Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фашистские самолеты, стараясь дезорганизовать про­ хождение караванов с нефтью и другими стратегически­ ми грузами, забрасывали глубинными минами, обычно ночью, фарватер Волш вверх по течению. Организован­ ные на берегах Волги посты наблюдения отмечали места падения мин. Утром они сообщали в дивизион тральщи­ ков результаты своих наблюдений.

Мины были магнитно-акустические, весили по 900 ки­ лограммов и имели громадную взрывную силу. Катар брал на длинном буксире намагниченную стальную бар­ жу с работающим на ней пневматическим молотом, уда­ ряющим по дну. Ход катера рассчитывали так, чтобы ми­ ны подрывались сзади баржи или с боков ее. Но все же это было своеобразной игрой со смертью!

Очистив от мин Камышинский район Волги, катера дивизиона по железной дороге были переброшены на Днепр в распоряжение Днепровской военной флотилии. Здесь они тралили Днепр от Черкасс до Днепропетров­ ска. Затем своим ходом по Днепру и Березине при­ шли под Бобруйск, где под прикрытием бронекатеров за­ брасывали десанты и боеприпасы для частей действую­ щей армии»-

Это был долгий боевой путь костромских газогенера­ торных катеров и их команд, полный каждодневной тя­ желой и опасной работы.

Другие катера, сошедшие со стапелей завода позже, успели побывать в боях на Дунае — в Румынии, Венгрии и Югославии. Флотилия под командованием вице-адми­

рала Холостякова протралила в 1944 году

весь Дунай

от его устья до Будапешта, а потом была

переброшена

под город Новый Сад в Югославию. Побывали эти кате­ ра и на реке Сан в Болгарии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1945 года за успешное выполнение заданий пра­ вительства и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 39 рабочих, инженерно-технических

30

работников и служащих судомеханического завода были награждены орденами и медалями. Высшей правительст­ венной награды— ордена Ленина — были удостоены су­ досборщик Дмитрий Платонович Логинов, начальник механического цеха Геннадий Николаевич Исаков и сле­ сарь Александр Николаевич Клемин. Остальные были на­ граждены орденами Трудового Красного Знамени, Крас­ ной Звезды, «Знак Почета» и медалями.

Не уронили чести родного предприятия и рабочие за­ вода, ушедшие на фронт. Они храбро сражались с нена­ вистным врагом. Но нелегкой ценой досталась победа. Из 284 человек, ушедших в армию, на завод с фронта не вернулось 60 — они пали смертью храбрых, защищая Ро­ дину- У здания заводоуправления установлена мемори­ альная доска с именами погибших. Коллектив завода всегда будет помнить их имена.


IV. ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ

ОБЕДОНОСНО ЗАВЕРШИВ Великую Отечественную войну, наш народ вернулся к мирному созидательному труду, задачи которого были конкретизирова­ ны четвертым пятилетним пла­ ном. Промышленность пере­ ключилась на «гражданскую» продукцию.

Коллектив Костромского судомеханического завода вновь приступил к строительству катеров и другого обо­ рудования для нужд лесной промышленности и сплава. Основная задача — в самый короткий срок достичь дово­ енного уровня производства, а затем резко превысить его.

Первый послевоенный год... Как трудно было тогда работать! В войну люди жили и трудились на полном пределе, на грани последних сил и возможностей. Сейчас, в послевоенное мирное время, эти внутренние резервы духовных сил были на исходе. Вот в такие моменты нуж­ ны воля и закалка коммунистов, их сплоченность и целе­ устремленность. И партийная организация завода дока­ зала, что она умеет мобилизовать все свои силы в труд­ ное время. Коммунисты возглавили тогда все направле­ ния и участки, поставив две главные задачи: сберечь и сплотить кадры и начать модернизацию производства в

32

целом и оборудования, в частности, готовить фронт для реконструкции завода и его расширения.

Ощущалась острая нехватка кадров. Чтобы закрепить их и привлечь новые 'силы, нужно было оказать матери­ альную помощь 'бывшим 'воинам, инвалидам войны, орга­ низовать обучение подростков. Было голодно, существо­ вала карточная система. Для улучшения снабжения ра­ бочих было срочно расширено подсобное хозяйство заво­ да, всем желающим выделили участки земли, выдали се­ мена картофеля, овощей, особо остро нуждающимся — обувь, дрова.

Наряду с этими мерами были организованы школы взаимного обучения, курсы повышения квалификации ра­ бочих, мастеров, курсы техминимума и индивидуально­ бригадное обучение.

Меня в тот год назначили директором завода. Секре­ тарем партбюро был Николай Петрович Бахтин. У Нико­

лая Петровича — вся грудь в орденах

и... пустой рукав.

Оба мы еще во фронтовых шинелях,

в кителях. Знако­

мимся. Первое впечатление — умный,

эрудированный и

очень обаятельный человек,

в обращении мягкий, дели­

катный. Первое впечатление

не обмануло — замечатель­

ным человеком оказался наш комиссар, человеком тонко­ го подхода к людям, но твердым и несгибаемым, когда дело касалосыпринципиальных вопросов. Мы все решали вместе и это помогло нам выстоять в те трудные годы, и я до сих пор благодарен партийному вожаку, ныне по­ койному, за то, что он был не только другом, помощни­ ком, но и многому нас, в том числе и меня, научил. Умел он видеть не только сиюминутные задачи, но и заглянуть в завтрашний день.

Помню, сидели мы с ним часов пять, все ломали голо­ ву, .как выйти из прорыва, как коренным образом разре­ шить самый больной вопрос — ликвидировать сезонность выпуска катеров. Выход был один — реконструкция. Бах­ тин, прежде чем собрать коммунистов, глубоко, вместе со

з Зак. 5297

33


К оллектив и н ж е н е р н о -те хн и ч е ски х

работников

и

с л у ж а щ и х

заводоуправления в 1947 году.

Во втором ряду в

центре — Н.

И.

Соколов и

Н. П Бахтин.

мной, изучил вопрос, советовался со специалистами, ве­ теранами, а потом уже доложил свои выкладки и сооб­ ражения собранию. Это был деловой разговор, он принес большую пользу, так как после него был составлен кон­ кретный план действий, и ¡мы приступили к реконструк­ ции газогенераторного цеха, бывшего гаража и других помещений.

Особое место в его работе занимали кадры. Он береж­ но относился к ветеранам, но настойчиво развивал и ту мысль, что без молодого пополнения завод будет зады­ хаться без людей. Он настаивал на открытии школы ра­ бочей молодежи, видя в ней кузницу заводских кадров. Уже после его ухода, в 1951 году, мы эту школу откры­ ли— одну из первых в нашем городе.

Если с рабочими кадрами дело, в основном уладилось, то с инженерами и техниками создалось совершенно не­ терпимое положение. Достаточно сказать, что на 1 янва­ ря 1946 года на заводе работали всего три дипломиро­ ванных инженера и четверо техников. Технический отдел завода имел в своем составе только четырех специали­ стов под руководством единственного инженера-кораб- лестроителя Алексея Леонтьевича Турасса, который од­ новременно являлся и главным конструктором. Об этом человеке хочется рассказать особо.

Корабел он был прирожденный. Технически грамот­ ный, с творческой жилкой, он работал упорно, настойчи­ во, целеустремленно. На словах был медлителен, а вот на деле скор и энергичен. Взгляды свои умел отстаивать до конца. Была у него идея — развивать завод как кате­ ростроительный. Он много способствовал техническому образованию рабочих и читал им лекции, вел кружок.

За время работы на заводе А. Л. Турасс создал про­ екты нескольких типов катеров: «К-19», «К-20», «К-21». Особенно большой серией в годы войны был выпущен по­ следний катер. А в мирное время тысячи катеров молодо­ го костромского корабела работали на мирных водных

3;

35


трассах. Служат они лесорубам я сплавщикам и по сей день.

Усилия партийной, комсомольской и профсоюзной ор­ ганизаций не пропали, они воплотились в дела — катера и другие машины. Уже в 1948 году завод не только до­ стиг довоенного уровня производства, но и превысил уро­ вень, запланированный на конец пятилетки. Среди пере­ довиков того времени необходимо отметить судосборщи­ ков Шарова и Радеванова, гибщиков Соловьева и Коре­ панова, токарей Груздева и Иванова, слесарей Громова и Трифонова, столяров Ратькова, Еремина, Шутова, тру­ бопроводчика Бабкина, электромонтера Мельникова, вы­ полнявших ежегодно по полторы-две нормы.

Я не называю здесь старую гвардию, отличавшуюся еще в предвоенные годы — она была впереди. Образцы трудового энтузиазма показывали демобилизованные из армии рабочие. Они словно старались наверстать пропу­ щенные годы и трудились самозабвенно.

Естественно, развивалось и производство, вводилась в

действие «малая» и «большая» механизация трудоемких процессов, пополнился цеховой транспорт, подъемные ме­ ханизмы.

В целях ритмичности выпуска «товарных» катеров до­ стигли задела на две недели вперед, а спуск их на воду для испытаний перевели на жесткий график. Теперь таке­ лажники спускали катер на воду, не глядя, кто что не до­ делал, а потом за простой били рублем виноватого. Это подстегнуло всех. Стали доводить месячные, недельные и суточные графики до каждого рабочего, бригады, участ­ ка, цеха. Соревнование стало более конкретным и дейст­ венным.

В сентябре 1949 года завод завершил выполнение пя­ тилетнего плана за три года и восемь месяцев. Это была победа! Последний катер, построенный в счет пятилетки, получил название «Завершающий» и был спущен на воду

36

Б ольш ой

серией в ы п уска л ся с 1951 года катер «Т-63».

Он славно

по труд и л ся и прод олж ает тр у д и ть с я на р е ка х

Советского Союза.

вторжественной обстановке в присутствии общественно­ сти города.

Лучшие стахановцы завода— судосборщики Иван и Степан Скобелкины, мотористы В. И. Громов и П. Н. Трухачев выполнили семилетние нормы выработки, десятки

рабочих намного перекрыли пятилетние планы и личные обязательства.

В последнем году послевоенной пятилетки коллективу завода было дано важное правительственное задание — освоить выпуск нового катера «Т-63» со 150-сильным ди­ зелем, работающим от газогенератора на обыкновенных швырковых дровах. Надо сказать, что это был первый та­ кой опыт в отечественной и зарубежной технике — двига-

37


тель дизельного цикла, работающий на газе от древесно­ го топлива. Требовалось пересмотреть всю технологию производства: были организованы сквозные бригады; производство катеров «К-21», которые завод выпускал большой серией, перевели на поток. По цехам составля­ лись встречные стахановские планы, широко развернулся метод коллективной стахановской работы, были разрабо­ таны условия соревнования за звание цеха стахановского труда. Кроме того, было организовано более пятидесяти бригад отличного качества — новая форма социалистиче­ ского соревнования на заводе. Они помогли еще выше поднять марку костромских катеров, упрочили и закрепи­ ли репутацию продукции в своей стране и за рубежом.

За самоотверженный труд и досрочное выполнение пятилетнего плана большая группа работников завода была награждена Почетными грамотами и значками «Отличник соревнования», четырем бригадам присвоено звание «Коллектив отличного качества». Среди награж­ денных были токари Н. А. Клемина, А. И. Комлев, Н. Н. Суриков, слесарь Н. А. Балакирев, судосборщик X. Т. Го­ рячева, моторист-испытатель П. Н. Трухачев, начальник технического отдела А. Л. Тураес.

Так была завершена первая послевоенная пятилетка, прошедшая в трудных испытаниях перевода предприятия на мирные рельсы, но и принесшая радость новых свер­ шений, доказавшая, что коллективу костромских судо­ строителей по плечу не только трудовой энтузиазм, но и решение сложных социальных, инженерных и технологи­ ческих задач. Костромские корабелы и их продукция — катера, заняли прочное место среди судостроителей стра­ ны. И пусть костромичи не спускали со своих стапелей океанские лайнеры и супертанкеры, зато их трудяги-кате­ ра стали незаменимьши помощниками лесорубов исплав­ щиков страны.

V. КРУТЫЕ ГОДЫ

ОКТЯБРЕ 1952 года состо­ ялся XIX партийный съезд, ко­ торый подвел итоги успешного выполнения послевоенного вос­ становительного периода и ут­ вердил Директивы по пятому пятилетнему плану, в котором предусматривалось увеличение выпуска промышленной про­

дукции в среднем на 70 процентов.

Такая задача ставилась и перед коллективом Кост­ ромского судомеханического завода.

Если окинуть мысленным взором этот период истории завода, то он отмечен невиданным до сих пор расцветом творческой мысли рабочих и инженерно-технических ра­ ботников, а в производстве двумя примечательными ве­ хами:

запуском в серийное производство катера «Т-63» в га­ зогенераторном и ЖИДКОТОПЛИВ1НОМ исполнении;

освоением первого водометного катера «ВБК-30». Следует сказать, что помимо катеров различных ти­

пов, завод выпускал в те годы и различное оборудование для лесозаготовителей и сплавщиков самой широкой но­ менклатуры: металлические емкости и бункера для тре­ левочных газогенераторных катеров «КТ-12», пароподо-

39