Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
лавин зависит от свойств снега, климатических факторов, экспозиции склона, землетрясений и т. д. В некоторых рай онах пролегания трассы БАМ сейсмичность достигает
9 баллов. |
|
К а р с т о м называют |
пустоты в толще горных пород, |
возникшие в результате |
растворения или механического |
разрушения пород подземными водами. По активности раз вития процесса карсты разделяют на д е я т е л ь н ы е и не-
р а з в и в а ю щ и е с я .
Для обеспечения защиты и устойчивости земляного по лотна в сложных инженерно-геологических условиях пре дусматривают комплекс инженерных сооружений.
К противоселевым инженерным сооружениям относятся селепропускные (мосты, селеспуски), селезадерживающие (запруды, наносоуловители) и селеотводящие (канавы, отводящие дамбы) устройства.
На скально-обвальных участках предусматривают комп лекс сооружений, придающих откосу или склону большую устойчивость и предотвращающих скально-обвальные явле ния (поддерживающие и подпорные стены, укрепление от косов и склонов вяжущими материалами, укрепление дре весно-кустарниковыми насаждениями, устройство рвов, траншей, улавливающих стен и т. д.).
На участках движения снежных лавин могут быть устроены подпорные стены, установлены удерживающие щиты и постоянные аккумулирующие заборы, лавинорезы и другие сооружения.
На участках действующих и замирающих курумов пре дусматривают разборку курумов под насыпями, устройство подпорно-улавливающих стен, перекрытие пути галереей вместо выемки, устройство улавливающих траншей; на участках установившихся курумов в выемках проектируют закюветные полки с нагорной стороны.
При сооружении земляного полотна на участках под топления и на прижимах рек предусматривают мероприя тия по надежному укреплению откосов насыпей. Для
20
укрепления применяют сборные бетонные, железобетонные, а также монолитные железобетонные плиты, каменную наброску, наброску из железобетонных массивов различ ной формы и другие покрытия.
II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Т р а с с о й железной дороги называют продольную ось будущего железнодорожного пути на уровне бровок основ ной площадки.
Трасса характеризуется параметрами ее продольного профиля и плана. П р о д о л ь н ы й п р о ф и л ь — это верти кальный разрез по трассе, развернутый на плоскость. Про екция трассы на горизонтальную плоскость представляет ее план.
Элементами продольного профиля являются отдельные участки с подъемами, спусками и горизонтальными пло щадками.
В плане трасса состоит из прямых участков и круго вых кривых, сопрягаемых между собой переходными кри выми.
П е р е х о д н ы е кр ив ые устраивают для обеспечения плавного вписывания поезда в круговую кривую без резко го бокового удара в результате возникающей центробежной силы, так как радиус переходной кривой в точке примыка ния .к прямой равен бесконечности и постепенно уменьшает ся до радиуса R круговой кривой.
Переходные кривые назначают длиной до 200 м, крат ными 20 м в зависимости от радиуса круговой кривой, ка тегории дороги и скорости движения поездов. Радиусы кру говых кривых, как правило, принимают стандартной длины от 200 до 4000 м в зависимости от тех же факторов, что и для переходных кривых, а также условий местности. На
21
БАМ минимальный радиус круговых |
кривых принят рав |
|||||
ным 300 м. |
|
|
|
|
|
|
|
В к р у г о в о й к р и в о й , помимо |
радиуса, |
различают |
|||
и |
другие основные |
элементы, |
с |
которыми |
приходит |
|
ся |
встречаться при |
прокладке |
плана |
трассы |
на мест |
|
ности: |
|
|
|
|
|
|
|
у г о л п о в о р о т а |
т р а с с ы — угол между |
продолже |
|||
нием трассы и новым |
ее направлением, |
численно равный |
центральному углу, соответствующему круговой кривой;
т а н г е н с |
Т — расстояние от в е р ш и н ы у г л а |
п о в о |
|
р о т а кривой |
(ВУ) |
до начала круговой кривой или конца |
|
круговой кривой; |
|
|
|
б и с с е к т р и с у |
Б — расстояние от вершины |
угла до |
середины круговой кривой.
Величины элементов кривой приведены в таблицах для
разбивки железнодорожных |
кривых, |
составленных Гип- |
|||
ротранстэи. |
|
|
|
|
|
Трассу |
на |
местности в |
плане разбивают |
на отрезки |
|
длиной 100 |
м, |
называемые п и к е т а м и |
(ПК). |
Промежу |
точные точки на пикетах для обозначения переломов мест
ности, осей мостов, труб и т. и. называют |
п л ю с о в ы м и |
|||||
т о ч к а м и , |
а |
расстояния |
от предыдущего |
(младшего |
пи |
|
кета) до плюсовой точки — п л ю с а м и . |
|
|
|
|||
Для закрепления результатов нивелирования |
трассы |
|||||
(т. е. отметок |
местности |
и сооружений) |
устанавливают |
|||
особые знаки — р е п е р ы , |
служащие впоследствии для |
|||||
контроля высоты возводимого земляного |
полотна, |
опор |
||||
Мостов и других сооружений, а также для |
наблюдений |
за |
||||
высотными |
изменениями |
этих сооружений |
в процессе |
их |
эксплуатации.
До начала строительных работ трасса подлежит вос становлению и надежному закреплению с целью обеспече ния всех необходимых разбивочных работ. Восстановление трассы — это установка на местности нарушенных и допол нительных геодезических знаков, обозначающих трассу в плане и в профиле.
22
При восстановлении и закреплении трассы необходимо: закрепить вершины углов поворота трассы; произвести разбивку круговых и переходных кривых
с закреплением их начала, середины и конца; закрепить пикеты и плюсовые точки;
проверить отметки существующих реперов, восстановить сбитые и установить в необходимом количестве дополни тельные;
произвести проверочное продольное нивелирование то чек трассы и при необходимости снять поперечные профи ли;
проверить и закрепить ось искусственных сооружений. В процессе восстановления и закрепления трассы вы
полняют следующие геодезические операции: определение направления прямых и кривых;
измерение расстояний между точками по оси и от оси до выносок;
измерение углов; определение отметок земляного полотна от постоянных
и промежуточных реперов; построение поперечных створов по нормали к оси;
определение расстояний от оси до точек поперечников. Восстановление и закрепление точек трассы на прямых и кривых участках производят с помощью теодолитов,
обеспечивающих точность отсчета не менее 30".
Для восстановления отметок от реперов применяют современные нивелиры, в том числе с самоустанавливающейся в горизонтальное положение линией визирования, нивелир-высотомер с наклонным лучом визирования и др.
Съемку поперечников в скальных выемках |
с крутыми |
и труднодоступными откосами рекомендуется |
выполнять |
при помощи телетопа или базисного редукционного тахео метра-дальномера.
Измерение линий при восстановлении трассы выполня ют с помощью мерной ленты длиной 20 или 50 м, а также мерного троса Лукерьина длиной 50 и 100 м.
23
Точность измерения тросом Лукерьина составляет 1 : 5000, а мерными лентами— 1-. 2000, т. е. в первом слу чае она выше.
Точность измерения расстояний и углов, а также ниве
лирования должна |
быть |
не менее |
следующих |
величин: |
||
Расхождения между измерениями гори |
|
60" |
||||
зонтального у г л а ........................................... |
|
|
|
|||
Невязка углов в полигоне при числе уг- |
|
_ |
||||
лов N ......................................................... |
|
|
±90 ~\!n " |
|||
Относительная разность между двумя из |
|
|
||||
мерениями длин линии в полигоне при |
|
|
||||
рельефе местности: |
|
|
1:1000 |
|||
|
равнинном |
............................................. |
|
|
||
|
горном..................................................... |
|
|
при |
1:500 |
|
Невязка двойного нивелирного хода |
_ |
|
||||
длине хода L в к м |
................................. |
30 УL мм |
||||
В о с с т а н о в л е н и е |
положения |
прямых |
производится |
|||
в е ш е н и е м , т. е. установкой вех по направлению прямой |
||||||
линии. На |
коротких |
прямых линию обозначают двумя |
||||
вешками, |
на длинных прямых — несколькими |
вешками. |
Их устанавливают в вертикальной плоскости, проходящей
через эту линию. |
Эту плоскость называют с т в о р о м |
|
линии. |
|
|
Вешение линий производят «на глаз» |
(визуально), с |
|
помощью полевого |
бинокля и теодолита. |
Теодолит целе |
сообразно использовать для вешения длинных линий (бо лее 0,5 км ).
Вешение между двумя точками «на глаз» выполняют «на себя». Две вешки ставят вертикально на расстоянии 50—80 м одну от другой. Выполняющий вешение (вешелыцик) становится на расстоянии 2—3 м от первой вешки. Второй рабочий, идя от дальней вешки, по сигналу вешелыцика устанавливает вешки в одном створе. По ме ре перемещения первые вешки снимают и точки их уста новки закрепляют сторожковыми кольями или «заменками» высотой не менее 1 м.
24
Для продолжения линии вешение выполняют «от себя»,
при этом каждую последующую вешку |
устанавливают в |
|
створе не менее трех хорошо видимых предыдущих. |
||
При и з м е р е н и и |
л иний должно быть получено их |
|
г о р и з о н т а л ь н о е |
п р о л о ж е н и е |
I (горизонтальная |
проекция), которое определяют по формуле
I = L cos р,
где L — длина линии, измеренной по косогору;
|3 — угол наклона поверхности косогора в град.
Для определения горизонтальных проложений пользу ются таблицами Гипротранстэи, в которых даны поправки
за наклон линии на местности |
в зависимости |
от угла на |
|||||
клона и длины измеренной линии. Чтобы |
получить гори |
||||||
зонтальное проложение, нужно из L вычесть величину по |
|||||||
правки. |
|
|
|
|
|
|
|
Например, длина |
измеренной |
линии |
L = 1 4 5 м, угол |
||||
наклона местности 4°, величина |
поправки |
определяется |
|||||
следующим образом: |
|
|
|
|
|
|
|
На 100 |
м ...................24 |
см |
|
|
|||
» |
40 |
» ...................9,7 |
» |
|
|
||
» |
5 |
» ...................1,2 |
» |
|
|
||
Ит о г о |
на 145 |
м я; 35 |
см |
|
|
Горизонтальное проложение /=145—0,35=144,65 м. Линии на ровной местности измеряют непосредственно
по грунту два мерщика.
При восстановлении пикетажа лентой длиной 20 м передний мерщик пользуется пятью шпильками. Прежде чем вынуть пятую установленную шпильку, обозначаю щую пикет, и забить в землю колышек, укладывают одну ленту вперед и закрепляют ее передний конец шпилькой.
Измерение линий на косогорах производят с п о с о б о м у с т у п о в с перехватом ленты. Для этого натянутую лен
ту укладывают в створе AD (рис. 5), затем |
часть ее от |
|
начала устанавливают горизонтально |
«на глаз» |
(Л В ); точ |
ку В проектируют с помощью отвеса |
на землю и закреп- |
3 — 6599 |
25 |
Рис. 5. |
Измерение линий на косогорах мерной лентой |
|
|
|
|||||||||
ляют |
колышком |
полученную |
точку Ви задний |
мерщик |
|||||||||
выдергивает шпильку в точке А, |
берет ленту от |
переднего |
|||||||||||
мерщика в точке В и опускает |
|
ее |
на |
землю в точку Ль |
|||||||||
передний мерщик переходит в следующую |
точку, и |
все |
|||||||||||
операции |
повторяются. |
Сумма |
|
горизонтальных |
отрезков |
||||||||
составляет 20 м. |
|
|
|
|
|
|
|
: п превышения |
|||||
При |
однообразном |
уклоне местности 1 |
|||||||||||
h и лроложения I между двумя точками А я В можно |
оп |
||||||||||||
ределять по следующим формулам: |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
h = |
l_ |
= |
|
L |
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
Ml + |
я 2 ’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h = LJ ^ |
- |
|
I —nh. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
Превышения и проложения |
между двумя точками А и |
||||||||||||
В можно |
определять |
с п о с о б о м |
в а т е р п а с о в к и |
||||||||||
(рис. 6) |
с помощью деревянной рейки длиной 3—4 м с де |
||||||||||||
лениями через 1 |
см, уровня и вешки. |
Для |
этого горизон |
||||||||||
тально |
положенную |
рейку |
длиной |
10 одним |
концом |
устанавливают в точке В (точка В выше точки А и ватерпа совку ведут сверху вниз); вешку вертикально ставят в дру гом конце рейки (в точке С); определяют превышение hi точки В над точкой С; конец рейки устанавливают в точке С, и далее операции повторяют в такой же последовательно сти. Перед точкой А горизонтальное проложение 1а может
26