Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
На решение этой важнейшей народнохозяйственной проблемы направлено постановление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР, принятое в марте 1973 года «О не которых мероприятиях по дальнейшему совершенствова нию управления промышленностью», которое предусмат ривает устранить многоступенчатость в руководстве отраслями, разграничить права и обязанности между раз личными экономическими звеньями, приблизить органы
хозяйственного управления |
к |
производству, повысить |
|
оперативность и гибкость |
в |
их |
работе. В соответствии |
с этим постановлением в |
промышленности СССР плано |
||
мерно осуществляется переход |
на двухзвенную и трех |
звенную систему, управления путем создания сети произ водственных и промышленных объединений, работаю щих на принципах хозрасчета. Как подчеркивал на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, «курс на создание объеди нений и комбинатов надо вести решительней — в пер спективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями общественного производства»7.
К середине 1973 года в промышленности нашей стра ны было уже создано более тысячи производственных объединений и комбинатов, которые дают 12% реализуе мой продукции и прибыли.
В Дагестанской АССР к концу 1973 года в промыш
ленности |
имелось 7 производственных объединений и 2 |
фирмы, в |
том числе мебельная фирма «Каспий», Даге |
станская |
швейная фирма, производственные объедине |
ния «Дагнефть», «Дагвино» и др. На их долю приходит ся около 40% годового объема реализации промышлен ной продукции республики.
Создание хозрасчетных производственных объедине ний в промышленности СССР позволит не только сокра тить управленческий аппарат объединяемых предприятий и улучшить уровень организационного и технического руководства производством, но и осуществить мероприя тия по предметной, подетальной технологической специа лизации, усилить кооперирование между отдельными подразделениями внутри объединения, наиболее эконо мично использовать основные фонды, производственные
площади, определять |
оптимальный режим |
снабжения |
и сбыта, изучать спрос |
на свою продукцию, |
проводить |
7 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, |
1971, стр. 68. |
18
концентрацию и специализацию вспомогательного произ водства, более правильно осуществлять подбор и расста новку кадров и тем самым значительно улучшить техни ко-экономические показатели объединившихся пред приятий. .
Очень важное значение имеет создание хозрасчетных объединений для осуществления научно-технического прогресса. Как известно, на отдельных предприятиях преобладают текущие интересы развития производства, подчиненные необходимости выполнения планов сегод няшнего дня. В силу этого, а также вследствие недоста точности средств фондов развития производства отдель ные предприятия не могут проводить перспективную тех ническую политику. Она возможна лишь в рамках хозрасчетных объединений и министерств.
Значительную роль играют хозрасчетные объедине ния и в создании для входящих в них предприятий рав ных условий хозяйствования. Планово перераспределяя финансовые ресурсы, они могут восполнять потери, по несенные предприятиями по не зависящим от них причи нам; регулировать за счет централизованных фондов стимулирования поощрительные фонды предприятий, создавая возможности премирования отличившихся ра ботников на тех из них, где в результате объективных факторов не могут образовываться собственные фонды материального поощрения8. •
Создание производственных объединений и комбина тов в нашей стране направлено также на обеспечение по степенного перевода на полный хозяйственный расчет целых отраслей промышленности. В конечном итоге это создаст материальную базу для перехода к полному хоз расчету на основе охвата его принципами всех звеньев
хозяйственного управления.
В настоящее время успешное внедрение реформы в народное хозяйство в значительной степени тор мозится нехозрасчетным характером главков и мини стерств. Между тем хозрасчет не может замыкаться рам
8 На наш взгляд, в производственных объединениях, кроме цен
трализованных фондов развития производства и поощрительных фон дов, целесообразно создавать за счет отчислений предприятий спе циальные фонды для проведения научно-исследовательских рабцт, освоения новых видов продукции, подготовки кадров и финансирова ния оборотных средств.
2* 19
ками отдельных предприятий. Поэтому нужно признать ошибочной позицию, согласно которой сфера взаимных хозрасчетных отношений ограничивается пределами предприятий. Такая концепция сужает понятие хозра счета, сводя само управление к чисто административным формам. На практике же самоуправление отраслью или подотраслью — это прежде всего управление экономиче ское. Предприятия сами по себе не в состоянии эффек тивно использовать свои фонды экономического стиму лирования и особенно фонд развития производства, ве сти перспективную техническую политику, определять оптимальный режим снабжения и сбыта, изучать спрос на свою продукцию и т. д.
Предприятия не имеют достаточных средств для обес печения технического прогресса на современном уровне и поэтому часто вынуждены ограничиваться мелкой мо дернизацией, а в случае неотложной необходимости крупных нововведений по техническому прогрессу доби ваются государственных капиталовложений для финан сирования этих мероприятий.
С переводом же на хозрасчетные принципы мини стерств эти задачи, равно как и другие, могут быть ре шены без дотаций из Госбюджета.
Конечно, нельзя отождествлять хозрасчет производ ственных предприятий и министерств. Однако эта разни ца ни в коем случае не может выступать в качестве пре пятствия для перевода министерств на принципы хозра счета производственных объединений. Только при работе всех звеньев производственной сферы (предприятий, их объединений, министерств) на хозрасчетных началах, на самоокупаемости и рентабельности возможен полный хозрасчет.
Как отмечалось на третьей сессии Верховного Совета
СССР восьмого созыва, «выполнение напряженных и сложных задач, намеченных пятилетним планом, тре бует решительного укреплениягосударственной дисцип лины, повышения ответственности во всех звеньях хозяй ственного управления»9.
s А. Н. Косыгин. О государственном пятилетием плане разви тия народного хозяйства СССР на. 1971—1975 годы и о государствен
ном плане развития народного хозяйства СССР на 1972 год. «Прав
да», 25 ноября 1971 г.
20
В этой связи необходимо, на наш взгляд, значитель но увеличить размер компенсаций за срыв поставок про дукции — от удвоения взимаемых по действующему за конодательству 3 — 8% стоимости поставки до полного возмещения убытков. Причем следует разработать такие условия, при которых было бы невыгодным нарушать договоры поставки не только предприятию в целом, но и каждому "члену коллектива.
Было бы также целесообразно рассмотреть вопрос о зачете в выполнение плана заказчику всей суммы по несенного убытка, а с виновного — эту же сумму сни мать. Для того, чтобы это не было простым переводом средств из одного кармана государства в другой, потери от срыва поставок, возможно, следует компенсировать за счет средств фонда материального поощрения предприя тий, виновных в нарушении договорных условий.
В настоящее время штрафы за невыполнение обяза тельств по заключенным договорам погашаются из при были, что ведет к ее уменьшению. Однако как экономи ческий рычаг система отнесения штрафов на прибыль является эффективной лишь для малорентабельных пред приятий. На высокорентабельных же предприятиях, где отчисления свободного остатка прибыли в бюджет до вольно значительны, уплата больших или меньших сумм штрафов не влияет на образование фондов экономиче ского стимулирования, что, на наш взгляд, является од ной из причин недостаточной борьбы за соблюдение хо зяйственных договоров.
Кроме того, действующее законодательство по до говорам поставок нуждается в усилении исполнения. Не обходимо решение арбитража о взыскании штрафа за нарушение поставок продукции одновременно превра тить в своеобразный исполнительный лист о принуди тельной. поставке неотгруженной продукции в натуре с возложением контроля за его исполнением на Госбанк
СССР. Контроль Госбанка за сроками и качеством по ставок, подобный контролю за выполнением плана, мог бы сделать ответственность неотвратимой и, безусловно, ускорил бы сроки и упростил порядок взыскания санк ций. Было бы также целесообразно взыскивать штрафы за нарушение договорных обязательств прямо через банк, как это практикуется на транспорте за простой ва гонов. В арбитраж же пусть обращается сам поставщик.
21
Гарантией же справедливости заказчика могут быть строгие и экономические, и административные санкции за необоснованное списание сумм.
Таким образом, совершенствование хозрасчетных от ношений в условиях экономической реформы приобре тает исключительно важное значение. Положительное решение возникающих в ходе реформы проблем являет ся тем условием, которое будет способствовать повыше нию эффективности общественного производства в на шей стране.
Глава H. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВНОЙ источник ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЗАНЯТЫХ РАБОТНИКОВ
Рентабельность является одним из обобщающих по казателей качественной работы предприятий и прояв ляется, прежде всего, в получении прибыли. На основе дальнейшего роста социалистического производства в нашей стране значительно увеличивается сама масса прибыли. Это обеспечивается как за счет роста всего прибавочного продукта, так и за счет повышения удель ного веса прибыли в сумме чистого дохода общества. За перцод с 1940 по 1972 год в целом по народному хозяй ству СССР рост прибыли и налога с оборота характери зуется следующими данными (табл. 1).
Таблица 1
Социалистические накопления в народном хозяйстве СССР на 1940 — 1972 годы (в млрд, рублей)^
Показатели |
1940 г. |
1950 г. |
1960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1972 г. |
Прибыль |
3,3 |
5,2 |
25,2 |
37,0 |
87,0 |
93,4 |
Налог |
10,6 |
23,6 |
31.3 |
38,7 |
49,4 |
55,6 |
с оборота |
||||||
Всего |
13,9 |
28,8 |
56,5 |
J |
136,4 |
149,0 |
I |
75,7 |
|||||
Анализ темпов роста налога с |
оборота и прибыли — |
|||||
двух основных форм социалистических |
накоплений — |
свидетельствует об усилении роли прибыли в экономике
10 Народное хозяйство СССР в 1972 году. М., «Статистика», 1973, стр. 697.
23
страны. Так, за период с 1940 по 1972 |
год сумма прибы |
||
ли в народном хозяйстве возросла с |
3,3 млрд, |
рублей |
|
до 93,4 млрд, рублей, или' в 28,3 раза, а сумма |
налога |
||
с оборота |
с 10,6 млрд, рублей до 55,6 млрд, рублей, |
||
или только |
в 5,2 раза. Изменилось в |
пользу прибыли |
и соотношение налога с оборота и прибыли в общей сум
ме чистого дохода. Так, в |
1940 году |
в общей сумме |
де |
нежных накоплений налог с оборота |
составлял 76,2 %, |
||
а прибыль — 23,8%, а в |
1972 году это соотношение |
со |
ставило соответственно 37,3 и 62,7%. Таким образом, прибыль в настоящее время стала преобладающей фор мой чистого дохода.
Недооценка прибыли до реформы практически про являлась в сильной ее централизации и отрыве ее от ин тересов предприятий и занятых на них работников. До новой системы хозяйствования большую часть плановой прибыли предприятия отчисляли в бюджет и в то же время получали значительные средства из бюджета на финансирование капитальных вложений, пополнение оборотных средств и другие цели, вытекающие из дея тельности предприятий. Так, например, в 1965 году из 35,8 млрд, ріублей прибыли, полученной государственны ми предприятиями и организациями, 30,9 млрд, рублей, или 86,3%, было перечислено в бюджет государства и лишь 4,9 млрд, рублей, или 13,7%, оставлено в распо ряжении предприятий11. При этом оставляемая часть прибыли промышленных предприятий хотя и расходова лась в основном на внутренние нужды данных предприя тий, однако этот факт по существу не уменьшал высокой степени ее централизации,.ибо последняя не ограничива лась только лишь отчислениями в бюджет, но и охваты вала всю прибыль, расходуемую в соответствии с госу дарственным плйном.
Чрезмерная централизация прибыли приводила к то му, что хозяйственный расчет как принцип социалисти ческого хозяйствования все более и более превращался в формальность, а выявление и использование внутрихо зяйственных резервов переставало находиться в центре внимания коллективов предприятий, поскольку их мате-
11 См.: Д. А. Аллахвердян. Финансовое планирование в СССР. М„ «Финансы», 1966, стр. &2.
24