Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
женности от 71 до 80% — 0,7; от 81 до 90% — 0,8; от 91 до 99% — 0,9; от 100 до 105% — 1,1; от 106 до 110% — 1,2; свыше 110% ■— 1,3.
В целях стимулирования принятия предприятиями на пряженных планов следует также внести изменения в по ложения о премировании руководящих, инженерно-тех нических работников и служащих за выполнение плано вых заданий, установив, что при недовыполнении плана по фондообразующим показателям, когда степень на пряженности плана выше среднеотраслевой, они не ли шаются премий полностью, а получают их частично, в за висимости от степени недовыполнения, причем уровень напряженности не должен быть ниже среднеотраслевого.
По нашему мнению, необходимо изменить и порядок
подведения итогов социалистического |
соревнования. |
В дореформенный период победителями |
Всесоюзного со |
циалистического соревнования признавались те пред приятия, которые добивались наивысших показателей в перевыполнении плана по выпуску валовой продукции, повышению производительности труда и т. д. Данный по рядок механически применяется и в новых условиях хо зяйствования. Отсюда, те предприятия, которые приняли заниженный план и значительно его перевыполнили, на ходятся в преимущественном положении по отношению
к предприятиям, которые приняли напряженные планы
иобеспечили их незначительное перевыполнение. При этом первые предприятия, выступая победителями Все союзного социалистического соревнования, получают высокую общественную оценку своей работы и довольно большие суммы премий. Ясно, что в таких условиях мно гие руководители предприятий предпочитают несколько потерять в размере фондов стимулирования, чем попасть
вчисло предприятий, не выполняющих свои показатели. Поэтому, на наш взгляд, следует изменить условия Все
союзного социалистического соревнования, приблизив их к требованиям проводимой в стране экономической ре формы. При этом содержание социалистических обяза тельств и оценка деятельности предприятий должны осно вываться, главным образом, на показателях эффектив ности их работы, росте производительности труда, на степени выполнения заданий пятилетнего плана для дан ного года с учетом его напряженности, а не годового плана, как это практикуется в настоящее время.
10
Регулирование рентабельности предприятий остается важной задачей совершенствования хозрасчетных отно шений. Это вытекает из того, что в народном хозяйстве страны по-прежнему сохраняется большая пестрота рен табельности, которая в большинстве случаев не отра жает действительную эффективность работы хозрасчет ных предприятий. Несмотря на реформу оптовых цен, проведенную в 1966 — 1967 годах, в промышленности сохранились резкие колебания в рентабельности и по предприятиям, и по отраслям. Например, в Дагестане в 1972 году уровень общей рентабельности составил на Махачкалинской трикотажной фабрике 121 °/о, на Буйнак ской трикотажной фабрике 23,8 %, на Махачкалинской фабрике модельной обуви 48,4%, на Хасавюртовском приборостроительном заводе 93%, на Избербашском заводе «ДагЗЭТО» 16,3%, на заводе «Дагестанские ог ни» 12,1%, на Махачкалинском винзаводе 66,5%, на Кизлярском коньячном заводе 6,4 %, на Дербентском коньячном комбинате 37,8 % и т. д.
Для последовательного осуществления хозяйствен ной реформы и создания равных экономических условий для полного хозрасчета предприятия вся система цен нуждается в дальнейшем совершенствовании. Особенно это касается оптовых цен на так называемые «выгод ные» для предприятий изделия. Практика показывает, что «выгодные» изделия — это, как правило, морально устаревшие, которые нужно снимать с производства, од нако предприятия не делают этого в связи с их высокой рентабельностью. Отдельные предприятия Дагестана со кращают производство ряда малорентабельных или убыточных изделий, хотя они и пользуются спросом по купателей и расширяют производство высокорентабель ных. Так, Махачкалинская трикотажная фабрика имени Крупской сняла с производства выпуск убыточных муж ских хлопчатобумажных маек, себестоимость которых составляла 50 копеек за штуку при оптовой цене 47 ко пеек, и расширила производство шелковых мужских маек с себестоимостью 70 копеек за штуку при оптовой цене 77 копеек. Махачкалинская фабрика модельной обуви рез ко ограничила выпуск мужских полуботинок с себестои мостью 12 рублей 57 копеек за пару при оптовой цене 6 рублей 94 копейки и женских туфель рядовых с себе стоимостью 7 рублей 6 копеек при оптовой цене 6 руб
11
лей 65 копеек за пару и значительно увеличила произ водство гимнастических туфель типа «чешки», себестои
мость которых составляет 1 рубль 74 копейки, при оптовой цене 2 рубля 45 копеек за пару.
Подобное положение, имеющее место на многих предприятиях, порождает противоречие между интереса ми общества и текущими хозрасчетными интересами предприятий. Обществом целом заинтересовано в выпол нении предприятиями всего комплекса запланированной номенклатуры изделий, в том числе и дешевых, но с на роднохозяйственной точки зрения эффективных изделий. Между тем предприятия в целях обеспечения своих ин тересов стремятся выпускать значительно больше плана дорогих изделий, а планы выпуска дешевой продукции часто недовыполняют. Объясняется это тем, что выше стоящие хозяйственные органы ежегодно наращивают предприятиям объем реализации продукции при строгих и ограниченных лимитах сырьевых ресурсов. В этих ус ловиях выпуск дешевых, хотя и прогрессивных материа лов, ведет к снижению темпов роста производства. Не редко предприятия при составлении плана по ассорти менту бывают вынуждены исходить не из потребности народного хозяйства, смежных предприятий в конкрет ных изделиях, а из обеспечения плана реализации. Это особенно удается тем предприятиям, продукция которых является дефицитной. Отсюда задача — найти те эко номические рычаги, которые вызовут у предприятий ма териальную заинтересованность в выпуске дешевых, но прогрессивных материалов. Для этого необходимо, что бы, во-первых, предприятия получали ощутимые мате риальные поощрения за выпуск дешевых, прогрессивных изделий и материалов, и, во-вторых, чтобы предприятияпотребители сохраняли заинтересованность в широком использовании этих изделий, получая их по относитель но низким ценам.
Проблема дальнейшего совершенствования цен на машины и оборудование в целях лучшего стимулирова ния технического прогресса является на сегодня весьма острой. Экономическая заинтересованность предприятия в замене устаревшей техники новой, более прогрессив ной, может быть обеспечена применением ряда мер. Прежде всего — это введение системы подвижных, за ранее фиксированных цен, последовательно снижаю
12
щихся по мере увеличения масштаба производства про дукции, сокращения затрат на ее производство и мо рального старения выпускаемых изделий. В этом же направлении может действовать установление обяза тельных платежей в бюджет по продукции, обновление которой предусматривается в перспективных планах. Введение таких платежей должно приводить к тому, что бы к моменту намечаемого снятия с производства вы пуск устаревшей продукции был бы заведомо невыгод ным для предприятия. И наконец, главным методом стимулирования обновления выпуска техники может явиться прямое снижение цен по устаревающей продук ции и увеличение цен на вновь осваиваемую прогрессив ную продукцию, обеспечивающее создание относительно повышенной ее рентабельности.
В условиях реформы по существу осталась без измене ния прежняя система финансового планирования, а такой важнейший принцип финансового обеспечения потреб ностей расширенного воспроизводства государственных предприятий, как принцип самофинансирования внед ряется очень медленно. Это обусловлено, главным обра зом, установившейся практикой планирования свобод ной прибыли и его автоматическим изъятием в бюджет. По идее «свободный остаток» призван выполнять роль балансирующей части прибыли, изменяющейся в соот ветствии с изменениями массы прибыли и потребностями предприятий в финансовых -ресурсах. Однако при дейст вующей ныне практике эту балансирующую роль «свобод ный остаток» не выполняет. Объясняется это тем, что размер и доля «свободного остатка» в прибыли опреде ляется заранее в самом плане и утверждается вышестоя щей организацией. Платеж в бюджет в виде «свободно го остатка» прибыли существенно подрывает материаль ную заинтересованность в использовании резервов, ослабляет стимулирующую роль платы за фонды, по скольку увеличение прибыли, в том числе и экономия на плате за фонды, сказываются преимущественно на воз растании «свободного остатка», во многих случаях даже не задевая поощрительных фондов. По существу «сво бодный остаток» прибыли возникает без хозрасчетной связи, не вписывается в механизм хозрасчетных рыча гов и поэтому не способствует усилению материальной заинтересованности предприятий. Наличие «свободного
13
остатка» прибыли, как он сложился на сегодня, являет ся доказательством того, что принципы хозрасчетных от
ношений между предприятиями |
и бюджетом еще недо |
|||
статочно отработаны. |
|
резко |
сократить раз |
|
В связи с этим целесообразно |
||||
мер «свободного остатка» (не |
только |
без ущерба, но |
||
и с явной выгодой для бюджета) |
путем более |
полного |
||
использования новой системы |
распределения |
прибыли. |
С этой целью надо усилить роль фиксированных (рент ных) платежей, платы за фонды и др.
Вусловиях реформы важнейшим каналом распреде ления прибыли и источником бюджетных ресурсов ста ла плата за фонды. Функция платы за фонды, соответ ственное определение ее оптимальных пределов, долж ны быть подчинены решению задачи стимулирования наиболее эффективного использования основных фондов
исвоевременного ввода новых фондов. Эффективная реализация этой функции требует дифференциации пла ты за фонды.
Вусловиях, когда на ряде предприятий «свободный остаток» прибыли в 10 и более раз превышает суммы платы за фонды, даже удвоение среднего норматива не может обеспечить достаточно эффективное выполнение платой за фонды своей стимулирующей функции. В на стоящее время величина платы за фонды еще не отра жает реальную эффективность их использования. Доста точно сказать, что из всей суммы платежей в бюджет промышленных предприятий, работающих в новых усло виях хозяйствования, в 1970 году лишь 26,8% поступило
ввиде платы за производственные фонды. В то же вре мя взносы «свободного остатка» составили 47,9% при были.
Однако, несмотря на несовершенство системы взима ния платы за фонды, она все же существует, получив права гражданства. В то же время вопрос о платности за использование других производственных ресурсов (зем ли, полезных ископаемых, воды и др.) остается до сих пор нерешенным. С одной стороны, действуют «Основы земельного законодательства», принятые Верховным Со ветом СССР, в которых предусматривается компенса ция ущерба, наносимого сельскому хозяйству при изъя тии земель из сельскохозяйственного оборота. С другой стороны, порядок исчисления этого ущерба, его размер
14
и т. д. до сих пор не разработаны и не утверждены, что делает невозможным применение на практике «Основ земельного законодательства» в части компенсации ущерба. Это обстоятельство, на наш взгляд, сдерживает дальнейшее развитие экономической реформы вширь и вглубь, особенно в отраслях, эксплуатирующих при родные ресурсы.
Безвозмездное пользование рядом природных ресур сов или необоснованно низкая цена на некоторые из них является причиной того, что в настоящее время пробле ма их рационального использования решается, главным образом, с помощью административных, а не экономиче ских мер, то есть, как правило, вопреки, а не в соответ ствии с хозрасчетными интересами предприятий. Есте ственно, подобные меры в большинстве случаев оказы ваются малоэффективными.
Между тем, вопрос правильной экономической оцен ки природных ресурсов является весьма актуальным. Его положительное решение необходимо как для созда ния у предприятий материальной заинтересованности в бережном отношении к природным богатствам, так и для определения в централизованном порядке эконо мически целесообразных границ вложений средств по сбережению природных ресурсов.
В новых условиях хозяйствования повысилось значе ние кредита. С участием кредита теперь формируется почти половина оборотных средств и заметная часть ос новных фондов народного хозяйства. Однако кредит еще не стал тем рычагом, который бы в полной мере способ ствовал повышению эффективности общественного производства. В настоящее время процент за кредит, вы плачиваемый из прибыли, является весьма низким, в си лу чего его влияние на расчетную рентабельность и на образование поощрительных фондов предприятий весьма незначительно. По сравнению с платой за фонды уро вень процента за кредит в 3 — 6 раз меньше, а за кредит для капитальных вложений — в 15 — 30 раз меньше.
Применяемая на практике методика определения расчетной рентабельности мало способствует лучшему использованию оборотных средств, формируемых за счет кредита. Методика планирования рентабельности и низ кие процентные ставки за пользование кредитом созда ют у предприятий заинтересованность в большей мере
15
пользоваться заемными оборотными средствами, неже ли собственными. Об этом свидетельствуют многочис ленные факты, когда предприятия прибегают к креди там Госбанка при наличии у них средств на расчетном счете. Низкий уровень процента за кредит порождает на предприятиях тенденцию к установлению уменьшенных нормативов по запасам сезонного сырья, подлежащим кредитованию. Подобная кредитная система не способ ствует реализации оптимальных решений по повышению эффективности производства, но, несмотря на это, она действует. Следует отметить, что банковская система ме нее всего приспособилась к новому механизму управле ния. В ней сильно укоренились методы, соответствовав шие дореформенному этапу работы, во многом нерацио нальные с точки зрения нынешнего и будущего этапов. Поэтому целесообразно пересмотреть отдельные положе ния банковской системы, и в частности повысить размер процента за кредит, приблизив его к нормативам платы за фонды.
Нуждается в решении и такой вопрос. Как известно, в настоящее время на средства предприятий, находя щиеся в банках, банки не начисляют в пользу предприя тий никаких процентов, хотя за использование этих средств они получают определенные доходы в виде про центов за выданные кредиты. Такая практика ведет к то му, что предприятия стремятся использовать свободные средства с любой эффективностью по сравнению с про стым «пролеживанием» их на расчетном счете. Если бы они получали за свои средства проценты, то уровень по следних превратился бы в минимально допустимую нор му эффективности, ниже которой использование ресур сов считалось бы нерациональным. В итоге эффектив ность производства только бы выросла.
Для стимулирования срочных вкладов, которые банк мог бы обращать в долгосрочные кредиты на капитало вложения, можно было бы начислять предприятиям по вышенные проценты по сравнению с ресурсами, предна значенными на быстрый возврат в целях удовлетворения в любое время нужд самих вкладчиков.
Хозрасчет — понятие народнохозяйственное. Повы шение эффективности проводимой реформы на основе интенсификации производства обусловливает необходи мость создания единой хозрасчетной системы управле
16
ния, начиная от цеха предприятия и кончая отраслевы ми министерствами, которые в будущем также должны строить свою работу на самоокупаемости.
Внедрение принципов хозрасчета в отраслевые произ водственные управления, территориальные органы снаб жения, Союзглавснабсбыты, а также непосредственно в отраслевые министерства повысит эффективность обще ственного производства, создаст объективные предпосыл ки для соблюдения государственной штатной дисциплины и недопущения всякого рода административных изли шеств. Реформа в-управлении также имеет свою объек тивную экономическую основу. По мере развития произ водительных сил нашей страны, расширения народнохо зяйственного оборота хозяйственные процессы все больше осложняются, а время для принятия решений, наоборот, постоянно сокращается в связи с ростом ин формации и необходимости ее быстрой обработки. Это своеобразное противоречие до реформы объективно ре шалось путем увеличения штатов аппарата управления. Однако здесь обнаружилась особая закономерность. Рост штатов эффективен лишь до строго определенных пределов, после чего он начинает действовать в обрат ном направлении, то есть при большом потоке внутрен ней самоинформации хозяйственный аппарат управле ния больше начинает работать на себя. Нечто подобное сложилось перед реформой. Аппарат управления поль зовался преимущественно административными метода ми в ущерб экономическим. Отсюда необходимость рас пространения принципов реформы на сферу управления с целью установления научно обоснованного соотноше: ния административных и экономических методов управ ления. Такая задача, в частности, поставлена на третьей сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва в но ябре 1971 года в докладе А. Н. Косыгина, в котором ука зывалось, что «министерства и ведомства должны раз вивать экономические методы руководства, расширять и лучше использовать современную организационную технику управления, упрощать и удешевлять управлен ческий аппарат»6.
6А. Н. Косыгин. О государственном пятилетием плане разви тия народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годы и государствен ном плане развития народного хозяйства СССР на 1972 год. «Прав
да», 25 ноября 1971 г.
2 Зак. № 120 |
17 |
н |
• > |
'*/•// |
/ / / ,, |
». |