Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Фашистские самолеты, стараясь дезорганизовать про хождение караванов с нефтью и другими стратегически ми грузами, забрасывали глубинными минами, обычно ночью, фарватер Волш вверх по течению. Организован ные на берегах Волги посты наблюдения отмечали места падения мин. Утром они сообщали в дивизион тральщи ков результаты своих наблюдений.
Мины были магнитно-акустические, весили по 900 ки лограммов и имели громадную взрывную силу. Катар брал на длинном буксире намагниченную стальную бар жу с работающим на ней пневматическим молотом, уда ряющим по дну. Ход катера рассчитывали так, чтобы ми ны подрывались сзади баржи или с боков ее. Но все же это было своеобразной игрой со смертью!
Очистив от мин Камышинский район Волги, катера дивизиона по железной дороге были переброшены на Днепр в распоряжение Днепровской военной флотилии. Здесь они тралили Днепр от Черкасс до Днепропетров ска. Затем своим ходом по Днепру и Березине при шли под Бобруйск, где под прикрытием бронекатеров за брасывали десанты и боеприпасы для частей действую щей армии»-
Это был долгий боевой путь костромских газогенера торных катеров и их команд, полный каждодневной тя желой и опасной работы.
Другие катера, сошедшие со стапелей завода позже, успели побывать в боях на Дунае — в Румынии, Венгрии и Югославии. Флотилия под командованием вице-адми
рала Холостякова протралила в 1944 году |
весь Дунай |
от его устья до Будапешта, а потом была |
переброшена |
под город Новый Сад в Югославию. Побывали эти кате ра и на реке Сан в Болгарии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1945 года за успешное выполнение заданий пра вительства и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 39 рабочих, инженерно-технических
30
работников и служащих судомеханического завода были награждены орденами и медалями. Высшей правительст венной награды— ордена Ленина — были удостоены су досборщик Дмитрий Платонович Логинов, начальник механического цеха Геннадий Николаевич Исаков и сле сарь Александр Николаевич Клемин. Остальные были на граждены орденами Трудового Красного Знамени, Крас ной Звезды, «Знак Почета» и медалями.
Не уронили чести родного предприятия и рабочие за вода, ушедшие на фронт. Они храбро сражались с нена вистным врагом. Но нелегкой ценой досталась победа. Из 284 человек, ушедших в армию, на завод с фронта не вернулось 60 — они пали смертью храбрых, защищая Ро дину- У здания заводоуправления установлена мемори альная доска с именами погибших. Коллектив завода всегда будет помнить их имена.
IV. ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ
ОБЕДОНОСНО ЗАВЕРШИВ Великую Отечественную войну, наш народ вернулся к мирному созидательному труду, задачи которого были конкретизирова ны четвертым пятилетним пла ном. Промышленность пере ключилась на «гражданскую» продукцию.
Коллектив Костромского судомеханического завода вновь приступил к строительству катеров и другого обо рудования для нужд лесной промышленности и сплава. Основная задача — в самый короткий срок достичь дово енного уровня производства, а затем резко превысить его.
Первый послевоенный год... Как трудно было тогда работать! В войну люди жили и трудились на полном пределе, на грани последних сил и возможностей. Сейчас, в послевоенное мирное время, эти внутренние резервы духовных сил были на исходе. Вот в такие моменты нуж ны воля и закалка коммунистов, их сплоченность и целе устремленность. И партийная организация завода дока зала, что она умеет мобилизовать все свои силы в труд ное время. Коммунисты возглавили тогда все направле ния и участки, поставив две главные задачи: сберечь и сплотить кадры и начать модернизацию производства в
32
целом и оборудования, в частности, готовить фронт для реконструкции завода и его расширения.
Ощущалась острая нехватка кадров. Чтобы закрепить их и привлечь новые 'силы, нужно было оказать матери альную помощь 'бывшим 'воинам, инвалидам войны, орга низовать обучение подростков. Было голодно, существо вала карточная система. Для улучшения снабжения ра бочих было срочно расширено подсобное хозяйство заво да, всем желающим выделили участки земли, выдали се мена картофеля, овощей, особо остро нуждающимся — обувь, дрова.
Наряду с этими мерами были организованы школы взаимного обучения, курсы повышения квалификации ра бочих, мастеров, курсы техминимума и индивидуально бригадное обучение.
Меня в тот год назначили директором завода. Секре тарем партбюро был Николай Петрович Бахтин. У Нико
лая Петровича — вся грудь в орденах |
и... пустой рукав. |
|
Оба мы еще во фронтовых шинелях, |
в кителях. Знако |
|
мимся. Первое впечатление — умный, |
эрудированный и |
|
очень обаятельный человек, |
в обращении мягкий, дели |
|
катный. Первое впечатление |
не обмануло — замечатель |
ным человеком оказался наш комиссар, человеком тонко го подхода к людям, но твердым и несгибаемым, когда дело касалосыпринципиальных вопросов. Мы все решали вместе и это помогло нам выстоять в те трудные годы, и я до сих пор благодарен партийному вожаку, ныне по койному, за то, что он был не только другом, помощни ком, но и многому нас, в том числе и меня, научил. Умел он видеть не только сиюминутные задачи, но и заглянуть в завтрашний день.
Помню, сидели мы с ним часов пять, все ломали голо ву, .как выйти из прорыва, как коренным образом разре шить самый больной вопрос — ликвидировать сезонность выпуска катеров. Выход был один — реконструкция. Бах тин, прежде чем собрать коммунистов, глубоко, вместе со
з Зак. 5297 |
33 |
К оллектив и н ж е н е р н о -те хн и ч е ски х |
работников |
и |
с л у ж а щ и х |
заводоуправления в 1947 году. |
Во втором ряду в |
центре — Н. |
И. |
Соколов и |
Н. П Бахтин. |
мной, изучил вопрос, советовался со специалистами, ве теранами, а потом уже доложил свои выкладки и сооб ражения собранию. Это был деловой разговор, он принес большую пользу, так как после него был составлен кон кретный план действий, и ¡мы приступили к реконструк ции газогенераторного цеха, бывшего гаража и других помещений.
Особое место в его работе занимали кадры. Он береж но относился к ветеранам, но настойчиво развивал и ту мысль, что без молодого пополнения завод будет зады хаться без людей. Он настаивал на открытии школы ра бочей молодежи, видя в ней кузницу заводских кадров. Уже после его ухода, в 1951 году, мы эту школу откры ли— одну из первых в нашем городе.
Если с рабочими кадрами дело, в основном уладилось, то с инженерами и техниками создалось совершенно не терпимое положение. Достаточно сказать, что на 1 янва ря 1946 года на заводе работали всего три дипломиро ванных инженера и четверо техников. Технический отдел завода имел в своем составе только четырех специали стов под руководством единственного инженера-кораб- лестроителя Алексея Леонтьевича Турасса, который од новременно являлся и главным конструктором. Об этом человеке хочется рассказать особо.
Корабел он был прирожденный. Технически грамот ный, с творческой жилкой, он работал упорно, настойчи во, целеустремленно. На словах был медлителен, а вот на деле скор и энергичен. Взгляды свои умел отстаивать до конца. Была у него идея — развивать завод как кате ростроительный. Он много способствовал техническому образованию рабочих и читал им лекции, вел кружок.
За время работы на заводе А. Л. Турасс создал про екты нескольких типов катеров: «К-19», «К-20», «К-21». Особенно большой серией в годы войны был выпущен по следний катер. А в мирное время тысячи катеров молодо го костромского корабела работали на мирных водных
3; |
35 |
трассах. Служат они лесорубам я сплавщикам и по сей день.
Усилия партийной, комсомольской и профсоюзной ор ганизаций не пропали, они воплотились в дела — катера и другие машины. Уже в 1948 году завод не только до стиг довоенного уровня производства, но и превысил уро вень, запланированный на конец пятилетки. Среди пере довиков того времени необходимо отметить судосборщи ков Шарова и Радеванова, гибщиков Соловьева и Коре панова, токарей Груздева и Иванова, слесарей Громова и Трифонова, столяров Ратькова, Еремина, Шутова, тру бопроводчика Бабкина, электромонтера Мельникова, вы полнявших ежегодно по полторы-две нормы.
Я не называю здесь старую гвардию, отличавшуюся еще в предвоенные годы — она была впереди. Образцы трудового энтузиазма показывали демобилизованные из армии рабочие. Они словно старались наверстать пропу щенные годы и трудились самозабвенно.
Естественно, развивалось и производство, вводилась в
действие «малая» и «большая» механизация трудоемких процессов, пополнился цеховой транспорт, подъемные ме ханизмы.
В целях ритмичности выпуска «товарных» катеров до стигли задела на две недели вперед, а спуск их на воду для испытаний перевели на жесткий график. Теперь таке лажники спускали катер на воду, не глядя, кто что не до делал, а потом за простой били рублем виноватого. Это подстегнуло всех. Стали доводить месячные, недельные и суточные графики до каждого рабочего, бригады, участ ка, цеха. Соревнование стало более конкретным и дейст венным.
В сентябре 1949 года завод завершил выполнение пя тилетнего плана за три года и восемь месяцев. Это была победа! Последний катер, построенный в счет пятилетки, получил название «Завершающий» и был спущен на воду
36
Б ольш ой |
серией в ы п уска л ся с 1951 года катер «Т-63». |
Он славно |
по труд и л ся и прод олж ает тр у д и ть с я на р е ка х |
Советского Союза.
вторжественной обстановке в присутствии общественно сти города.
Лучшие стахановцы завода— судосборщики Иван и Степан Скобелкины, мотористы В. И. Громов и П. Н. Трухачев выполнили семилетние нормы выработки, десятки
рабочих намного перекрыли пятилетние планы и личные обязательства.
В последнем году послевоенной пятилетки коллективу завода было дано важное правительственное задание — освоить выпуск нового катера «Т-63» со 150-сильным ди зелем, работающим от газогенератора на обыкновенных швырковых дровах. Надо сказать, что это был первый та кой опыт в отечественной и зарубежной технике — двига-
37
тель дизельного цикла, работающий на газе от древесно го топлива. Требовалось пересмотреть всю технологию производства: были организованы сквозные бригады; производство катеров «К-21», которые завод выпускал большой серией, перевели на поток. По цехам составля лись встречные стахановские планы, широко развернулся метод коллективной стахановской работы, были разрабо таны условия соревнования за звание цеха стахановского труда. Кроме того, было организовано более пятидесяти бригад отличного качества — новая форма социалистиче ского соревнования на заводе. Они помогли еще выше поднять марку костромских катеров, упрочили и закрепи ли репутацию продукции в своей стране и за рубежом.
За самоотверженный труд и досрочное выполнение пятилетнего плана большая группа работников завода была награждена Почетными грамотами и значками «Отличник соревнования», четырем бригадам присвоено звание «Коллектив отличного качества». Среди награж денных были токари Н. А. Клемина, А. И. Комлев, Н. Н. Суриков, слесарь Н. А. Балакирев, судосборщик X. Т. Го рячева, моторист-испытатель П. Н. Трухачев, начальник технического отдела А. Л. Тураес.
Так была завершена первая послевоенная пятилетка, прошедшая в трудных испытаниях перевода предприятия на мирные рельсы, но и принесшая радость новых свер шений, доказавшая, что коллективу костромских судо строителей по плечу не только трудовой энтузиазм, но и решение сложных социальных, инженерных и технологи ческих задач. Костромские корабелы и их продукция — катера, заняли прочное место среди судостроителей стра ны. И пусть костромичи не спускали со своих стапелей океанские лайнеры и супертанкеры, зато их трудяги-кате ра стали незаменимьши помощниками лесорубов исплав щиков страны.
V. КРУТЫЕ ГОДЫ
ОКТЯБРЕ 1952 года состо ялся XIX партийный съезд, ко торый подвел итоги успешного выполнения послевоенного вос становительного периода и ут вердил Директивы по пятому пятилетнему плану, в котором предусматривалось увеличение выпуска промышленной про
дукции в среднем на 70 процентов.
Такая задача ставилась и перед коллективом Кост ромского судомеханического завода.
Если окинуть мысленным взором этот период истории завода, то он отмечен невиданным до сих пор расцветом творческой мысли рабочих и инженерно-технических ра ботников, а в производстве двумя примечательными ве хами:
запуском в серийное производство катера «Т-63» в га зогенераторном и ЖИДКОТОПЛИВ1НОМ исполнении;
освоением первого водометного катера «ВБК-30». Следует сказать, что помимо катеров различных ти
пов, завод выпускал в те годы и различное оборудование для лесозаготовителей и сплавщиков самой широкой но менклатуры: металлические емкости и бункера для тре левочных газогенераторных катеров «КТ-12», пароподо-
39