Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

их утверждения подвергаются широкому и подробному обсуждению рабочими, инженерами, техниками, служа­ щими. Изучаются производственно - технические воз­ можности участков и цехов предприятия, вскрываются резервы производства, намечаются новые пути эконо­ мии средств. В результате всестороннего и тщательного

и з у ч е н и я

в о з м о ж н о с т е й

п р е д п р и я т и я

п р и П 'кттшт'ом

участии

масс и

составляются

государственные планы.

Опыт социалистического строительства в нашей стра­

не (показал, что

расш ирение

хозяйственной

сам остоя­

тельности

предприятий

вовсе не связано

с необходимо­

стью

абсолютного обособления

предприятий.

Известно,

что В.

И.

Ленин в первые годы социалистического стро­

ительства в СССР предостерегал от подобного рода ша­ гов. «Задача социализма, — говорил он, — переход всех

средств производства в собственность

всего народа, а

вовсе не в том, чтобы суда перешли

к судовым рабо­

чим, банки к банковским служащим. Если такие пустя­ ки люди всерьез принимают, то надо национализацию отменить, потому что это вообще дикость»1.

В. И. Ленин подчеркнул, что государственные пред­ приятия являются всенародным достоянием. Поэтому он решительно отвергал всякие попытки рассматривать их как собственность отдельных коллективов. В проекте вто­ рой Программы партии, подготовленной В. И. Лени­ ным, говорится, что «Осуществление коммунизма, безус­ ловно требуя наивозможно большей и строжайшей цент­ рализации труда в общегосударственном масштабе, пред­ полагает тем самым преодоление той разрозненности и раздробленности рабочих, профессиональной и местной, которые были одним из источников силы капитала и бес­ силия труда»2.

Централизация планового руководства — объектив­ ная необходимость и одно из коренных преимуществ со­ циализма. В. И. Ленин указывал, что построение соци­ ализма — «это есть построение централизованного хо­ зяйства, хозяйства из центра...»3.

К основным принципам планирования относится вы­ деление ведущих звеньев плана. В каждом плане в за­ висимости от конкретных исторических условий опре­ деляется ведущее звено, которому подчинены все осталь­

1 В. И. Л е ник.

Поли. собр. соч., т. 36, с. 411.

2 В. И. Ле н и н .

Поли. собр. соч., т. 38, с. 98—99.

3 В. И. Ле н и н .

Поли. собр. соч., т. 37, с. 422.

9



ные разделы.

Оно

определяется

главной

задачей

плана.

 

 

основе

глубокого изуче­

Партия и правительство на

ния требований

объективных

экономических

законов,

анализа перспектив

развития

народного хозяйства оп­

ределяют те отрасли хозяйства, которые в данный пери­ од должны развиваться более интенсивно, чтобы затем с их помощью обеспечить ускоренное развитие всего на­ родного хозяйства.

Одним из принципов планирования является сочета­ ние перспективных и текущих планов. В перспективных планах решаются главные экономические и политичес­ кие задачи развития народного хозяйства, определяют­ ся необходимые пропорции, устанавливаются темны и объемы роста отдельных отраслей, разрабатываются пу­ ти повышения благосостояния трудящихся нашей стра­ ны.

В текущих планах определяются конкретные задания на год, направленные на успешное осуществление пяти­ летнего плана. Годовые планы составляются на основе заданий пятилетнего плана для данного года с учетом необходимых поправок, вытекающих из хода выполне­ ния пятилетки, учета новых потребностей, влияния про­ гресса науки и техники и выявления новых ресурсов, не учтенных в пятилетием плане.

Испытанным ленинским принципом планового руко­ водства народным хозяйством является систематическая проверка выполнения планов, исполнения директив и решений партии и правительства. Планирование народ­ ного хозяйства охватывает не только разработку планов, но и всю огромную хозяйственно-организаторскую дея­ тельность партии и Советского государства, и прежде всего органов государственного управления.

После того как план составлен, главное — мобилизо­ вать всех трудящихся на его выполнение. Выступая на торжественном заседании, посвященном 50-летию обра­ зования СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев подчеркнул «Самые хорошие планы не бу­ дут выполнены, если те, кто трудится у станков или в поле, на животноводческой ферме, в научно-исследова­ тельском институте или в сфере услуг, не вложат в дело частицу своего сердца, своей души. Энергия высо­ коорганизованного труда, помноженная на любовь к сво­ ей стране, социалистической Родине, способна творить

ю


чудеса»1. В период выполнения плана необходимо тща­ тельно учитывать все новое, передовое, всиорывать допол­ нительные источники роста производства и производи­ тельности труда, и прежде всего более эффективного ис­ пользования основных фондов, внедрения новой техники, повышения культуры производства, технического уровня рабочих.

Коммунистическая партия Советского Союза всегда придавала огромное значение вопросам совершенство­

вания

планирования

народного хозяйства, экономиче­

ского стимулирования социалистического

производства.

(Вопросам дальнейшего совершенствования управле­

ния и планирования

много внимания

было уделено на'

XXIV съезде КПСС.

 

 

 

Съезд определил пути дальнейшего развития систе­

мы планирования с учетом особенностей

современного

этапа

строительства

материально-технической базы

коммунизма в нашей стране.

предусматривают

Директивы XXIV съезда КПСС

«Обеспечить дальнейшее совершенствование системы пла­ нирования и экономического стимулирования производ­ ства, закончить в новой пятилетке перевод всех хозрас­ четных предприятий и организаций отраслей материаль­ ного производства и сферы обслуживания на новые ме­ тоды планирования и экономического стимулирования»2.

Хозяйственная реформа внесла важные изменения в формы и методы планирования капитального строитель­ ства.

Необходимость совершенствования системы планиро­ вания капитального строительства обусловлена выявив­ шимися значительными недостатками. Прежде всего она мало ориентировала подрядные организации на ввод в

действие объектов и производственных мощностей в ус­ тановленные сроки. Наличие многочисленных плановых показателей, утвержденных сверху, ограничивало само­ стоятельность подрядных организаций и их инициативу в (изыскании наилучших способов выполнения госу­ дарственных планов, повышения производительности труда и снижения себестоимости строительно-монтаж­ ных работ. Недостаточно использовались экономические фаиторы в управлении производством, в частности, ма-

1 Л. И. Б р е ж н е в . О пятидесятилетии Союза Советских Со­ циалистических Республик. М., Политиздат, 1973, с. 52.

2 Материалы XXIV съезда КПСС. М, Политиздат, 1971, с. 295.


ла была роль прибыли. Экономическому обоснованию! 'Планов не уделялось должного внимания.

Важнейшее направление совершенствования плани­ рования ■— повышение значения перспективного плани­ рования.

До последнего времени во многих подрядных орга­ низациях перспективные планы не составлялись, а там, где они и имелись, часто не были увязаны с планами развития народного хозяйства. Такое положение приво­ дило к тому, что строительные и монтажные организа­ ции не были осведомлены о перспективах своего разви­

тия и своевременно не могли осуществить

подготовку к

строительству, предстоящему в ближайшие годы.

Постановлением ЦК КПСС

и Совета Министров

СССР от 28 мая

1969 г. «О совершенствовании плани­

рования

капитального

строительства

и об усилении

экономического

стимулирования

строительного произ­

водства»

установлено,

«...что

основной формой го­

сударственного планирования капитального строительст­ ва является пятилетний план, разрабатываемый и ут­ верждаемый в установленном порядке по каждому мини­ стерству и ведомству СССР и союзной республике с раз­ бивкой по годам. Задания пятилетнего плана по капи­ тальному строительству конкретизируются и уточняют­ ся в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах»1.

Взаимосвязь пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства обеспечивает преемственность пла­ новых заданий и показателей, принятых на разные пе­ риоды, оптимизацию и комплексность плановых реше­ ний.

Б пятилетних планах капитального строительства ус­ танавливаются для каждой стройки задания по вводу в

действие мощностей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства, с распределением по годам, в соответствии с нормами продолжительности строитель­

ства, в том числе и по стройкам, сроки

завершения ко­

торых выходят за пределы планируемого периода.

Наличие перспективных планов

капитального стро­

ительства создает надежную базу для

планирования

работы строительно-монтажных

организаций

на дли-

1 Решения партии и правительства по

хозяйственным

вопросам,

т. 7. Политиздат, .1970, с. 433—434.

 

 

 

12