Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лавин зависит от свойств снега, климатических факторов, экспозиции склона, землетрясений и т. д. В некоторых рай­ онах пролегания трассы БАМ сейсмичность достигает

9 баллов.

 

К а р с т о м называют

пустоты в толще горных пород,

возникшие в результате

растворения или механического

разрушения пород подземными водами. По активности раз­ вития процесса карсты разделяют на д е я т е л ь н ы е и не-

р а з в и в а ю щ и е с я .

Для обеспечения защиты и устойчивости земляного по­ лотна в сложных инженерно-геологических условиях пре­ дусматривают комплекс инженерных сооружений.

К противоселевым инженерным сооружениям относятся селепропускные (мосты, селеспуски), селезадерживающие (запруды, наносоуловители) и селеотводящие (канавы, отводящие дамбы) устройства.

На скально-обвальных участках предусматривают комп­ лекс сооружений, придающих откосу или склону большую устойчивость и предотвращающих скально-обвальные явле­ ния (поддерживающие и подпорные стены, укрепление от­ косов и склонов вяжущими материалами, укрепление дре­ весно-кустарниковыми насаждениями, устройство рвов, траншей, улавливающих стен и т. д.).

На участках движения снежных лавин могут быть устроены подпорные стены, установлены удерживающие щиты и постоянные аккумулирующие заборы, лавинорезы и другие сооружения.

На участках действующих и замирающих курумов пре­ дусматривают разборку курумов под насыпями, устройство подпорно-улавливающих стен, перекрытие пути галереей вместо выемки, устройство улавливающих траншей; на участках установившихся курумов в выемках проектируют закюветные полки с нагорной стороны.

При сооружении земляного полотна на участках под­ топления и на прижимах рек предусматривают мероприя­ тия по надежному укреплению откосов насыпей. Для

20

укрепления применяют сборные бетонные, железобетонные, а также монолитные железобетонные плиты, каменную наброску, наброску из железобетонных массивов различ­ ной формы и другие покрытия.

II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Т р а с с о й железной дороги называют продольную ось будущего железнодорожного пути на уровне бровок основ­ ной площадки.

Трасса характеризуется параметрами ее продольного профиля и плана. П р о д о л ь н ы й п р о ф и л ь — это верти­ кальный разрез по трассе, развернутый на плоскость. Про­ екция трассы на горизонтальную плоскость представляет ее план.

Элементами продольного профиля являются отдельные участки с подъемами, спусками и горизонтальными пло­ щадками.

В плане трасса состоит из прямых участков и круго­ вых кривых, сопрягаемых между собой переходными кри­ выми.

П е р е х о д н ы е кр ив ые устраивают для обеспечения плавного вписывания поезда в круговую кривую без резко­ го бокового удара в результате возникающей центробежной силы, так как радиус переходной кривой в точке примыка­ ния .к прямой равен бесконечности и постепенно уменьшает­ ся до радиуса R круговой кривой.

Переходные кривые назначают длиной до 200 м, крат­ ными 20 м в зависимости от радиуса круговой кривой, ка­ тегории дороги и скорости движения поездов. Радиусы кру­ говых кривых, как правило, принимают стандартной длины от 200 до 4000 м в зависимости от тех же факторов, что и для переходных кривых, а также условий местности. На

21


БАМ минимальный радиус круговых

кривых принят рав­

ным 300 м.

 

 

 

 

 

 

В к р у г о в о й к р и в о й , помимо

радиуса,

различают

и

другие основные

элементы,

с

которыми

приходит­

ся

встречаться при

прокладке

плана

трассы

на мест­

ности:

 

 

 

 

 

 

у г о л п о в о р о т а

т р а с с ы — угол между

продолже­

нием трассы и новым

ее направлением,

численно равный

центральному углу, соответствующему круговой кривой;

т а н г е н с

Т — расстояние от в е р ш и н ы у г л а

п о в о ­

р о т а кривой

(ВУ)

до начала круговой кривой или конца

круговой кривой;

 

 

б и с с е к т р и с у

Б — расстояние от вершины

угла до

середины круговой кривой.

Величины элементов кривой приведены в таблицах для

разбивки железнодорожных

кривых,

составленных Гип-

ротранстэи.

 

 

 

 

 

Трассу

на

местности в

плане разбивают

на отрезки

длиной 100

м,

называемые п и к е т а м и

(ПК).

Промежу­

точные точки на пикетах для обозначения переломов мест­

ности, осей мостов, труб и т. и. называют

п л ю с о в ы м и

т о ч к а м и ,

а

расстояния

от предыдущего

(младшего

пи­

кета) до плюсовой точки — п л ю с а м и .

 

 

 

Для закрепления результатов нивелирования

трассы

(т. е. отметок

местности

и сооружений)

устанавливают

особые знаки — р е п е р ы ,

служащие впоследствии для

контроля высоты возводимого земляного

полотна,

опор

Мостов и других сооружений, а также для

наблюдений

за

высотными

изменениями

этих сооружений

в процессе

их

эксплуатации.

До начала строительных работ трасса подлежит вос­ становлению и надежному закреплению с целью обеспече­ ния всех необходимых разбивочных работ. Восстановление трассы — это установка на местности нарушенных и допол­ нительных геодезических знаков, обозначающих трассу в плане и в профиле.

22


При восстановлении и закреплении трассы необходимо: закрепить вершины углов поворота трассы; произвести разбивку круговых и переходных кривых

с закреплением их начала, середины и конца; закрепить пикеты и плюсовые точки;

проверить отметки существующих реперов, восстановить сбитые и установить в необходимом количестве дополни­ тельные;

произвести проверочное продольное нивелирование то­ чек трассы и при необходимости снять поперечные профи­ ли;

проверить и закрепить ось искусственных сооружений. В процессе восстановления и закрепления трассы вы­

полняют следующие геодезические операции: определение направления прямых и кривых;

измерение расстояний между точками по оси и от оси до выносок;

измерение углов; определение отметок земляного полотна от постоянных

и промежуточных реперов; построение поперечных створов по нормали к оси;

определение расстояний от оси до точек поперечников. Восстановление и закрепление точек трассы на прямых и кривых участках производят с помощью теодолитов,

обеспечивающих точность отсчета не менее 30".

Для восстановления отметок от реперов применяют современные нивелиры, в том числе с самоустанавливающейся в горизонтальное положение линией визирования, нивелир-высотомер с наклонным лучом визирования и др.

Съемку поперечников в скальных выемках

с крутыми

и труднодоступными откосами рекомендуется

выполнять

при помощи телетопа или базисного редукционного тахео­ метра-дальномера.

Измерение линий при восстановлении трассы выполня­ ют с помощью мерной ленты длиной 20 или 50 м, а также мерного троса Лукерьина длиной 50 и 100 м.

23

Точность измерения тросом Лукерьина составляет 1 : 5000, а мерными лентами— 1-. 2000, т. е. в первом слу­ чае она выше.

Точность измерения расстояний и углов, а также ниве­

лирования должна

быть

не менее

следующих

величин:

Расхождения между измерениями гори­

 

60"

зонтального у г л а ...........................................

 

 

 

Невязка углов в полигоне при числе уг-

 

_

лов N .........................................................

 

 

±90 ~\!n "

Относительная разность между двумя из­

 

 

мерениями длин линии в полигоне при

 

 

рельефе местности:

 

 

1:1000

 

равнинном

.............................................

 

 

 

горном.....................................................

 

 

при

1:500

Невязка двойного нивелирного хода

_

 

длине хода L в к м

.................................

30 УL мм

В о с с т а н о в л е н и е

положения

прямых

производится

в е ш е н и е м , т. е. установкой вех по направлению прямой

линии. На

коротких

прямых линию обозначают двумя

вешками,

на длинных прямых — несколькими

вешками.

Их устанавливают в вертикальной плоскости, проходящей

через эту линию.

Эту плоскость называют с т в о р о м

линии.

 

 

Вешение линий производят «на глаз»

(визуально), с

помощью полевого

бинокля и теодолита.

Теодолит целе­

сообразно использовать для вешения длинных линий (бо­ лее 0,5 км ).

Вешение между двумя точками «на глаз» выполняют «на себя». Две вешки ставят вертикально на расстоянии 50—80 м одну от другой. Выполняющий вешение (вешелыцик) становится на расстоянии 2—3 м от первой вешки. Второй рабочий, идя от дальней вешки, по сигналу вешелыцика устанавливает вешки в одном створе. По ме­ ре перемещения первые вешки снимают и точки их уста­ новки закрепляют сторожковыми кольями или «заменками» высотой не менее 1 м.

24


Для продолжения линии вешение выполняют «от себя»,

при этом каждую последующую вешку

устанавливают в

створе не менее трех хорошо видимых предыдущих.

При и з м е р е н и и

л иний должно быть получено их

г о р и з о н т а л ь н о е

п р о л о ж е н и е

I (горизонтальная

проекция), которое определяют по формуле

I = L cos р,

где L — длина линии, измеренной по косогору;

|3 — угол наклона поверхности косогора в град.

Для определения горизонтальных проложений пользу­ ются таблицами Гипротранстэи, в которых даны поправки

за наклон линии на местности

в зависимости

от угла на­

клона и длины измеренной линии. Чтобы

получить гори­

зонтальное проложение, нужно из L вычесть величину по­

правки.

 

 

 

 

 

 

 

Например, длина

измеренной

линии

L = 1 4 5 м, угол

наклона местности 4°, величина

поправки

определяется

следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

На 100

м ...................24

см

 

 

»

40

» ...................9,7

»

 

 

»

5

» ...................1,2

»

 

 

Ит о г о

на 145

м я; 35

см

 

 

Горизонтальное проложение /=145—0,35=144,65 м. Линии на ровной местности измеряют непосредственно

по грунту два мерщика.

При восстановлении пикетажа лентой длиной 20 м передний мерщик пользуется пятью шпильками. Прежде чем вынуть пятую установленную шпильку, обозначаю­ щую пикет, и забить в землю колышек, укладывают одну ленту вперед и закрепляют ее передний конец шпилькой.

Измерение линий на косогорах производят с п о с о б о м у с т у п о в с перехватом ленты. Для этого натянутую лен­

ту укладывают в створе AD (рис. 5), затем

часть ее от

начала устанавливают горизонтально

«на глаз»

(Л В ); точ­

ку В проектируют с помощью отвеса

на землю и закреп-

3 — 6599

25


Рис. 5.

Измерение линий на косогорах мерной лентой

 

 

 

ляют

колышком

полученную

точку Ви задний

мерщик

выдергивает шпильку в точке А,

берет ленту от

переднего

мерщика в точке В и опускает

 

ее

на

землю в точку Ль

передний мерщик переходит в следующую

точку, и

все

операции

повторяются.

Сумма

 

горизонтальных

отрезков

составляет 20 м.

 

 

 

 

 

 

 

: п превышения

При

однообразном

уклоне местности 1

h и лроложения I между двумя точками А я В можно

оп­

ределять по следующим формулам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h =

l_

=

 

L

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

Ml +

я 2 ’

 

 

 

 

 

 

 

 

h = LJ ^

-

 

I —nh.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

Превышения и проложения

между двумя точками А и

В можно

определять

с п о с о б о м

в а т е р п а с о в к и

(рис. 6)

с помощью деревянной рейки длиной 3—4 м с де­

лениями через 1

см, уровня и вешки.

Для

этого горизон­

тально

положенную

рейку

длиной

10 одним

концом

устанавливают в точке В (точка В выше точки А и ватерпа­ совку ведут сверху вниз); вешку вертикально ставят в дру­ гом конце рейки (в точке С); определяют превышение hi точки В над точкой С; конец рейки устанавливают в точке С, и далее операции повторяют в такой же последовательно­ сти. Перед точкой А горизонтальное проложение может

26