Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
щей организацией, состоят из централизованных капи тальных вложений.
Капитальные вложения, выделяемые самой строи тельной организацией, состоят, как правило, из средстз, ассигнуемых из фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного стро ительства, а также из средств, образуемых из кредитов Стройбанка на внедрение новой техники, совершенство вание организации и расширение производства.
Часть собственных капитальных вложений, в том чис ле и часть, выделяемая из фондов экономического сти мулирования, может быть передана вышестоящей орга низации для совместного строительства с другими орга низациями.
В тех случаях, когда строительная организация при нимает долевое участие в капитальном строительстве жилых домов и объектов культурно-бытового назначе ния совместно с другими организациями, суммы долево го участия также включаются в план собственных капи тальных вложений.
Сроки ввода, размер вводимых мощностей и суммы вводимых основных фондов увязываются с планом повы шения эффективности производства.
В стройфинплане имеется специальный раздел, в ко тором устанавливается «План прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ».
Прибыль является важнейшим показателем хозяйст венной деятельности строительных организаций.
Следует указать, что действовавший порядок форми рования прибыли, состоящей из плановых накоплений и заданий по снижению себестоимости от валового объема строительно-монтажных работ, не создавал экономиче ской заинтересованности подрядных организаций в бы стрейшем вводе объектов и производственных мощно стей. По этой системе прибыль подрядных организаций, как правило, формировалась по мере ежемесячной сдачи работ независимо от сдачи объектов в эксплуатацию, т. е. независимо от действительной реализации готовой строительной продукции.
Нередко размер прибыли находился в обратной зави симости от объема ввода объектов в действие: чем боль ше сдается объектов в эксплуатацию и в связи с этим большая часть работ приходится на пусковые объекты, тем меньше прибыль. Это вызывалось тем, что издержки
74
I
производства и уровень себестоимости работ да стадии завершения строительства объекта и подготовки его к сдаче в эксплуатацию намного выше, чем на предшест вующих этапах, когда на объекте выполняются наиболее дорогостоящие материалоемкие работы. Поэтому завер шающие работы на сдаваемых в эксплуатацию объек тах, как общее явление, имеют относительно более высо кую себестоимость и дают меньшую прибыль, чем рабо ты на объект незавершенного строительства. При та ком положении чем больше удельный вес в общей прогграмме работ будут занимать пусковые объекты, тем ху же будут средние показатели по себестоимости и прибы ли в целом по подрядной организации.
Новая система предусматривает формирование при были по мере реализации готовой строительной продук ции, т. е. сдачи в эксплуатацию пусковых комплексов и их объектов. По комплексам объектов и их частям, вво димым в действие в последующие годы, прибыль может формироваться и от реализации частично готовой строи тельной продукции.
В первый год перехода строительной организации на новую систему балансовая прибыль увеличивается, а издержки строительного производства уменьшаются на сумму, предусмотренную в плане для выплаты премий ИТР и служащим и процентов за банковский кредит (в тех случаях, когда до перевода строительной организа ции на новую систему эти проценты относились на себе стоимость работ).
Благодаря измененному порядку формирования уста навливается прямая зависимость между объемом гото вой строительной продукции и размером прибыли, а сле довательно, и возможностями материального поощрения работников подрядных организаций. Это создает непос редственную экономическую заинтересованность подряд ной организации в ускорении ввода в действие объектов и производственных мощностей.
Однако опыт работы строительных организаций, пе реведенных на новую систему планирования и экономи ческого стимулирования, показал, что новая система об разования и распределения прибыли в меньшей мере, чем это ожидалось, активизировала использование ин тенсивных факторов роста производства и накопления. Об этом свидетельствуют недостатки при эксплуатации машин и механизмов, большие потери рабочего времени
75
йз-за неудовлетворительной организации производства и труда, потери из-за превышения норм расхода матери алов и т. п. Достаточно отметить, что в составе трестов, выполнивших и перевыполнивших план по прибыли, име ются первичные строительно-монтажные управления, превысившие не только плановую себестоимость работ, «о и сметную стоимость.
Основными источниками образования прибыли стро ительной организации являются экономия от снижения сметной себестоимости строительно-монтажных работ и плановые накопления, предусмотренные в сметах.
Задание по снижению себестоимости исчисляется в процентах к сметной стоимости работ.
Ожидаемое снижение к началу планируемого перио да рассчитывается по данным о фактическом снижении за отчетный период и ожидаемом выполнении задания за оставшееся до начала планового периода время. Эко номия, полученная подрядными организациями в пред шествующем плановом периоде от проведения единовре менных мероприятий (рационализация, улучшение про ектных решений), которая не переходит на планируемый период или учитывается в сметной стоимости, в плане себестоимости не отражается.
Планируемое снижение себестоимости определяется расчетом изменений себестоимости по факторам.
Необходимо определить влияние на себестоимость повышения уровня механизации, внедрения новых прог рессивных способов механизации и улучшения использо вания строительных машин, а также повышения степени сборности и улучшения организации производства и тру да.
Изменения себестоимости, определенные по факто рам, распределяются по статьям затрат :на строительное производство: строительные материалы, основная зара ботная плата, расходы по эксплуатации строительных машин, прочие прямые расходы, накладные расходы.
Проведение отдельных мероприятий сокращает из держки строительства по отдельным статьям, но может вызвать их увеличение по другим. Так, при повышении уровня механизации фонд заработной платы экономит ся, но требуются дополнительные расходы по эксплуата ции строительных машин. Рост уровня сборности позво ляет сэкономить фонд заработной платы, однако увели чивает удельный вес затрат на материалы в себестоимо
76
сти строительно-монтажных работ. Увеличение объемов строительно-монтажных работ при прочих равных усло виях обеспечивает экономию основной заработной платы, поскольку численность рабочих растет в меньшей степе ни, чем объем строительного производства. Часть на кладных расходов, а именно условно-постоянные расхо ды, также растет медленнее, чем объем производства. Все это создает условия для снижения себестоимости стпоительно-монтажных работ в целом.
В новых условиях значительную роль в системе финан совых отношений стали играть образование и распреде ление фондов экономического стимулирования. Поэтому они получили необходимое отражение в стройфинплане
вкачестве самостоятельного раздела.
Вразделе «План образования и использования фон дов экономического стимулирования» планируются об разование и использование следующих фондов:
материального поощрения;
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;
развития производства.
План образования фондов экономического стимули рования содержит расчет образования фондов экономи ческого стимулирования с распределением по кварталам в соответствии е установленными нормативами.
Одним из основных источников образования фондов экономического стимулирования является прибыль, по лучаемая строительными организациями.
Отчисления от прибыли, направляемые па образова ние фондов экономического стимулирования, осуществ ляются по нормативам в процентах от суммы расчетной прибыли.
Под расчетной прибылью понимается часть балансо вой прибыли, полученная после исключения из нее пла ты за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, а также платы за пользование бан ковским кредитом.
Наряду с прибылью для образования фондов эконо мического стимулирования используются другие источ ники. Так, в фонд материального поощрения включаются средства, получаемые от заказчиков и предназначенные на премирование работников строительной организации за своевременный и досрочный ввод в действие произ водственных мощностей и объектов.
77
В фонд материального поощрения наряду с отчисле ниями от прибыли включаются также средства, предназ наченные .на премирование рабочих из фонда заработной
платы.
В фонд развития производства входит часть аморти зационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, а также выручка от реализации выбывших и излишних основных фондов, числящихся на балансе строительной организации.
Фонд социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства создается только за счет прибы ли. При расчете этого фонда, а также фонда материаль ного поощрения в случае необходимости может быть произведено перераспределение средств, образуемых за счет прибыли (в пределах 20%).
Большое внимание при разработке стройфинплана уделяется финансовому плану.
«Финансовый план» состоит из следующих четырех подразделов:
доходы и поступления средств;
расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотношения;
взаимоотношения с госбюджетом, Стройбанком и вы шестоящими организациями.
Этот раздел отражает в стоимостном выражении ре зультаты производственно-хозяйственной деятельности.
Основными задачами разработки финансового плана (баланса доходов и расходов) являются:
обеспечение строительной организации денежными ресурсами, необходимыми для ее производственно-хо зяйственной деятельности и своевременного осуществле ния мероприятий, предусмотренных в других разделах стройфинпланов;
выявление резервов и мобилизация ресурсов строи тельной организации с учетом рационального использо вания производственных мощностей, основных произ водственных фондов и оборотных средств, а также обес печения возможного повышения эффективности произ водства и рентабельности;
определение финансовых взаимоотношений с гос бюджетом, Стройбанком, а также вышестоящими орга низациями.
При разработке финансового плана должно обеспе чиваться ускорение оборачиваемости оборотных средств
78
путем всемерного увеличения объема реализации — сда чи заказчикам законченных объектов и этапов работ и уменьшения нормативов оборотных средств, необходи мых для выполнения заданной программы.
Особое внимание должно быть уделено расчету пла новой потребности в оборотных средствах под незавер шенное производство строительно-монтажных работ с учетом расчетов с заказчиками за законченный объект или этап работ.
Необходимым условием планирования деятельности строительно-монтажных организаций является разра ботка, внедрение и строжайшее соблюдение прогрессив ных плановых нормативов использования материалов и всех видов орудий труда.
При помощи норм регламентируется и измеряется степень использования основных и оборотных фондов, средств предприятия и его подразделений, организуется планомерная борьба за снижение себестоимости продук ции, за ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Нормы являются основой для выявления и мобилиза ции внутрипроизводственных резервов. Нормы не только измеряют затраты живого и овеществленного труда, но и регламентируют эти затраты на плановый период.
Прогрессивные нормативы и нормы доДжны отражать современный уровень развития техники, организации производства и труда, а также опыт передовиков произ водства.
В связи с возросшим значением нормативов и норм, используемых как для обоснования плана, так и для оценки отдельных сторон деятельности строительных ор ганизаций, необходимо улучшить организацию норма тивного хозяйства. С этой целью основные технико-эко номические нормативы и нормы выделяются в специаль ный раздел стройфинплана.
Раздел стройфинплана «Плановые технико-экономи ческие нормативы и нормы» состоит из специальных таб лиц, объединяющих нормативные показатели по видам производственных ресурсов, в том числе нормы расхода материалов, нормы расхода топлива и энергетических ресурсов и нормы оборотных средств.
Однако в указанном разделе стройфинплана находит отражение только часть большого нормативного хозяй ства строительной организации, включающая в основ ном укрупненные нормы расхода материальных и энер
79
гетических ресурсов. В других разделах етройфинплана должны быть отражены нормы расхода трудовых и фи нансовых ресурсов и нормативы эффективности исполь зования производственных фондов.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Важнейшей составной частью единой системы плани рования в строительстве, средством улучшения органи зации и повседневного управления строительным произ водством является оперативное планирование.
В отличие от етройфинплана, определяющего основ ные плановые показатели на год по строительной или монтажной орган,изащии в целом, оперативные планы устанавливают конкретные производственные задания по каждому объекту и участку на более короткие перио
ды с учетом хода выполнения плана и выявленных до полнительных резервов увеличения объема строительномонтажных работ, улучшения использования рабочего времени, строительных материалов и конструкций, ма шин и транспортных средств.
Оперативные планы составляются на более короткий период: квартал, месяц, декаду, неделю, сутки по участ кам производителей работ и мастеров, по бригадам и подсобным производствам. Главная задача оперативных планов — обеспечить своевременный ввод в действие объектов с минимальными издержками на основе эффек тивного использования ресурсов, четкого взаимодействия работы всех хозяйственных звеньев строительной органи зации и обеспечения их равномерной иритмичной работы. С помощью оперативных планов координируется работа общестроительных, монтажных и специализированных организаций, обслуживающих производств и хозяйств, осуществляется действенный контроль ,за ходом строи тельного производства.
Широкое развитие получила система оперативного планирования строительного производства но декадно суточным графикам. Эта система управления строитель ным производством является важнейшим элементом, ко ординирующим деятельность всех многочисленных уча стников процесса строительного производства и направ ляющим их усилия на обеспечение ввода' в действие объ ектов строительства и окончания этапов работ. При этой системе устанавливается единый порядок составле ния графиков для всех строительных и монтажных орга
80
низаций (генподрядных и субподрядных трестов) па сут
ки и декаду.
Вместе с тем в организации оперативного планирова ния имеются существенные недостатки, снижающие его роль в общей системе планового руководства строитель ством, к которым относятся: ограничение оперативного планирования строительно-монтажными работами и не увязка этих планов с их материально-техническим обес печением; громоздкость плановой документации, в ряде случаев вызывающая большую дополнительную загруз ку технического персонала и отвлекающая его от непо средственного руководства работами; несоответствие плановых и отчетных показателей, затрудняющее про верку выполнения плана; применение в оперативном планировании «усредненных» нормативов; отсутствие увязки оперативных планов генподрядных и субподряд ных организаций.
Дальнейшее улучшение системы и методов оператив ного планирования должно, по нашему мнению, осуще ствляться в направлении совершенствования системы показателей плана и методов их разработки, примене ния вычислительной техники, обеспечивающей повыше ние оперативности доведения до исполнителей плановых заданий и получение информации о ходе строительства, необходимой для текущего контроля и управления.
Важнейшей частью планового управления производ ством является организация контроля за выполнением плана.
Обычные методы контроля выполнения плана позво ляют выявить отклонения от установленного планового ритма и технологического режима лишь после заверше ния того или иного строительного процесса, норда отри цательные явления, вызвавшие отклонения, уже оказали свое влияние и предотвратить их (невозможно. Это ведет лишь ,к последующей регистрации имевших место отри цательных явлений в производстве и невозможности
принятия соответствующих организаций и предупреди тельных мер.
В крупных строительных трестах для контроля за вы
полнением оперативных планов используется диспетчер ская система управления строительством.
Основные принципы этой системы заключаются в увязке действий всех участвующих в строительстве про изводственных и обслуживающих подразделений, в не
81