Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чика приводится во вращение от удлиненного вала натяжного ба­ рабана при помощи двух резиновых ремешков.

Конструкция центробежного управляющего элемента MJM12a подобна конструкции датчика MJM22b. Разница состоит в том, что в нем отсутствует редукционный клапан и микровыключатель. Шкив этого датчика соединен резиновыми ремешками с приводным барабаном конвейера.

Рис. 10. Схема датчика MJM22b

Датчик перегрузки MJM11 (см. рис. 11,а) состоит из рабочего сопла 1 и подпружиненной заслонки 2, в исходном состоянии пе­ рекрывающей сопло. Датчик срабатывает при воздействии на шток 3 защитного фартука, укрепленного в месте перегрузки (рис. 11,6) и служит для отключения конвейера при его перегруз­ ке и для автоматического пуска после отгрузки скопившегося угля.

Шкаф управления MJM23PV выполняет такие же функции, как шкаф управления MJM23EV, но предназначен для автоматизации работы ленточных конвейеров с пневматическим приводом. Пульт состоит из шкафа управления MJM23V и шкафа управления MJM23P, изготовленных из стальных листов и соединенных между

собой.

Шкаф MJM23P представляет собой самостоятельную часть и вместе со шкафом MJM23V уже в качестве шкафа управления MJM23PV предназначен для автоматической сигнализации, уп­ равления и блокировки ленточных конвейеров с пневматическими приводами. Внутри пульта расположены блокирующее устройство, два трехходовых клапана (вместо пневмоэлектропреобразовате­ лей), один из которых служит для автоматической сигнализации, а другой — для автоматического управления мембранным клапа-

22

ном привода конвейера. Схема управления такая же, как и шкафа, предназначенного для управления ленточными конвейерами с электроприводом.

а — принципиальная схема; б — схема установки

Пневматическая сирена MJM27 (рис. 12) используется для по­ дачи предупредительной сигнализации вдоль конвейера.

Конструктивные требования аппаратуры серии MJM: обяза­ тельная очистка сжатого воздуха; защита всех штуцеров металли­ ческой сеткой с размерами ячейки 0,2X 0,2 мм\ применение сопел

с площадью сечения, значительно превышающей площадь ячейки сетки (минимальный диаметр сопла в устройствах 0,5 мм); невы­

сокий уровень давления управления (1,1 кгс/см2)

в сочетании со

значительной

толщиной

мембранного

полотна

(1 мм);

применение не-

кэррозирующих материа­ лов в датчиках; примене­

 

ние

пластиковых

засло­

 

нок

для рабочих

сопел;

 

дискретность

 

и

сравни­

 

тельная

простота

приме­

 

няемых

устройств. • Все

 

перечисленные

 

требова­

 

ния обеспечивают надеж­

 

ную

работу устройств.

 

 

Беспоплавковое

пус­

 

ковое устройство для на­

 

сосных

станций

предназ­

 

начено

для

автоматичес­

 

кого

пуска и

отключения

 

шахтных насосов в зави­

 

симости

от уровня воды,

 

определяемого

пневмати­

 

ческим

измерительным

 

зондом.

 

 

можно

ис­

 

Устройство

 

пользовать стволовых и

 

гезеижо'вых колодцах, от­

 

стойных

резервуарах

в

Рис. 12. Пневматическая сирена

водосборниках с самовса­

 

сывающими насосами ли­

бо с насосами с автоматическим заполнением. Устройство

может

быть использовано с насосами, снабженными как пневматическим, так и электрическим приводом. Для управления насосом с пневма­ тическим приводом применяется мембранный «лапан.

Устройство обеспечивает:

автоматическое включение насоса при достижении верхнего контрольного уровня и отключение насоса при откачке воды до нижнего контрольного уровня;

включение сирены при превышении водой контрольного уров­ ня и отключение сирены при понижении ниже заданного уровня;

индикацию уровня воды на управляющей панели.

В состав устройства входят: алюминиевый корпус, на лицевой панели которого размещены измерительные и сравнивающие уст­ ройства и сирена аварийного уровня; мембранный клапан для на­ соса с пневматическим приводом или взрывобезопасное кнопочное устройство MJM14 для насоса с электрическим приводом; влаго­

24


отделитель; два отрезка соединительного резинового шланга диа­ метром 13 мм, поливинилхлоридная трубка диаметром 16 мм для измерительного зонда и диаметром 14 мм для соединения осталь­ ных узлов.

Техническая характеристика

Давление питающей сети, кгс/см2 ...........................................

 

2—6

Рабочее давление, кгс/см2 .........................................................

управления

1,1— 1,2

Максимальное расстояние от панели

до

зеркала

воды, м ........................................................................

уровня воды,

50

Диапазон

изменения контролируемого

м 0,3—5,0

В качестве пневматического зонда используется барботажная трубка, давление в которой пропорционально высоте столба конт­ ролируемой жидкости.

Пневматическая

аппаратура автоматизации насосных стан­

ций предназначена

для автоматического управления насосными

станциями средней мощности. Она разработана ЗАМом и может быть использована с насосами, снабженными пневматическим или электрическим приводом.

Техническая характеристика и область применения аппарату­ ры аналогичны технической характеристике и области примене­ ния беспоплавкового пускового устройства, описанного выше.

Аппаратура обеспечивает:

автоматический пуск первого насоса при достижении жидкос­ тью верхнего контрольного уровня и отключение насоса при дости­ жении жидкостью нижнего уровня;

автоматический пуск второго насоса при подъеме жидкости до заданного уровня в случае, если производительность первого насо­ са оказывается недостаточной, и отключение насоса при дости­ жении жидкостью нижнего 'уровня;

включение звуковой сигнализации при превышении жидкостью заданного уровня для второго насоса (сирена остается включен­ ной пока не понизится уровень жидкости);

индикацию уровня жидкости на панели управления; возможность работы насосов в необходимом цикле.

Блок автоматики насосной станции устанавливается на при­ годном для этой цели и легкодоступном месте на расстоянии не

более 50 м от уровня жидкости. Сжатый воздух давлением

2—

6 кгс/см2 подводится через влагоотделитель

непосредственно

к

блоку автоматики. Мембранные клапаны

устанавливаются

на

подводящих патрубках пневматических двигателей насосов. Для насоса с электроприводом устанавливается элемент MJM14.

Блок автоматики с помощью поливинилхлоридной трубки диаметром 14 мм соединяется с мембранным клапаном и с помо­ щью такой же трубки диаметром 16 мм — с измерительным зон­ дом. Измерительный зонд закрепляется в колодце или резервуа­ ре на высоте, соответствующей минимальному уровню воды, как можно ближе к всасывающему патрубку.

25


Автоматизированная погрузочная станция предназначена для механизации и автоматизации процесса загрузки вагонеток непо­ средственно с магистрального ленточного конвейера и представ­ ляет собой сборный стационарный погрузочный пункт. Основной областью внедрения таких станций являются реконструируемые и вновь строящиеся горизонты шахт.

Станция позволяет осуществлять следующие функции: продви­ жение вагонеток при их загрузке; механическую подчистку про­ сыпавшегося угля; останов ленточного конвейера при отсутствии порожних вагонеток; останов ленточного конвейера при превыше­ нии допустимой величины скольжения (в случае рассогласования автоматического устройства); уплотнение угля при заполнении ва­ гонеток; автоматическое увлажнение угля; подсчет заполненных вагонеток и дистанционную передачу показаний.

Блок-схема станции показана на рис. 13.

Рис. 13. Блок-схема

автоматизированной

погрузочной станции

1 — направляющий

шахтных вагонеток:

 

3 — под­

бункер; 2 — кабина управления;

борщик

просыпавшегося материала; 4 -— радиоизотопное

гам­

ма-реле;

5 — датчик

наличия вагонеток;

6 — элементы

авто­

матических тормозов;

7 — вибрационное

устройство;

8 — уст­

 

ройство увлажнения; 9 — счетчик

 

 

Направляющий бункер представляет собой стальную конструк­ цию, выполненную из трех несущих ферм. Боковые и задняя на­ клонные стенки образуют желоб, который служит для направле­ ния движения угля. Бункер снабжен направляющими, препятст­ вующими сходу вагонетки с рельсов, и резиновым фартуком, пре­ пятствующим просыпанию угля между вагонетками.

Погрузочная станция смонтирована над бетонным бункером для просыпавшегося угля. В непосредственной близости от на­ правляющего бункера над колеей размещена кабина управления. В ней расположена аппаратура для ручного и автоматического

26


управления процессом погрузки, в частности, панель автоматиза­ ции конвейера, телефон и мегафон.

Для подбора просыпавшегося угля служит скребковый конвей­

ер ТХ-0,8.

Привод конвейера — пневматический. С

конвейера

уголь поступает в порожние вагонетки.

выходной

В состав

радиоизотопного датчика уровня входят

преобразователь во взрывобезопасном корпусе и излучатель с зон­ дом ГМП также во взрывобезопасном корпусе. Датчик серийно изготовляется предприятием «Тесла Либерец».

Датчик наличия вагонеток представляет собой пневматический конечный выключатель с воспринимающим элементом, выполнен­ ным в виде отклоняемого фартука. Датчик включен в систему ав­ томатизации ленточного конвейера и в случае отсутствия порож­ них вагонеток на погрузочном пункте останавливает подающую уголь конвейерную линию.

Уплотняющее устройство размещено под направляющим бун­ кером, где смонтирована загрузочная тележка, состоящая из внешней и внутренней рам, вибрационного привода и соединитель­

ных деталей.

MJM15, используе­

Для

орошения используется устройство

мое в системах автоматизации конвейерных линий.

Работает станция следующим образом.

 

При

установке порожней вагонетки под загрузочный бункер

срабатывает датчик наличия вагонеток 1 (рис.

14), который про­

изводит пуск ленточного конвейера.

 

Рис. 14. Принципиальная схема автоматического управления погру­ зочной станцией

27

Перемещение вагонеток осуществляется пневматическими тол­ кателями А и В, работающими параллельно на одну нагрузку, а толкатель С приводится в действие в тот момент, когда ваго­ нетка заполняется до уровня, на котором установлен датчик Д- Толкатель С постоянно подает погрузочную тележку, так как тол­ катели А и В не могут непрерывно подавать целый состав. На­ полненные вагонетки перемещаются постоянно на одну и ту же величину.

Сжатый воздух от пневматической сети давлением 4 н- 6 кгс/см2 через влагоотделитель 2 подается на четырехходовой кла пан режима работы. Положение вентиля р соответствует ручно­

му, положение а — автоматическому

режиму управления

погру­

зочной станцией.

 

 

Р е ж и м а в т о м а т и ч е с к о г о

у п р а в л е н и я .

При пе­

реключении рычага вентиля 3 в положение а подается

сжатый

воздух на соленоидный клапан 4, который подключен к радиоизо­

топному датчику уровня (излучатель 5, зонд ГМП б и преобразо­ ватель 7). Гамма-излучение радиоизотопного излучателя 5 про­ ходит через стенки вагонетки и зонда с гамма-счетчиком, распо­ ложенным на противоположной стороне (относительно излучате­ ля) и регистрирующим уровень угля в вагонетке.

Излучатель и зонд размещены таким образом, что позволяют контролировать уровень угля в левом углу вагонетки. При загруз­ ке вагонетки слой угля достигает определенного уровня, когда перекрывается луч гамма-излучателя. Радиоактивное излучение на входе в преобразователь ослабляется и на его выходе формирует­ ся электрический импульс, который подается на соленоидный кла­ пан 4. Последний подает сжатый воздух на шариковый клапан 8, вспомогательный клапан 9 и мембранный клапан 10 и затем на шариковый клапан И и клапан 12. Вспомогательный клапан 9 по­ дает сжатый воздух на клапан 13 толкателей А и В, приводящих шток в движение. Одновременно мембранный клапан 10 подает сжатый воздух на колодочный тормоз 14, последний растормажи­ вается. Клапан 12 подает сжатый воздух на датчик наличия ва­ гонеток Д, который в отклоненном положении пропускает сжатый воздух далее на клапан 13 и шток приводится в действие. Как только груженая вагонетка проедет под загрузочным бункером, поток гамма-лучей усилится.

Электрический импульс снимается с соленоидного клапана 4, который выпускает сжатый воздух с клапанов 9, 10 и 12, что при­ ведет к остановке (торможению) вагонетки одновременно с отклю­ чением толкателей. В случае интенсивного заполнения вагонетки, когда луч радиоактивного гамма-излучателя непрерывно ослаб­ ляется слоем угля, осуществляется плавная подача вагонетки.

Для контроля подачи существует сигнальная лампа, которая загорается, если дан импульс на соленоидный клапан 6 для про­ движения состава.

28


Р е ж и м р у ч н о г о у п р а в л е н и я . Переключением ры­ чага клапана 3 в положение р сжатый воздух подается на ручной клапан 15 и ножной клапан 16. Управление толкателями А и В осуществляется с помощью ножного клапана 16. При открывании клапана, как и в автоматическом режиме, происходит растормаживание вагонетки и продвижение ее в направлении движения.

Управление штоком С осуществляется с помощью клапана 16. В кабине размещены устройство автоматического управления кон­ вейерной линией и аппаратура управления подборочным конвейе­ ром. Независимо от режима работы (ручной или автоматический) работает система орошения и счета вагонеток.

Автоматизированная нагрузочная станция для скиповых подъе­ мов разработана заводом «ЧКД-Прага». Унифицированная загру­ зочная станция скипов может быть применена для различных мо­ дификаций скипового подъема: односкипового, двухскипового, двух двухскиповых подъемов в одном стволе.

Проектом станции предусмотрен комплекс оборудования, обес­ печивающий разгрузку груженых вагонеток, прием угля от кон­ вейерных линий, дозировку и загрузку скипов, улавливание просы­ павшегося угля в стволе и загрузку его в бункер.

Для обеспечения бесперебойной.работы транспорта в случае аварийного останова скипового подъема накопление угля произво­

дится, как правило,

в трех бункерах, два

из которых емкостью

600 м3 расположены

непосредственно под

главным откаточным

штреком и снабжены спиральными углеспускными устройствами, снижающими измельчение угля. Третий вспомогательный бункер емкостью около 250 мг расположен непосредственно возле ствола и загрузка его углем производится из первых двух бункеров с по­ мощью ленточных конвейеров. Разгрузка состава вагонеток над основными бункерами осуществляется на ходу (используются ва­ гонетки с донной разгрузкой), чем обеспечивается высокая произ­ водительность (600 т/ч) разгрузочного комплекса.

Загрузочная станция работает в автоматическом режиме, при этом обеспечиваются требования надежной герметичности ствола,

загрузки скипов при относительно

большой вытяжке канатов (до

2 м) и относительно большой кусковатости материала (до 1 м) с

выполнением ряда необходимых

блокировок и с механизацией

очистки зумпфа от просыпавшегося угля. Весь комплекс оборудо­ вания загрузочной станции изготовляется и поставляется заводом «ЧКД-Сланы».

На рис. 15 показана функциональная схема загрузочной стан­ ции. Уголь из вспомогательного бункера 1 с помощью пластинча­ того питателя 2 попадает на постоянно работающий ленточный конвейер 3, в который встроены конвейерные весы 4, осуществля­ ющие весовое дозирование угля. При проходе через весы необхо­ димой весовой порции угля подается команда на отключение пи­ тателя. Дублирование выходного сигнала весов осуществляется датчиками 5 верхнего уровня угля в дозаторах 6, т. е. загрузка до­

29