Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
М ИН И С Т Е Р С Т В О П Р О С В Е Щ Е Н И Я Р С Ф С Р
я р о с л а в с к и й о р д е н а т р у д о в о г о к р а с н о г о з н а м е н и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ к. Д. У Ш И Н С К О Г О
о п ы т
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ ПО ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Я Р О С Л А В Л Ь 1 974 .
jP"*7o® . пу&мчная P'
■■ ялучке - тех«ичв.'нак $
бИ«$Я'.1«?ека СССР 3 ЭКЗЕМПЛЯР р
1 ЧИТАЛЬНОГО »А Л А I
• . |
ч 'ill ■.llll.i-*g .-4gW ’ |
soт
Р е д к о л л е г и я :
Н. П. АНТИПОВ, А. Б. ДИТМАР, (ответственный редактор), В. Л. РОХМИСТРОВ
<g) Ярославский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт
имени К- Д. Ушинского, 1974
ОТ Р Е Д А К Ц И И
Настоящий сборник включает некоторые материалы вто рого зонального совещания представителей кафедр географии так называемой Северной зоны и некоторые доклады, сде ланные на научно-методических конференциях по вопросам вузовской методики преподавания.
Зональные объединения географических кафедр педагоги ческих институтов РСФСР были утверждены Главным управ лением высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР в начале 1971 года. Пе ред ними были поставлены задачи координации деятельности кафедр по повышению уровня научно-исследовательской, на учно-методической и учебно-воспитательной работы, а также по оказанию научно-методической помощи школе. К Север ной зоне были отнесены Архангельский, Вологодский, Горь ковский, Ленинградский, Карельский, Кировский, Коми педин ститут, Московский государственный, Московский областной, Московский заочный, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский (утвержденный на ближайшие 5 лет в качест ве головного) педагогические институты.
Первое зональное совещание представителей географичес ких кафедр педагогических институтов Северной зоны было проведено в апреле 1971 года в Ярославле. Оно носило орга-
з
низационный характер. На нем было проведено ознакомление участников с «Положением о. зональных объединениях», из бран состав Бюро объединения и обсужден план работы на 1971— 1975 гг. Второе совещание проводилось на базе Воло годского педагогического института, часть прослушанных ма териалов публикуется в настоящем сборнике, согласно по становлению данного совещания 1973 г.
В статьях сборника обобщается некоторый опыт кафедр по организации и проведению спецкурсов, спецпрактикумов (спецсеминаров) и факультативных курсов для студентов пе дагогических институтов. Все. они преследуют цель расширить и углубить знания студентов в той или иной области геогра фии, а некоторые из них имеют непосредственное отношение к подготовке студентов к ведению соответствующих факуль тативов в школе. В ряде статей освещаются вопросы оказа ния конкретной помощи сельской школе, учительству и, в частности, учителям, являющимся студентами-заочниками. Особое место занимает статья А. Н. Иванова, поднимающая важный вопрос о методологическом и воспитательном значе нии изучения вопросов истории науки в педвузе.
Публикация материалов сборника является весьма свое временной в свете исторических Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей школе и по улучшению работы сельской школы.
Редакция надеется, что материалы сборника будут полез ны географам других зональных объединений и вызовут ин терес среди учителей средней школы.
Д. Д. ЛАВРОВ, Р. В. ЛЕБЕДЕВА, С. С. ШНАЙДЕР
Кировский пединститут
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦСЕМИНАРА, СПЕЦИАЛЬНОГО И ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Задачи подготовки высококвалифицированных н высокооб разованных учительских кадров обязывают преподавателей педагогических вузов, в частности, работников географичес ких кафедр постоянно работать над использованием и совер шенствованием уже сложившихся и положительно зарекомен довавших себя форм и методов улучшения географической подготовки студентов — будущих учителей. *
Такими важными формами повышения уровня географи ческой подготовки студентов, помимо лекционных и лаборатор но-практических занятий, как известно, являются спецкурсы, специальные семинары, спецпрактикумы и т. д.
Именно эти формы учебной работы обеспечивают допол нительные возможности для активизации самостоятельной учебной работы студентов и привлечения наиболее способ ных из них к активной творческой и научной деятельности.
Следует с удовлетворением отметить, что наши учебные планы, в частности, новый, открывает широкие возможности б этом отношении. Так, например, в новом учебном плане ре комендуются около 20 различных курсов и практикумов по выбору.
Географические кафедры Кировского пединститута ведут в настоящее время следующие курсы:
Кафедра экономической географии уже в течение многих лет — спецсеминар для студентов V курса стационара и для
5
студентов IV—V курсов заочного отделения по проблемам экономической географии развивающихся стран Азии, Афри
ки и Латинской Америки в объеме 30 часов. |
с п е ц к у р с |
||
Кафедра физической |
географии |
проводит |
|
по охране природы и |
ф а к у л ь т а т и в н ы й |
к у р с «Поле |
|
вое ландшафтное картирование». |
|
|
|
Кафедра экономической географии |
при выборе тематики |
спецсеминара «Экономико-географические проблемы разви вающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки» исхо дила, во-первых, из ее исключительной актуальности в деле повышения теоретического уровня подготовки студентов по курсу экономической и политической географии зарубежных стран, во-вторых, были учтены крайне ограниченные возмож ности подробного изучения многообразия современных проб лем развивающихся стран в общем лекционном курсе по эко номической географии зарубежных стран. Наконец, при вы боре тематики учитывался также возросший интерес студен тов к экономико-географическим проблемам развивающихся стран и научные интересы руководителя спецсеминара.
Содержание и тематика спецсеминара по проблемам эко номической географии развивающихся стран в последние го ды существенно изменились в соответствии с теми задачами, которые жизнь и события поставили перед ними. Если в прош лом (в конце 50-х —начале 60-х годов) главным в тематике семинара были вопросы, связанные с антиимпериалистической и освободительной борьбой народов колониальных стран за достижение политической независимости, то тематика послед них лет приобрела новое содержание: в ней, в частности, от ражены основные современные задачи развивающихся стран, связанные с борьбой против неоколониализма, за создание национальной и независимой экономики.
Вот неполный перечень основных проблем, которые были предметом изучения на спецсеминаре в текущем учебном году:
1. Распад колониальной системы империализма и основ ные черты экономики развивающихся стран.
2.Развивающиеся страны в современном мире и их борь ба за выбор пути развития.
3.Энергетические и минерально-сырьевые ресурсы разви вающихся стран и государственные мероприятия по их освое нию в интересах развития производительных сил этих стран.
6
4.Демографический «взрыв» и пути решения продовольст венной проблемы в развивающихся странах.
5.Проблемы аграрных преобразований и развития сель ского хозяйства в развивающихся странах.
6.Проблема индустриализаций развивающихся стран.
7.Роль инфраструктуры в ускорении развития производи
тельных сил развивающихся стран.
8.Проблемы некапиталистического пути развития разви вающихся стран.
9.Проблемы взаимного сотрудничества и интеграции раз вивающихся стран.
10.’“ Развивающиеся страны в международном географи ческом разделении труда.
11.Помощь социалистических стран в развитии хозяйства развивающихся стран.
Как видно, центральное место в тематике занимают проб лемные вопросы современного развития развивающихся стран.
Темы и подтемы докладов распределяются между студен тами стационара по небольшим группам (2—3 человека) в начале учебного года V курса стационара, а на заочном от делении — (индивидуально) во время летней сессии третье курсников.
Вводная лекция преподавателя знакомит студентов с зада чами спецсеминара и основными проблемами, которые будут изучаться на спецсеминаре, делает краткий обзор литератур ных, статистических и справочных источников, рассказывает о методике работы спецсеминара, устанавливает сроки под готовки докладов и время их представления преподавателю для просмотра.
Все темы требуют от студентов большой самостоятельно сти и значительной творческой работы. Разрабатывая одну из них, студент должен составить библиографию, подобрать не обходимые литературные и статистические источники,, подгог
товить доклад, |
различные графические материалы: диа |
граммы, схемы, карто-схемы. |
|
Очень часто |
(но, к сожалению, не всегда) обсуждение |
докладов носит творческий и дискуссионный характер. Следует указать, что в течение ряда лет при кафедре ус
пешно работает студенческая лекторская группа (в различ ные годы численность ее колеблется в пределах от 15 до 22 человек). Основным материалом для лекторов являются док-
7
лады, разработанные самими студентами, прочитанные и про анализированные на спецсеминаре.
Ежегодно студенты — члены лекторской группы по путев кам общества «Знание» читают перед населением города и об ласти по темам спецсеминара более 100 лекций. Кроме того, по установившейся традиции, студенты V курса стационара, не входящие в лекторскую группу, и студенты IV—V курсов заочного отделения по путевкам институтского бюро общест
ва «Знание» должны |
прочитать минимум по |
одной лекции |
||
перед населением. , |
|
|
|
|
Таким образом, |
наш небольшой опыт |
показывает, |
что |
|
спецсеминар является одной из важных форм |
организации |
|||
самостоятельной учебной работы студентов |
и |
привития |
им |
|
начальных навыков |
самостоятельной научно-исследователь |
ской работы. На заочном отделении спецсеминар — важное средство активизации самостоятельной работы студентов старших курсов в межсессионный период. Кроме того, при умелой организации спецсеминар может стать важным сред ством развития общественно-политической активности и ини циативы студентов путем их вовлечения в широкую пропа гандистскую и лекционную работу среди городского и сель ского населения.
Факультативный курс «Полевое ландшафтное картиро вание» (20час.) читается на III курсе специальности «геогра фия и биология». Ландшафтные методы исследования привле кают в настоящее время внимание не только географов, но и представителей смежных с географией дисциплин — геобота ников, почвоведов, зоологов и других специалистов.
Следует отметить и то, что ландшафтоведы стремятся связать свои исследования с решением задач, имеющих боль шое практическое значение. Так, например, ландшафтные ис следования применяются при учете природных ресурсов для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, гра достроительства, при проведении борьбы с природно-очаговы ми болезнями, при различных изыскательских исследованиях.
В Кировском пединституте этот предмет читается на III курсе потому, что он необходим для подготовки студентов к летней полевой практике по физической географии, где они выявляют природно-территориальные комплексы, устанавли вают генезис, изучают свойства и проводят их классифика цию.
8
\
В курсе лекций ландшафтного картирования рассматри ваются следующие основные вопросы:
1.Предмет, задачи ландшафтоведения и его место в фи зической географии.
2.Краткий очерк истории развития ландшафтоведения.
3.Принципы ландшафтного районирования.
4.Научное определение ландшафта.
5.Школы ландшафтоведов в СССР.
6.Признаки для выделения ландшафта в поле.
7.Морфологические части ландшафта: местности, урочи ща, подурочища, фации.
8.Порядок полевых работ при картировании природно территориальных комплексов.
9.Краткая физико-географическая характеристика района практики.
10.Изучение документации при ландшафтном картирова нии и изучение картографических материалов района прак тики.
Этот курс в Кировском пединституте читается с 1965 года. За это время студентами изучен детально ряд колхозов и сов хозов области, один зверопромхоз, выделены природно-терри ториальные комплексы ранга ландшафта и урочищ этих хо
зяйств и составлены ландшафтные карты. |
> |
||
Полевая ландшафтная съемка ведется в крупном масшта |
|||
бе по |
методике ландшафтоведов |
МГУ. Для |
полевых работ |
были |
разработаны бланки для |
списания |
фаций, урочищ, |
ландшафтов. В итоге полевой практики составляются круп номасштабные ландшафтные карты территории колхоза и дается описание к ней.
За период с 1965 по 1971 годы ландшафтной съемкой ох вачены 5 колхозов и совхозов Даровского, Котельнического, Халтуринского и Юрьянского районов, а также зверосовхоз Белохолуницкого района.
По материалам ландшафтных исследований доцентами Д. Д. Лавровым и Р. В. Лебедевой опубликована статья «О природно-территориальных комплексах колхоза им. 1 Мая Даровского района и их хозяйственная оценка». Доцентом Д. Д. Лавровым в «Ученых записках» Воронежского пединсти тута опубликована статья об опыте ландшафтного картогра фирования колхоза студентами III курса.
9