Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На решение этой важнейшей народнохозяйственной проблемы направлено постановление ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР, принятое в марте 1973 года «О не­ которых мероприятиях по дальнейшему совершенствова­ нию управления промышленностью», которое предусмат­ ривает устранить многоступенчатость в руководстве отраслями, разграничить права и обязанности между раз­ личными экономическими звеньями, приблизить органы

хозяйственного управления

к

производству, повысить

оперативность и гибкость

в

их

работе. В соответствии

с этим постановлением в

промышленности СССР плано­

мерно осуществляется переход

на двухзвенную и трех­

звенную систему, управления путем создания сети произ­ водственных и промышленных объединений, работаю­ щих на принципах хозрасчета. Как подчеркивал на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, «курс на создание объеди­ нений и комбинатов надо вести решительней — в пер­ спективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями общественного производства»7.

К середине 1973 года в промышленности нашей стра­ ны было уже создано более тысячи производственных объединений и комбинатов, которые дают 12% реализуе­ мой продукции и прибыли.

В Дагестанской АССР к концу 1973 года в промыш­

ленности

имелось 7 производственных объединений и 2

фирмы, в

том числе мебельная фирма «Каспий», Даге­

станская

швейная фирма, производственные объедине­

ния «Дагнефть», «Дагвино» и др. На их долю приходит­ ся около 40% годового объема реализации промышлен­ ной продукции республики.

Создание хозрасчетных производственных объедине­ ний в промышленности СССР позволит не только сокра­ тить управленческий аппарат объединяемых предприятий и улучшить уровень организационного и технического руководства производством, но и осуществить мероприя­ тия по предметной, подетальной технологической специа­ лизации, усилить кооперирование между отдельными подразделениями внутри объединения, наиболее эконо­ мично использовать основные фонды, производственные

площади, определять

оптимальный режим

снабжения

и сбыта, изучать спрос

на свою продукцию,

проводить

7 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат,

1971, стр. 68.

18


концентрацию и специализацию вспомогательного произ­ водства, более правильно осуществлять подбор и расста­ новку кадров и тем самым значительно улучшить техни­ ко-экономические показатели объединившихся пред­ приятий. .

Очень важное значение имеет создание хозрасчетных объединений для осуществления научно-технического прогресса. Как известно, на отдельных предприятиях преобладают текущие интересы развития производства, подчиненные необходимости выполнения планов сегод­ няшнего дня. В силу этого, а также вследствие недоста­ точности средств фондов развития производства отдель­ ные предприятия не могут проводить перспективную тех­ ническую политику. Она возможна лишь в рамках хозрасчетных объединений и министерств.

Значительную роль играют хозрасчетные объедине­ ния и в создании для входящих в них предприятий рав­ ных условий хозяйствования. Планово перераспределяя финансовые ресурсы, они могут восполнять потери, по­ несенные предприятиями по не зависящим от них причи­ нам; регулировать за счет централизованных фондов стимулирования поощрительные фонды предприятий, создавая возможности премирования отличившихся ра­ ботников на тех из них, где в результате объективных факторов не могут образовываться собственные фонды материального поощрения8. •

Создание производственных объединений и комбина­ тов в нашей стране направлено также на обеспечение по­ степенного перевода на полный хозяйственный расчет целых отраслей промышленности. В конечном итоге это создаст материальную базу для перехода к полному хоз­ расчету на основе охвата его принципами всех звеньев

хозяйственного управления.

В настоящее время успешное внедрение реформы в народное хозяйство в значительной степени тор­ мозится нехозрасчетным характером главков и мини­ стерств. Между тем хозрасчет не может замыкаться рам­

8 На наш взгляд, в производственных объединениях, кроме цен­

трализованных фондов развития производства и поощрительных фон­ дов, целесообразно создавать за счет отчислений предприятий спе­ циальные фонды для проведения научно-исследовательских рабцт, освоения новых видов продукции, подготовки кадров и финансирова­ ния оборотных средств.

2* 19


ками отдельных предприятий. Поэтому нужно признать ошибочной позицию, согласно которой сфера взаимных хозрасчетных отношений ограничивается пределами предприятий. Такая концепция сужает понятие хозра­ счета, сводя само управление к чисто административным формам. На практике же самоуправление отраслью или подотраслью — это прежде всего управление экономиче­ ское. Предприятия сами по себе не в состоянии эффек­ тивно использовать свои фонды экономического стиму­ лирования и особенно фонд развития производства, ве­ сти перспективную техническую политику, определять оптимальный режим снабжения и сбыта, изучать спрос на свою продукцию и т. д.

Предприятия не имеют достаточных средств для обес­ печения технического прогресса на современном уровне и поэтому часто вынуждены ограничиваться мелкой мо­ дернизацией, а в случае неотложной необходимости крупных нововведений по техническому прогрессу доби­ ваются государственных капиталовложений для финан­ сирования этих мероприятий.

С переводом же на хозрасчетные принципы мини­ стерств эти задачи, равно как и другие, могут быть ре­ шены без дотаций из Госбюджета.

Конечно, нельзя отождествлять хозрасчет производ­ ственных предприятий и министерств. Однако эта разни­ ца ни в коем случае не может выступать в качестве пре­ пятствия для перевода министерств на принципы хозра­ счета производственных объединений. Только при работе всех звеньев производственной сферы (предприятий, их объединений, министерств) на хозрасчетных началах, на самоокупаемости и рентабельности возможен полный хозрасчет.

Как отмечалось на третьей сессии Верховного Совета

СССР восьмого созыва, «выполнение напряженных и сложных задач, намеченных пятилетним планом, тре­ бует решительного укреплениягосударственной дисцип­ лины, повышения ответственности во всех звеньях хозяй­ ственного управления»9.

s А. Н. Косыгин. О государственном пятилетием плане разви­ тия народного хозяйства СССР на. 1971—1975 годы и о государствен­

ном плане развития народного хозяйства СССР на 1972 год. «Прав­

да», 25 ноября 1971 г.

20

В этой связи необходимо, на наш взгляд, значитель­ но увеличить размер компенсаций за срыв поставок про­ дукции — от удвоения взимаемых по действующему за­ конодательству 3 — 8% стоимости поставки до полного возмещения убытков. Причем следует разработать такие условия, при которых было бы невыгодным нарушать договоры поставки не только предприятию в целом, но и каждому "члену коллектива.

Было бы также целесообразно рассмотреть вопрос о зачете в выполнение плана заказчику всей суммы по­ несенного убытка, а с виновного — эту же сумму сни­ мать. Для того, чтобы это не было простым переводом средств из одного кармана государства в другой, потери от срыва поставок, возможно, следует компенсировать за счет средств фонда материального поощрения предприя­ тий, виновных в нарушении договорных условий.

В настоящее время штрафы за невыполнение обяза­ тельств по заключенным договорам погашаются из при­ были, что ведет к ее уменьшению. Однако как экономи­ ческий рычаг система отнесения штрафов на прибыль является эффективной лишь для малорентабельных пред­ приятий. На высокорентабельных же предприятиях, где отчисления свободного остатка прибыли в бюджет до­ вольно значительны, уплата больших или меньших сумм штрафов не влияет на образование фондов экономиче­ ского стимулирования, что, на наш взгляд, является од­ ной из причин недостаточной борьбы за соблюдение хо­ зяйственных договоров.

Кроме того, действующее законодательство по до­ говорам поставок нуждается в усилении исполнения. Не­ обходимо решение арбитража о взыскании штрафа за нарушение поставок продукции одновременно превра­ тить в своеобразный исполнительный лист о принуди­ тельной. поставке неотгруженной продукции в натуре с возложением контроля за его исполнением на Госбанк

СССР. Контроль Госбанка за сроками и качеством по­ ставок, подобный контролю за выполнением плана, мог бы сделать ответственность неотвратимой и, безусловно, ускорил бы сроки и упростил порядок взыскания санк­ ций. Было бы также целесообразно взыскивать штрафы за нарушение договорных обязательств прямо через банк, как это практикуется на транспорте за простой ва­ гонов. В арбитраж же пусть обращается сам поставщик.

21


Гарантией же справедливости заказчика могут быть строгие и экономические, и административные санкции за необоснованное списание сумм.

Таким образом, совершенствование хозрасчетных от­ ношений в условиях экономической реформы приобре­ тает исключительно важное значение. Положительное решение возникающих в ходе реформы проблем являет­ ся тем условием, которое будет способствовать повыше­ нию эффективности общественного производства в на­ шей стране.

Глава H. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВНОЙ источник ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЗАНЯТЫХ РАБОТНИКОВ

Рентабельность является одним из обобщающих по­ казателей качественной работы предприятий и прояв­ ляется, прежде всего, в получении прибыли. На основе дальнейшего роста социалистического производства в нашей стране значительно увеличивается сама масса прибыли. Это обеспечивается как за счет роста всего прибавочного продукта, так и за счет повышения удель­ ного веса прибыли в сумме чистого дохода общества. За перцод с 1940 по 1972 год в целом по народному хозяй­ ству СССР рост прибыли и налога с оборота характери­ зуется следующими данными (табл. 1).

Таблица 1

Социалистические накопления в народном хозяйстве СССР на 1940 — 1972 годы (в млрд, рублей)^

Показатели

1940 г.

1950 г.

1960 г.

1965 г.

1970 г.

1972 г.

Прибыль

3,3

5,2

25,2

37,0

87,0

93,4

Налог

10,6

23,6

31.3

38,7

49,4

55,6

с оборота

Всего

13,9

28,8

56,5

J

136,4

149,0

I

75,7

Анализ темпов роста налога с

оборота и прибыли —

двух основных форм социалистических

накоплений —

свидетельствует об усилении роли прибыли в экономике

10 Народное хозяйство СССР в 1972 году. М., «Статистика», 1973, стр. 697.

23


страны. Так, за период с 1940 по 1972

год сумма прибы­

ли в народном хозяйстве возросла с

3,3 млрд,

рублей

до 93,4 млрд, рублей, или' в 28,3 раза, а сумма

налога

с оборота

с 10,6 млрд, рублей до 55,6 млрд, рублей,

или только

в 5,2 раза. Изменилось в

пользу прибыли

и соотношение налога с оборота и прибыли в общей сум­

ме чистого дохода. Так, в

1940 году

в общей сумме

де­

нежных накоплений налог с оборота

составлял 76,2 %,

а прибыль — 23,8%, а в

1972 году это соотношение

со­

ставило соответственно 37,3 и 62,7%. Таким образом, прибыль в настоящее время стала преобладающей фор­ мой чистого дохода.

Недооценка прибыли до реформы практически про­ являлась в сильной ее централизации и отрыве ее от ин­ тересов предприятий и занятых на них работников. До новой системы хозяйствования большую часть плановой прибыли предприятия отчисляли в бюджет и в то же время получали значительные средства из бюджета на финансирование капитальных вложений, пополнение оборотных средств и другие цели, вытекающие из дея­ тельности предприятий. Так, например, в 1965 году из 35,8 млрд, ріублей прибыли, полученной государственны­ ми предприятиями и организациями, 30,9 млрд, рублей, или 86,3%, было перечислено в бюджет государства и лишь 4,9 млрд, рублей, или 13,7%, оставлено в распо­ ряжении предприятий11. При этом оставляемая часть прибыли промышленных предприятий хотя и расходова­ лась в основном на внутренние нужды данных предприя­ тий, однако этот факт по существу не уменьшал высокой степени ее централизации,.ибо последняя не ограничива­ лась только лишь отчислениями в бюджет, но и охваты­ вала всю прибыль, расходуемую в соответствии с госу­ дарственным плйном.

Чрезмерная централизация прибыли приводила к то­ му, что хозяйственный расчет как принцип социалисти­ ческого хозяйствования все более и более превращался в формальность, а выявление и использование внутрихо­ зяйственных резервов переставало находиться в центре внимания коллективов предприятий, поскольку их мате-

11 См.: Д. А. Аллахвердян. Финансовое планирование в СССР. М„ «Финансы», 1966, стр. &2.

24