Файл: Берман, Г. Д. Совершенствование потоков экономической информации (опыт мебельных предприятий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
отдела сбыта, в отчетах о списании материалов, в аналитическом учете и др. В условиях АСУ достаточно 1 раз зафиксировать эти
данные в сдаточных накладных; все производные документы ма шина составит самостоятельно.
Способность ЭВМ. воспринимать информацию только на ма шинных носителях предъявляет к формам документов ряд требо ваний. Они типичны для любой системы механизированной обра
ботки данных. Необходимость трансляции содержания докумен тов на машиночитаемый язык обязывает классифицировать все виды информации и наиболее крупные массивы (например, но менклатуру материалов) и разработать коды для каждой номен клатуры. Трудоемкость перфорирования требует, чтобы коды были предельно лаконичными.
Реквизиты документов подлежат шифровке в соответствии C
принятым кодом. Основания реквизитов (т. е. та часть, которая
характеризует численное значение показателя) должны обладать свойствами аддитивности (допускать арифметическое сложение) и сопоставимости. Так, подетальные нормативы затрат конкрет ного материала и данные о фактических расходах следует реги стрировать в одинаковых единицах измерения, чтобы на ЭВМ. их
можно было суммировать, формировать сводные нормативы на изделие и сопоставлять с отчетными показателями. Словесное выражение призначной части реквизита (например, наименова ния материала) не должно давать повода для различного толко
вания смысла и обеспечивать однозначность шифровки.
Размещение реквизитов в документе должно соответствовать их расположению в макете перфорации. Перфорируемые данные це лесообразно разместить в определенной зоне документа и обвести жирной линией. Это облегчит работу операторов, занятых транс
ляцией документов на машинные носители. Наконец, вся первич ная документация должна быть строго формализована. Регламен
тации подлежат формы, периодичность, число экземпляров, мар шруты документов, порядок согласования и утверждения и т. д.
Сбор, регистрация и передача информации
вавтоматизированных системах управления
Винформационных процессах различают ряд основных и вспо могательных элементарных операций. К числу основных опера
ций принято относить восприятие (сбор), регистрацию и перера ботку информации. Вспомогательные операции — передача (тран
спортирование) данных, шифровка, трансляция на машинный
язык (чаще всего путем перфорирования), размножение, хране
ние и поиск.
Первичное восприятие реальной действительности происходит
посредством органов ощущения человека, либо . технических средств. Сбор исходных данных предполагает их численное изме рение — подсчет, взвешивание, замер и т. д. К числу технических средств, воспринимающих конкретные параметры производствен-
Г4
ных процессов, относятся различные счетчики, датчики, фотоэле
менты и др.
Большинство документов заполняется на основе восприятия исходных данных человеком. Технические средства применяются
ограниченно (счетчики электроэнергии, пара). При внедрении АСУ необходимо шире использовать технические средства для сбора первичных данных там, где это экономически целесообраз но. Критерием должна служить сравнительная стоимость выпол нения этих операций вручную и автоматически.
В мебельной промышленности целесообразно использовать такие устройства, как автокубатурник для дистанционной переда чи показаний кубатуры распиливаемых бревен, машины типа
«Сигнал», фиксирующие работу или простой каждой единицы оборудования с ручной шифровкой причин простоя и др.
Следующий этап информационного процесса — регистрация исходных данных в документах или непосредственно на машин
ных носителях (перфокартах, перфолентах). При традиционной системе управления практически вся первичная информация фик сируется в документах вручную или в лучшем случае на пишу щих и счетных машинах. Поскольку обязательно требование АСУ — трансляция документов на машинные носители (причем этот процесс достаточно трудоемок), необходимо максимально увеличить долю исходных данных, регистрируемых непосредст венно на машиночитаемом языке, или совместить процессы за полнения документов и их трансляции. В арсенале технических средств есть устройства, позволяющие положительно решить эту задачу. В мебельной промышленности наиболее перспективны
дуаль-карты, а также пишущие и счетные машины, агрегатиро-
ванные с перфораторами.
Дуаль-карта объединяет первичный документ и перфокарту. В ней есть специально отведенное поле для заполнения вручную реквизитов документа, включая необходимые подписи, и цифро вая сетка, в которой оператор впоследствии перфорирует необхо
димые показатели документа. Наиболее совершенные дуаль-кар ты построены так, что составитель документа путем графических отметок в цифровой сетке шифрует его содержание. Эти отметки автоматически воспринимаются считывающим перфоратором, про бивающим в дуаль-карте необходимые отверстия.
Устройства, агрегатированные с перфоприставками, следую щие: отечественный пишущий автомат «Эпро», позволяющий сов местить заполнение документа с пробивкой его содержания на перфоленте; клавишные электронные вычислительные машины
«Искра-22 и 122», в которых исходные данные и результаты вы числений одновременно переносятся на перфоленту; бухгалтер
ские машины типа «Аскота» и «Зоемтрон» (производство ГДР),
предназначенные для изготовления самых различных документов с синхронной перфорацией; одна из наиболее совершенных моде лей фактурных машин «Искра-2301», эффективно используемая
для выписки счетов с дублированием данных на перфоленту.
15
Оснащать техническими средствами первичной регистрации це лесообразно те подразделения, где формируются большие масси вы документов. На мебельных фирмах такими подразделениями являются склады материалов и готовой продукции и некоторые
цехи.
Материальные склады нуждаются в регистраторах производ ства с перфоприставкой. На них совмещается выписка докумен та, заполнение карточки складского учета и перфорация этих показателей для последующей обработки на ВЦ.
Склады готовой продукции (или отдел сбыта) целесообразно оснащать фактурными машинами с перфорирующим устройством
типа «Искра-2301».
В лесопильных цехах и на складе пиломатериалов регистри руется много исходных данных — число распиленных бревен по породам, диаметрам, длинам и сортам и выход пилопродукции по породам, сортименту, сортам, длине, ширине и толщине. Исполь
зование устройств типа УРИ-2М позволяет первично суммировать однородные данные и перфорировать для последующего машин ного вычисления все производные показатели работы лесопиль ных цехов.
Проблема передачи информации решается с учетом местона
хождения ВЦ и территориального размещения производственных подразделений фирмы. Многие цехи и филиалы мебельных фирм значительно удалены от головного предприятия. ВЦ и фирмоуправление, как правило, также расположены в разных местах. Такие условия в качестве первоочередной задачи выдвигают воп рос о передаче исходных данных к месту их переработки и ис пользования. Однако какова бы ни была дислокация источника и приемника информаций, необходимо неуклонно соблюдать сле дующую принципиальную схему документооборота:
|
Первичные |
— |
Обработанные |
|
Управляемый |
|
Орган |
||
|
DTT |
|
||
объект |
данные |
ьц |
данные |
управления |
|
||||
|
|
|
Объекты управления (цехи, склады) передают исходные дан ные на ВЦ, а управляющая система (функциональные отделы фирмы) получает необходимые сведения в обработанном виде из ВЦ. Если не соблюдается это принципиальное требование, эффек тивность АСУ резко понижается.
Например, если данные о движении материалов на складах будут по-прежнему передаваться из складов в отдел материально-
технического снабжения (OMTC) и только в конце месяца посту пать на ВЦ для составления табуляграмм количественно-суммо вого учета, то по существу сохраняется старая технология управ ления, так как OMTC неизбежно организует автономный учет ресурсов, дублирующий работу ВЦ. Если склады ежедневно (или в другие заранее установленные сроки) будут пересылать на ВЦ
документацию о поступлении и выбытии материалов, OMTC, по-
16
лучая из ВЦ готовые сводки о тревожных отклонениях запасов от плановых нормативов, о выполнении поставщиками договор
ных обязательств и т. д., полностью освободится от трудоемкого параллельного оперативного учета ресурсов. Отдел может сосре доточить внимание на решении принципиальных вопросов совер
шенствования снабжения.
Транспортирование документов и содержащейся в них инфор мации может быть организовано путем личной доставки (курь ерами) или различными техническими средствами. Дороговизна аппаратуры и каналов связи и относительно небольшой объем информации мебельных предприятий ограничивают применение технических средств. Наиболее реальные способы передачи дан
ных внутри фирмы — телефонная и личная связь. Оптимальный вариант — организация внутрифирменной почты, перевозящей документы специально выделенным транспортом по определенно му графику. Такой порядок экономит время управленческого ап парата цехов и позволяет сократить число курьеров. При значи
тельном удалении фирмоуправления от ВЦ самый рациональный способ передачи данных на ВЦ — телетайп. Так как телетайп оборудован устройством автоматического считывания перфолент,
применение его особенно выгодно при совмещении выписки до кументов с перфорированием.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТООБОРОТА — ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ РАЗРАБОТКИ АСУ
Системный подход при обследовании документооборота
Переходу на новую технологию управления — АСУ должна предшествовать большая перестройка циркулирующих на пред приятии информационных потоков. Должны быть пересмотрены не
только методы обработки данных, но также содержание, форма, сроки заполнения и передачи документов, их маршруты, порядок использования и т. д.
Идеальное (графическое или матричное) отражение всех ин формационных связей предприятия принято называть информа
ционной моделью. Как и всякая модель, она должна приближен но соответствовать действительности, будучи в то же время более удобной для обозрения и анализа.
Новую информационную модель нельзя проектировать умозри
тельно, без преемственности с существующим на предприятии до кументооборотом. Это обусловлено тем, что на действующих пред приятиях новая технология управления внедряется на ходу, без
остановки производства, поэтому информационная система долж на также перестраиваться постепенно, на базе существующей, не нарушая нормальной работы хозяйства. Ядро существующего до
кументооборота несомненно рационально, апробировано време нем и нуждается лишь в совершенствовании с учетом требований
3—954 17
АСУ. Проектирование новой информационной системы без учета
старого опыта потребовало бы энциклопедических знаний по всем аспектам управления. Наконец, большая часть документации
строго регламентирована законодательством и ее видоизменение выходит за рамки правовой компетенции проектировщиков.
Все эти факторы предопределяют последовательность разра ботки новой информационной системы. Основные этапы этого про цесса — составление модели существующих на предприятии ин формационных связей, ее анализ, разработка новой модели, удов летворяющей требованиям АСУ.
Существующий документооборот изучается на предпроектной стадии разработки АСУ при составлении задания на проектиро вание. Однако эта работа вполне себя оправдывает и в тех слу чаях, когда предприятие, не намечает переход на АСУ. Целью подобного обследования может быть совершенствование докумен тооборота, рационализация методов обработки данных и в конеч ном итоге повышение производительности труда управленческого аппарата.
Информационная модель предприятия очень сложна. Она долж на отражать всю командную (плановую, нормативную, админи стративную) информацию и все документы, характеризующие протекание производственных процессов. Документы формируются
почти во всех подразделениях и многократно передаются из одних в другие. Движутся документы по разным направлениям, и их маршруты пересекаются. Показатели разных документов взаимо увязаны и подлежат взаимной сверке. При движении от места образования до органа управления документы обобщаются и фор
мируют производную информацию (отчеты, сводки и т. д.). Одни и те же документы группируются в разных сочетаниях для раз ных целей управления.
Все эти особенности документооборота позволяют составить удовлетворительную информационную модель только в том слу чае, если предварительно будут хорошо продуманы принципы и методика этой работы.
К обследованию существующих на предприятии информацион ных связей и составлению информационной модели нужен систем
ный подход.
Системный подход означает, что документопотоки нельзя рассматривать изолированно, без взаимной увязки с харак тером и технологией производства, функциями и структурой
управления на всех иерархических уровнях, системой оценоч
ных показателей хозяйственной деятельности и методов эко номического стимулирования, внешними связями предприятия и т. д.
Всю информационную систему необходимо изучать комплек сно, чтобы раскрыть взаимные связи между разными документа
ми с точки зрения их содержания или использования. Предприя тие представляет собой упорядоченную совокупность цехов, служб, отделов, взаимодействующих между собой. Естественно, что в ДО-
18