Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
их утверждения подвергаются широкому и подробному обсуждению рабочими, инженерами, техниками, служа щими. Изучаются производственно - технические воз можности участков и цехов предприятия, вскрываются резервы производства, намечаются новые пути эконо мии средств. В результате всестороннего и тщательного
и з у ч е н и я |
в о з м о ж н о с т е й |
п р е д п р и я т и я |
п р и П 'кттшт'ом |
||||
участии |
масс и |
составляются |
государственные планы. |
||||
Опыт социалистического строительства в нашей стра |
|||||||
не (показал, что |
расш ирение |
хозяйственной |
сам остоя |
||||
тельности |
предприятий |
вовсе не связано |
с необходимо |
||||
стью |
абсолютного обособления |
предприятий. |
Известно, |
||||
что В. |
И. |
Ленин в первые годы социалистического стро |
ительства в СССР предостерегал от подобного рода ша гов. «Задача социализма, — говорил он, — переход всех
средств производства в собственность |
всего народа, а |
вовсе не в том, чтобы суда перешли |
к судовым рабо |
чим, банки к банковским служащим. Если такие пустя ки люди всерьез принимают, то надо национализацию отменить, потому что это вообще дикость»1.
В. И. Ленин подчеркнул, что государственные пред приятия являются всенародным достоянием. Поэтому он решительно отвергал всякие попытки рассматривать их как собственность отдельных коллективов. В проекте вто рой Программы партии, подготовленной В. И. Лени ным, говорится, что «Осуществление коммунизма, безус ловно требуя наивозможно большей и строжайшей цент рализации труда в общегосударственном масштабе, пред полагает тем самым преодоление той разрозненности и раздробленности рабочих, профессиональной и местной, которые были одним из источников силы капитала и бес силия труда»2.
Централизация планового руководства — объектив ная необходимость и одно из коренных преимуществ со циализма. В. И. Ленин указывал, что построение соци ализма — «это есть построение централизованного хо зяйства, хозяйства из центра...»3.
К основным принципам планирования относится вы деление ведущих звеньев плана. В каждом плане в за висимости от конкретных исторических условий опре деляется ведущее звено, которому подчинены все осталь
1 В. И. Л е ник. |
Поли. собр. соч., т. 36, с. 411. |
2 В. И. Ле н и н . |
Поли. собр. соч., т. 38, с. 98—99. |
3 В. И. Ле н и н . |
Поли. собр. соч., т. 37, с. 422. |
9
ные разделы. |
Оно |
определяется |
главной |
задачей |
|
плана. |
|
|
основе |
глубокого изуче |
|
Партия и правительство на |
|||||
ния требований |
объективных |
экономических |
законов, |
||
анализа перспектив |
развития |
народного хозяйства оп |
ределяют те отрасли хозяйства, которые в данный пери од должны развиваться более интенсивно, чтобы затем с их помощью обеспечить ускоренное развитие всего на родного хозяйства.
Одним из принципов планирования является сочета ние перспективных и текущих планов. В перспективных планах решаются главные экономические и политичес кие задачи развития народного хозяйства, определяют ся необходимые пропорции, устанавливаются темны и объемы роста отдельных отраслей, разрабатываются пу ти повышения благосостояния трудящихся нашей стра ны.
В текущих планах определяются конкретные задания на год, направленные на успешное осуществление пяти летнего плана. Годовые планы составляются на основе заданий пятилетнего плана для данного года с учетом необходимых поправок, вытекающих из хода выполне ния пятилетки, учета новых потребностей, влияния про гресса науки и техники и выявления новых ресурсов, не учтенных в пятилетием плане.
Испытанным ленинским принципом планового руко водства народным хозяйством является систематическая проверка выполнения планов, исполнения директив и решений партии и правительства. Планирование народ ного хозяйства охватывает не только разработку планов, но и всю огромную хозяйственно-организаторскую дея тельность партии и Советского государства, и прежде всего органов государственного управления.
После того как план составлен, главное — мобилизо вать всех трудящихся на его выполнение. Выступая на торжественном заседании, посвященном 50-летию обра зования СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев подчеркнул «Самые хорошие планы не бу дут выполнены, если те, кто трудится у станков или в поле, на животноводческой ферме, в научно-исследова тельском институте или в сфере услуг, не вложат в дело частицу своего сердца, своей души. Энергия высо коорганизованного труда, помноженная на любовь к сво ей стране, социалистической Родине, способна творить
ю
чудеса»1. В период выполнения плана необходимо тща тельно учитывать все новое, передовое, всиорывать допол нительные источники роста производства и производи тельности труда, и прежде всего более эффективного ис пользования основных фондов, внедрения новой техники, повышения культуры производства, технического уровня рабочих.
Коммунистическая партия Советского Союза всегда придавала огромное значение вопросам совершенство
вания |
планирования |
народного хозяйства, экономиче |
||
ского стимулирования социалистического |
производства. |
|||
(Вопросам дальнейшего совершенствования управле |
||||
ния и планирования |
много внимания |
было уделено на' |
||
XXIV съезде КПСС. |
|
|
|
|
Съезд определил пути дальнейшего развития систе |
||||
мы планирования с учетом особенностей |
современного |
|||
этапа |
строительства |
материально-технической базы |
||
коммунизма в нашей стране. |
предусматривают |
|||
Директивы XXIV съезда КПСС |
«Обеспечить дальнейшее совершенствование системы пла нирования и экономического стимулирования производ ства, закончить в новой пятилетке перевод всех хозрас четных предприятий и организаций отраслей материаль ного производства и сферы обслуживания на новые ме тоды планирования и экономического стимулирования»2.
Хозяйственная реформа внесла важные изменения в формы и методы планирования капитального строитель ства.
Необходимость совершенствования системы планиро вания капитального строительства обусловлена выявив шимися значительными недостатками. Прежде всего она мало ориентировала подрядные организации на ввод в
действие объектов и производственных мощностей в ус тановленные сроки. Наличие многочисленных плановых показателей, утвержденных сверху, ограничивало само стоятельность подрядных организаций и их инициативу в (изыскании наилучших способов выполнения госу дарственных планов, повышения производительности труда и снижения себестоимости строительно-монтаж ных работ. Недостаточно использовались экономические фаиторы в управлении производством, в частности, ма-
1 Л. И. Б р е ж н е в . О пятидесятилетии Союза Советских Со циалистических Республик. М., Политиздат, 1973, с. 52.
2 Материалы XXIV съезда КПСС. М, Политиздат, 1971, с. 295.
ла была роль прибыли. Экономическому обоснованию! 'Планов не уделялось должного внимания.
Важнейшее направление совершенствования плани рования ■— повышение значения перспективного плани рования.
До последнего времени во многих подрядных орга низациях перспективные планы не составлялись, а там, где они и имелись, часто не были увязаны с планами развития народного хозяйства. Такое положение приво дило к тому, что строительные и монтажные организа ции не были осведомлены о перспективах своего разви
тия и своевременно не могли осуществить |
подготовку к |
||||
строительству, предстоящему в ближайшие годы. |
|||||
Постановлением ЦК КПСС |
и Совета Министров |
||||
СССР от 28 мая |
1969 г. «О совершенствовании плани |
||||
рования |
капитального |
строительства |
и об усилении |
||
экономического |
стимулирования |
строительного произ |
|||
водства» |
установлено, |
«...что |
основной формой го |
сударственного планирования капитального строительст ва является пятилетний план, разрабатываемый и ут верждаемый в установленном порядке по каждому мини стерству и ведомству СССР и союзной республике с раз бивкой по годам. Задания пятилетнего плана по капи тальному строительству конкретизируются и уточняют ся в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах»1.
Взаимосвязь пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства обеспечивает преемственность пла новых заданий и показателей, принятых на разные пе риоды, оптимизацию и комплексность плановых реше ний.
Б пятилетних планах капитального строительства ус танавливаются для каждой стройки задания по вводу в
действие мощностей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства, с распределением по годам, в соответствии с нормами продолжительности строитель
ства, в том числе и по стройкам, сроки |
завершения ко |
||
торых выходят за пределы планируемого периода. |
|||
Наличие перспективных планов |
капитального стро |
||
ительства создает надежную базу для |
планирования |
||
работы строительно-монтажных |
организаций |
на дли- |
|
1 Решения партии и правительства по |
хозяйственным |
вопросам, |
|
т. 7. Политиздат, .1970, с. 433—434. |
|
|
|
12