприятия привыкают к информационной систе­ ме хозяйства и перестают замечать ее недостатки. Иногда сложно на несколько месяцев освободить группу работников фирмоуправления от текущих обязанностей и переключить на выполнение

разовой работы.

Обследование документооборота предприятия — трудоемкий процесс. На средних мебельных фирмах с годовым объемом про­ дукции 4—6 млн. руб. группа обследования в составе 3—4 человек загружена приблизительно в течение квартала. Поскольку работа выполняется привлеченными лицами, которые недостаточно хорошо знакомы с особенностями предприятия, рекомендуется начинать обследование с подробной характеристики предприятия, его струк­ туры, объемов и ассортимента выпускаемой продукции, технологии производства, функций управления и т. д. Обследование предприя­ тия и анализ информационной модели необходимо зафиксировать

вследующих документах:

1.Схеме организационной структуры предприятия с пометками

оместонахождении отдельных подразделений и служб, размещен­

ных на разных площадках.

2.Основных производственных показателях работы фирмы —

объеме выпускаемой продукции, основной номенклатуре изделий

20


с указанием количества и выпускающих подразделений (если сбо­ рочные цехи специализированы попредметно), численности про­ изводственного персонала в подразделениях.

3.Кратком описании технологии производства с перечислением важнейших операций по каждому цеху.

4.Схеме организационной структуры фирмоуправления.

5.Штатном расписании отделов фирмоуправления и управлен­

ческого аппарата цехов с указанием содержания работ каждого работника.

6.Укрупненной номенклатуре материалов с указанием основ­ ных поставщиков.

7.Системе оплаты труда по каждой категории работников це­ хов (индивидуальная сдельщина, бригадная сдельщина, оплата по

конечной операции, показатели премирования из фонда заработной платы и т. д.).

8. Показателях и условиях премирования из фонда материаль­ ного поощрения работников фирмоуправления и подразделений.

9. Ведомости технических средств механизации управленчес­ кого труда.

10. Табеле оперативной, бухгалтерской и статистической отчет­ ности с приложением отчетных форм.

Следующий этап обследования — изучение документооборота и его численная характеристика. Сложность охвата всей докумен­ тации предприятия и необходимость разделения труда между ис­ полнителями обязывают расчленить документооборот. В этом еди­ нодушны авторы разных методик, однако группировочные признаки членения документации могут быть различными. Так, Ю. И. Maкарский [12] рекомендует обследовать информацию в разрезе под­ разделений по функциям управления (планирование, оперативное управление, учет и т. д.). Μ. Μ. Блувштейн и др. [20] предлагают

схематически отражать движение документации по подразделе­ ниям с приложением образцов документов.

Достоинство группировки документов по структурно-функцио­

нальному признаку состоит в тоМ, что можно закрепить за каж­ дым исполнителем определенные подразделения и упростить ох­

ват всех входящих и исходящих документов данного звена. Однако этот подход имеет весьма существенный недостаток, так как раз­ общает взаимосвязанные документы, затрудняет в процессе по­ следующего анализа выявление избыточной информации и разра­ ботку интегрированной системы обработки данных. Одно из требований этой системы — изъятие из первичных документов све­ дений нормативно-справочного характера, чтобы при решении кон­ кретных задач (составлении расчетов, аналитических таблиц,

заполнении отчетности и т. д.) эти данные поступали непосредст­ венно из нормативно-справочных массивов, хранящихся на вычис­ лительном центре. Арифметические действия также должны выпол­

няться механизмами на ВЦ.

Для АСУ необходимо описывать каждый документ в отдельно­ сти и каждый содержащийся в них показатель. Показатели и до­

21


кументы шифруются по определенной системе, и на каждый из них открываются карточки с краевой перфорацией, позволяющие ме­

ханизированно группировать документы в необходимых для по­ следующего анализа сочетаниях.

При надлежащей группировке карточек можно легко обнару­ жить дублируемую информацию. Однако подробное описание и регистрация каждого вида документов и показателей и создание

обширной картотеки требуют больших затрат труда.

Можно отражать документооборот по Отдельным хозяйствен­ ным процессам графически. Например, составляются схемы доку­ ментооборота по оприходованию материалов по всем подразделе­ ниям, связанным с этой операцией. Такие схемы хорошо раскры­ вают взаимосвязи между документами и функциональными

подразделениями, но дробность группировочного критерия (хо­ зяйственный процесс) требует составления большого числа подоб­ ных схем. Для описания характера деятельности и существующей информационной системы на предприятиях любой отрасли [14J

рекомендуется пять универсальных унифицированных форм. Со­ держание этих форм видно из их названий:

1. Структура — описание организационной структуры, иерархии

управления, объемных показателей деятельности.

2.Деятельность — укрупненное графическое изображение ха­ рактера деятельности отдельных подразделений.

3.Процесс — детальное описание управленческих процедур по каждому виду деятельности с подсчетом времени на их выполнение

иперечнем входящей и исходящей документации.

4.Информация — описание документов, используемых в соот­

ветствующем процессе с подробным перечнем их реквизитов.

5.Справочные данные (дело) — перечень информации справоч­

ного характера с указанием места ее хранения.

Такой комплекс форм содержит весь необходимый материал для разработки информационной системы, удовлетворяющей тре­ бованиям АСУ.

Опыт изучения документооборота на ряде мебельных фирм по­ зволяет рекомендовать упрощенную и достаточно эффективную методику обследования документооборота и отображения инфор­ мационной модели предприятия. Эта методика основана на сле­ дующем:

1. Критерием группировки документов на отдельные потоки служат основные элементы производства — средства труда, пред­ меты труда, рабочая сила, продукция. Группировка по этому приз­ наку позволяет совместно рассматривать документы, отражающие различные функции управления однородными ресурсами. Весь до­ кументооборот, способы обработки, регистрации и анализа данных

22

Г

Ü -.-J

 

L