Файл: Огородников, В. Б. Подшипники скольжения судовых поршневых машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Во вкладышах с гладкой рабочей поверхностью при качатель-
ном движении циркуляция масла затруднена, что приводит к "по явлению высоких температур в смазочном слое. Однако такой
вкладыш обладает большей грузоподъемностью смазочного слоя за счет более ровного распределения гидродинамических давлений
по его рабочей поверхности. Поэтому можно считать целесообраз ным поиски конструкций подшипников с гладкой рабочей поверх ностью и дополнительным охлаждением. Следует отметить также, что проведенные опыты по определению толщины смазочной плен ки в натурных подшипниках подтвердили существенную зависи мость толщины смазочного слоя как от сдавливающего действия
нагрузки, так и от частоты вращения при качательном движении
шатуна. Правда, влияние первой составляющей примерно в 1,5 ра
за сильнее второй.
Проведенное, по-видимому, впервые детальное исследование расходов смазки при различных условиях работы подшипников, а
также найденные во время натурных и модельных испытании тол
щины масляной пленки в поршневых подшипниках, представляют собой достаточно проверенные опытные данныеЗначительно
сложнее обстоит дело с измерениями гидродинамических давлений.
Эти опыты требуют дальнейшего усовершенствования и развития, поскольку полученные в настоящее время данные, хотя и являются
интересными и оригинальными, но все же не дают пока еще доста
точно точную картину распределения давления. Интересным ре
зультатом, полученным при исследовании распределения гидроди
намических давлений, можно считать подтверждение ранее суще ствовавших предположений о характере деления эпюры давлений
на отдельные участки смазочными канавками в рабочей зоне. Не менее интересны результаты оценки влияния жесткости конструк ции шатуна на распределение давлений (см. рис. 17, г и 18).
Учитывая чрезвычайно высокую напряженность работы порш
невых подшипников и значительную зависимость надежности их работы от состояния смазочной пленки, следует считать целесооб разными такие конструктивные, технологические и эксплуатацион
ные мероприятия:
— улучшение чистоты поверхностей сопрягаемых пар: напри мер, для пальца с закаленной до 55—60 HRC поверхностью жела телен 11 —12 класс чистоты, а для вкладыша с освинцовкоп или
более стойким антифрикционным покрытием 8—9;
—применение двух- и трехслойных покрытий с наружным
слоем из более стойкого материала, чем свинец;
—использование специальных масел с присадками, повыша ющими адгезионные и смазывающие свойства граничных слоёв
масла, а также температуростойких синтетических масел, приме
няемых для смазки турбин;
—разработку новых конструкций подшипников, имеющих бо
лее низкие удельные давления, и устройств для выравнивания на грузок, например, полусферических и других опор, дающих воз
можность лучше организовать смазочный процесс;
50
— повышение качества очистки масла (размер частиц не дол
жен превышать десятых долей микрона) и создания системы авто
матического прогнозирования для опред тения состояния различ ных узлов машин, в том числе — подшипь ’ковых;
— организацию изготовления, сборки испытаний узлов ма шин (в соответствии с приведенными выше рекомендациями),
исключающую случайное повреждение опор и других важнейших узлов из-за попадания загрязнений или посторонних частиц в за
ливаемое в машину масло или в систему смазки машины в целом.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букер И. Ф. Динамически нагруженные радиальные подшипники сколь жения. Новый метод решения. — «Теоретические основы инженерных расчетов». Μ., «Мир», 1965, № 3, с. 1—12.
2. Б у к е р И. Ф. Динамически нагруженные радиальные подшипники сколь жения. Численное приложение метода подвижности. — «Проблемы трения и смазки». Μ., «Мир», 1971, № 1, с. 161—169.
3. Г и п ц б у р г Б. Я. Теоретические основы повышения износоустойчивости поршневого пальца четырехтактного двигателя. В кн.: «Трение и износ в маши нах», т. 1, Μ.—Л., АН СССР, 1939, с. 587—610.
4. |
Д о н а л ь д с о н |
P. Р. Минимальная толщина сдавливаемой |
пленки |
смазки |
в радиальном |
подшипнике с периодически меняющейся нагрузкой. — |
|
«Проблемы трения и смазки», Μ., «Мир», 1971, № 1, с. 123—126. |
судовых |
||
5. |
К а р а т ы ш к и н |
С. Г. Динамически нагруженные подшипники |
двигателей внутреннего сгорания. Л., «Судостроение», 1968.
6.Коднир Д. С. Контактно-гидродинамическая теория смазки. Куйбы шевское книжное издательство, 1963.
7.К V л и к о в Л. А. Влияние эксплуатационных факторов на работу голов
ного подшипника. — «Речной транспорт», 1969, № 12, с. 32—33.
8. Немков П. П., |
Шишмарев Н. Д. Увеличение срока службы голов |
|
ных подшипников двигателей. — «Речной транспорт», 1968, № 10, с. 31. |
||
9. H е ч и и о р е н к о |
В. А. |
Расчет высокоскоростных опор судовых редук |
торов. Л., «Судостроение», 1966. |
Установка для экспериментального исследова |
|
10. H е ч и и о р е н к о |
В. А. |
ния опорных подшипников скольжения. Труды ЛКИ, вып. XXXI, 1960.
11.Орлов П. И. Смазка легких двигателей. ОНТИ, 1937.
12.Снеговский Ф. П. Опоры скольжения. Μ., Машгиз, 1969.
13. У л и т о в с к и й Б. А., Г о р а и ч а р о в с к и й В. А. К оценке зазора в шатунном подшипнике дизеля на рабочем режиме. — «Записки ленингр. с/х института», т. 131, № 2, 1969, с. 36—39.
14. Файнгольд Н. III., Гордин П. В., Новак Ю. С. О влиянии схемы подачи масла на несущую способность масляного слоя шатунного под
шипника дизеля. «Энергомашиностроение», № 5, |
1969, с. |
40—41. |
|||
15. |
О г о р о д н и к о в В. Б. |
Шатунный подшипник прицепного шатуна. Авт. |
|||
св .СССР, кл. 47в, 9, 46с, 12, № 224966, заявл. 3.02.67, опубл. 21.11.68. |
|||||
16. |
Laskar |
Wechsler. |
An análisis |
of partial arc bearing including |
|
effects |
elasticity |
and viscosity. |
«Naval Engineers |
Journal», February, 1973, |
p.50-58.
4* |
51 |
|
|
|
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
||
Предисловие................................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|||
Глава |
I. |
Постановка задачи |
исследования . |
|
|
|
5 |
||||||
§ К Краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований |
—' |
||||||||||||
|
подшипников |
рассматриваемого типа.................................................. |
|
|
|
||||||||
§ 2. Типовые конструкции поршневых подшипников................................ |
|
|
|
15 |
|||||||||
§ |
3. |
Стадии, причины и способы контроля |
|
износа подшипников . .18 |
|||||||||
§ |
4. |
Конструктивные мероприятия по улучшению условий |
работы порш |
21 |
|||||||||
§ |
|
невых подшипников. Методы расчета подшипников....................... |
|
||||||||||
5. Цель исследования.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|||||
Глава |
II. |
Экспериментальные |
исследования |
поршневых |
подшипников |
27 |
|||||||
§ |
Ѳ. |
Стенд для |
исследования |
моделей подшипников и |
методика про |
— |
|||||||
§ |
7. |
ведения опытов........................................................................................... |
|
натурных |
|
подшипников |
и |
методика |
|||||
Стенд для |
исследования |
|
|
||||||||||
§ |
8. |
проведения |
опытов.............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
31 |
|||
Экспериментальные установки и методика исследования |
прозрач |
33 |
|||||||||||
|
|
ных |
моделей |
подшипников.................................................................. |
|
|
|
|
. |
||||
Глава |
III. |
Анализ |
результатов |
экспериментальных исследований . . |
36 |
||||||||
§ |
9. |
Результаты |
исследований |
натурных |
подшипников |
.... — |
|||||||
§ |
К). |
Результаты исследований подшипников на прозрачных моделях |
40 |
||||||||||
§ |
14. |
Результаты |
модельных |
испытаний поршневого подшипника . . |
45 |
||||||||
§ |
12. |
Рекомендации по проектированию |
и |
повышению |
надежности |
48 |
|||||||
|
|
опор |
поршневых судовых |
машин.......................................................... |
|
|
|
|
|
||||
Указатель литературы.................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
51 |
Вадим Борисович Огородников,
Владимир Александрович Нечипоренко,
Галина Федоровна Сластникова
Подшипники скольжения судовых поршневых машин
Редактор В. И. Важенко
Художественный редактор В. А. Пурицкий
Технический редактор А. П. Ширяева
Корректор И. П. Острогорова
Оформление обложки художника Е. Т. Киселева
Сдано в набор 26/ѴІІ-1974 г. Подписано в печать. 29/ѴІІІ-1974 г. М-04427. Формат издания 60×901∕ig. Бумага типографская № 2. Печ. л. 3,25.
Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 3,4. Тираж 1200 экз. Заказ № 2488. Цена 18 коп. Изд. № 2963—73.
Издательство «Судостроение» 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8.
Производственное полиграфическое объединение № 1 Ленуприздата — Тосненское производство.
Цена 18 коп.
ИЗДАТЕЛЬСТВО СУДОСТРОЕНИЕ ЛЕНИНГРАД. 1974.